Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:39, дипломная работа
Целью данной работы является изучение коррекционной работы по преодолению синонимии и антонимии детьми 5-6 лет с общим недоразвитие речи.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и коррекционно-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Проанализировать методики по обучению грамоте детей 5-6 лет с целью определения содержания работы по формированию осознания синонимов и антонимов.
Провести практическое изучение по выявлению готовности к осознанию синонимов и антонимов детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием.
Проанализировать полученные результаты практического изучения синонимов и антонимов детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
На основе анализа результатов практического исследования разработать проект системы логопедической работы по формированию осознания синонимов и антонимов у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Введение ………………………………………………………………
Глава 1. Состояние вопроса о нарушении синонимии и антонимии у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи возраста………………………
1.1. Лингвистические и психолингвистические проблемы формирования синонимии и антонимии у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи………………………………………………………………
1.2. Проблемы нарушения синонимии и антонимии у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи……………………………………………………
1.3. Методические подходы и диагностика по преодолению нарушения синонимии и антонимии у детей 5 - 6 лет…………………………..….…….
Глава 2. Выявление и преодоление синонимий и антонимий у детей 5-6 лет……………………..………………………………………………………
2.1. Обоснование и описание методики выявления нарушений синонимии и антонимии у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………..
2.2. Состояние синонимии и антонимии у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи (анализ результатов констатирующего исследования)……………………………………………………………………
2.3. Обоснование и содержание коррекционной логопедической работы по преодолению нарушений синонимии и антонимии у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи…………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………
Список использованных источников.……………………………
Современная лексикология рассматривает синонимию и антонимию как крайние, предельные случаи, с одной стороны, взаимозаменяемости, с другой стороны – противопоставленности слов по содержанию. При этом для синонимических отношений характерно семантическое сходство, для антонимических – семантическое различие.
Антонимия в языке представлена уже чем синонимия: в антонимические отношения вступают лишь слова, соотносительные по какому-либо признаку – качественному, количественному, временному, пространственному и принадлежащие к одной и той же категории объективной действительности как взаимоисключающие понятия: красивый – некрасивый, мног – мало, утро – вечер, удалять – приближать. Слова иных значений обычно не имеют антонимов; например: дом, мышление, писать, двадцать, Киев, Кавказ,. Большинство антонимов характеризуют качества: (хороший – плохой, умный – глупый, родной – чужой, густой - редкий и подобное); немало и таких, которые указывают на пространственные и временные отношения (большой – маленький, просторный – тесный, высокий – низкий, широкий – узкий, ранний –поздний, день – ночь); меньше антонимических пар с количественным значением (многие – немногие; единственный – многочисленный). Встречаются противоположные наименования действий, состояний (плакать – смеяться, радоваться – горевать), но таких немного.
Развитие антонимических отношений
в лексике отражает наше восприятие
действительности во всей ее противоречивой
сложности и
Антонимы, обладающие признаком градуальности, в речи могут взаимозамещаться для придания высказыванию вежливой формы; так, лучше сказать худой, чем тощий; пожилой, чем старый. Слова, употребляемые с целью устранить резкость или грубость фразы, называются эвфемизмами (с греческого еu - хорошо + phemi - говорю). На этом основании иногда говорят об антонимах-эвфемизмах, которые выражают значение противоположности в смягченной форме.
В лексической системе языка можно выделить и антонимы-конверсивы (от латинского conversio- изменение). Это слова, выражающие отношение противоположности в исходном (прямом) и измененном (обратном) высказывании: Александр дал книгу Дмитрию.- Дмитрий взял книгу у Александра; Профессор принимает зачет у стажера.- Стажер сдает зачет профессору.
По структуре антонимы делятся на разнокорневые (день – ночь) и однокорневые (приходить - уходить, революция - контрреволюция). Первые составляют группу собственно лексических антонимов, вторые - лексико-грамматических. У однокорневых антонимов противоположность значения вызвана различными приставками, которые также способны вступать в антонимические отношения: вложить - выложить, приставить - отставить, закрыть - открыть. Следовательно, пpoтивoпоcтaвлeниe таких слов обязано словообразованию. Однако следует иметь в виду, что добавление к качественным прилагательным, наречиям приставок не-, без-, чаще всего придает им значение лишь ослабленной противоположности (молодой - немолодой), так что контрастность их значения в сравнении с бесприставочными антонимами оказывается «приглушенной» (немолодой - это еще не означает «старый»). Поэтому к антонимам в строгом значении этого термина можно отнести далеко не все приставочные образования, а только те, которые являются крайними членами антонимической парадигмы: удачный - неудачный, сильный - бессильный.
