Критерии и нормы научности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:52, реферат

Описание работы

Процесс научного познания носит по самой своей сущности творческий характер. Законы, управляющие процессами природы, общества и человеческого бытия, не просто вписаны в наши непосредственные впечатления, они составляют бесконечно разнообразный мир, подлежащий исследованию, открытию и осмыслению. Этот познавательный процесс включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел, и здравый смысл.

Содержание

Введение ............................................................................................................ 2
1. Понятие науки и научного познания................................................... 3
2. Теория как высшая форма организации научного познания............. 5
3. Критерии и нормы научности............................................................... 8
3.1 Эталоны научного знания......................................................... 8
3.2 Вненаучное знание.................................................................... 9
3.3 Принципы верификации и фальсификации............................ 11
3.4 Анализ становления закона Менделеева................................. 15
4. Проблемы границ научного метода и научности.............................. 16
Заключение ..................................................................................................... 19
Список литературы.......................................................................................... 22

Работа содержит 1 файл

Критерии и нормы научности.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение ............................................................................................................ 2
1. Понятие науки и научного познания................................................... 3
2. Теория  как высшая форма организации научного познания............. 5
3. Критерии  и нормы научности............................................................... 8
  3.1 Эталоны научного знания......................................................... 8
  3.2 Вненаучное  знание.................................................................... 9
  3.3 Принципы верификации  и фальсификации............................ 11
  3.4 Анализ становления  закона Менделеева................................. 15
4. Проблемы  границ научного метода и научности.............................. 16
Заключение ..................................................................................................... 19
Список  литературы.......................................................................................... 22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Процесс научного познания носит по самой  своей сущности творческий характер. Законы, управляющие процессами природы, общества и человеческого бытия, не просто вписаны в наши непосредственные впечатления, они составляют бесконечно разнообразный мир, подлежащий исследованию, открытию и осмыслению. Этот познавательный процесс включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел, и здравый смысл.

     В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий  и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую превращаются в крайне абстрактные формулы математики и вообще в различного рода формализующие знаки, например химические, в диаграммы, схемы, кривые, графики и т.п.  Но жизнь, особенно человеческие судьбы, на много порядков сложнее всех наших научных представлений, где все «разложено по полочкам», поэтому у человека извечна и неистребима потребность выхода за пределы строго доказательного знания и погружения в царство таинственного, чувствуемого интуитивно, схватываемого не в строго и гладко «обтесанных» научных понятиях, а в каких-то «размытых», но очень важных символических образах, тончайших  ассоциациях, предчувствиях и т.п.

     Человечество  всегда стремилось к приобретению новых  знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

     Теория  познания есть общая теория, уясняющая  саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики она ни осуществлялась. Теория познания развивалась вместе с философией на протяжении всей ее всемирной истории. 
 
 
 

     1. Понятия науки и научного познания

     Наука является основной формой, главным  «носителем» познавательной деятельности человечества. Наука с самого начала выступала одновременно в трех различных  качествах – это и вид познавательной деятельности, и социальный институт, и особая сфера культуры. Относительно самостоятельно наука начинает развиваться в эпоху становления капиталистического способа производства. Наука связана с практикой, воздействует на ход практической деятельности, превращается в непосредственную производительную силу, приобретает важное социальное значение.

     Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

     Отражая мир в его материальности, наука  образует единую, развивающуюся систему  знаний о его законах, но разделяется  на множество отраслей знаний, частных  наук.

     Познание – процесс   отражения и воспроизведения действительности в мышлении, приводящий к новому знанию об этой действительности, специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы познания. Формы познания – обыденно-практическое, мифологическое, религиозное, художественно-образное. Во всех этих сферах познавательная деятельность имела подчиненный характер, в науке же она становится основной.

     По  предмету и методу познания выделяют науки о природе – естествознание; обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки); познания и мышления – логика, диалектика. Отдельную  группу составляют технические науки. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, философский компонент является существенным для любой науки.

     Наука как форма познания сама себя изучает  с помощью комплекса дисциплин  – история и логика науки, психология научного творчества, науковедение и т.д.

