Коррекция зрительно - моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно – двигательного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:45, реферат

Описание работы

Формирование и развитие зрительно-моторной координации у старших дошкольников с НОДА имеет большое значение для их всестороннего развития. Занятия по коррекции зрительно-моторной координации активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку успешно подготовиться к школьному обучению.

Содержание

1.Введение.

Глава 1: Теоретические основы проблемы формирования зрительно - моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций ОДА

1.1. Проблемы коррекционно - развивающего обучения детей с НОДА.

1.2. Особенности развития зрительно - моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА

Глава 2: Система работы по коррекции зрительно - моторной координации у старших дошкольников с НОДА.

2.1. Основные цели, задачи, принципы и направления коррекционно - развивающего обучения старших дошкольников с НОДА.

2.2 Описание системы работы по коррекции зрительно - моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА

2.3.Система упражнений по коррекции рисовательных движений и графических элементов.

2.4.Серия заданий, направленных на фиксирование строки и работу внутри неё.

2.5. Игры для тренировки тонких движений пальцев рук.

2.6. Массаж рук.

2.7.Рекомендации по формированию зрительно - моторной координации.

Работа содержит 1 файл

проект разв. зрит - моторной у ОДА.doc

— 332.54 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

  Опыт работы по теме: 

«Коррекция зрительно - моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно - двигательного аппарата» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  СОДЕРЖАНИЕ: 

  1.Введение.

  Глава 1: Теоретические основы проблемы формирования зрительно - моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций ОДА

  1.1. Проблемы коррекционно - развивающего обучения детей с НОДА.

    1.2. Особенности развития зрительно - моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА

    Глава 2: Система работы по коррекции зрительно - моторной координации у старших дошкольников с НОДА.

    2.1. Основные цели, задачи, принципы   и направления коррекционно - развивающего обучения старших дошкольников с НОДА.

   2.2 Описание системы работы по коррекции зрительно - моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА

   2.3.Система упражнений по коррекции рисовательных движений и графических элементов.

   2.4.Серия заданий, направленных на фиксирование строки и работу внутри неё.

   2.5. Игры для тренировки тонких движений пальцев рук.

   2.6. Массаж рук.

   2.7.Рекомендации по формированию зрительно - моторной координации. 
 
 
 
 
 
 

  1.Введение.

  В настоящее время в силу социально - экономических преобразований в обществе и экологической обстановки постоянно увеличивается количество детей с нарушениями психофизического развития. На сегодняшний день в нашем МДОУ функционирует 4 группы для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата.

  Основным клиническим симптомом детей с  ДЦП является нарушение двигательной функции.

  Двигательная недостаточность препятствует, в свою очередь,  нормальному зрительному и кинестетическому восприятию и их развитию, а так же  мешает формированию интерсенсорных связей, особенно зрительно- моторных.

  Формирование и развитие  зрительно-моторной координации у старших дошкольников с НОДА имеет большое значение для их  всестороннего развития. Занятия по коррекции зрительно-моторной координации активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку успешно подготовиться к школьному обучению.  

  Глава 1: Теоретические основы проблемы формирования зрительно - моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций ОДА

    1. Проблемы Коррекционно - развивающего обучения детей с НОДА.

  Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие различными формами НОДА. От 2 до 6 больных на 1000 детского населения, это дети с ДЦП. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития или неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией мышечного тонуса, парезами. К двигательным расстройствам в большей части случаев присоединяются нарушения зрения и слуха (20-25%), речи и др. У некоторых детей могут наблюдаться сопутствующие синдромы: судорожный, мозжечковый, гипертензионный, гиперкинетический и иные. Такая сложная клиническая картина создает дефицитарный характер психического развития ребенка с ДЦП, что весьма отрицательно сказывается на его познавательной деятельности в целом. Наиболее распространенной формой нарушения психического развития при данном заболевании является задержка психического развития (50% всей популяции детей с ДЦП) и примерно 20-25% имеют умственную отсталость различной степени выраженности.

  Следует отметить, что ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом при правильном лечении, реабилитации и коррекционно-педагогической работе состояние ребенка, как правило, улучшается.

  Двигательная недостаточность препятствует не только нормальному зрительному и кинестетическому восприятию и их развитию, но и мешает формированию интерсенсорных связей, особенно зрительно- моторных. Часто ребенок с церебральным параличом не ориентируется в частях собственного тела, а развитие схемы тела тесно связано с формированием пространственного восприятия. У них с трудом формируются понятия «лево», «право», проявляются элементы пальцевой агнозии, трудности в усвоении письма, чтения, счета. Однако среди исследователей утвердилось мнение о положительной динамике

  в развитии ребенка с ДЦП при условии своевременного целенаправленного коррекционного воздействия. У группы детей, прогностически благоприятных, нарушения психического развития носят обратимый характер при активном и комплексном воздействии на основные компоненты дефекта развития. 

