Коррекционно-педагогическая работа с детьми имеющими комплексное нарушение в развитии

Автор: i**************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

К сложным нарушениям детского развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и другие) у одного ребёнка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушение речи. В современной специальной литературе в номинации сложных нарушений обозначаются только так называемые первичные нарушения, например слепоглухота. Если в название включаются вторичные отклонения в развитии, как например в слове «слепогл

Содержание

Понятие о сложном нарушении развития……...3

Коррекционно-педагогическая работа с детьми имеющими комплексное нарушение в развитии…………………………………………….4

Организация коррекционно-педагогической работы со слпоглухими детьми на примере детского дома для слепоглухих детей в г. Сергиев Посад (Московская обл.)………………6
Задачи учреждения……………………………..7
Организация воспитательного и образовательного процесса……………………7
Социальная реабилитация слепоглухих выпускников……………………………………8

IY. Коррекционно-педагогическая работа в других специальных учреждениях для детей со сложным нарушением в развитии……………………………...9
Специализированные учреждения в России……….……………………………………9
Специализированные учреждения за рубежом…………………………………………10

Y. Список использованной литературы………….11

Работа содержит 1 файл

Щёткина 2007.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

Федеральное Агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Новгородский  государственный университет

имени Ярослава Мудрого.

Институт  непрерывного педагогического образования

Кафедра: «Логопедии и олигофренопедагогики» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По: «Основам обучения и воспитания детей с  комплексными нарушениями»

На тему: «Коррекционно-педагогическая работа с детьми имеющими комплексное нарушение  в развитии».  
 
 
 
 
 
 

          Проверила: Щёткина Г.Ф.

                                                                          Выполнила: Студентка

                                                                гр.6701   5 курса

                                                                          Богданова Е. С.  
 
 
 
 

 

                                       Великий Новгород 2011.         

Содержание. 

  1. Понятие о сложном нарушении  развития……...3
 
  1. Коррекционно-педагогическая работа с детьми имеющими комплексное нарушение  в развитии…………………………………………….4
 
  1. Организация коррекционно-педагогической работы со слпоглухими детьми на примере детского дома для  слепоглухих детей в г. Сергиев Посад (Московская обл.)………………6
    1. Задачи учреждения……………………………..7
    1. Организация воспитательного и образовательного процесса……………………7
    2. Социальная реабилитация слепоглухих выпускников……………………………………8
 

IY.   Коррекционно-педагогическая работа в других специальных учреждениях для детей со сложным нарушением в развитии……………………………...9

    1. Специализированные учреждения в России……….……………………………………9
    2. Специализированные учреждения за рубежом…………………………………………10
 

Y.  Список использованной литературы………….11 
 
 
 

I. Понятие о сложном  нарушении развития. 

К сложным  нарушениям детского развития  относят  сочетание двух или более психофизических  нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и другие) у одного ребёнка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушение речи. В современной специальной литературе в номинации сложных нарушений обозначаются только так называемые первичные нарушения, например слепоглухота. Если в название включаются вторичные отклонения в развитии, как например в слове «слепоглухонемота», где «немотой» обозначено отсутствие речи у ребёнка, являющееся лишь следствием его глухоты, социально обусловленным, то есть вторичным нарушением, то такой термин следует признать неточным.

     В качестве синонимов термина  «сложное нарушение» в литературе  используются и другие термины,  равнозначные ему: «сложный дефект», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные нарушения» и всё более утверждающийся в последнее время - «сложная структура нарушения». 
 
 
 
 
 

 

II. Коррекционно-педагогическая работа с детьми имеющими комплексное нарушение в развитии. 

Коррекционно-педагогическая работа имеет общеразвивающее значение для учащихся со сложным дефектом. Она повышает их общий реабилитационный потенциал. Вместе с тем реализация  реабилитационного потенциала ребёнка  со сложным дефектом существенным образом зависит от того, как содержание образования связано с жизнью ребёнка. Как показывает практика, для учащихся со сложным дефектом в этом смысле имеют наиболее существенное значение следующие содержательные области их образования: трудовое обучение (включая бытовой труд и домоводство), профессионально-трудовое обучение и социально-бытовая ориентировка.

      Именно  эти области в содержании образования  обеспечивают в последующем относительно самостоятельный быт и труд взрослых инвалидов со сложной структурой нарушения.

      В нашей стране уже сложились и  действуют определённые виды помощи слепоглухим детям и другим детям  со сложными сенсорными нарушениями: умственно  отсталым глухим и слабослышащим, умственно  отсталым слепым и слабовидящим, умственно отсталым детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата во вспомогательных классах соответствующих типов школ и в некоторых учреждениях Минсоцзащиты. Но для ряда субкатегорий детей со сложным дефектом какие-либо виды по-настоящему специализированной поддержки вообще отсутствуют, например для глухих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для аутичных детей с сенсорными нарушениями, для детей с соматическими нарушениями и нарушениями зрения и слуха. Для большинства лиц со сложным дефектом особенно неустроенной оказывается жизнь до школы, и после школы.

      Вместе  с тем для отдельных категорий  детей со сложным дефектом образуются новые службы и виды поддержки, которые  могут рассматриваться как пробная  модель, возможная для использования  при развитии системы. В наиболее продвинутом положении по организации специальной помощи некоторым категориям детей со сложными нарушениями находятся отдельные учреждения в системе Минсоцзащиты РФ.

