Кредитно-рейтинговая система оценки деятельности обучающихся: история, анализ зарубежного опыта и особенности ее применения в современны

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: кредитно – рейтинговая оценка деятельности обучающихся в России и зарубежом.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (пед-ка 2).docx

— 56.24 Кб (Скачать)

      Каждый  модуль (курс, дисциплина) образовательной  программы, оцененный определенным количеством кредитов, должен иметь  рабочую программу, структурированную по целям и задачам, а также результатам, достигаемым независимо от технологии его освоения и формы обучения (очной, заочной и т.д.). При этом неотъемлемой частью рабочей программы должны быть материалы для текущего и итогового контроля качества освоения программы, а также критерии оценки качества, единые для всех форм обучения.

         Для различных технологий и  форм обучения в рабочей программе  каждого модуля (курса, дисциплины) предполагаются различные виды учебных занятий (лекции, лабораторные и практические занятия, индивидуальные и групповые проекты, консультации и т.д.), соответствующее организационное и методическое обеспечение, методы контроля достижения результатов, а также временной ресурс для освоения программы, зависящий от технологии и формы обучения.

      Таким образом, при разных технологиях  и формах обучения одному и тому же количеству кредитов, отражающему  запланированные результаты освоения программы каждого модуля (курса, дисциплины), будет соответствовать  разный временной ресурс - количество часов (общих или аудиторных), запланированных  для освоения программы[3,с.16-18].

      2.2Рейтинговая система оценки.

      Потенциал рейтинговой системы в организации  учебного процесса достаточно велик, и  это позволяет многим авторам  называть ее рейтинговой системой управления обучением.

      Рейтинговая технология сводится в основном к  следующим операциям:

      1) проектируются  все виды деятельности обучающихся  и определяются формы и методы  обучения;

      2) весь  курс разбивается на несколько  модулей;

      3) для  каждого модуля выделяются основные  понятия и законы учебного  курса, а также ведущие знания  и умения, которые должны сформировать  этот курс;

      4) создается  методическое обеспечение - банк  задач, контрольных вопросов, программированных  и творческих заданий, рассчитанных  на разный уровень усвоения  и деятельности;

      5) создаются  условия для самостоятельной  систематической работы; определяются  виды самостоятельной работы  и критерии оценки всех видов  учебной деятельности.

      Учебная деятельность при таком обучении структурируется на учебные ситуации различных уровней эффективности. Ценность технологии заключается также  в том, что за счет присущего ей рейтингового контроля создаются условия необходимости действительной реализации рефлексии со стороны обучаемых и обеспечивается квалиметрическая характеристика результатов этой рефлексии. Эффективность учебного процесса в большой степени зависит от корректности оценки результатов рефлексии обучающих, которая, в свою очередь, обеспечивается корректностью конструирования учебных заданий, призванных обеспечить организацию рефлексии.

      С положением о рейтинге преподаватель знакомит школьников или студентов на первом занятии. В положении перечислены  обязательные и дополнительные виды работ, их оценка в баллах.

      Рейтинговая сумма баллов формируется по результатам  трех основных видов контроля: текущего (на занятиях), промежуточного (контрольная  работа), итогового (зачет или экзамен) [3,с.18-19].

      3.Преимущества  и недостатки кредитно-рейтинговой  системы.    

      Проведенный некоторыми учеными анализ позволяет  выделить ряд позитивных и негативных сторон использования кредитно-рейтинговой  оценки деятельности обучающихся.

      К числу  положительных следует отнести  следующие:

      1)Кредитно-рейтинговая  система позволяет более эффективно  организовать самостоятельную деятельность  обучающихся. Благодаря ее возможностям  можно более эффективно осуществить  индивидуальный подход к обучению, так как каждый обучающийся  может составить свой план  учебной деятельности.

      2) У  студентов вырабатываются навыки  самоконтроля и самооценки.

      3) Благодаря  наличию ближайших ориентиров (в  виде контрольных работ, зачетов  и т.д.) и стимулов к регулярным  и планомерным занятиям повышается  прочность знаний.

      4) Система  оценки в состоянии учитывать  большее число видов учебной  деятельности (в тематическом контроле  и текущей аттестации); увеличивается  объективность итоговой оценки.

      5) Информация  о текущем рейтинге стимулирует  учащихся. Повышается уровень здоровой  конкуренции между учащимися.

      6) В  значительной мере обеспечивается  снятие элементов случайности  в оценке знаний при сдаче  экзаменов и зачетов.

      7) Модульное  построение содержания обучения  и рейтинговая оценка его усвоения  позволяют определить индивидуальный  темп изучения материала, а  заранее известные требования  к качеству изучения каждого  модуля позволяют выбрать уровень  и ориентироваться на конечный  результат обучения.

      К негативным аспектам использования этой системы  можно отнести следующее:

      1)Теряется  системность в построении содержания курса в целом. Содержание разбивается на отдельные смысловые части. Обеспечение логики и преемственности в формировании понятий и способов деятельности становится в этих условиях прерогативой самих обучаемых. Для многих старшеклассников и даже студентов это — серьезная проблема.

      2) Модули  и балловая оценка их усвоения  часто выделяются на основе  субъективного фактора — позиции  отдельного преподавателя. Это  касается и создания измерителей.

      3) Действующий  стандарт здесь непосредственно  помочь не сможет, так как определяет  только итоговые результаты обучения.

      4) Система  достигнет максимального эффекта  лишь в случае введения единого рейтингового контроля.

      5) Возрастают  трудозатраты преподавателя при  разработке вариантов контролирующих  материалов, проверке результатов  контроля (особенно в больших  группах), обновлении материалов.

