Лекция по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:09, лекция

Описание работы

Педагогика как наука. Ее предмет, категории, задачи
Педагогическая система Яна Амоса Коменского

Работа содержит 1 файл

Педагогика.Лекции..doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Таким образом, воспитание как педагогическое явление включает в себя и обучение. Это 2 между  собой взаимосвязанных процесса и отрывать их друг от друга нельзя. В основу организации такого воспитания должны быть положены общие закономерности и принципы воспитания.

Закономерности:

  • Характер воспитания на всех этапах развития общества определяется объективными потребностями производства и политикой правящих классов
  • Единство целей, задач, содержания, методов воспитания
  • Вера возможности роста воспитанника

Принципы:

  • В воспитании необходимо добиваться единства требовательности с уважением личности
  • В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности
  • В воспитании необходимо делать ставку на положительные качества воспитуемой личности, а не на недостатки
  • В воспитании необходимо добиваться единства действий всех участников воспитательного процесса

Содержание  воспитания как педагогического  процесса.

Система знаний, навыков, умений, качеств, черт личности, привычек, поведения, которыми овладевает воспитанник в соответствии с целью воспитания.(всестороннее и гармоничное развитие личности)

В настоящее время  содержание процесса воспитания в нашей  стране и за рубежом предлагали полож. след.идеи:

  1. Обеспеч. реализм целого воспитания подрастающего поколения.Предлагается в след.формулировке: разностороннее развитие личности, опирающееся на ее таланты и дарования. Средством достижения такой цели являются базовые основы культуры (культура труда, производ. культура, культура семейных отношений, политич. Культура, экономическая, экологическая). 

    Обеспеч. совместную деятельность детей и взрослых в  поисках нравственных образов культуры и на этой основе разработка собственных  законов, норм жизни и труда. 

  1. Формирование культуры жизненного самоопределения. Культура предполагает гражд., профессион., нравств. самоопределение. Все задачи должны решаться в гармонии человека с самим собой.
  2. Личностная направленность
  3. Представление свободы выбора
  4. Преодоление неправильного понимания места и роли коллектива на развитии личности

Правильное воспитание должно подготовить воспитанников  к решению 3х задач:

1)как гражданина

2)как работника

3)как семьянина

Понятие дидактики. Ее предмет, категории, задачи.

Дидактика предназначена  для разработки теоретических основ обучения. Она изучает закономерности обучения, принципы, содержания, методы и организационные формы.

Исследователи дидактики: Песцолоцци, Дистервег (разработал комплекс требований, активизирующих учебный  процесс), Ушинский, Шацкий, Есипов, Данилов, Снаткин.

Выделение ее в самостоятельную  отрасль педагогики происходило  по мере определения ее предмета и  основных категорий.

В настоящее время  предметом дидактики является общая  теория обучения всем дисциплинам, а  содержание отдельных дисциплин сосредоточено в частных методиках этих дисциплин. Общая дидактика и частные методики связаны между собой и дополняют друг друга.

Категории:

  1. Образование – целенаправленный процесс и результат владения системой научных знаний и интеллектуальных навыков и умений, формирование мировоззрения нравственно – эстетических качеств личности, развитие ее способностей. Образование достигается посредством обучения, социальной среды, СМИ и самообразования.
  2. Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, в ходе которого обеспечивается передача знаний, навыков, умений и овладение ими. Обучение подчинено общим закономерностям.

Закономерности обучения:

  1. Всеобщие устойчивые связи между процессом обучения и социальными процессами, а также связи внутри процесса обучения между целями, содержанием, формами, методами обучения.
  2. Содержание обучения (образования) – система научных знаний, практических навыков и умения, мировоззренческих и нравственно – эстетических идей, которыми овладевают учащиеся в процессе обучения.

На содержание образование  оказали влияние 2 теории обучения (образования): а) Теория формального образования. Возникла в середине 18 века. У ее истоков стояли Дж.Локк, Гербарт, Им.Кант. Они считали, что источником знаний является самостоятельность ума учащегося (разум). Следовательно, необходима развивать способность  учащихся к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению, логическому мышлению и тд. Средством такого развития являются древние языки, история, литература, а также математика. Эта теория дала толчок для создания учебных заведений гуманитарного типа.

