Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 01:36, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ
Лекция
1. Предмет и задачи педагогики
I. Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования
1.Чем была обусловлена необходимость развития педагогической теории как особой отрасли научного знания?
Изучение любой науки обычно начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась та или иная наука и что конкретно является предметом ее исследования. Недаром говорится: отыщи всему начало и многое поймешь. В то же время один из философов отмечал: перед каждой наукой ставиться требование выяснить свое место в общей системе вещей и знаний. Однако при осмыслении этих вопросов необходимо иметь в виду два следующих положения.
Первое: Любая отрасль знания формируется в науку только тогда, когда возникает общественная потребность в ней и определяются те специфические функции, которые она должна выполнять.
Второе: Всякая отрасль знания складывается в науку лишь при условии, если достаточно четко конкретизируется только ей присущий предмет исследования.
Указанные положения в полной мере относятся и к педагогике. Ее развитие было обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. в его воспитании.
В самом деле, когда речь идет о педагогике, то это понятие так или иначе ассоциируется с понятием «воспитание». Но само воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества. Накапливая опыт трудовой деятельности, совершенствуя орудия труда, познавая и преобразуя окружающий мир, люди стремились передавать этот опыт и добытые знания последующим поколениям. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка молодого поколения к жизни, тем острее становилась необходимость в его специально организованном воспитании. Таким образом, воспитание превратилось в объективную потребность общества и стало важнейшей предпосылкой его развития.
Общественный прогресс и стал возможным лишь потому, что каждое вступающее в жизнь поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Именно поэтому воспитание неотделимо от развития общества и присуще ему с самого начала его возникновения. В этом смысле воспитание иной раз считают общей и вечной категорией, подчеркивая то, что как общественное явление, как специфическая деятельность по подготовке подрастающего поколения к жизни воспитание существует в обществе на всех этапах его развития.
Однако в дородовом и родовом обществе воспитание детей осуществлялось в процессе их совместной жизнедеятельности со взрослыми и еще не выделялось в особую общественную функцию. В поэмах древнегреческого певца Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VIII в. до н.э.) показывается, что детей обучали взрослые и старики. В этих поэмах даже не встречается слово «воспитание».
Но потом положение изменяется. В более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. в различных древних странах создаются специальные воспитательные учреждения для детей и появляются лица, профессией которых было их обучение и воспитание. Наиболее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Древнего Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции, Там же зарождались и первые педагогические знания. На одном из древнеегипетских папирусов, например, было написано: «Уши мальчика на его спине. Он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная воспитательная идея, соответствовавшая духу и обычаям того времени.
4. Когда и кем педагогика была выделена в особую научную дисциплину и что является предметом ее исследования?
Как особая наука, педагогика была выделена из системы философских знаний английским естествоиспытателем Ф.Бэконом (1561–1626). В своем трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623) среди других отраслей знания, достойных быть самостоятельными, научными дисциплинами, он назвал и педагогику под которой понимал «искусство обучения чтению». Это было не только признанием ее исключительно важного значения в развитии общества, но и способствовало ее более интенсивному последующему развитию.
Немало важным стимулом развития педагогики явилось также создание специальных учебных заведений по подготовке учителей. В 1732 г., в частности, открывается первая учительская семинария в Германии (г.Штеттин). В это же время начинается подготовка учителей в России при созданной Петром I Академии наук. В 1779 г. учреждается педагогическая учительская семинария при Московском университете, а в 1804 г. в России открываются педагогические институты, в которых слушателей в той или иной мере приобщали к педагогическим знаниям. В 1840 г. вначале в российских педагогических институтах, а в 1850 г. и в университетах рождаются кафедры педагогики.
Весьма существен вопрос о том, что является предметом исследования педагогики. Для его осмысления необходимо иметь виду, что даже в некоторых учебных пособиях он освещается не совсем верно. В частности иногда считается, что поскольку педагогика разрабатывает проблемы воспитания то, следовательно, и предметом ее исследования является воспитание. Но это не совсем так. Дело в том, что хотя педагогика действительно раскрывает идеи и закономерности воспитания, эти идеи и закономерности из самой воспитательной деятельности как таковой непосредственно не вытекают. Они обусловливаются сущностью и закономерностями развития и формирования человека как социального существа, а также теми требованиями к его подготовке, которые задаются обществом.
В этой связи обратим внимание на то, как разрабатывали педагогику ее виднейшие деятели – Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо и др. Они прежде всего стремились уяснить, как развивается растущий человек, в чем состоит сущность этого развития, и лишь на этой основе освещали цели, содержание и методику воспитания.
Вот почему более правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование сущности и закономерностей развития человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитания как специально организованного педагогического процесса. Об этом еще в 1959 г. писал профессор А.Ф.Протопопов. Он отмечал: «Предметом… педагогики следует считать не воспитание, образование, обучение как деятельность, что принято в нашей педагогической литературе, а процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания».
К проблемам, которые исследует педагогика, относятся:
Педагогика – это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Основные категории педагогики
В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.
Воспитание – это один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении учебной, игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.
5. Что называется обучением?
Обучение – это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Основу обучения составляют знания, умения, навыки.
Знания – это, отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.
Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки – компоненты практической' деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая воспитываем, воспитывая – обучаем.
Обучение
– это два взаимно обусловленных
вида деятельности (преподавание
– деятельность учителя
и учение – деятельность
учащихся), направленные
на решение учебных
задач (проблем), в результате
которых учащиеся овладевают
знаниями, умениями,
навыками предметной
деятельности и развивают
свои личностные качества,
в том числе и способности
к самообучению.
6. Что такое образование?
Образование – это результат обучения. В буквальном смысле оно означает, формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах.
Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Образованным принято называть человека который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя общие причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.
Образование – это индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной и целостной системы обучения и воспитания, которая на определенных этапах своего развития переходит в самообразование.
В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.
Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.
Политехническое
образование знакомит с основными принципами
современного производства, вырабатывает
навыки обращения с простейшими орудиями
труда, которые применяются в быту и повседневной
жизни.
Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – наследственных, экологических, социальных экономических, идеологических, психологических и т.д., а также целенаправленного воспитания и собственной активности человека.
Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов. Оно связано с постоянными непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.
Социализация личности — это процесс и результат двух взаимно дополняющих видов деятельности социального воспитания и социального обучения с целью овладения социально-ролевыми функциями жизнедеятельности личности и ее самореализации в социуме.
7. Какое влияние на развитие педагогики оказывают ее связи с другими науками?
Эти связи имеют два основных аспекта. Первый – использование идей других наук для разработки воспитательной теории, второй – заимствование отдельных методов и методик исследования.
Философские науки (диалектический и исторический материализм, науковедение, социология, этика, эстетика и др.) помогают определить педагогике смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать направленность воспитания. Большое значение для уяснения сущности воспитания имеют, например, философские идеи о деятельности как факторе развития личности, о влиянии бытия и социальных условий на формирование ее сознания и др.