Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:45, реферат
Формирование и развитие зрительно-моторной координации у старших дошкольников с НОДА имеет большое значение для их всестороннего развития. Занятия по коррекции зрительно-моторной координации активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку успешно подготовиться к школьному обучению.
1.Введение.
Глава 1: Теоретические основы проблемы формирования зрительно - моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций ОДА
1.1. Проблемы коррекционно - развивающего обучения детей с НОДА.
1.2. Особенности развития зрительно - моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА
Глава 2: Система работы по коррекции зрительно - моторной координации у старших дошкольников с НОДА.
2.1. Основные цели, задачи, принципы и направления коррекционно - развивающего обучения старших дошкольников с НОДА.
2.2 Описание системы работы по коррекции зрительно - моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА
2.3.Система упражнений по коррекции рисовательных движений и графических элементов.
2.4.Серия заданий, направленных на фиксирование строки и работу внутри неё.
2.5. Игры для тренировки тонких движений пальцев рук.
2.6. Массаж рук.
2.7.Рекомендации по формированию зрительно - моторной координации.
Опыт работы
по теме:
«Коррекция
зрительно - моторной координации у
детей старшего дошкольного возраста
с нарушениями опорно - двигательного
аппарата»
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение.
Глава 1: Теоретические основы проблемы формирования зрительно - моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций ОДА
1.1. Проблемы коррекционно - развивающего обучения детей с НОДА.
1.2. Особенности развития зрительно - моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА
Глава 2: Система работы по коррекции зрительно - моторной координации у старших дошкольников с НОДА.
2.1. Основные цели, задачи, принципы и направления коррекционно - развивающего обучения старших дошкольников с НОДА.
2.2 Описание системы работы по коррекции зрительно - моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА
2.3.Система упражнений по коррекции рисовательных движений и графических элементов.
2.4.Серия заданий, направленных на фиксирование строки и работу внутри неё.
2.5. Игры для тренировки тонких движений пальцев рук.
2.6. Массаж рук.
2.7.Рекомендации
по формированию зрительно - моторной
координации.
1.Введение.
В настоящее время в силу социально - экономических преобразований в обществе и экологической обстановки постоянно увеличивается количество детей с нарушениями психофизического развития. На сегодняшний день в нашем МДОУ функционирует 4 группы для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата.
Основным клиническим симптомом детей с ДЦП является нарушение двигательной функции.
Двигательная недостаточность препятствует, в свою очередь, нормальному зрительному и кинестетическому восприятию и их развитию, а так же мешает формированию интерсенсорных связей, особенно зрительно- моторных.
Формирование
и развитие зрительно-моторной координации
у старших дошкольников с НОДА имеет большое
значение для их всестороннего развития.
Занятия по коррекции зрительно-моторной
координации активизируют сенсорное развитие
ребенка, его моторику, пространственное
восприятие, положительно воздействуют
на формирование речи, игры, а в целом помогают
ребенку успешно подготовиться к школьному
обучению.
Глава 1: Теоретические основы проблемы формирования зрительно - моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций ОДА
Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие различными формами НОДА. От 2 до 6 больных на 1000 детского населения, это дети с ДЦП. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития или неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией мышечного тонуса, парезами. К двигательным расстройствам в большей части случаев присоединяются нарушения зрения и слуха (20-25%), речи и др. У некоторых детей могут наблюдаться сопутствующие синдромы: судорожный, мозжечковый, гипертензионный, гиперкинетический и иные. Такая сложная клиническая картина создает дефицитарный характер психического развития ребенка с ДЦП, что весьма отрицательно сказывается на его познавательной деятельности в целом. Наиболее распространенной формой нарушения психического развития при данном заболевании является задержка психического развития (50% всей популяции детей с ДЦП) и примерно 20-25% имеют умственную отсталость различной степени выраженности.
Следует отметить, что ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом при правильном лечении, реабилитации и коррекционно-педагогической работе состояние ребенка, как правило, улучшается.
