Критерии и нормы научности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:52, реферат

Описание работы

Процесс научного познания носит по самой своей сущности творческий характер. Законы, управляющие процессами природы, общества и человеческого бытия, не просто вписаны в наши непосредственные впечатления, они составляют бесконечно разнообразный мир, подлежащий исследованию, открытию и осмыслению. Этот познавательный процесс включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел, и здравый смысл.

Содержание

Введение ............................................................................................................ 2
1. Понятие науки и научного познания................................................... 3
2. Теория как высшая форма организации научного познания............. 5
3. Критерии и нормы научности............................................................... 8
3.1 Эталоны научного знания......................................................... 8
3.2 Вненаучное знание.................................................................... 9
3.3 Принципы верификации и фальсификации............................ 11
3.4 Анализ становления закона Менделеева................................. 15
4. Проблемы границ научного метода и научности.............................. 16
Заключение ..................................................................................................... 19
Список литературы.......................................................................................... 22

Работа содержит 1 файл

Критерии и нормы научности.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     Научное познание на обоих уровнях осуществляется на основе оперирования абстракциями. Для эмпирического уровня характерно оперирование эмпирическими объектами. Эмпирические объекты – это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей. Они отличаются от реальных объектов, которым присуще бесконечное число признаков. В эмпирическом познании реальные объекты представлены в образе идеальных объектов, обладающих жестко фиксированным и ограниченным набором признаков. Идеализированные теоретические объекты в отличие от эмпирических объектов, наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном взаимодействии, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта. Например, материальную точку определяют как тело, лишенное размера, но имеющее массу. Таких тел в природе нет. Они выступают как результат нашего мыслительного конструирования, когда исследователь строит идеальный объект, который отражает только сущностные связи.

     Эмпирический  и теоретический типы познания различаются по методам исследовательской действительности. Основными методами эмпирического исследования являются наблюдения, реальный эксперимент, описания и др. В теоретическом же исследовании применяются такие методы как идеализация – построение идеализированного объекта, методы построения теории: аксиологический, гипотеко-дедуктивный, метод восхождения от абстрактного к конкретному и тд.

     Эмпирический  и теоретический уровни познания взаимосвязаны. Эмпирическое исследование, выявляя новые данные, стимулирует теоретическое познание, которое эти данные обобщает и объясняет. С другой стороны, теоретическое познание, способное предсказывать новые закономерности, ориентирует и направляет эмпирическое познание в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот, но очевидно, что высшей формой научного познания является теория.

     К структурным компонентам теоретического познания относятся проблема, гипотеза и теория. Эти компоненты выступают как узловые моменты построения и развития знания на теоретическом уровне. Построению теории предшествует выдвижение гипотезы, а построение гипотезы начинается с проблемы. Когда теория не может объяснить заинтересовавшие факты, ее необходимо улучшать, изменять или заменять путем решения проблемы.

     Проблема – это то, что нужно познать, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема – это процесс, включающий два этапа движения познания: постановку и решение. Умение верно поставить проблему – залог ее успешного решения. Проблемы возникают или как следствие противоречий в отдельной теории, или при столкновении теории с наблюдениями. Научные проблемы следует отличать от ненаучных, например, проблема создания вечного двигателя. Проблемы существуют теоретические и практические.

     Гипотеза – предположение, сформулированное на основе фактов, истинное значение которого нуждается в доказательстве. С помощью гипотез исследователи ставят мысленные эксперименты, строят модели явлений и фрагментов действительности.

     Предположение, не подразумевающее возможность  проверки на соответствие фактам и экспериментальному подтверждению, не является научной гипотезой. Принципиальная проверяемость гипотезы выражается в свойствах фальсифицируемости (опровержения)  и верифицируемости (подтверждения). То есть необходимо найти те условия, при которых верность предположения должна быть подтверждена, а ее неверность обязательно должна проявить себя. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, третьи отбрасываются. Стадию гипотезы успешно прошел периодический закон Д.Менделеева, а гипотеза о существовании теплорода была отвергнута. Решающей проверкой истинности гипотезы является практика во всех своих формах, вспомогательную роль играет логический (теоретический) критерий истины. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.

     Теория – высшая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примеры этой формы знания – механика И.Ньютона, теория относительности А.Эйнштейна.

     Любая научная деятельность осуществляется с помощью методов. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь, т.е. метод, должны быть истинными. Метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Теория, отражая действительность, преобразуется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, которые возвращаются в теорию, а через нее – в практику. Объективная сторона метода заключается в том, что происходит он из практики, из материальной действительности. Субъективная сторона – носителем метода является конкретный индивид. Метод – это орудие, с помощью которого субъект соотносится с объектом.

     Методы  эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение) никогда не проводятся «вслепую», а всегда направляются какой-либо концептуальной идеей, теорией. Методы теоретического познания (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод) основываются на эмпирических исследованиях. Эти методы создают и исследуют идеализированные объекты. В их создании играют определенную роль не только результаты непосредственного контакта с миром, но и способность ума к абстрагированию, творческое воображение и интуиция. Очевидно, что это характеризует теоретическое познание как высшую форму научного знания. 