    
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Организация коррекционно-педагогической работы со слепоглухими детьми на примере детского дома для слепоглухих детей в г. Сергиев Посад Московской обл.

В детском  доме для слепоглухих детей воспитываются  и обучаются дети с комбинированным  нарушением зрения и слуха дошкольного  и школьного  возраста. Сюда принимаются дети со сложным сенсорным нарушением, которые не могут посещать детские сады и школы для детей с нарушениями слуха, где обучение ведётся на основе зрительного восприятия, или для детей с нарушениями зрения, где обучение ведётся на основе слухового восприятия. Возраст воспитанников от 3 до 18 лет, учреждение рассчитано на 100 детей.

      В нём содержатся:

Полностью слепые и слепые с остаточным зрением  с остротой зрения от светоощущения  до 0.04;

Слабовидящие  с остротой зрения от 0,05 до 0,2 включительно, с коррекцией стёклами на лучше видящем глазу и с более высокой остротой зрения, при дополнительных нарушениях или при неблагоприятном  прогнозе;

Глухие, а также слабослышащие дети с  потерей слуха, при  которой ребёнок  не может воспринимать связную речь на ухо с помощью слуховой аппаратуры.

В последние  годы наряду со слепоглухими в детский  дом стали принимать детей  с множественными нарушениями, где  в качестве компонента сложного дефекта могут быть нарушения опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость в лёгкой степени, аутистические проявления в поведении. Решение о зачислении слепоглухого ребёнка принимается директором детского дома на основе заключения медико-педагогической комиссии детского дома или лаборатории содержания и методов обучения детей со сложной структурой дефекта Института коррекционной педагогики РАО после комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ребёнка. Все расходы по обучению, воспитанию и содержанию ребёнка в учреждении несёт государство. В детском доме обучаются дети со всей России.

  1. Задачи учреждения.

Специальные задачи учреждения состоят в формировании познавательной и практической деятельности детей, формировании пространственной ориентировки, словесной речи в различных её формах (дактильной; письменной – крупным шрифтом, если позволяет остаточное зрение учащихся; рельефно-точечной по системе Брайля; устной), включении слепоглухих подростков в социально-бытовое окружение, обучении доступной профессии.

  1. Организация воспитательного и образовательного процесса.

Воспитание  и обучение проводится по учебным  планам и программам, разработанным  в Институте коррекционной педагогики и в детском доме, предусматривающим учебные занятия в классе (свыше 30 ч. в неделю) и внеклассные занятия. Используются специальные технические средства: звукоусиливающая аппаратура, оптические средства, телетакторы для общения слепоглухих.

      Детский дом имеет дошкольное и школьное отделения, учебно-трудовые группы, группы для детей с множественными нарушениями. После окончания школы выпускники могут продолжить своё образование в вечерних школах слепых или глухих в специальных классах для слепоглухих.

3) Социальная реабилитация  слепоглухих выпускников. 

Серьёзной проблемой в новых социально  – экономических условиях стало  трудоустройство слепоглухих выпускников. В детском доме проводится работа в направлении поисков новых  перспективных профилей трудового  обучения (изготовление мягкой игрушки, керамика, декоративное ткачество и др.)  
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 

IY. Коррекционно-педагогическая работа в   других специализированных учреждениях для детей со сложным нарушением в развитии.

1) Специализированные  учреждения в Росси.

В детских  домах – интернатах Минздрава РФ содержатся в основном дети с глубокими поражениями центральной нервной системы, туда нередко попадают дети со сложным дефектом. Однако систематической специализированной психолого-педагогической помощи они там не получают. В настоящее время возникают попытки группового обучения слепых и слабовидящих умственно отсталых детей (в Москве).

      В системе специальных образовательных  учреждений Министерства образования  РФ уже много лет действуют  вспомогательные классы: в школах для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих детей, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В эти классы принимаются дети с умственной отсталостью по типу олигофрении в степени дебильности и с соответствующим профилю школы сопутствующим нарушением. Для этих детей созданы учебные программы (в основном с I до YIII класса).

      Чаще  всего  дети со сложным дефектом, принятые в школу, получают надомное обучение (очень ограниченное по времени) или находятся в обычных классах  специального образовательного учреждения, где требуется индивидуальный подход к ребёнку и разработка индивидуальной программы его обучения.

      В новых по типу (инновационных) региональных школах и центрах для детей  с отклонениями в развитии, где  собираются дети с различной структурой дефекта, и обучение проводится достаточно индивидуализированно, могут найти место и дети со сложной структурой дефекта, что зависит от местных условий.

      Некоторую помощь дети со сложными дефектами  в настоящее время могут найти  в негосударственных учреждениях. Так, в местных общественных и частных психолого-педагогических, медико-социальных и иных центрах, организующих помощь детям-инвалидам, получают педагогическую поддержку дети с выраженными отклонениями в развитии, среди которых встречаются дети со сложным дефектам.

      В последние годы возникли небольшие воспитательные учреждения и группы для детей с тяжёлыми формами инвалидности при церковных общинах православной  христианской церкви и общинах других конфессий.

2) Специализированные  учреждения за  рубежом.

Информация о работе Коррекционно-педагогическая работа с детьми имеющими комплексное нарушение в развитии