Лекция по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:09, лекция

Описание работы

Педагогика как наука. Ее предмет, категории, задачи
Педагогическая система Яна Амоса Коменского

Работа содержит 1 файл

Педагогика.Лекции..doc

— 114.00 Кб (Скачать)

-Центром педагогического воздействия является подсознание (чувства, импульсы, построения, интуиция). Сознание, логика занимают второстепенную роль.

В учебных заведениях учителя, педагоги должны создавать  свободную атмосферу для самовыражения  учащихся, не ограничивать этот процесс. Учителя должны предоставлять каждому ученику право идти собственным путем в своем развитии в меру отпущенных им природой способностей.

Неотомизм – философско – религиозная концепция, получившая свое название по имени средневекового богослова Тамы (Фомы) Аквинского. Неотомисты – Каннингам, Моритен – утверждали, что высшей ценностью мира является религия. Она определяет человеческое бытие и его воспитание. Мир – творение божественного разума, и наукой он не познаваем. Познать его можно на путях приближения к богу. В области образования нудно формировать истинное образование, которое приобщает молодежь к культуре, основанной на религиозных ценностях и воспитывающей у нее веру в бога.

В области воспитания наука и религия должны взаимодействовать  друг с другом, дополнять друг друга, при этом науке должны быть отданы все явления, существующие в плотном физическом мире, а религии – духовные идеи, идущие от бога.

Педагогика неотомизма обусловлена двойственной природой человека, т.е он одновременно является личностью и индивидом. Как индивид, он обладает плотным физическим телом и подчиняется законам этого плотного физического мира. Как личность, он подчиняется только богу и возвышается над этим физическим миром.

Цели воспитания определяет не наука, а религия, положив в основу духовное начало.

Религия основное внимание уделяет формированию общечеловеческих добродетелей. Религия выводит их христианск. Нравственных и религиозных  положений о терпимости, смирении и не противлении богу. Религия  определяет цели воспитания – ближайшую и дальнюю. Ближайшая – самосовершенствование в земных условиях. Дальняя – забота о спасении души.

Религия должна быть положена в основании всех учебных  программ.

Бихевиоризм – психолого  – педагогическая концепция технократич. воспитания, т.е воспитания, опирающегося на новейшие достижения науки о человеке и использующие современные методы исследования запросов, интересов воспитуемых и факторов, детерминирующих (определяющих) поведение человека – ввел вклад в науку о человеке положением по зависимости поведения от стимула раздражителя, и выразил эту зависимость в виде формулы: S-R

Последователи –  Скиннер, Пресси, Толмен – дополнили  эту формулу новым положением о подкреплении: S – R – P

Поведение человека – управляемый процесс. Оно зависит от правильно подобранного стимула и требует положительного подкрепления.

Скиннер добился  больших результатов в дрессировке  животных Эта формула применима  и по отношении к человеку.

Необихевиористы считают, что главное в этой формуле  – действие. Необихевиористы считают, что в учебном заведении нужно создавать напряженную умственную обстановку, управляемую с помощью рациональных алгоритмов(для формирования рационального мышления).

-Оказать помощь  учащимся в совершенствовании  индивидуальной деятельности

-Целью воспитания в школе/ВУЗах является формирование качеств индустриальн.человека( коммуникабельность, активность, организованность, предприимчивость)

-В учебно –  воспитательном процессе необходимо  широко использовать электронно  – вычислительную технику

Педагогическая система Джона Локка

Является автором  элитарной домашней системы воспитания. Бойль – дружба с Локком. Будут  приняты в члены британской академии наук.

Локк создал компромиссную  систему воспитания. Целью воспитания он считал подготовку джентльмена – делового человека. Второстепенная цель воспитания – приучение детей трудящихся масс к набожности, смирению и послушанию.

1 цель – «Мысли  о воспитании»

2 цель – статьи  о рабочих школах

Еще раньше в философской  работе «Опыты о человеческом разумении» он отстаивает учение сенсуализма о происхождении знаний из чувственного опыта. И подчеркивает, что человеческая душа подобна чистой доске )никаких знаний человек не имеет. Все,что он имеет – благодаря воспитанию и наследственности). Он раскрывает следующую воспитательную систему:

  1. Физическое воспитание (раскрывает методику физ. Закаливания)
  2. Нравственное воспитание – воспитание нравственного характера, дисциплинирование характера. Формирование путем выработки у воспитанников деятельность наперекор собственным склонностям, желаниям.

