Кредитно-рейтинговая система оценки деятельности обучающихся: история, анализ зарубежного опыта и особенности ее применения в современны

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: кредитно – рейтинговая оценка деятельности обучающихся в России и зарубежом.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (пед-ка 2).docx

— 56.24 Кб (Скачать)

           Кафедра «Педагогика и психология»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по общей  профессиональной педагогике 

Тема: «Кредитно-рейтинговая  система оценки деятельности обучающихся: история, анализ зарубежного опыта и особенности ее применения в современных образовательных учреждениях РФ» 
 
 
 

                Исполнитель:

                      Безина Надежда  Игоревна

                  33 группа инженерно-      педагогического факультета

                  Руководитель Симан Алексей Сергеевич

Введение.

     Тема  данной курсовой работы актуальна в  наше время, ведь в сентябре 2003 г. Российская Федерация официально присоединилась к Болонскому процессу, в рамках которого до 2010 г. предстоит осуществить  реформирование российского образования  с целью продвижения его к  открытости европейскому сообществу и  интеграции в общеевропейскую систему  образования.

     Болонский процесс - процесс создания единого  европейского пространства высшего  образования. Он является ярким проявлением  интеграционных тенденций, которые  интенсивно развиваются в этой части  света в последние годы. Европа все более ощущает себя единым целым: создано общее экономическое  пространство, открылись границы, введена  единая валюта, формируется общеевропейский  рынок труда. В этих условиях пестрота систем высшего образования, несопоставимость присеваемых квалификаций тормозят мобильность квалифицированной  рабочей силы.

     Официальной датой Болонского процесса принято  считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонье на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию "Зона европейского высшего образования" или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем, межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005) и Лондоне (2007). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России.

     Подписав  Болонскую декларацию, они принимают  на себя определённые обязательства. некоторые  обязательства ограничены сроками:

• С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам  вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого  образца к дипломам бакалавра  и магистра.

• До 2010 реформировать  национальные системы образования  в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.

Рекомендательные  параметры Болонского процесса

• Единые европейские  оценки.

• Активная вовлечённость  студентов.

• Социальная поддержка  малообеспеченных студентов.

• Образование  в течение всей жизни.

     Факультативные  параметры Болонского процесса

• Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.

• Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.

• Модульная  система.

• Дистанционное  обучение, электронные курсы.

• Академические  рейтинги студентов и преподавателей.

     Цель  исследования:  кредитно – рейтинговая  оценка деятельности обучающихся в  России и зарубежом.

     Объектом  исследования данной курсовой работы является система оценки знаний обучающихся.

     Предметом исследования является кредитно рейтинговая  оценка деятельности обучающихся: история, анализ зарубежного опыта и особенности  ее применения в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Теоретическая часть

     1. Педагогические  технологии в профессиональном образовании.

     1.1Обшие понятия..

     Педагогическая  технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия  в процессе организуемого педагогом  взаимообщения сучащимися,  производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая  проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный  в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной  в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности педагога и учащегося.

     Слово  “технология” применительно к воспитанию вошло в лексикон педагогической науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия  на личность учащегося.В энциклопедическом  словаре дается такое определение  технологии:   “  …Задача технологии как науки – выполнение физических, химических, механических и др. закономерностей  с целью определения и использования  на практике наиболее эффективных и  экономических производственных процессов.

     Между тем это слово, пришедшее к  нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более  универсальное использование  «технос» – искусство, мастерство, «логос»  – учение.

     Педагогическая  технология выявляет систему профессионально  значимых умений педагогов по организации  воздействия научащегося, предлагает способ осмысления технологичности  педагогической деятельности.

     1.2. История возникновения и сущность технологии модульного обучения.

     Распространение технологии модульного обучения - исторически  предопределенное  явление: идеи модульного обучения берут свое начало из далекого прошлого. Современная технология модульного обучения основывается на педагогическом опыте многих поколений, обобщая, систематизируя и адаптируя его к существующей педагогической реальности.

     Следует отметить тот факт, что основным побудительным мотивом явилось  стремление индивидуализировать процесс  обучения. Попытки индивидуализации процесса обучения и декларации самостоятельности  и активности предпринимались на различных этапах развития общества, так как еще тогда была известна прямая зависимость между ступенью самостоятельности обучаемого в  поиске знаний и прочностью (осмысленностью) их усвоения.

     Непосредственное  зарождение модульного обучения произошло  в 60-е гг. XX в.

     В 1963-1964 гг. группой американских и  бразильских преподавателей под  руководством Ф.С. Келлера (американского  психолога и педагога) была разработана  персонализированная система обучения как система преподавания психологии в Бразильском университете. В 1968 г. Ф.С. Келлер предложил использовать персонализированную систему обучения (план Келлера) как общедидактическую  систему учебной работы в высшей школе.