Двигательная недостаточность препятствует не только нормальному зрительному и кинестетическому восприятию и их развитию, но и мешает формированию интерсенсорных связей, особенно зрительно- моторных. Часто ребенок с церебральным параличом не ориентируется в частях собственного тела, а развитие схемы тела тесно связано с формированием пространственного восприятия. У них с трудом формируются понятия «лево», «право», проявляются элементы пальцевой агнозии, трудности в усвоении письма, чтения, счета. Однако среди исследователей утвердилось мнение о положительной динамике
в развитии
ребенка с ДЦП при условии своевременного
целенаправленного коррекционного воздействия.
У группы детей, прогностически благоприятных,
нарушения психического развития носят
обратимый характер при активном и комплексном
воздействии на основные компоненты дефекта
развития.
1.2. Особенности развития зрительно - моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА
Обследование специалистами двигательной сферы детей с проблемами в развитии позволило выявить следующие закономерности в отставании их психомоторного развития (т.е. произвольных, осознанных движений направленных на достижение определенной цели):
Глава 2: Система работы по коррекции зрительно - моторной координации у старших дошкольников с НОДА.
2.1. Основные
цели, задачи, принципы и направления
коррекционно - развивающего обучения
старших дошкольников с НОДА.
Основной целью создание условий, способствующих развитию зрительно - моторной координации для подготовки ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями функций ОДА к овладению письмом и школьному обучению в целом.
Очень важно развитие
позитивного отношения к жизни, обществу,
семье, обучению и труду. Эффективность
Коррекционно - развивающих мероприятий
определяется своевременностью, взаимосвязностью,
преемственностью в работе различных
звеньев.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
Принцыпы организации работы:
Работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия - согласованность действий специалистов различного профиля.
Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых, психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.
Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.
Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.
При коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности.
Важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно - кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов. Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы.
Коррекционно-педагогическая работа реализуется в несколько этапов.
Каждый этап имеет свои направления в работе.
В процессе подготовки ребенка с проблемами в развитии к школе выделяются следующие направления коррекционно-развивающего обучения:
- развитие игровой деятельности;
- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и
взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса,
формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений
лексического, грамматического и фонетического строя речи;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
- развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;
- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);
- формирование математических представлений;
- развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;
- воспитание навыков самообслуживания и гигиены;
- подготовка к школе.
2.2 Описание системы работы по коррекции зрительно - моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА
Исследования отечественных физиологов отмечают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
Исследованиями учёных института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцовой, Е.И, Исениной, Л.В. Фоминой) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Зрительно-моторная координация - это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.
У детей с проблемами в развитии можно наблюдать нарушение согласованности движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов, отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений.
А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действия рук и глаз.
Одним из средств развития зрительно - моторной координации являются упражнения для укрепления работы мышц глаз у детей.
Сюда входят упражнения в виде разнообразных движений глаз, способствующих:
Это и различные движения глаз: вправо, влево, вверх, вниз, круговые движения, зажмуривания, широко открыть, выпучить глазки.
После выполнения этих упражнений дети чувствуют себя значительно бодрее. Особенно хорошо эти упражнения снимают умственное и зрительное утомление, помогают укрепить окологлазные мышцы. В основе положительного эффекта лежат межфункциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов головного мозга.
Мышечные возможности руки ребенка также, как и мышцы глаз, требуют особой тренировки и коррекции.
Начинать надо с небольшого массажа рук. Массаж проводится сначала на одной руке, затем на другой. Упражнения желательно проводить по 3 -- 5 минуты, 4-5 раз в день.
Сюда входят: поглаживания, разминания, сгибания, разгибания, точечный массаж.
Ребенок быстро усваивает этот массаж и через некоторое время выполняет его самостоятельно.
После массажа можно приступать к выполнению гимнастики для мелкой мускулатуры пальцев.