Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:09, лекция
Педагогика как наука. Ее предмет, категории, задачи
Педагогическая система Яна Амоса Коменского
Таким образом, воспитание как педагогическое явление включает в себя и обучение. Это 2 между собой взаимосвязанных процесса и отрывать их друг от друга нельзя. В основу организации такого воспитания должны быть положены общие закономерности и принципы воспитания.
Закономерности:
Принципы:
Содержание воспитания как педагогического процесса.
Система знаний, навыков, умений, качеств, черт личности, привычек, поведения, которыми овладевает воспитанник в соответствии с целью воспитания.(всестороннее и гармоничное развитие личности)
В настоящее время содержание процесса воспитания в нашей стране и за рубежом предлагали полож. след.идеи:
Обеспеч. совместную
деятельность детей и взрослых в
поисках нравственных образов культуры
и на этой основе разработка собственных
законов, норм жизни и труда.
Правильное воспитание должно подготовить воспитанников к решению 3х задач:
1)как гражданина
2)как работника
3)как семьянина
Понятие дидактики. Ее предмет, категории, задачи.
Дидактика предназначена для разработки теоретических основ обучения. Она изучает закономерности обучения, принципы, содержания, методы и организационные формы.
Исследователи дидактики: Песцолоцци, Дистервег (разработал комплекс требований, активизирующих учебный процесс), Ушинский, Шацкий, Есипов, Данилов, Снаткин.
Выделение ее в самостоятельную отрасль педагогики происходило по мере определения ее предмета и основных категорий.
В настоящее время предметом дидактики является общая теория обучения всем дисциплинам, а содержание отдельных дисциплин сосредоточено в частных методиках этих дисциплин. Общая дидактика и частные методики связаны между собой и дополняют друг друга.
Категории:
Закономерности обучения:
На содержание образование оказали влияние 2 теории обучения (образования): а) Теория формального образования. Возникла в середине 18 века. У ее истоков стояли Дж.Локк, Гербарт, Им.Кант. Они считали, что источником знаний является самостоятельность ума учащегося (разум). Следовательно, необходима развивать способность учащихся к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению, логическому мышлению и тд. Средством такого развития являются древние языки, история, литература, а также математика. Эта теория дала толчок для создания учебных заведений гуманитарного типа.
Б) Теория материального образования.Сложилась в конце 18 – нач. 19 в. Автором этой теории является Спенсер. Он и его сторонники считали, что источником знаний является опыт, практика. Следовательно, нужно вооружать учащихся такими научно – естественными знаниями, которые пригодны для жизни. На основе этой теории появляется другой тип учебных заведений – реальные школы, реальные гимназии и тд.
3. Процесс обучения – целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на решение задач образования, а также организация стимулирования учебно – познавательной деятельности учащихся.
Задачи дидактики:
Дидактика находится во взаимодействиях с различными формами общественного сознания и средствами социальной коммуникации(ее связь с наукой, техникой, искусством, языком). Например, дидактика ставит вопрос об образовательном значении и эффективности науки в единстве предмета, методов исследования и форм ее изложения. Наука, в свою очередь, при реализации свой образовательной функции по отношению к школьному образованию всегда нуждается в дидактическом обогащении, т.е в перемещении ее из чисто логической структуры в педагогическую логику учебного процесса. Дидактика связана с техникой. Техника выступает как область образования, как его содержание (политехническое образование) и как часть общего образования. Дидактика – не только теория обучения, но и учение об искусстве организации процессов формирования личности. Искусство тоже выступает как цель, содержание, средство образования.
Дидактика изначально связана и с языком. Эта связь прослеживается в коммуникативной, познавательной, образовательной функциях языка. В свою очередь, язык – важнейшая цель содержания и средства образования. Способствует дидактическому процессу. Выступает как лингвистический феномен. В настоящее время в связи с изменениями, происходящими в сфере образования, появлением частных альтернатив учреждений, роль дидактики значительно возрастает.
Основы педагогического мастерства
Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. Это понятие в себя включает:
1.Гуманистическая направленность профессиональной педагогической деятельности.
А) Ориентация на самого себя. Предполагается самоутверждение личности педагога
Б) Ориентация на средства педагогического воздействия
В) Ориентация на коллектив или отдельную личность
Г) Ориентация на цели
педагогической деятельности и ее соотнесенность
с государственной целью
2.Профессиональные знания.
ПЗ включают в себя: 1)Комплексность знаний – умение педагога опираться на все науки о человеке
2)Личностная окрашенность знаний – обязанность каждого педагога раскрыться перед перед учащимися, впустить их в свой мир мыслей, интересов. Не должно быть закрытой системы.
3.Педагогические особенности. Эти способности указывают на особенности протекания психических процессов, которые способствуют успешности педагогической деятельности.
В настоящее время ученые – Кузьмина, Крутецкий, Гокоголины и др. – выделяют 6 ведущих способностей к педагогической деятельности:
4.Педагогическая
техника. Включает в себя 2 группы
умений: 1)умение педагога владеть
своим поведением(умение
2)раскрывает технологическую
сторону обучения и воспитания.
В себя включает дидактические,