     Основные  черты плана Келлера: ориентация на полное усвоение  содержания учебного материала, включая требование усвоения предыдущего раздела как непременное  условие перехода к следующему; индивидуальная работа учащихся в соответственном  темпе; использование лекции лишь с  целью мотивации и общей ориентации учащихся; применение печатных учебных пособий; текущая оценка усвоения материала по разделам курса прокторами – ассистентами преподавателя из числа аспирантов или студентов, отлично усвоивших курс.

     Учебный курс по плану Келлера делится  на ряд тематических разделов (учебных  единиц, модулей). Каждый получает руководство, где указаны цели изучения раздела, рекомендуются определенные виды учебной  работы, производится перечень вопросов для самопроверки и контроля. Учащимся предоставляется свобода выбора видов учебной деятельности и  режима работы. Перед сдачей усвоенного раздела каждый учащийся подвергается проверке у проктора, который оценивает  усвоение раздела в соответствие с заранее намеченными преподавателем четкими требованиями (оценка типа «зачет» - «незачет», соответствующая  полному или неполному усвоению материала). При неудовлетворительной оценке проктор дает учащемуся рекомендации по дополнительной проработке материала.

     Зачет служит своего рода допуском к изучению следующего, очередного раздела курса  и посещению соответствующей  лекции. Число лекций не велико (как  правило, около шести за семестр), их посещение необязательно.

     Наибольшее  распространение план Келлера получил  в вузах США [1, с.427].

     Деление учебного курса на ряд тематических  разделов (учебных единиц, модулей), производит и С.Н. Постлетуэйт, разработавший  в 1969г. «мини-курсы» (метод «учебного  пакета») [1,c.28], представляющие собой комплект обучающих материалов, включающих в себя: описание интегративных и частно-дидактических целей обучения; учебные пособия; алгоритмы познавательных действий; средства предварительного, текущего и заключительного контроля и т.д. Использование метода учебных пакетов в сочетании с традиционными или нетрадиционными формами организации обучения позволяет значительно индивидуализировать процесс обучения [1, c.360].

   Помимо  деления учебного курса на модули, общим для большинства созданных  индивидуализированных систем обучения является наличие четко сформулированных целей обучения, выраженных в действиях  обучаемого, то есть цели диагностичны и содержат критерии их оценки. Дифференциация результата усвоения достигается, как  правило, с помощью специально разработанной  системы оценки – рейтинга.

   1.2.1.Педагогическая диагностика в модульном обучении.

   Как отмечает Беспалько, диагностика состоит  из операций выявления требуемого качества усвоения знаний и умений, измерения  его величины и  присвоения ему  некоторой оценки [2, c.6]. Сам термин «педагогическая диагностика» впервые был применен и обоснован в 1968 г. немецким педагогом К. Ингенкамп. Он утверждает, что «педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и, в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при выборе специализации обучения» [5, с.8], иначе говоря, основной задачей педагогической диагностики можно считать управление процессом обучения.

   Цели, на которые должна опираться педагогическая диагностика, по мнению К.Ингенкампа, заключается  в следующем:

  1. внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;

2)  определение  пробелов в обучении;

  1. подтверждение успешных результатов обучения;
  2. планирование последующих этапов учебного процесса;
  3. мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности шагов;
  4. улучшение условий обучения [5, c.8].

   2. История возникновения  и сущность кредитно-рейтинговой  системы.

   2.1 Система образовательных кредитов

   Одним из инструментов реализации индивидуализации обучения посредством модульного построения содержания образования является система  образовательных кредитов.

   Идея  использования образовательных  кредитов, да и сам термин «образовательный кредит», возникли в США. Сейчас в  американском образовании наиболее распространена система US Credit System (USCS), а в Европе - Европейская система  зачетного перевода (European Credit Transfer System). Последняя принята за основу в  реализации Болонского процесса.

   На  практике система образовательных  кредитов реализуется в том, что  один кредит (примерно 30—40 учебных  часов) соответствует освоению некоторого модуля содержания образования (аудиторные занятия, самостоятельная работа обучаемых, зачет, экзамен и т.д.). Использование  образовательных кредитов позволяет  перейти к накопительной системе  формирования освоенного содержания образования  и оценки его результатов.

   Образовательная программа должна состоять из N семестровых модулей (курсов, дисциплин) и оцениваться K кредитами, где K может быть произвольным (как правило, трехзначным) числом, например 100, что будет означать 100-процентный результат при ее полном освоении.

    Количество  кредитов образовательной программы  должно представлять собой сумму  кредитов отдельных модулей (курсов, дисциплин)

    где kn - количество кредитов, соответствующее n - модулю и  определяемое с учетом основных принципов  построения кредитной системы, указанных  выше. Планируемый результат освоения образовательной программы P = Z + U состоит  из суммы приобретаемых знаний Z и умений U, где сумма знаний и сумма умений по сути, есть стандарт для освоения образовательной программы. Процесс формирования образовательной программы по модулям (курсам, дисциплинам) осуществляется, исходя из планируемых к приобретению знаний и умений с присвоением определенного количества кредитов отдельным модулям:

Информация о работе Кредитно-рейтинговая система оценки деятельности обучающихся: история, анализ зарубежного опыта и особенности ее применения в современны