Автор: i**************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:00, контрольная работа
К сложным нарушениям детского развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и другие) у одного ребёнка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушение речи. В современной специальной литературе в номинации сложных нарушений обозначаются только так называемые первичные нарушения, например слепоглухота. Если в название включаются вторичные отклонения в развитии, как например в слове «слепогл
Понятие о сложном нарушении развития……...3
Коррекционно-педагогическая работа с детьми имеющими комплексное нарушение в развитии…………………………………………….4
Организация коррекционно-педагогической работы со слпоглухими детьми на примере детского дома для слепоглухих детей в г. Сергиев Посад (Московская обл.)………………6
Задачи учреждения……………………………..7
Организация воспитательного и образовательного процесса……………………7
Социальная реабилитация слепоглухих выпускников……………………………………8
IY. Коррекционно-педагогическая работа в других специальных учреждениях для детей со сложным нарушением в развитии……………………………...9
Специализированные учреждения в России……….……………………………………9
Специализированные учреждения за рубежом…………………………………………10
Y. Список использованной литературы………….11
Федеральное Агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого.
Институт непрерывного педагогического образования
Кафедра:
«Логопедии и олигофренопедагогики»
Контрольная работа
По: «Основам обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями»
На тему:
«Коррекционно-педагогическая работа
с детьми имеющими комплексное нарушение
в развитии».
Проверила: Щёткина Г.Ф.
Великий Новгород 2011.
Содержание.
IY. Коррекционно-педагогическая работа в других специальных учреждениях для детей со сложным нарушением в развитии……………………………...9
Y.
Список использованной
литературы………….11
I.
Понятие о сложном
нарушении развития.
К сложным нарушениям детского развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и другие) у одного ребёнка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушение речи. В современной специальной литературе в номинации сложных нарушений обозначаются только так называемые первичные нарушения, например слепоглухота. Если в название включаются вторичные отклонения в развитии, как например в слове «слепоглухонемота», где «немотой» обозначено отсутствие речи у ребёнка, являющееся лишь следствием его глухоты, социально обусловленным, то есть вторичным нарушением, то такой термин следует признать неточным.
В качестве синонимов термина
«сложное нарушение» в
II.
Коррекционно-педагогическая
работа с детьми имеющими
комплексное нарушение
в развитии.
Коррекционно-педагогическая работа имеет общеразвивающее значение для учащихся со сложным дефектом. Она повышает их общий реабилитационный потенциал. Вместе с тем реализация реабилитационного потенциала ребёнка со сложным дефектом существенным образом зависит от того, как содержание образования связано с жизнью ребёнка. Как показывает практика, для учащихся со сложным дефектом в этом смысле имеют наиболее существенное значение следующие содержательные области их образования: трудовое обучение (включая бытовой труд и домоводство), профессионально-трудовое обучение и социально-бытовая ориентировка.
Именно эти области в содержании образования обеспечивают в последующем относительно самостоятельный быт и труд взрослых инвалидов со сложной структурой нарушения.
В нашей стране уже сложились и действуют определённые виды помощи слепоглухим детям и другим детям со сложными сенсорными нарушениями: умственно отсталым глухим и слабослышащим, умственно отсталым слепым и слабовидящим, умственно отсталым детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата во вспомогательных классах соответствующих типов школ и в некоторых учреждениях Минсоцзащиты. Но для ряда субкатегорий детей со сложным дефектом какие-либо виды по-настоящему специализированной поддержки вообще отсутствуют, например для глухих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для аутичных детей с сенсорными нарушениями, для детей с соматическими нарушениями и нарушениями зрения и слуха. Для большинства лиц со сложным дефектом особенно неустроенной оказывается жизнь до школы, и после школы.
Вместе
с тем для отдельных категорий
детей со сложным дефектом образуются
новые службы и виды поддержки, которые
могут рассматриваться как
III. Организация коррекционно-педагогической работы со слепоглухими детьми на примере детского дома для слепоглухих детей в г. Сергиев Посад Московской обл.
В детском
доме для слепоглухих детей
В нём содержатся:
Полностью слепые и слепые с остаточным зрением с остротой зрения от светоощущения до 0.04;
Слабовидящие с остротой зрения от 0,05 до 0,2 включительно, с коррекцией стёклами на лучше видящем глазу и с более высокой остротой зрения, при дополнительных нарушениях или при неблагоприятном прогнозе;
Глухие, а также слабослышащие дети с потерей слуха, при которой ребёнок не может воспринимать связную речь на ухо с помощью слуховой аппаратуры.
В последние
годы наряду со слепоглухими в детский
дом стали принимать детей
с множественными нарушениями, где
в качестве компонента сложного дефекта
могут быть нарушения опорно-двигательного
аппарата, умственная отсталость в лёгкой
степени, аутистические проявления в поведении.
Решение о зачислении слепоглухого ребёнка
принимается директором детского дома
на основе заключения медико-педагогической
комиссии детского дома или лаборатории
содержания и методов обучения детей со
сложной структурой дефекта Института
коррекционной педагогики РАО после комплексного
клинико-психолого-
Специальные задачи учреждения состоят в формировании познавательной и практической деятельности детей, формировании пространственной ориентировки, словесной речи в различных её формах (дактильной; письменной – крупным шрифтом, если позволяет остаточное зрение учащихся; рельефно-точечной по системе Брайля; устной), включении слепоглухих подростков в социально-бытовое окружение, обучении доступной профессии.
Воспитание
и обучение проводится по учебным
планам и программам, разработанным
в Институте коррекционной
Детский дом имеет дошкольное и школьное отделения, учебно-трудовые группы, группы для детей с множественными нарушениями. После окончания школы выпускники могут продолжить своё образование в вечерних школах слепых или глухих в специальных классах для слепоглухих.
3) Социальная реабилитация слепоглухих выпускников.
Серьёзной
проблемой в новых социально
– экономических условиях стало
трудоустройство слепоглухих
IY. Коррекционно-педагогическая работа в других специализированных учреждениях для детей со сложным нарушением в развитии.
1) Специализированные учреждения в Росси.
В детских домах – интернатах Минздрава РФ содержатся в основном дети с глубокими поражениями центральной нервной системы, туда нередко попадают дети со сложным дефектом. Однако систематической специализированной психолого-педагогической помощи они там не получают. В настоящее время возникают попытки группового обучения слепых и слабовидящих умственно отсталых детей (в Москве).
В
системе специальных
Чаще
всего дети со сложным дефектом,
принятые в школу, получают надомное
обучение (очень ограниченное по времени)
или находятся в обычных
В новых по типу (инновационных) региональных школах и центрах для детей с отклонениями в развитии, где собираются дети с различной структурой дефекта, и обучение проводится достаточно индивидуализированно, могут найти место и дети со сложной структурой дефекта, что зависит от местных условий.
Некоторую
помощь дети со сложными дефектами
в настоящее время могут найти
в негосударственных
В последние годы возникли небольшие воспитательные учреждения и группы для детей с тяжёлыми формами инвалидности при церковных общинах православной христианской церкви и общинах других конфессий.
2) Специализированные учреждения за рубежом.