Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 01:36, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"
Логика и психология широко используются при разработке принципов организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Психология изучает закономерности развития психики человека. Психологию в основном интересует само развитие психики, а педагогику – эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Интеграция этих наук привела к возникновению пограничных отраслей – педагогической психологии и психопедагогики.
Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека – развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физиологическая теория условнорефлекторной деятельности помогает раскрывать научные основы формирования у воспитуемых практических умений, навыков и привычек поведения, а также развития способностей и творческих задатков.
Положения этики используются при раскрытии процесса нравственного воспитания, эстетики – при освещении вопросов художественно-эстетического развития растущей личности и т.д. В то же время педагогика развивается благодаря творческому использованию методов исследования других наук. В частности, расширению методов экспериментальных исследований в педагогике способствовали такие науки, как физиология человека, психология, социология и др. Математика обогащает педагогику методами статистической обработки опытно-экспериментального материала.
Таким образом, идеи различных наук о человеке помогают глубже и всесторонне исследовать сущность и закономерности его личностного развития. Указывая на это положение, К.Д.Ушинский в предисловии к первому тому своего труда «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
В этом плане не менее важную мысль высказал и известный российский психолог Б.Г.Ананьев. Он отмечал, что, будучи связанной с другими науками, только педагогика может и должна интегрировать поток крайне разнородной, информации этих наук о человеке в приложении к воспитанию и сделать содержащиеся в них идеи органической частью воспитательной теории.
Нельзя не указать также на то, что педагогика в свою очередь обогащает другие науки. Например, разработанные в ней теоретические идеи о роли воспитательного коллектива в формировании личности (В.А.Лай, Н.К.Крупская, А.С.Мaкаренко) восприняты в философии, социологии, психологии и других науках. Более того, хотя другие науки и накопили немало полезного материала, относящегося к развитию личности, ни одна из них всесторонне не раскрывает закономерностей воспитания. Эту сложнейшую проблему решает только педагогика и переводит ее в область практического осуществления. Вот почему предметом особой гордости каждого педагога должно служить то, что среди представителей других наук о человеке только он, владея педагогической теорией и соответствующими методиками или, как иногда говорят, технологиями, в состоянии действенно воспитывать и формировать личность, развивая ее интеллектуально-творческие способности, высокую духовность и нравственно-эстетическую культуру.
Очевидны связи педагогики с историей и литературой, географией и антропологией, медициной и экологией, экономикой и археологией.
8. Какие дисциплины входят в систему педагогических наук?
B систему педагогических наук входят:
Общая педагогика, изучающая общие закономерности воспитания, образования и обучения.
Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.
В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:
Преддошкольная, дошкольная и школьная педагогика – подсистема возрастной педагогики. Здесь изучают закономерности воспитания человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп.
Педагогика высшей школы занимается педагогическими проблемами взрослых. Ее предмет – закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.
Сурдопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих.
Тифлопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания слепых.
Олигофренопедагогика – умственно отсталых.
Также это: школоведение; частные методики; история педагогики; сравнительная педагогика; педагогика семейного воспитания; педагогика детских и юношеских организаций; военная педагогика; педагогика профтехобразования; этнопедагогика; педагогическая инноватика и др.
2. Как произошло название науки о воспитании – педагогики и какие древние деятели и философы разрабатывали педагогические идеи?
В дальнейшем довольно широкое развитие воспитательные учреждения получили в Древней Греции. Там же в недрах философии стала разрабатываться и теория воспитания. Из Древней Греции ведет свое происхождение и название науки о воспитании – педагогика. Греческое слово пейдагогос (пейда – ребенок, гогос – вести) первоначально обозначало раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием, детей. Из Древней Греции пришли к нам и многие другие педагогические термины, например, школа (shole – досуг, игра), гимназия (gymnasion – гимнасий) – школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа и т.д.
