Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:52, реферат
Процесс научного познания носит по самой своей сущности творческий характер. Законы, управляющие процессами природы, общества и человеческого бытия, не просто вписаны в наши непосредственные впечатления, они составляют бесконечно разнообразный мир, подлежащий исследованию, открытию и осмыслению. Этот познавательный процесс включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел, и здравый смысл.
Введение ............................................................................................................ 2
1. Понятие науки и научного познания................................................... 3
2. Теория как высшая форма организации научного познания............. 5
3. Критерии и нормы научности............................................................... 8
3.1 Эталоны научного знания......................................................... 8
3.2 Вненаучное знание.................................................................... 9
3.3 Принципы верификации и фальсификации............................ 11
3.4 Анализ становления закона Менделеева................................. 15
4. Проблемы границ научного метода и научности.............................. 16
Заключение ..................................................................................................... 19
Список литературы.......................................................................................... 22
Научное познание на обоих уровнях осуществляется на основе оперирования абстракциями. Для эмпирического уровня характерно оперирование эмпирическими объектами. Эмпирические объекты – это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей. Они отличаются от реальных объектов, которым присуще бесконечное число признаков. В эмпирическом познании реальные объекты представлены в образе идеальных объектов, обладающих жестко фиксированным и ограниченным набором признаков. Идеализированные теоретические объекты в отличие от эмпирических объектов, наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном взаимодействии, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта. Например, материальную точку определяют как тело, лишенное размера, но имеющее массу. Таких тел в природе нет. Они выступают как результат нашего мыслительного конструирования, когда исследователь строит идеальный объект, который отражает только сущностные связи.
Эмпирический и теоретический типы познания различаются по методам исследовательской действительности. Основными методами эмпирического исследования являются наблюдения, реальный эксперимент, описания и др. В теоретическом же исследовании применяются такие методы как идеализация – построение идеализированного объекта, методы построения теории: аксиологический, гипотеко-дедуктивный, метод восхождения от абстрактного к конкретному и тд.
Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны. Эмпирическое исследование, выявляя новые данные, стимулирует теоретическое познание, которое эти данные обобщает и объясняет. С другой стороны, теоретическое познание, способное предсказывать новые закономерности, ориентирует и направляет эмпирическое познание в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот, но очевидно, что высшей формой научного познания является теория.
К структурным компонентам теоретического познания относятся проблема, гипотеза и теория. Эти компоненты выступают как узловые моменты построения и развития знания на теоретическом уровне. Построению теории предшествует выдвижение гипотезы, а построение гипотезы начинается с проблемы. Когда теория не может объяснить заинтересовавшие факты, ее необходимо улучшать, изменять или заменять путем решения проблемы.
Проблема – это то, что нужно познать, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема – это процесс, включающий два этапа движения познания: постановку и решение. Умение верно поставить проблему – залог ее успешного решения. Проблемы возникают или как следствие противоречий в отдельной теории, или при столкновении теории с наблюдениями. Научные проблемы следует отличать от ненаучных, например, проблема создания вечного двигателя. Проблемы существуют теоретические и практические.
Гипотеза – предположение, сформулированное на основе фактов, истинное значение которого нуждается в доказательстве. С помощью гипотез исследователи ставят мысленные эксперименты, строят модели явлений и фрагментов действительности.
Предположение, не подразумевающее возможность проверки на соответствие фактам и экспериментальному подтверждению, не является научной гипотезой. Принципиальная проверяемость гипотезы выражается в свойствах фальсифицируемости (опровержения) и верифицируемости (подтверждения). То есть необходимо найти те условия, при которых верность предположения должна быть подтверждена, а ее неверность обязательно должна проявить себя. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, третьи отбрасываются. Стадию гипотезы успешно прошел периодический закон Д.Менделеева, а гипотеза о существовании теплорода была отвергнута. Решающей проверкой истинности гипотезы является практика во всех своих формах, вспомогательную роль играет логический (теоретический) критерий истины. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.
Теория – высшая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примеры этой формы знания – механика И.Ньютона, теория относительности А.Эйнштейна.