Антонимические отношения позволяют выражать противопоставление понятий и в «незакрытом», многочленном ряду: конкретный - абстрактный, отвлеченный; веселый - грустный, печальный, унылый, скучный.
Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера.
Развитие лексики
в онтогенезе обусловлено также
развитием представлений
Л.С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения [2]. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер.
Анализируя развитие значения слова в онтогенезе, Л.С. Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом возникает первый знак, как на основе условного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения» [3].
Постепенно ребенок овладевает и контекстуальным значением слова. Так, ребенок дошкольного возраста с большим трудом овладевает переносным значением слова, афоризмами.
По мнению А.Р. Лурия, первоначально при формировании предметной соотнесенности слова оказывают большое внимание побочные, ситуационные факторы, которые в дальнейшем перестают играть роль в этом процессе [4].
А.Р. Лурия указывает, что слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей [5].
По мере развития мышления ребенка, его речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется, т. е. упорядочивается. Слова как бы группируются в семантические поля. Семантическое поле – это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. При этом происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределение лексики внутри семантического поля: выделяется ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками.
Отношения антонимии
и синонимии характеризуют
Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря, сформированности семантического поля, в которое включено данное слово, умения выделять в структуре значения слова основной дифференциальный семантический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку. Эти задания успешно выполняются лишь при условии активности процесса поиска слова противоположного или одинакового значения. Правильный поиск слова осуществляется лишь в том случае, когда у ребенка сформирован и систематизирован определенный синонимический или антонимический ряд.
Антонимически противопоставленными могут быть существительные, значение которых включает какое-либо качество или отношение (друг – враг, горе – радость), качественные прилагательные, характеризующие пространственные, временные, оценочные и др. признаки предметов и явлений, а также глаголы и наречия.
Если дети с
нормальным речевым развитием испытывают
трудности в подборе антонимов
и синонимов лишь к отдельным
словам, то у дошкольников с общим
недоразвитием речи выявляются ошибки
при подборе антонимов и
У детей с общим недоразвитием речи наблюдается при этом разнообразный характер ошибок при подборе антонимов. Вместо антонимов, по наблюдениям Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, дети с общим недоразвитием речи подбирают:
Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи системные отношения между лексическими единицами языка недостаточно сформированы. Можно выделить целый комплекс трудностей, которые приводят к неправильному выполнению заданий:
В процессе поиска слова дети с общим недоразвитием речи часто теряют цель задания, противопоставляют слова по несущественным, ситуативным признакам. Вследствие этого дети часто воспроизводят слова, не противоположные по значению, а другие, семантически близкие слову-антониму, что свидетельствует о неумении выделить существенный признак исходного слова. Характерной ошибкой детей с речевой патологией является воспроизведение слов другой грамматическом категории. В ряде случаев на слово-стимул существительное дети воспроизводят прилагательное, а на слово стимул прилагательное – наречие, что свидетельствует о недостаточной дифференциации категориальных значении слои.
Одной из сложных проблем речевого онтогенеза является проблема формирования синонимии.
Синонимы (равнозначные слона) по определению О.С. Ахмановой – это те члены тематической группы, которые принадлежат к одной и той же части речи и совпадают по значению и употреблению [1].
Дошкольники 6-летнего возраста в большинстве случаев правильно подбирают синонимы к хорошо знакомым им словам, допускают лишь единичные ошибки.
В то же время все дети с речевой патологией того же возраста допускают ошибки при подборе синонимов. В большом количестве случаев дети отказываются от ответа.
Дошкольники с
нормальным речевым развитием часто
актуализируют несколько
Дети с общим недоразвитием речи, как правило, воспроизводят только по одному синониму на слово-стимул (боец – солдат, праздничный – красивый, улица – проспект).
При этом наблюдается разнообразный характер ошибок. Вместо синонимов дети с общим недоразвитием речи воспроизводят:
В заданиях на подбор синонимов у детей с речевой патологией выявляются те же трудности, что и при подборе антонимов: ограниченность словарного запаса, трудности актуализации словаря, неумение выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, осуществлять сравнение значений слов на основе единого семантического признака.
Одним из наиболее
существенных методов изучения структуры
значения слова является объяснение
значения слова. Характер объяснения значения
слова выявляет соотношение понятийного
и денотативного компонентов
в структуре значения слова, отражает
уровень интеллектуального