Кредитно-рейтинговая система оценки деятельности обучающихся: история, анализ зарубежного опыта и особенности ее применения в современны

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: кредитно – рейтинговая оценка деятельности обучающихся в России и зарубежом.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (пед-ка 2).docx

— 56.24 Кб (Скачать)

     Кредиты, работы в аудитории и практикум  или лабораторные работы, отражаются тремя числами, которые следуют  за названием курса – например (3:3:0) :

первое число  показывает максимум кредитов для данного  курса

второе число  показывает время аудиторной работы (включая лекции, дискуссии, демонстрации и т.д.)

третье число  показывает время отводимое на практическую работу (включая лаборатории, студии, проектные комнаты и т.д.)

Один академический  час составляет 50 минут.

     2.Кредитно  рейтинговая оценка  контроля знаний  обучающихся в  России.

      2.1 Особенности применения  кредитно-рейтинговой  оценки деятельности  обучающихся в  России.

      В последние годы во многих учреждениях  высшего профессионального образования  России рассматриваются различные  подходы к оцениванию учебных  достижений студентов, особенно в связи  с необходимостью преобразований в  соответствии с Болонской декларацией, переход к реализации положений  которой происходит в настоящее  время в высшей школе. Одним из условий этого процесса является переход на кредитно-рейтинговую  систему (КРС), которая дополняет  традиционную систему и позволяет  упорядочить и структурировать  процедуру контроля и оценки учебной  деятельности студентов. Кредитно-рейтинговая  система уже несколько десятков лет успешно применяется в  зарубежных вузах. Сегодня она активно  разрабатывается, применяется и  совершенствуется во многих вузах России. Опыт ее использования некоторыми российскими  вузами насчитывает около двадцати лет.

      Кредитно-рейтинговая  система связана с квалиметрическим подходом к оцениванию учебных достижений. Квалиметрия – научное направление, изучающее методологию и проблематику разработки комплексно-системных количественных механизмов оценок качества любых объектов. Цель квалиметрии – разработка и  совершенствование методик, которые  позволяют качество конкретного  оцениваемого объекта выразить числом, характеризующим степень удовлетворения объектом общественной или личной потребности. [3] Если раньше квалиметрия использовалось только для оценки промышленных и  продовольственных товаров, то в  последние десятилетия она активно применяется в педагогике, и появление в педагогической литературе такого понятия, как «педагогическая квалиметрия», наряду с термином «педагогическая диагностика» показывает смещение акцента на проблему качества обучения. В педагогике «квалиметрия» может рассматриваться как количественная оценка качества обучения; теория измерения качества обучения и как создание оценочных шкал. Рейтинговая система – пример оценочной порядковой шкалы.

     Рейтинг используется там, где возникает  необходимость сравнения результатов  чего-либо. В вузовской практике рейтинг – некоторая числовая величина, выраженная по многобалльной  шкале и интегрально характеризующая  успеваемость студента по одному или  нескольким учебным дисциплинам  в течение определенного периода  обучения. [2] Рейтинговая система  – совокупность правил, методических указаний и математического аппарата для обеспечения обработки данных. В вузе рейтинг может быть организован  на нескольких уровнях: рейтинг по дисциплинам; рейтинг по циклу родственных  дисциплин; совокупный семестровый  рейтинг, отражающий успеваемость по всем дисциплинам, изучаемым в семестре; интегральный рейтинг за весь период обучения; общий рейтинг – по итогам учебной и внеучебной деятельности за период обучения.

     2.2Опыт  введения академических  кредитовв Московском  государственном  институте международных  отношений (МГИМО-У) 

      2.2.1. Введение академических  кредитов в магистратурах

      В 2002/03 учебном году во всех магистратурах  МГИМО (У) был произведён пересчёт учебной  нагрузки магистратур из часов в  академические кредиты ECTS (European Credit Transfer System). В качестве основополагающих параметров были определены классические "болонские" каноны:

      1. В течение семестра студент  может набрать ровно 30 академических  кредитов, в течение учебного  года – ровно 60 кредитов.

      2. Количество кредитов за учебную  дисциплину не может быть дробным. 

