рисуют в них фломастером
округлые формы.
Занятие 3.
Вписывание геометрических
фигур, штриховка их в разных направлениях.
--------------------------------------
--------------------------------
Занятие 4.
«Рельсы, рельсы, шпалы,
шпалы -- проедет поезд запоздалый".
Задание: написание
прямых и наклонных линий в пределах границ
строки -- по заранее намеченным точкам;
самостоятельно.
* * * *
*
* * * *
*
Занятие 5.
"Все вагончики бегут,
зацепившись там и тут".
Задание: написание
палочек с закруглениями внизу и вверху
(2 занятия).
Занятие 6.
"Не заметил сразу
он, влез в отцепленный вагон".
Задание: раздельное
написание палочек с закруглениями внизу
и вверху одновременно (4 занятия).
Занятие 7.
"Все в вагоне том сидят,
ножки на полу стоят".
Задание: написание длинных
палочек с петлей внизу.
Занятие 8.
Игровая задача та же.
Задание: написание длинных палочек с
петлей наверху.
Занятие
9.
"По перрону мы идем,
маму за руку берем".
Задание: неотрывное
написание палочек по всей строке с закруглениями
внизу.
Занятие 10.
"Мы в вагоне все сидим
и в окошечки глядим".
Задание: написание элементов
буквы круговым движением руки.
Занятие 11.
Письмо под счет (ровных
палочек и остальных элементов).
Цель -- выработать определенный
ритм и определенную скорость написания.
___________________________
___________________________
___________________________
2.5. Игры для тренировки
тонких движений пальцев рук.
- Кончик большого
пальца правой руки поочерёдно касается
кончиков указательного, среднего, безымянного
пальцев и мизинца («пальчики здороваются»).
- То же упражнение
выполнять пальцами левой руки.
- Те же движения
производить одновременно пальцами правой
и левой руки.
- Пальцы правой
руки дотрагиваются до пальцев левой руки
- по очереди «здороваются»: сначала большой
палец с большим, затем указательный с
указательным и т.д.
- Пальцы правой
руки одновременно «здороваются» с пальцами
левой руки.
- Выпрямить указательный
палец и вращать им («оса»).
- Те же движения
производить указательным пальцем левой
руки.
- Те же движения
производить одновременно указательными
пальцами обеих рук («осы»).
- Указательный и
средний пальцы правой руки «бегают» по
столу («человечек»).
- Те же движения
производить пальцами левой руки.
- Те же движения
производить одновременно пальцами обеих
рук («дети бегут наперегонки»).
- Вытянуть указательный
и мизинец правой руки («коза»).
- То же упражнение
выполнить пальцами левой руки.
- То же упражнение
выполнять одновременно пальцами обеих
рук (« козлята»).
- Образовать два
кружка из большого и указательного пальцев
обеих рук, соединить их («очки»).
- Вытянуть вверх
указательный и средний пальцы правой
руки, а кончики безымянного пальца и мизинца
соединить с кончиком большого пальца
(«зайчик»).
- То же упражнение
выполнить пальцами левой руки.
- То же упражнение
выполнить одновременно пальцами обеих
рук (« зайцы»)
- Поднять обе руки
ладонями к себе, широко расставить пальцы
(«деревья»).
- Пальцами обеих
рук, поднятых к себе тыльной стороной,
производить движения вверх-вниз («птички
летят, машут крыльями»).
- Поочерёдно сгибать
пальцы правой руки, начиная с большого
пальца.
- Выполнить то же,
сгибая пальцы, начиная с мизинца.
- Выполнить два
предыдущих упражнения пальцами левой
руки.
- Согнуть пальцы
правой руки в кулак, поочерёдно выпрямлять
их, начиная с большого пальца.
- Выполнить то же
упражнение, выпрямляя пальцы начиная
с мизинца.
- Выполнять два
предыдущих упражнения пальцами левой
руки.
- Все пальцы, кроме
большого, соединить вместе, большой палец
вытянуть вверх («флажок»)
- Согнуть обе руки
в кулак, большие пальцы вытянуть вверх,
приблизить их («двое разговаривают»).
- Правую руку согнуть
в кулак, на неё сверху положить горизонтально
левую руку («стол»).
- Правую руку согнуть
в кулак, а левую прислонить к ней вертикально
(«стул», «кресло»).
- Согнуть пальцы
левой руки в кулак, оставив сверху отверстие
(«бочонок с водой»).
- Левая рука в том
же положении, указательный палец правой
руки вставить в отверстие сверху (« птичка
пьёт водичку»).
- Пальцы обеих рук
слегка согнуть и приложить друг к другу
(«миска», «гнездо»).