Любая научная деятельность осуществляется с помощью методов. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь, т.е. метод, должны быть истинными. Метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Теория, отражая действительность, преобразуется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, которые возвращаются в теорию, а через нее – в практику. Объективная сторона метода заключается в том, что происходит он из практики, из материальной действительности. Субъективная сторона – носителем метода является конкретный индивид. Метод – это орудие, с помощью которого субъект соотносится с объектом.
Методы
эмпирического исследования (наблюдение,
эксперимент, сравнение, описание, измерение)
никогда не проводятся «вслепую», а всегда
направляются какой-либо концептуальной
идеей, теорией. Методы
теоретического познания (формализация,
аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный
метод) основываются на эмпирических исследованиях.
Эти методы создают и исследуют идеализированные
объекты. В их создании играют определенную
роль не только результаты непосредственного
контакта с миром, но и способность ума
к абстрагированию, творческое воображение
и интуиция. Очевидно, что это характеризует
теоретическое познание как высшую форму
научного знания.
3. Критерии и нормы научности
3.1 Эталоны научного знания
В нормах научности представлены цели научной деятельности и способы их достижения. В эталон научного знания входят:
Методологией
науки сформулированы основные критерии
и нормы научности. Для понимания важности
разграничения псевдонаучных идей от
научных рассмотрим более подробно псевдонаучные
идеи.
3.2 Вненаучное знание
Существуют другие формы знания и познания, не отвечающие критериям научности. Это обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, мифологическое. К ненаучным формам познания относят магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистическое и эзотерическое познание, «оккультные науки». А это значит, что познание не может быть ограничено только сферой науки, оно существует и за ее пределами. Причем многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного. Например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. Современный американский методолог науки П.Фейерабенд обосновал мысль о том, что теория познания не может ограничиться анализом только научного знания. Необходимо исследовать и все другие многообразные формы, наука не может заменить другие течения и быть «единственно возможным способом решения проблем». Наука – лишь один из главных инструментов, которые человек изобрел для того, чтобы познать окружающий мир. Философ призывает видеть многообразие форм познания и способов понимания природы и общества (рилигия, мифы, наука и т.д.), исходить из необходимости выбора между ними и ни одну из них не представлять в качестве меры метода и знания. То есть, в современном обществе должны сосуществовать обе стороны – разум (мышление, наука) и «неразумие» (иррациональное).
Была предложена классификация форм вненаучного знания 3 и выделены его формы:
Ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира.
Донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного.
Паранаучное как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранормального (пара (греч)-около,при) знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающимися за обычными явлениями
Лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание
Квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Появляется в условиях жестко проявленного идеологического режима.
Антинаучное как утопическое и сознательно искажающее представления о действительности, как бы подход с противоположным знаком
Псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, о снежном человеке, о лох-несском чудовище.
Т.Г.Лешкевич. и Л.А.Мирская выделяют три основные вида познавательных феноменов: паранормальное знание, псевдонаука, дивиантная наука.
Паранормальное знание включает в себя учение о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями (мистика, спиритизм, телепатия, ясновидение, психокинез). Для псевдонаучного знания характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок, умелая обработка фактов. Его отличительные признаки – рассказ историй и безошибочность. Термин «дивиантное» означает отклоняющуюся от принятых и устоявшихся стандартов познавательную деятельность, то есть не признаются нормы, разделяемые большинством членов научного сообщества.
Проблема
заключается в том, что для
придания большего веса своим воззрениям
некоторые представители
3.3 Принципы верификации и фальсификации
В рамках философии науки можно выделить ряд крупных школ: неокантианство, позитивизм и неопозитивизм, критически рационализм, «философию и методологию научного познания».
Понятие «позитивизм» означает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания. Родоначальником этого философского течения является Огюст Конт (1798-1857). Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека. Первая, теологическая, стадия все явления объясняет на основе религиозных представлении, вторая – метафизическая, заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Задача этой стадии критическая: разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию – позитивную, научную. Вторая стадия в развитии позитивизма – эмпириокритицизм. Принципиальное отличие данной стадии развития позитивизма от предшествующей состоит в том, что основную задачу философии её представители видели не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного знания.