      3. Кредит показывает трудоёмкость  дисциплины; в трудоёмкость засчитывается  не только аудиторная нагрузка, но и самостоятельная работа  студента по изучению материала,  в том числе подготовка к  экзаменам. 

      4. В соответствии с признанными  правилами Болонского процесса  кредитуются как стажировка студента, так и работа по написанию  диплома или магистерской диссертации  и их защита.

      В ходе пересчёта часов в кредиты  оказалось, что соотношение одного академического кредита и аудиторной нагрузки на разных факультетах различно и составляет от 1 : 18 до 1 : 6. Это подчеркнуло  несостоятельность механистического подхода к пересчёту нагрузки в кредиты. Преподаватели выпускающих  специальных кафедр обратили внимание на то, что при чисто математическом подходе значительное количество кредитов будет начислено за иностранный  язык (шесть – десять часов в  неделю), в то время как профильные дисциплины специальных кафедр получат  весьма незначительное количество кредитов, которое даст потенциальным европейским  работодателям искажённое представление  о полученном нашими студентами образовании. Тем более очевидным это несоответствие становилось при сравнении  количества кредитов, начисляемых студенту за аналогичный курс в европейском  вузе-партнёре.

      2.2.3. Пересчёт в кредиты  учебных планов  бакалавриатов.

      В 2003/04 учебном году была проведена  работа по экспериментальному пересчёту  учебных планов бакалавриатов всех факультетов и институтов МГИМО (У).

      За  основу по-прежнему бралась трудоёмкость изучения дисциплины. Первичные данные получались за счёт пересчёта аудиторной нагрузки: вся аудиторная нагрузка за семестр делилась на 30 кредитов и  в соответствии с весовым коэффициентом  каждой дисциплины получалась примерная  пропорция кредитов на дисциплину. Полученные результаты округлялись  до целых чисел; математическая погрешность  в результате округления устранялась  и общий итог приводился в соответствие с установкой начислять в семестр  ровно 30 кредитов.

      Физическая  культура и военная подготовка не кредитовались, так как эти дисциплины рассматривались как хотя и обязательный компонент учебного плана, но не характерный  для европейского образовательного профиля студента.

      При таком пересчёте в МГИМО (У) значительное количество кредитов пришлось на иностранный  язык (10 – 16 часов в неделю по двум языкам) – между тем, МГИМО не даёт студентам лингвистического образования  как такового, в области преподавания языков стоит задача обеспечить свободное  владение выпускниками бакалавриатов  и магистратур по меньшей мере двумя иностранными языками. Тем  не менее, направления подготовки студентов  – "Международные отношения", "Регионоведение", "Международное  право" и другие – не в решающей мере определяются владением именно иностранными языками.

     Было  признано, что изучение вопросов специальности  занимает у студента МГИМО (У) больше времени в ходе самостоятельной  учебной работы, чем признанное нормативным  соотношение 50 : 50; поэтому постановили, что по решению Учёных советов  факультетов пропорциональное количество часов на непрофильные дисциплины, не требующие углублённой проработки, следует сократить, а количество часов на специальные дисциплины, по которым студенты, например, пишут рефераты и курсовые работы и прорабатывают при этом большие объёмы дополнительной специальной литературы, увеличить. 

Вывод.

       В высших учебных заведениях  разных стран существует множество  кредитных систем, различающихся  даже на институциональном уровне. В целом, они отражают структуру  системы образования - от присуждаемых  степеней до условий организации  учебного процесса. В рамках Болонского  соглашения как инструмент обеспечения  прозрачности образовательных структур  рекомендована кредитная система  ECTS, принципы функционирования которой  подробно описаны в ряде регламентирующих  документов, в том числе и общеевропейского  масштаба [1]. Принятие ECTS в качестве  международного эталона не означает  отказа стран-участниц от национальных  способов измерения, а предполагает  лишь подготовку адекватного  механизма пересчета национальных  систем оценки трудозатрат студента  и качества усвоения им учебного материала в систему ECTS.

