Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:09, лекция
Педагогика как наука. Ее предмет, категории, задачи
Педагогическая система Яна Амоса Коменского
Педагогика как наука. Ее предмет, категории, задачи.
Педагогика как отрасль возникла в древнее время в недрах философии. Первое упоминание о педагогике относится к 4 в. До н.э.
«Педагогика»: «пейдо» - дитя, «аго» - вести (детовождение). Первоначально педагогом называли раба, который вел ребенка своего хозяина в школу/ из школы. Отделение педагогики от философии произошло в конце 15 – нач. 16 в. н. э. Статус педагогики как науки закрепил чешский педагог Ян Амос Коменский.
Сегодня педагогика представляет собой науку о законах воспитания, обучения и образования детей и взрослых. Выделение ее в науку происходило по мере определения ее предмета и основных категорий.
Предметом педагогики является воспитание в интегральном дифференциальном значении. В этом смысле воспитание характеризуется несколькими значениями:
Категории:
А) если воспитание обозначает весь процесс всестороннего развития личности, включая сюда и специальную воспитательную работу по формированию социальных и духовных отношений (например, взгляды, убеждения, качества, привычки), то оно рассматривается в широком значении.
Б) Если воспитание обозначает только формирование социальных и духовных отношений (без обучения), то оно рассматривается в узком значении.
Задачи:
А) Разработка нового содержания, форм, методов в области воспитания и обучения
Б) изучение и обобщение опыта педагогической практики
В) внедрение результатов педагогических исследований в практику
Г) Прогнозируется образ на ближайшее и отдаленное будущее
2. Временные
А) Создание библиотек и электронных учебников
Б) Причины возникновения конфликтных ситуаций «учитель – ученик»
В) Причины возникновения познавательной ленности студента
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
По мере развития
новых знаний происходит расширение
отраслей педагогически, появление
новых теоретических и
Специальные педагогические дисциплины: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, лечебная педагогика, история педагогики.
Педагогическая система Яна Амоса Коменского
Мировоззрение Коменского формируется под влиянием античной педагогики, гуманистов эпохи Возрождения.
От них взял идею о всестороннем и гармоничном развитии личности, о естественных способностях детей, о взаимозависимости ребенка и природы, и создает свой естественный метод обучения и воспитания детей, в основу которого положен принцип природосообразности. Исходя из этого, Коменский впервые в нашей эре разрабатывает следующую возрастную периодизацию:
1 ступень. От рождения до 6 лет. Детство. Развитие органов чувств и физическое воспитание
2 ступень. 6 – 12 лет. Отрочество. Развитие памяти, мышления и сопутствующ. Им органов (развитие рук и речи)
3 ступень. 12 – 18 лет. Юность. Дальнейшее развитие мышления, формирование суждений, понятий.
4 ступень. 18 –
14 г. Возмужалость. Развитие воли
и способности сохранять
Для этих возрастных ступеней предназначалась единая демократическая сеть учебных заведений. Так для 1ой возрастной ступени предназначалась материнская школа.
Для 2ой – школа родного языка. Эти школы открывались повсеместно. Основные предметы – чтение, письмо, счет.
Ян Амос Коменский пишет учение по географии, геометрии, астрономии.
Для 3ей – школа латинского языка (гимназия). Эти школы открывались в каждом крупном городе.
1 курс – грамматический
класс. Основное внимание
2 курс – физический класс. Книга «Физика»
3 курс – математический
класс. Коменский пишет
4 курс – этический
класс. «Правила поведения,
5 курс – диалектический класс. Главные предметы – диалектика, философия
6 курс – риторический класс.
Для 4 возрастной
ступени предназначалась
Заканчиваться образование должно путешествием, чтобы пополнить свои знания.
Большой вклад Коменский ввел в организацию школьной жизни:
Весь характер школьной жизни он описал в книге «Правило хорошо благоустроенной школы»
Вся дидактика Коменского
носит сенсуалистический
Наряду с обучением Коменский уделял большое значение и воспитанию.
- Научное образование
( познание самого себя и
-Нравственное воспитание
(формирование
-Религиозное воспитание (заботы о душе человека).
В этой работе он раскрывает ряд требований , которые предъявляются учителю.
ОСНОВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
В ходе развития педагогики сложился ряд педагогических систем, в основу которых были положены ведущие философские идеи, теории, концепции. Основными из них являются:
Прагматизм – философско – педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, за достижение цели воспитания в практической деятельности. У его истоков стояли Перс и Джемс. Джон Дьюи – их идеи ввел в систему, назвав ее инструменталистской.
Основные ее положения:
К середине 20 века эти идеи в Америке потеряли свою популярность в силу прикладного характера обучения и воспитания, поэтому во 2 половине 20 века его последователи Маслоу, Роджерс, Хук, Комбс и др. дополнили его систему новыми положениями, новым пониманием воспитания как средство социализации личности и реанимировали под названием неопрагматизм. Педагогику неопрагматизма они свели:
- Человек вне самого себя, вне собственных размышлений, оценок, не должен искать оснований для своей деятельности
- Человек в своих поступках и действиях должен руководствоваться своей волей и своими желаниями.
Неопозитивизм – философско – педагогическое направление, пытающееся обосновать комплекс явлений в общественной жизни ( в том числе в области воспитания и образования) под воздействием научно –технической революции. Оно возникло на этических идеях Платона, Аристотеля, Канта и получило широкое распространение сейчас в целом ряде стран. Оно представлялось 2 разновидностями – «новый гуманизм» и «сциентизм». Сторонники этих направлений – Пиперс, Харрис, Вильсон, Кольберг – выступали за:
Кроме того, сциенисты считали, что нужно доверять не чувствам, а логике, сознанию и создавать обстановку для самовыражения, самоутверждения. Также выступали за то, что человек сам должен составлять программу своего развития. Целью воспитания является формирование человеческого «я».
Экзистенциализм – философское направление, утверждающее, что высшей ценностью мира является человек, личность. Каждый человек своеобразен, уникален, неповторим. Является носителем собственной нравственности. Сторонники этого направления – Брейзах, Казотти, Баррет, Марсель, Больков – утверждали, что обществу, в котором живет человек с его угрозами, опасностями, постоянно угрожает человеческому существованию.
Человек вынужден жить во враждебной ему среде, что общество пытается нивелировать, лишить уникальности, своеобразия. Общее воспитание малопригодно для человека. Отсюда вывод, что человек должен сам себя создавать.
Отсюда взят курс на крайний индивидуализм. Массы, коллективы в таком обществе нельзя воспитать,их можно только дрессировать. Воспитать можно только индивида.
-Основными силами,
позволяющими воспитанникам