     3. Критерии и нормы научности

     3.1 Эталоны научного  знания

     В нормах научности представлены цели научной деятельности и способы их достижения. В эталон научного знания входят:

  • Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности. Поэтому научные исследования должны быть ориентированы на общие, существенные свойства предмета и характеристики, выраженные в форме идеализированных объектов. Если этого нет, нет и науки
  • Объективность. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, которая постигается рациональными средствами и методами с участием живого созерцания и внерациональных средств. Тот, кто изучает, должен самокритично относиться к действительности, исключить косность, догматизм, монополизм на истину.
  • Ориентированность на практику. Смысл научного изыскания должен быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать» в настоящем и будущем.
  • Прогрессизм (нетривиальность). Процесс непрерывного самообновления наукой своего арсенала. Научное знание вбирает в себя опыт обыденного (житейского) познания, обобщает факты в систему понятий и других идеальных форм, закрепленном в языке (естественном и искусственном – химические формулы, математическая символика). Научным познанием углубляется и развивается система понятий до своих наиболее зрелых форм – теория и закон.
  • Использование научного оборудования, специфических материальных средств
  • Логико-методологическая, философская подготовка исследователей, совершенствование  мышления. Для научного познания характерна строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Исследователь должен уметь правильно ориентироваться в немалом количестве догадок, предположений, вероятностных суждениях.
  • Постоянная методологическая рефлексия. Познавая специфику, свойства и связи  объектов, необходимо осознавать и сами исследовательские процедуры, т.е изучать используемые методы, средства и приемы, при помощи которых познаются объекты.
  • Воспроизводимость
  • Открытость для критики
  • Свобода от предвзятости

     Методологией  науки сформулированы основные критерии и нормы научности. Для понимания важности разграничения псевдонаучных идей от научных рассмотрим более подробно псевдонаучные идеи. 

     3.2 Вненаучное знание

     Существуют  другие формы знания и познания, не отвечающие критериям научности. Это обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, мифологическое. К ненаучным формам познания относят магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистическое и эзотерическое познание, «оккультные науки». А это значит, что познание не может быть ограничено только сферой науки, оно существует и за ее пределами. Причем многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного. Например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. Современный американский методолог науки П.Фейерабенд обосновал мысль о том, что теория познания не может ограничиться анализом только научного знания. Необходимо исследовать и все другие  многообразные формы, наука не может заменить другие течения и быть «единственно возможным способом решения проблем». Наука – лишь один из главных инструментов, которые человек изобрел для того, чтобы познать окружающий мир. Философ призывает видеть многообразие форм познания и способов понимания природы и общества (рилигия, мифы, наука и т.д.), исходить из необходимости выбора между ними и ни одну из них не представлять в качестве меры метода и знания. То есть, в современном обществе  должны сосуществовать обе стороны – разум (мышление, наука) и «неразумие» (иррациональное).

     Была  предложена классификация форм вненаучного знания 3 и выделены его формы:

     Ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира.

     Донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного.

     Паранаучное как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранормального (пара (греч)-около,при) знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающимися за обычными явлениями

     Лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание

     Квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Появляется в условиях жестко проявленного идеологического режима.

     Антинаучное как утопическое и сознательно искажающее представления о действительности, как бы подход с противоположным знаком

     Псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, о снежном человеке, о лох-несском чудовище.

     Т.Г.Лешкевич. и Л.А.Мирская выделяют три основные вида познавательных феноменов: паранормальное знание, псевдонаука, дивиантная наука.

     Паранормальное  знание включает в себя учение о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями (мистика, спиритизм, телепатия, ясновидение, психокинез). Для псевдонаучного знания характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок, умелая обработка фактов. Его отличительные признаки – рассказ историй и безошибочность. Термин «дивиантное» означает отклоняющуюся от принятых и устоявшихся стандартов познавательную деятельность, то есть не признаются нормы, разделяемые большинством членов научного сообщества.

     Проблема  заключается в том, что для  придания большего веса своим воззрениям некоторые представители ненаучных  форм познания используют авторитет  науки, создают впечатление причастности к раскрытию тайн Вселенной. Научное  сообщество иногда вынуждено тратить время на рассмотрение универсальных схем мироздания, а простые люди просто могут поверить и получить вред. Поэтому необходимо четко отграничить псевдонаучные идеи от идей собственно науки. Нормы и идеалы науки, немного изменяясь, существовали во все эпохи. 

     3.3 Принципы верификации и фальсификации

     В рамках философии науки можно  выделить ряд крупных школ: неокантианство, позитивизм и неопозитивизм, критически рационализм, «философию и методологию  научного познания».

              Понятие «позитивизм» означает призыв к философам отказаться  от метафизических  абстракций и обратиться к исследованию позитивного  знания. Родоначальником  этого философского  течения является Огюст Конт (1798-1857). Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях  интеллектуальной эволюции человека. Первая, теологическая, стадия все явления объясняет на основе религиозных представлении, вторая – метафизическая, заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями,  причинами. Задача этой стадии критическая: разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию – позитивную, научную.  Вторая стадия в развитии позитивизма – эмпириокритицизм. Принципиальное отличие данной стадии развития позитивизма от предшествующей состоит в том, что основную задачу философии её представители видели не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного знания.

Информация о работе Критерии и нормы научности