1.2. Особенности развития зрительно - моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА

      Обследование специалистами двигательной сферы детей с проблемами в развитии позволило выявить следующие закономерности в отставании их психомоторного развития (т.е. произвольных, осознанных движений направленных на достижение определенной цели):

  • Мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса;
  • Нарушение общей, ручной (мелкой) моторики;
  • Общая скованность и замедленность выполнения движений;
  • Дискоординация движений;
  • Нарушения  зрительно-двигательной функции;
  • Нарушение ориентировки в пространстве (листе бумаги);
  • Замедленность в освоении новых движений;
  • «Леворукость».
 

Глава 2: Система работы по коррекции зрительно - моторной координации у старших дошкольников с НОДА.

    2.1. Основные цели, задачи, принципы   и направления коррекционно - развивающего обучения старших дошкольников с НОДА. 

      Основной целью создание условий, способствующих развитию зрительно - моторной координации для подготовки ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями функций ОДА к овладению письмом и школьному обучению в целом.

Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность Коррекционно - развивающих мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязностью, преемственностью в работе различных звеньев.  

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  • Способствовать развитию мелкой моторики рук : развивать точность и координацию движений рук, гибкость, ритмичность
  • Развивать зрительное и зрительно - кинестетическое  восприятие
  • Формировать и совершенствовать пространственные представления (ориентацию на листе, ориентацию в пространстве на примере собственного тела
  • Развивать контролирующую функцию глаз
 

Принцыпы организации работы:

Работа  должна носить комплексный характер. Важное  условие комплексного воздействия - согласованность действий специалистов различного профиля.

      Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых, психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.

Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

      Коррекционная работа строится не с учетом  возраста, а с учетом того, на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.

      При коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности.

      Важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением  двигательно - кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов. Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы.

     

      Коррекционно-педагогическая работа реализуется в несколько этапов.

Каждый этап имеет свои направления в работе.

      В процессе подготовки ребенка с проблемами в развитии к школе выделяются следующие направления коррекционно-развивающего обучения:

      - развитие игровой деятельности;

      - развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и

        взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса,

        формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений

        лексического, грамматического и фонетического строя речи;

      - расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

      - развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных  представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;

      - развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);

      - формирование математических представлений;

      - развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

      - воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

      - подготовка к школе.

 

 2.2 Описание системы работы по коррекции зрительно - моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА

     Исследования отечественных физиологов отмечают связь развития   рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

      Исследованиями учёных института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцовой, Е.И, Исениной, Л.В. Фоминой) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

     Зрительно-моторная координация  - это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.

         У детей с проблемами в развитии можно наблюдать  нарушение согласованности движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов, отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений.

  А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действия рук и глаз.

      Одним из средств развития зрительно - моторной координации являются упражнения  для укрепления работы мышц глаз у детей.

      Сюда входят упражнения в виде разнообразных движений глаз, способствующих:

    • развитию двигательных способностей глаз;
    • активизации кровообращения в области глаз и мозга;
    • улучшению координации движений глаз и головы;
    • повышению устойчивости вестибулярных реакций;
    • тренировке мышц глаз.
 

     Это и различные движения глаз: вправо, влево, вверх, вниз, круговые движения, зажмуривания, широко открыть, выпучить глазки.

     После выполнения этих упражнений дети чувствуют себя значительно бодрее. Особенно хорошо эти упражнения снимают умственное и зрительное утомление, помогают укрепить окологлазные мышцы. В основе положительного эффекта лежат межфункциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов головного мозга.

          Мышечные возможности руки ребенка также,  как и мышцы глаз, требуют особой тренировки и коррекции.  

      Начинать надо с небольшого массажа рук. Массаж проводится сначала на одной руке, затем на другой. Упражнения  желательно проводить по 3 -- 5 минуты, 4-5 раз в день.

      Сюда входят: поглаживания, разминания, сгибания, разгибания,  точечный массаж.

      Ребенок быстро усваивает этот массаж и через некоторое время выполняет его самостоятельно.

         После массажа можно приступать к  выполнению гимнастики для мелкой мускулатуры пальцев.

Информация о работе Коррекция зрительно - моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно – двигательного аппарата