Коррекция зрительно - моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно – двигательного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:45, реферат

Описание работы

Формирование и развитие зрительно-моторной координации у старших дошкольников с НОДА имеет большое значение для их всестороннего развития. Занятия по коррекции зрительно-моторной координации активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку успешно подготовиться к школьному обучению.

Содержание

1.Введение.

Глава 1: Теоретические основы проблемы формирования зрительно - моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций ОДА

1.1. Проблемы коррекционно - развивающего обучения детей с НОДА.

1.2. Особенности развития зрительно - моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА

Глава 2: Система работы по коррекции зрительно - моторной координации у старших дошкольников с НОДА.

2.1. Основные цели, задачи, принципы и направления коррекционно - развивающего обучения старших дошкольников с НОДА.

2.2 Описание системы работы по коррекции зрительно - моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА

2.3.Система упражнений по коррекции рисовательных движений и графических элементов.

2.4.Серия заданий, направленных на фиксирование строки и работу внутри неё.

2.5. Игры для тренировки тонких движений пальцев рук.

2.6. Массаж рук.

2.7.Рекомендации по формированию зрительно - моторной координации.

Работа содержит 1 файл

проект разв. зрит - моторной у ОДА.doc

— 332.54 Кб (Скачать)

рисуют в них фломастером округлые формы.

     
     

Занятие 3.

Вписывание геометрических фигур, штриховка их в разных направлениях.

--------------------------------------

-------------------------------- 
 

Занятие 4.

«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы -- проедет  поезд запоздалый".

Задание: написание прямых и наклонных линий в пределах границ строки -- по заранее намеченным точкам; самостоятельно.

      *    *   *     *    *

   

      *    *    *    *    * 
 

Занятие 5.

"Все вагончики бегут, зацепившись там и тут".

Задание: написание палочек с закруглениями внизу и вверху (2 занятия).

 

 

Занятие 6.

"Не заметил сразу он, влез в отцепленный вагон".

Задание: раздельное написание палочек с закруглениями внизу и вверху одновременно (4 занятия). 

 

Занятие 7.

"Все в вагоне том сидят, ножки на полу стоят".

Задание: написание длинных палочек с петлей внизу. 
 

  

Занятие 8.

Игровая задача та же. Задание: написание длинных палочек с петлей наверху.

 

Занятие 9.

"По перрону мы идем, маму за руку берем".

Задание: неотрывное написание палочек по всей строке с закруглениями внизу. 

 
 

Занятие 10.

"Мы в вагоне все сидим и в окошечки глядим".

Задание: написание элементов буквы круговым движением  руки. 

 

Занятие 11. 

Письмо под счет (ровных палочек и остальных элементов).

Цель -- выработать определенный ритм и определенную скорость написания.

___________________________

___________________________

___________________________

  

2.5. Игры для тренировки тонких движений пальцев рук. 

  • Кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»).
  • То же упражнение выполнять пальцами левой руки.
  • Те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки.
  • Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки - по очереди «здороваются»: сначала большой палец с большим, затем указательный с указательным и т.д.
  • Пальцы правой руки одновременно «здороваются» с пальцами левой руки.
  • Выпрямить указательный палец и вращать им («оса»).
  • Те же движения производить указательным пальцем левой руки.
  • Те же движения производить одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»).
  • Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу («человечек»).
  • Те же движения производить пальцами левой руки.
  • Те же движения производить одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»).
  • Вытянуть указательный и мизинец правой руки («коза»).
  • То же упражнение выполнить пальцами левой руки.
  • То же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук (« козлята»).
  • Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их («очки»).
  • Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца («зайчик»).
  • То же упражнение выполнить пальцами левой руки.
  • То же упражнение выполнить одновременно пальцами обеих рук (« зайцы»)
  • Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («деревья»).
  • Пальцами обеих рук, поднятых  к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз («птички летят, машут крыльями»).
  • Поочерёдно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
  • Выполнить то же, сгибая пальцы, начиная с мизинца.
  • Выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки.
  • Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочерёдно выпрямлять их, начиная с большого пальца.
  • Выполнить то же упражнение, выпрямляя пальцы начиная с мизинца.
  • Выполнять два предыдущих упражнения  пальцами левой руки. 
  • Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянуть вверх («флажок»)
  • Согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их («двое разговаривают»).
  • Правую руку согнуть в кулак, на неё сверху положить горизонтально левую руку («стол»).
  • Правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально («стул», «кресло»).
  • Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие («бочонок с водой»).
  • Левая рука в том же положении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху (« птичка пьёт водичку»).
  • Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу («миска», «гнездо»).
  • Обе руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но большие пальцы опустить внутрь («птичье гнездо с яйцами»).
  • Держа пальцы вверх, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь («ворота», «дверь»).
  • Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук («крыша», «дом»).
  • Руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей» («магазин»).
  • Пальцы в том же положении, что и в двух предыдущих упражнениях, только большие пальцы находятся по обеим сторонам «прилавка» (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом, как продавец и покупатель.
  • Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук («мост», «дорога», «дом»).
  • Руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы («чаша», «цветок»).
  • Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз («корни растения»).
  • Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут» по столу («бежит собака», «бежит лошадь»).
  • Пальцы правой руки находятся в том же положении, что и в предыдущем упражнении, расставить указательный и средний пальцы, расставить их (« улитка с усиками»).
  • Правая рука в том же положении, что и в предыдущем упражнении, левую руку положить сверху («раковина улитки»).
  • Средний и безымянный пальцы правой руки прижать большими пальцами к ладони, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руки вверх («кошка»).
  • Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец, слегка согнув поднять вверх («собака»).
  • Левую руку согнуть  в кулак, большой палец поднять вверх, обвить его пальцами правой руки («птица в гнезде»).
  • Концы пальцев направить вперёд, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их («лодочка»).
  • Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы («солнечные лучи»).
  • Прижать тыльные стороны рук  друг к другу, скрестив пальцы, поднять их вверх («ёлка», «ветви»).
  • Скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны рук обращены вверх, опустить средний палец правой руки и свободно вращать им («колокол»).
  • Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх («пассажиры в автобусе»).
 

2.6. Массаж рук.

      Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

    1.   Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны;
 
    1.    Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца;
 
    1.   Упражнения «Сорока - белобока»
 
    1.   Интенсивные движения большого пальца вперёд - назад, вверх - вниз, по кругу;
 
    1.   Сгибание - разгибание всех пальцев одновременно;
 
    1.   Сгибание - разгибание кисти в кистевом суставе;
 
    1.   Интенсивное растирание каждого пальца;
 
    1.   Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально - тыльных сторон;
 
    1.   «Пальцы ложатся спать»: поочерёдное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:
 
    1.   «Пальчики здороваются»;
 
    1.   Повтор первого упражнения.

 

   2.7. Рекомендации по формированию зрительно - моторной координации. 

  • Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно. Надо начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие.
 
  • Выполнение упражнений должно быть регулярным.
 
  • Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
 
  • Время выполнения упражнений не должно быть долгим, так как внимание и интерес ребёнка быстро иссякают. До 3-х лет это около 5 минут, затем можно увеличивать длительность.
 
  • Нужно соблюдать комфортный для ребёнка темп выполнения.
 
  • Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.
 
  • Ребёнку всегда предлагается инструкция. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.
 
  • Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
 
 

 

 
 
 
 

Информация о работе Коррекция зрительно - моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно – двигательного аппарата