Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 01:36, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"
Поперек толстонушки. А в роток говорок,
А в ножки ходонушки. А в головку разумок.
Издавна был ясен многоплановый характер пестушек — магический заговор на здоровье ребенка (из язычества), развитие слуха, эстетического чувства и способа общения, настрой на гармоничный музыкально-поэтический лад. Пестушка пробуждала чувство ритма, желание двигаться, слушать и говорить.
Тон и манеры поведения, вежливость в общении составляли весьма важную часть нравственной культуры народа, его педагогических воззрений. Именно через народное творчество на Руси, и в других странах, определялись и выражались своя этика и эстетика отношений, способы общения с окружающими людьми.
В. И. Даль в свое время собрал воедино свод народно-поэтических моральных стандартов: «От учтивых слов язык не отсохнет», «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив», «Не стыдно молчать, когда нечего сказать». Подобные правила-наставления можно найти в «Поучении» детям Владимира Мономаха.
Однако наибольший интерес представляют разные институты воспитания и обучения, существовавшие в тот период на Руси.
Например, «кормильство» — своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам.
Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками.
Институт «кумовства» — трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родителей. С принятием христианства «кум» и «кума» стали крестными отцом и матерью.
Позже появились институт «мастеров грамоты» — одиночек и школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквах. Обучение детей было тяжелым делом, требовавшим времени и великой затраты сил, чтобы научить немногому — читать и писать. История развития русского педагогического самосознания по П. Ф. Каптереву, выдающемуся русскому педагогу конца XIX и начала XX века, проходит три периода: церковный, государственный и общественный.
Истоки педагогической мысли как отражение практики обучения и воспитания обнаруживают у различных народов, прежде всего в древних памятниках письменности. Например, в таких произведениях древнерусской литературы, как «Слово о пользе учения», «Сборник афоризмов "Пчела"», «Послание» Климента Смолятича, «Слово о законе и благодати», «Повесть об Акире Премудром» — можно почерпнуть знания об особенностях образования и воспитания просвещенной Древней Руси Х-Х1П веков. Богата традициями русская педагогическая мысль.
3. Какое влияние оказывали и оказывают идеология и политика на развитие педагогики?
Развиваясь под влиянием объективных потребностей, общества в воспитании подрастающего поколения, педагогика также не могла не испытывать влияния и факторов субъективных, которые оказывали и оказывают воздействие на разработку воспитательной теории. Такими субъективными факторами были и остаются идеология и политика. Дело в том, что воспитание выступает в качестве действенного средства формирования человека и выработки у него таких необходимых каждому обществу и государству личностных качеств, как законопослушание, соблюдение социально-экономических порядков и существующих требований морали. С другой стороны, с древних времен люди понимали, что воспитание приносит много выгод тому, кто его получает. Римский историк, Тацит (ок.58 – ок. 117) писал: «Чем сильнее был кто-либо в ораторском искусстве, тем легче для него был доступ к почетным должностям». Именно поэтому идеология и политика правящих слоев общества всегда влияли и влияют как, на организацию воспитания, так и на разработку педагогической теории.
Указанное положение подтверждается многими примерами и фактами. Еще Аристотель в своем труде «Политика», писал: «Вряд ли кто будет сомневаться, что законодатель должен отнестись с исключительным пониманием, к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, и самый государственный строй терпит от того ущерб».
Отметим, что политика и идеология влияют на разработку таких педагогических проблем, как цели воспитания, его содержание, определение методов воспитательной работы и т.д. Например, древнегреческий историк Плутарх (oк.45–oк. 127), указывая на то, что подготовка молодежи в Спарте была направлена, на защиту государства и правящей элиты, писал: «Воспитание было рассчитано на то, чтобы сделать юношей послушными, выносливыми в трудностях, способными сражаться и побеждать».
В средние века в качестве такой цели выступало формирование у человека послушания и религиозного аскетизма, хотя указанная цель по-разному осуществлялась по отношению к духовным и светским феодалам, а также к феодальному крестьянству.
Начиная с эпохи Возрождения, стали провозглашаться гуманистические цели воспитания и всестороннего развития личности. Существенные изменения происходили и в разработке методов воспитания. Если в предшествующие эпохи они были ориентированы на подавление личности ребенка путем применения угроз, различных наказаний и физических воздействий, то с гуманизацией общественных отношений стали использоваться более гуманные воспитательные методы: увещевание детей, уважение их достоинства, опора на их положительные качества и т.д.