     Внедрение элементов ECTS в практику российской высшей школы не является чем-то кардинально  новым. В нашем образовании давно  существуют элементы этой системы, включая  ее накопительную и перезачетную составляющие. Условные единицы, полученные студентом после сдачи зачета, экзамена, записываются в его личной карточке, и в этом смысле наша система  является накопительной. Перезачет  дисциплин и даже целых периодов обучения всегда практиковался в  отечественных вузах: при переводе студента из одного вуза в другой внутри страны или со специальности на специальность. Решения о перезачете принимаются на основе сравнения содержания программ учебных дисциплин; сопоставления трудозатрат (в академических часах) по каждой из дисциплин и, конечно же, доверия к вузу, в котором студент обучался ранее. Система ECTS базируется практически на тех же положениях с той лишь разницей, что академическое признание периодов обучения в другом вузе планируется заранее в соответствии с установленным порядком [1]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Третий  год в более чем тридцати российских вузах проводится эксперимент по введению в учебный процесс зачетных единиц (в западных странах их называют кредитами). На базе РУДН прошли три всероссийских семинара, посвященных этой проблеме и перед академической общественностью поставлена задача по переходу высшего профессионального образования в ближайшее 5-10 лет на новую систему исчисления трудоемкости освоения студентом образовательной программы.

     Система кредитных единиц– это системный  способ описания образовательных программ путем присвоения кредитных единиц ее компонентам (дисциплинам, курсам, и  т.д.). Применительно к системе  высшего профессионального образования  определение кредита базируется на различных параметрах, таких как  общая трудоемкость учебной работы студента, время контакта с преподавателем при освоении дисциплины учебного плана, результаты его обучения.

     Европейская система зачетного перевода (ECTS - European Credit Transfer System) основана на общей  трудоемкости студенческой работы, требуемой  для освоения образовательной программы, цели которой обозначены в терминах полученных результатов обучения, знаний, умений и навыков (компетенции). Считается, что при введении ECTS облегчается  вопрос академического признания дипломов и квалификаций, делаются прозрачными  образовательные программы и  учебные планы. ECTS-система должна сделать европейское высшее образование  более привлекательным для студентов  из разных стран.

     Ввиду практически полного отсутствия реальной академической мобильности  среди бюджетных студентов, преподавателей и научных сотрудников на территории России и государств-участников СНГ, для администрации большинства  вузов введение системы кредитных  единиц в настоящее время кажется экзотической и ненужной. И все же, ее введение оказывается полезным делом:

- для иностранных  студентов, обучающихся в вузах  России и СНГ;

- для российских  студентов, имеющих финансовые  возможности продолжить свое  образование в одном из зарубежных  университетов или в рамках  академической мобильности возвратиться  в родной вуз после освоения  части образовательной программы  в другом учебном заведении.

     Известно, что в мировой системе высшего  образования кроме системы ECTS широко используются и другие системы кредитов, такие как: USCS - американская система  кредитов, CATS - британская система кредитов накопления и перевода, UCTS - система  передачи университетских кредитов в странах Азии и бассейна Тихого океана. Поэтому на концептуальном уровне необходимо решить проблему: либо адаптироваться под одну из известных, либо разработать свою собственную  национальную систему кредитных  единиц. Для этого требуется аргументированное  обоснование и специальное исследование вопроса.

     Исторически ECTS была введена в 1989 году Еврокомиссией  и Советом Европы в рамках программы ERASMUS, которая в настоящее время  является частью программы SOCRATES. ECTS представляет собой единственную систему кредитов, которая была успешно проверена  и использована в европейских  университетах. Первоначально система ECTS была предназначена для передачи кредитов, что облегчило признание  периодов обучения за границей и таким  образом увеличило размеры студенческой мобильности на европейском континенте.

     В 1999 году Еврокомиссия образовала рабочую  группу по изучению возможности перехода от системы «трансферта - передачи»  кредитов ECTS к системе «накопления» кредитов - European Credit Accumulation. Рабочая  группа предпринимает первые шаги по возможному расширению системы ECTS и превращению ее в просто европейскую систему ECS, которая будет включать передачу и накопление кредитов. В основу такой расширенной системы должны быть положены следующие принципы:

1) соблюдение автономии стран и вузов в области образовательной политики;

2) улучшение международной «прозрачности» существующих национальных образовательных систем и квалификаций;

Информация о работе Кредитно-рейтинговая система оценки деятельности обучающихся: история, анализ зарубежного опыта и особенности ее применения в современны