- Методы убеждения

- Среда

- Поощрение и порицание

     3.   Воспитание благоразумия (научить  срывать маски с людей и  тд)

     4.   Умственное воспитание

Задачи:

А)Показать жизненную  пользу знаний

Б)Ознакомить воспитанника с различными отраслями знаний

В)Вырабатывать умение самостоятельно добывать знания, когда  в этом возникает необходимость

Программа умственного  воспитания: чтение, письмо, математика, астрономия, история,география,…плавание,путешествия.

       5.  Трудовое воспитание

Столярное дело, плотницкое дело, сельско – хозяйственное  дело, гравирование, лако – красочное дело.

Его рекомендации воспитателям:

-Нельзя идти на  поводу у ребенка, но нельзя  и не удовлетворять его законные  требования

-Не воспитывать  правилами, а воспитывать ласковыми доводами

-Учитывать, на  какой возрастной ступени стоит  ребенок, чтобы определиться в  методах воспитания

-Вести наблюдения  за ребенком

Смотреть, в какую  сторону он уклоняется в своем  развитии.

«О воспитании разума» - умение делать выводы и тд.

Педагогическая система Ж. Руссо

В основе мировоззрения  Руссо был положен принцип  «естественности»:

  1. Естественное право человека на труд и свободу
  2. Свободная религия (выступает против церковных обрядов, выступает как атеист и говорит, что не стоит ходить в церковь, и каждый должен иметь бога у себя в душе)
  3. Естественное воспитание

В основе воспитания должен быть положен принцип следования указаниям природы, и к ребенку  Руссо подходил как к природному совершенству, и воспитание должно следовать за развитием, не мешать ему. В соответствии с этим принципом каждой возрастной ступени должен соответствовать и соб. Формы, методы его обучения и воспитания. В основе воспитания должно быть положено трудовое начало, которое развивает в ребенке инициативу и самодеятельность.

Интеллектуальному воспитанию должно предшествовать развитие физических сил ребенка и органов  чувств. Воспитание молодого человека должно осуществляться вдали от цивилизации  на лоне природы.

В противовес феодальной системе воспитания, которая была направлена на подготовку военного, дипломата, он противопоставлял свою систему воспитания, в основу которой положил величайшее внимание к личности воспитанника.

В соответствии с  принципом природосообразности Руссо разработал след. возрастную периодизацию:

1 ступень: от рождения  до 2х лет. Развитие физических  сил и органов чувств. Под руководством  гувернера, домашнего воспитателя.  Воспитатель должен понимать  немую речь ребенка.

2 ступень: от 2х  до 12 лет. Развитие внешних чувств. На этой ступени еще не нужно нравственное воспитание.

3 ступень: от 12 до 16 лет. Трудовое и умственное  воспитание. В основе умственного  воспитания должен был положен  принцип интереса

4 ступень: от 16 до 24 л. Ступень нравственного и полового воспитания.

Возвращение в общество, в городскую жизнь. В основу нравственного  воспитания положено 3 задачи:

  1. Воспитание нравственных чувств
  2. Воспитание нравственных суждений через изучение биографии великих людей
  3. Воспитание добрых дел путем включения в практическую деятельность

Руссо считал, что 3 фактора  оказывают влияние на развитие человека:

  1. Природа, которая позволяет обнаружить в воспитаннике его природные задатки
  2. Люди, позволяющие развить природные задатки
  3. Вещи. Приобретение личного  опыта при общении с вещами.
 

Методы воспитания:

  1. Ограничение ребенка в общении с любыми вещами, игрушками
  2. Воспитание с помощью естественных последствий
  3. Помещение ребенка в темную комнату

5ая часть книги  посвящена женскому воспитанию. В основе женского воспитания – принцип естественности, в зависимости от своего повелителя. Она должна быть воспитана для исполнения его воли. Не нужно умственное образование. Должна исповедовать религию, которую исповедует ее муж.