Кто бы, что ни говорил, но с научной точки зрения и современная педагогика развивается под влиянием общественной и. политической идеологии и призвана способствовать ее утверждению и защите. Недаром французский император Наполеон в свое время говорил: «Моей главной целью при учреждении учительской корпорации служит желание управлять мыслями».
О зависимости воспитания от социально-правового и имущественного положения тех или иных классов общества весьма выразительно писал Н.Г. Чернышевский: «Политическая власть, материальное благосостояние и образованность – все эти три вещи соединены неразрывно. Кто находится в нищете, тот не может развить своих умственных сил; в ком не развиты умственные силы, тот не способен пользоваться властью выгодным для себя образом; кто не пользуется политической властью, тот не может спастись от угнетения, то есть от нищеты, то есть и от невежества».
Но поскольку в каждую историческую эпоху разрабатывались свои взгляды и подходы к воспитанию, можно говорить о педагогике рабовладельческого, феодального и современного общества. Речь в данном случае идет об официальной педагогике, формировавшейся и формирующейся под влиянием официальных правящих кругов общества, господствующей идеологии и политики. Это приводило к тому, что с давних времен в обществе существовали и формировались различные идеологические и политические течения, отражавшие интересы различных имущественных и религиозных слоев населения в области воспитания. Так, широкое распространение получили идеи иезуитского (католического) и исламского воспитания. Со времени эпохи Возрождения начали формироваться идеи социалистического воспитания (Т.Мop и Р.Оуэн в Англии, Т.Кампанелла в Италии, К.Сен-Симон, Ш.Фурье, во Франции, К.,Маркс и Ф.Энгельс в Германии, В.И.Ленин в России и т.д.).
Все это показывает, что в педагогике прошлого нужно различать то, что служило тормозом развития прогрессивных воспитательных теорий и изжило себя, став лишь достоянием истории, и то, что содержало в себе положительные элементы и способствовало разработке подлинно научных воспитательных теорий, носило и носит общечеловеческий характер.
Наконец, по уровню теоретического освещения вопросов воспитания различают научную и народную педагогику. Научная педагогика обычно связывается с углубленным освещением теоретических и методических проблем воспитания, с раскрытием и обоснованием его сущности и закономерностей.
Народная педагогика существует в форме пословиц, поговорок, сказок, преданий, а также национальных воспитательных обычаев и традиций. Она выступает как совокупность житейских представлений и практического опыта воспитания и формирования личности в детском возрасте.
Необходимость анализа и систематизации народных представлений о воспитании, его национальных обычаев и традиций привела к разработке специальной научной дисциплины – этнопедагогики (этнос – народ, нация), которая в последнее время получает все более широкое развитие.
9. Можно ли считать педагогику наукой и искусством?
Иногда даже в научной литературе педагогику неправомерно рассматривают и как науку, и как искусство. Здесь допускается смешение двух аспектов воспитания как педагогического явления – теоретического и практического, которые отнюдь не тождественны.
Теоретический аспект воспитания выступает как предмет научно-педагогического исследования и, естественно, составляет области особой науки. Но, будучи совокупностью идей, по вопросам воспитания, педагогика не может быть искусством. Искусством может быть, только практическая воспитательная деятельность, если она достигает высокой степени совершенства. Разумеется, между этими аспектами воспитания. Существует органическая взаимосвязь. Чтобы хорошо воспитывать, можно обстоятельно знать педагогическую теорию. С другой стороны, творческий подход к воспитанию способствует развитию и обогащению его теоретических основ.
Весьма убедительно показывал разницу между педагогикой как наукой и воспитательной деятельностью как искусством преподаватель Главного педагогического института в Петербурге А.Г.Ободовский (1795-1852). В изданном им в 1835 г. пособии «Руководство к педагогике, или науке воспитания» он писал: «Полное и систематическое изложение теории воспитания, Т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания или педагогикою употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство... Кто имеет основательное и полное познание науки воспитания, тот называется теоретическим воспитателем; кто же приводит успешно правила воспитания в исполнение, т.е. в самом деле, воспитывает, тот есть практический воспитатель и педагог».