Б) Теория материального  образования.Сложилась в конце 18 – нач. 19 в. Автором этой теории является Спенсер. Он и его сторонники считали, что источником знаний является опыт, практика. Следовательно, нужно вооружать учащихся такими научно – естественными знаниями, которые пригодны для жизни. На основе этой теории появляется другой тип учебных заведений – реальные школы, реальные гимназии и тд.

3. Процесс обучения  – целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на решение задач образования, а также организация стимулирования учебно – познавательной деятельности учащихся.

Задачи дидактики:

  1. Как посредством обучения достигается образование
  2. Каковы возможности (границы) организации процессов образования
  3. Каковы образовательные возможности человека
  4. Исследовать сущности обучения, пути повышения его развивающего влияния на учащихся
  5. Определить содержания обучения
  6. Изучение закономерностей учебно  - познавательной деятельности учащихся
  7. Разработка системы педагогических методов обучения
  8. Разработка организационных форм обучения

Дидактика находится  во взаимодействиях с различными формами общественного сознания и средствами социальной коммуникации(ее связь с наукой, техникой, искусством, языком). Например, дидактика ставит вопрос об образовательном значении и эффективности науки в единстве предмета, методов исследования и форм ее изложения. Наука, в свою очередь, при реализации свой образовательной функции по отношению к школьному образованию всегда нуждается в дидактическом обогащении, т.е в перемещении ее из чисто логической структуры в педагогическую логику учебного процесса. Дидактика связана с техникой. Техника выступает как область образования, как его содержание (политехническое образование) и как часть общего образования. Дидактика – не только теория обучения, но и учение об искусстве организации процессов формирования личности. Искусство тоже выступает как цель, содержание, средство образования.

Дидактика изначально связана и с языком. Эта связь прослеживается в коммуникативной, познавательной, образовательной функциях языка. В свою очередь, язык – важнейшая цель содержания и средства образования. Способствует дидактическому процессу. Выступает как лингвистический феномен. В настоящее время в связи с изменениями, происходящими в сфере образования, появлением частных альтернатив учреждений, роль дидактики значительно возрастает.

Основы  педагогического  мастерства

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. Это понятие в себя включает:

1.Гуманистическая направленность профессиональной педагогической деятельности.

  • Ценностные ориентации

А) Ориентация на самого себя. Предполагается самоутверждение личности педагога

Б) Ориентация на средства педагогического воздействия

В) Ориентация на коллектив  или отдельную личность

Г) Ориентация на цели педагогической деятельности и ее соотнесенность с государственной целью воспитания.

  • Соединение в себе любви учащегося к себе и своего дела
  • Умение педагога осуществляет всестороннее и гармоничное развитие личности

2.Профессиональные  знания.

ПЗ включают в  себя: 1)Комплексность знаний – умение педагога опираться на все науки  о человеке

                                       2)Личностная окрашенность знаний – обязанность каждого педагога раскрыться перед перед учащимися, впустить их в свой мир мыслей, интересов. Не должно быть закрытой системы.

                                       3)Уметь представить знания через  призму собственной позиции

                                       4)Профессиональные знания должны  формироваться на следующих уровнях:а)на  методологическом, б)на теоретическом,  в)на методическом, г)на технологическом.

3.Педагогические  особенности. Эти способности указывают на особенности протекания психических процессов, которые способствуют успешности педагогической деятельности.

В настоящее время  ученые – Кузьмина, Крутецкий, Гокоголины и др. – выделяют 6 ведущих способностей к педагогической деятельности:

  • Коммуникабельность (умение общаться)
  • Перцептивные способности (восприятие аудитории, педагогическая зоркость, педагогическая интуиция, эмпатия)
  • Динамизм личности (способность педагога к активному воздействию на человека/ученика, аудиторию). Способность педагога к убеждению и внушению
  • Способность педагога к психической устойчивости (эмоцион.устойчивость). Умение владеть собой, ситуацией. Умение держать себя в руках.
  • Способность педагога к оптимистическому прогнозированию
  • Креативность (способность педагога к творчеству)

4.Педагогическая  техника. Включает в себя 2 группы  умений: 1)умение педагога владеть  своим поведением(умение педагога  владеть своим организмом –  мимика и пантомима), социально  – перцептивные умения(наблюдательность, воображение педагога), техника речи (темп, ритм, дикция).

2)раскрывает технологическую  сторону обучения и воспитания. В себя включает дидактические,  организаторские, конструктивные, коммуникативные  умения; педагогич. Приемы, предъявления  педагогич. требований. 
 

Информация о работе Лекция по "Педагогике"