Л. Н. Толстой –  мыслитель и новатор. Его педагогические взгляды тесно переплетаются с философскими воззрениями.

Педагогическая деятельность охватывает 3 периода:

  1. 1859 – 1862 – по его словам, это лучший период в его жизни. Посещает 5 стран: Англию, Бельгию, Францию, германию, Швейцарию; изучает их педагогику. Вернувшись, решает, что надо пересмотреть теор. Основы педагогики. Считает образование главным предметом педагогики. Потом признал, что воспитание. 2й вывод – система образования и в России,и за рубежом носит насильственный характер. Перестраивает свою яснополянскую школу
  2. 1870 – 1876 г.  – В 1875 – 76 пишет учебник по арифметике, потом азбуку. Пишет 4 книги для чтения и методику первоначального обучения.
  3. 1880 – 1910 – Его школа была 3х годичной начальной крестьянской школой. В ее основание он положил гуманистич. Принципы. Развитие у детей активности с/м мышления, всех способностей. Школа являла собой творч. Лабораторию. Применялись художественные рассказы, своб. беседы с учениками, экскурсии, написание сочинений на свободные и заданные темы, физические опыты. Было 3 класса. В них обучалось 40 – 50 человек.

В основу обучения положен  принцип интереса.  В старших  классах Толстой вел математику, историю, беседы и  физ.опыты. Принципы сознательности, наглядности и доступности. Изучали 12 предметов. Опыт этой школы изучали. Положительный опыт школы и свои педагогические освещал Л.Н. в своем пед .журнале «Ясная поляна».

Пед. деятельность Толстого связана с исследованием проблемы личности. Сущность человека он связывал с нравственностью, с умением  подчинять желания сознанию, личное подчинять благу других, нравственность – родовой признак человека. Надо уметь делать свою жизнь не проивод. Обстоятельств, а души. Толстой считал, что человек состоит из 2х деятельностей: одна ограничена, зависима, исходит от тела и сост. Потребности человека. Вторая – воля, идущая от души, разума и совести. Сама себя определяет и удовлетворяет. Толстой выступает против потребляющей концепции человека. В статье о нар. Образовании он отмечает : если обучение и воспитание будут нацелены на  биологический уровень развития детей, то это явится тормозом нравственного, теоретического развития детей и приведет к тому, что все высшие способности человека уступят место полуживотным способностям. Поэтому школа должна воспитывать в детях творч. И нравств. Личность. Включ.в процессе формирования детей волевой деятельности, идущей от души. На примере своей школы он показывает, что творч., нравств., способности раскрываются тогда, когда дети становятся учениками педагогического процесса. В работе о жизни он обосновывает необходимость отказа от эгоцентризма в понимании существ друг другу, в перенесении цели себя в другого человека. Нужно жить в обществе по нравственному закону:

  1. Постоянный выбор своих поступков, самооценка, самоанализ.
  2. Эмоциональное удовлетворение
  3. Чтобы стать нравственной личностью, нужно культивировать альтруистический стиль общения

Л.Н. Толстой высказал мысль о необходимости нравственной революции в обществе. Только на этой основе можно сделать жизнь  произвед.души.

Воспитание  как педагогическое явление.

Воспитание –  не односторонний, а двусторонний процесс, в котором, с одной стороны, есть планирование, управление, педагогическое воздействие, организация, а с другой – собственное отношение воспитанников  к педагогическим воздействиям. Эффективность воспитательной работы будет в том случае, если:

  1. У воспитанника будет сформировано положительное отношение к педагогическим воздействиям и потребность в дальнейшем работы над собой.
  2. Если воспитание явится средством, способствующим присвоению/овладению социальным опытом – а) Овладевает знаниями, б)практические навыки и умения в различных видах труда, в)способы творческой деятельности, г)социальные и духовные отношения(взгляды, убеждения, привычки)
  3. Включение в различные виды деятельности для овладения общественным опытом
  4. Для владения социальным опытом педагогик должны руководствоваться 2 способами: а) организация для воспитанников учебно – познавательной деятельности и специальное их обучение, б) организация специальной воспитательной работы, проводимой как в процессе обучения, так и выходя за его рамки.

Информация о работе Лекция по "Педагогике"