      Это только самые первые, приблизительные оценки позитивных и негативных аспектов системы. Многое еще предстоит обдумать и  проверить в эксперименте, и задача эта интересная и перспективная [4,с.28]. 

Вывод.

       Система кредитных единиц– это системный способ описания образовательных программ путем присвоения кредитных единиц ее компонентам (дисциплинам, курсам, и т.д.). Применительно к системе высшего профессионального образования определение кредита базируется на различных параметрах, таких как общая трудоемкость учебной работы студента, время контакта с преподавателем при освоении дисциплины учебного плана, результаты его обучения.

     Европейская система зачетного перевода (ECTS - European Credit Transfer System) основана на общей  трудоемкости студенческой работы, требуемой  для освоения образовательной программы, цели которой обозначены в терминах полученных результатов обучения, знаний, умений и навыков (компетенции). Считается, что при введении ECTS облегчается  вопрос академического признания дипломов и квалификаций, делаются прозрачными  образовательные программы и  учебные планы. ECTS-система должна сделать европейское высшее образование  более привлекательным для студентов  из разных стран.

     Ввиду практически полного отсутствия реальной академической мобильности  среди бюджетных студентов, преподавателей и научных сотрудников на территории России и государств-участников СНГ, для администрации большинства  вузов введение системы кредитных  единиц в настоящее время кажется  экзотической и ненужной. И все  же, ее введение оказывается полезным делом:

- для иностранных  студентов, обучающихся в вузах  России и СНГ;

- для российских  студентов, имеющих финансовые  возможности продолжить свое  образование в одном из зарубежных  университетов или в рамках  академической мобильности возвратиться  в родной вуз после освоения  части образовательной программы  в другом учебном заведении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практическая  часть.

     1.Кредитно-рейтинговая  оценка деятельности  обучающихся Зарубежом.

     1.1 Американская система  кредитов.

     Студент, успешно закончивший изучение предмета, получает то количество кредит-часов (мера основанная на времени обучения), которое выделено по данному предмету. Он использует эти кредит-часы для последующего получения степени. Разница успехов студентов определяется оценкой, кредит-час указывает на структуру процесса обучения, но не указывает уровня знания студента. Другими словами, кредит-час указывает лишь на время, затраченное на данный предмет, он не связан с понятием личности или трудности данного предмета. Некоторые предметы требуют много времени, но дают мало кредит-часов и наоборот. Несмотря на слабые стороны, “кредит-система” нашла широкое применение. Она используется прежде всего для определения требования к обучению на степень, оптимального определения межпредметного соотношения. Она соответствует расписаниям студентов, а также способствует регулированию студенческой нагрузки, предоставляя возможность работать.

     В системе высшего образования  кредит-час применяется в разных формах, он служит основой для составления  сметы финансирования, предоставляемого государством. Нагрузки кафедр, преподавателей и студентов определяются кредит-часом, основываясь на котором, решается вопрос о переходе студента на следующий  курс. Оплата за обучение производится также на основе кредит-часов. Имеется  противоречие в предоставлении кредит-часа. Но, в любом случае, кредит-час  играет важную роль в планировании сметы и расхода.

     Кредит-час  – это мера, основанная на времени  обучения. Большею частью один кредит-час  – это число еженедельных 5-минутных уроков в течение одного семестра (15-16 недель), т.е. это означает совокупность 1 ч лекции в неделю, 2 ч практического  занятия, 3 ч лабораторных работ плюс подготовка к ним, экзамен прием/сдача  зачетов, домашние задания, курсовая работа. Студент, набравший указанное число  кредит-часов, может получить определенную степень. Кредит-час и степень  взаимосвязаны. В США для получения  степени бакалавра требуется  в среднем 123 кредит-часа, мастера  от 30до 35 кредит-часов.

     «Кредит-система» регулирует многостороннюю деятельность университета: программу обучения, учебный план, расписание уроков, оценку знаний студентов, присуждение степеней, определение нагрузок преподавателей, определение оплаты за учебу и  т.д.

     Эта система дает возможность реально  оценить деятельность преподавателя  и студента, обеспечивает свободу  обучения, что соответствует рыночным экономическим отношениям.

     1.2Примеры  применения кредитов  для оценки знаний  обучающихся.

Горный технологический университет Южной Дакоты

     Определение кредит-часа.

     Объем учебной работы, выбранный студентом  или установленный в соответствии с расписанием, определяется кредит-часом. Кредит-час – это 3 ч аудиторных и внеаудиторных занятий в  течение одной недели одного семестра. Один кредит-час – это лекционное занятие, рассчитанное на 50 мин., плюс подготовка к нему, которая занимает в среднем 2 ч. 1 кредит-час лабораторной работы в неделю – это 2 ч. аудиторной и 1 ч. внеаудиторной работ.

     Классификация студентов, обучающихся на бакалавра:

     На  основе собранных кредитов приемная комиссия делит студентов на новый, второй курс, средний курс, старший  курс.

0-31 кредита новый  студент

32-63 кредита студент  второго курса

64-95 кредитов  студент среднего курса

больше 96 кредитов студент старшего курса

     Студент дневного отделения выбирает предметы на 12 кредитов, в летний семестр на 6 кредитов.

     Пенсильванский  государственный  университет 

     Кредиты даются на основе семестро-часов. В  соответствии с положением называемым политикой Сената 42-33, не менее 40 часов  планируемой работы на факультете требуется  среднему студенту для получения  одного кредита, хотя распределение  времени различается от курса  к курсу в среднем 1/3 времени, отводимая  на аудиторные занятия (такие как  лекции, лабораторные работы, семинары и т.д.) и 2/3 времени на самостоятельную  подготовку.

Информация о работе Кредитно-рейтинговая система оценки деятельности обучающихся: история, анализ зарубежного опыта и особенности ее применения в современны