          В современной философии сформировалось  течение, поставившие перед собой  задачу определить особенности  научного познания и его специфику  для разных областей действительности, выявить строение и динамику  научного знания, закономерности развития науки. Данное течение получило название «философия науки».

     Научное знание - это сложная система с весьма разветвленной иерархией структурных уровней. Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Научное — это прежде  всего объяснительное знание. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Предсказательная сила — один из главных критериев для оценки научной теории.

     Научное знание охватывает в принципе что-то все относительно простое, что можно более или менее строго обобщить, убедительно доказать, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

     Основными элементами научного познания являются:

  • Факты, твердо установленные и подтвержденные в ходе наблюдений, экспериментов и проверок, будучи зафиксированы принятыми в науке способами, превращаются в научный факт. Они составляют эмпирический базис науки, здесь исследователь имеет дело непосредственно с природными и социальными объектами, применяются методы наблюдения описания, измерения, эксперимента;
  • Закономерности, обобщающие группы фактов – существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи явлений, выявляются путем абстрагирования, выведения в обобщенном виде признаков, являющихся общим для многих вещей одного класса, но не как простая одинаковость, а как сущностная связь многих предметов, превращающая их в аспекты единой системы. Для этого требуются понятия, которые создаются заново или заимствуются из смежных отраслей знания. В науках, которые принято называть описательными, например, в геологии, эмпирические обобщения исследование завершают, теория в этих науках представляет собой эмпирическое обобщение, построенное на чрезвычайно обширном материале.
  • Теории, представляющие собой системы закономерностей и описывающие некий фрагмент реальности. В теории происходит перестройка эмпирического материала на основе некоторых исходных принципов, на теоретическом уровне объектом исследования являются идеализированные объекты (теоретические абстракции, математические модели и т. д., поэтому применяются аксиоматический метод, системный и структурно-функциональный анализ, математическое моделирование.
  • Научные картины мира, рисующие обобщенные образы реальности в целом, все теории, допускающие взаимное согласование сведены в некое системное единство1.
 
 

     2. Теория как высшая форма организации научного познания.

     Научное познание – это целостная развивающаяся  система, то есть, процесс, имеющий сложную структуру. Структура может быть представлена в различных срезах. Например, предметная область познания (объект), субъект познания, средства, методы. орудия познания и условия осуществления. Или другой срез – фактический материал, результаты его обобщения, основанные на фактах научные предположения, на основе их выработанные законы, принципы, социокультурные основания и т.д. Взятое в целом, научное познание включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический.

     Они различаются друг от друга по трем основным критериям: характеру предмета исследования, типу применяемых средств исследования, особенностями методов. Эмпирическое и теоретическое исследование имеют дело с разными средствами одной и той же действительности. Эмпирическое исследование изучает явления и их взаимодействие. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание). Рациональный момент и его формы (суждения, понятия) присутствуют, но имеют подчиненное значение. Исследуемый объект отражается со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных наблюдению и выражающих внутренние отношения.

     Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Факт является научным, если является элементом логической структуры конкретной системы научного знания. Или, другими словами, научный факт – это знание о событии, явлении, достоверность которого доказана, или это предложение, полученное в ходе наблюдений и экспериментов. Эмпирическое исследование направлено на свой объект, осваивает его с помощью сравнения, наблюдения, измерения, эксперимента, анализа (разделение объекта на составные части), индукции (движения познания от частного к общему).

     Задача  теоретического уровня познания состоит  в познании сущности явлений, их закона. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента и его форм (понятий, теорий, законов). Чувственное познание становится подчиненным аспектом. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, которые постигаются рациональной обработкой данных, полученных эмпирическим путем. Обработка включает в себя использование системы абстракций – понятия, умозаключения, законы, категории, принципы. Достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания – важнейшая задача теоретического знания.

     Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия2 (исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата). На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

     Следует различать эмпирическую зависимость и теоретический закон. Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Теоретический же закон – это всегда знание достоверное. Получение такого знания требует особых рациональных исследовательских процедур.

Информация о работе Критерии и нормы научности