Примечательно, что уже в древнем мире многие общественные деятели и философы высоко ценили огромную роль воспитания как в развитии общества, так и в жизни каждого отдельного человека. Афинский правитель Солон (между 640 и 635 – ок. 559 до н.э.) издал закон, по которому отец обязан был побеспокоиться об обучении своих сыновей тому или иному виду труда, и сын мог не кормить его в старости, если тот не выучил его никакому ремеслу.
Не случайно истоки теоретической педагогической мысли открывают в работах великих древних философов — Платона и Аристотеля. В рамках становящейся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодизации и раскрыли этапы образования и воспитания человека.
Платон (428 или 427–348 или 347 до н.э.) писал, что если дурным мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут несколько хуже обуты. Но если воспитатель будет плохо выполнять свои обязанности, в обществе появится целое поколение невежественных людей.
О воспитании размышляли древнегреческие философы Фалес из Милета (ок. 625 – ок. 547 до н.э.), Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н.э.), Демокрит (460 – нач. IV в. до н.э.), Сократ (469 – 399 до н.э.), Аристотель (384 – 322 до н.э.), Эпикур (341 – 270 до н.э.) и др.
Поучительные педагогические идеи выдвигали древнеримские философы и ораторы. Тит Лукреций Кар (ок. 99 – 55 до н.э.) написал философскую поэму «O природе вещей», в которой касался и вопросов воспитания. Марк Фабий Квинтилиан (oк. 35 – ок. 96) создал десять книг «О воспитании оратора» в которых содержались рекомендации по воспитанию детей и подростков, по развитию их речи, по воспитательным играм.
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых были пронизаны религиозной догматикой, проповедью аскетизма, беспрекословного повиновения и весьма слабо обогащали педагогическую теорию.
Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в эпоху Возрождения (ХIV–VI вв.) в трудах таких известных деятелей, как итальянский гуманист Витторино дa Фельтре (1378–1446), испанский философ и педагог Хуан Луис Вивес (1492–1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469–1536), французский писатель Франсуа Рабле (1494–1553), французский философ Мишель Монтень (l533–1592) и др. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма.
Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писателей, философов и ученых. Но статус науки педагогика обрела благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Он изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика», который получил мировое признание.
Однако в Европе употребление слова «дидактика» (от греч. didaktiros — поучающий, didasko — изучающий) первоначально было введено в Германии.
С 1613 г., благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу, оно понималось как искусство обучения.
Сегодня дидактика (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики.
Интенсивное
развитие педагогической теории и практики
(в рамках различных образовательно-
Таким образом, слово «Педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «Вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.
Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.
На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики.
Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.
В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:
Педагогика – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. Поэтому в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины – «андрогогика» (от греч. «андрос» – мужчина и «аго» - вести) и «антропогогика (от греч. «антропос» – человек и «аго» - вести).
Как развивалась педагогическая мысль на Руси?
Как и в других странах, вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми.
До того как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, колядках, исторических преданиях, народных приметах. Только затем, с появлением письменности, они обрели более «сухую», не иносказательную форму, и стали носить характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций.
Так, например, известно множество русских пословиц и поговорок, имеющих педагогическое назначение: «Не везде сила — где уменье, а где — и терпенье», «Чего в другом не любишь, того и сам не делай», «С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь», «Доброе братство сильнее богатства», «Природу не надо увечь, а надо беречь», «Корень учения горек, да плод сладок», «Наука не пиво, в рот не вольёшь», «Повторение — мать учения», «От умного научишься, от глупого разучишься», «Век живи — век учись», «Учение — красота, а неучение — сухота».
С глубокой древности была осознана роль материнского общения, с первых месяцев жизни ребенка. Атмосфера материнской любви, нежности, заботы выражалась специальными художественными средствами, имеющими воспитательно-развивающее значение. К ним относятся: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Материнская поэзия несла ребенку массу информации о жизни, обогащала его душу, помогала войти в мир.
Например, пестушка — короткий стихотворный приговор, которым сопровождала мать движения ребенка в первые месяцы его жизни:
Потягушки, потягушки! А в ручки хватанушки,