- Обе руки в том
же положении, что и в предыдущем упражнении,
но большие пальцы опустить внутрь («птичье
гнездо с яйцами»).
- Держа пальцы вверх,
соединить кончики среднего и безымянного
пальцев обеих рук, большие пальцы поднять
вверх или вытянуть горизонтально внутрь
(«ворота», «дверь»).
- Соединить под
углом кончики пальцев правой и левой
рук («крыша», «дом»).
- Руки в том же положении,
что и в предыдущем упражнении, только
указательные пальцы расположить в горизонтальном
положении перед «крышей» («магазин»).
- Пальцы в том же
положении, что и в двух предыдущих упражнениях,
только большие пальцы находятся по обеим
сторонам «прилавка» (его изображают указательные
пальцы, расположенные горизонтально)
и «разговаривают» друг с другом, как продавец
и покупатель.
- Поднять руки вверх
ладонями друг к другу, расположить пальцы
горизонтально, соединить кончики среднего
и безымянного пальцев обеих рук («мост»,
«дорога», «дом»).
- Руки в вертикальном
положении, прижать ладони обеих рук друг
к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив
пальцы («чаша», «цветок»).
- Прижать руки тыльной
стороной друг к другу, опустить пальцы
вниз («корни растения»).
- Вытянуть указательный
палец правой руки, остальные пальцы «бегут»
по столу («бежит собака», «бежит лошадь»).
- Пальцы правой
руки находятся в том же положении, что
и в предыдущем упражнении, расставить
указательный и средний пальцы, расставить
их (« улитка с усиками»).
- Правая рука в том
же положении, что и в предыдущем упражнении,
левую руку положить сверху («раковина
улитки»).
- Средний и безымянный
пальцы правой руки прижать большими пальцами
к ладони, указательный палец и мизинец
слегка согнуть, поднять руки вверх («кошка»).
- Соединить большой,
средний и безымянный пальцы правой руки,
указательный палец и мизинец, слегка
согнув поднять вверх («собака»).
- Левую руку согнуть
в кулак, большой палец поднять вверх,
обвить его пальцами правой руки («птица
в гнезде»).
- Концы пальцев
направить вперёд, прижать руки ладонями
друг к другу, слегка приоткрыть их («лодочка»).
- Скрестить пальцы,
поднять руки вверх, расставить пальцы
(«солнечные лучи»).
- Прижать тыльные
стороны рук друг к другу, скрестив
пальцы, поднять их вверх («ёлка», «ветви»).
- Скрестить пальцы
обеих рук, тыльные стороны рук обращены
вверх, опустить средний палец правой
руки и свободно вращать им («колокол»).
- Скрещенные пальцы
обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх,
большие пальцы вытянуты вверх («пассажиры
в автобусе»).
2.6. Массаж рук.
Проводится
сначала на одной руке, затем на другой.
- Поглаживание
от кончиков пальцев до середины руки
с внешней и тыльной стороны;
- Разминание
пальцев: интенсивные круговые движения
вокруг каждого пальца;
- Упражнения
«Сорока - белобока»
- Интенсивные
движения большого пальца вперёд - назад,
вверх - вниз, по кругу;
- Сгибание -
разгибание всех пальцев одновременно;
- Сгибание -
разгибание кисти в кистевом суставе;
- Интенсивное
растирание каждого пальца;
- Точечный массаж
каждого пальца между фалангами с боковых
и фронтально - тыльных сторон;
- «Пальцы ложатся
спать»: поочерёдное загибание пальцев,
затем их одновременное выпрямление в
сопровождении стихотворения:
- Повтор первого
упражнения.
2.7.
Рекомендации по формированию зрительно
- моторной координации.
- Поскольку развитие
ручной умелости предполагает определённую
степень зрелости мозговых структур, заставлять
ребёнка заниматься «через силу» неэффективно.
Надо начать с того уровня упражнений,
который будет получаться и доставлять
удовольствие.
- Выполнение упражнений
должно быть регулярным.
- Занятия должны
быть только совместными. Это определяется
необходимостью точного выполнения движений,
в противном случае результат не будет
достигнут.
- Время выполнения
упражнений не должно быть долгим, так
как внимание и интерес ребёнка быстро
иссякают. До 3-х лет это около 5 минут, затем
можно увеличивать длительность.
- Нужно соблюдать
комфортный для ребёнка темп выполнения.
- Очень важны участие
и ободряющее поведение взрослого.
- Ребёнку всегда
предлагается инструкция. Инструкция
должна быть простой, короткой и точной.
- Повторение инструкции,
а также проговаривание действий в процессе
выполнения облегчает работу.