Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:39, дипломная работа
Целью данной работы является изучение коррекционной работы по преодолению синонимии и антонимии детьми 5-6 лет с общим недоразвитие речи.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и коррекционно-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Проанализировать методики по обучению грамоте детей 5-6 лет с целью определения содержания работы по формированию осознания синонимов и антонимов.
Провести практическое изучение по выявлению готовности к осознанию синонимов и антонимов детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием.
Проанализировать полученные результаты практического изучения синонимов и антонимов детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
На основе анализа результатов практического исследования разработать проект системы логопедической работы по формированию осознания синонимов и антонимов у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Введение ………………………………………………………………
Глава 1. Состояние вопроса о нарушении синонимии и антонимии у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи возраста………………………
1.1. Лингвистические и психолингвистические проблемы формирования синонимии и антонимии у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи………………………………………………………………
1.2. Проблемы нарушения синонимии и антонимии у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи……………………………………………………
1.3. Методические подходы и диагностика по преодолению нарушения синонимии и антонимии у детей 5 - 6 лет…………………………..….…….
Глава 2. Выявление и преодоление синонимий и антонимий у детей 5-6 лет……………………..………………………………………………………
2.1. Обоснование и описание методики выявления нарушений синонимии и антонимии у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………..
2.2. Состояние синонимии и антонимии у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи (анализ результатов констатирующего исследования)……………………………………………………………………
2.3. Обоснование и содержание коррекционной логопедической работы по преодолению нарушений синонимии и антонимии у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи…………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………
Список использованных источников.……………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДЕТСТВА
кафедра логопедии и детской речи
ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ
__________
«___» _______2012г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЯ СИНОНИМИИ И АНТОНИМИИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
.
Специальность: 63030 Логопедия
Форма обучения: заочная
Научный руководитель:
Новосибирск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Состояние вопроса
о нарушении синонимии и
1.1. Лингвистические и
психолингвистические проблемы
формирования синонимии и
1.2. Проблемы нарушения синонимии и антонимии у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи……………………………………………………
1.3. Методические подходы и диагностика по преодолению нарушения синонимии и антонимии у детей 5 - 6 лет…………………………..….…….
Глава 2. Выявление и преодоление
синонимий и антонимий у детей
5-6 лет……………………..……………………………………………
2.1. Обоснование и описание
методики выявления нарушений
синонимии и антонимии у детей
5 - 6 лет с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………
2.2. Состояние синонимии
и антонимии у детей 5 – 6
лет с общим недоразвитием
речи (анализ результатов
2.3. Обоснование и содержание
коррекционной логопедической
Заключение ……………………………………………………………
Список использованных источников.……………………………
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Одной из проблем современной
педагогики и психологии является особенность
осознания словесного состава речи
детьми старшего дошкольного возраста.
Данная выпускная квалификационная
работа посвящена изучению отношения
ребенка к речевой
Для успешного обучения ребенка
в школе, для усвоения большого объема
знаний, который предлагает сейчас
современная школа ребенку
Знание особенностей осознания
детьми языковой действительности, умение
управлять формированием
Целью данной работы является изучение коррекционной работы по преодолению синонимии и антонимии детьми 5-6 лет с общим недоразвитие речи.
Объектом исследования является синонимии и антонимии у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности осознания синонимии и антонимии речи детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования состоит в следующем: развитие антонимии и синонимии у детей с общим недоразвитием речи значительно затруднено вследствие несформированности процессов выбора слов. Использование дифференцированной методической системы, направленной на адекватное понимание и употребление антонимов и синонимов в самостоятельных высказываниях будет способствовать формированию данной лексической категории, совершенствованию коммуникативных умений и навыков, развитию когнитивных процессов.
Задачи исследования:
Для
решения исследовательских
Теоретической основой данного исследования является:
Практическая значимость состоит в том, что предлагаемая система методических приёмов может быть рекомендована к применению в логопедической практике на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения антонимии и синонимии. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке специалистов в вузах в ходе лекционных, семинарских и лабораторных занятий, на курсах повышения квалификации учителей-логопедов, а также при консультировании детей с речевыми нарушениями.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.Новосибирска «Детский сад компенсирующего вида №282» в группе для детей 5-6 лет с общими нарушениями речи в период с сентябрь 2011 по декабрь 2011 гг.
Глава 1. Состояние вопроса о нарушении синонимии и антонимии у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи возраста.
Синонимы (от греческого synonymos - одноименный) - это слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской: здесь - тут, жена - супруга, смотреть - глядеть; родина - отечество, отчизна; храбрый - смелый, отважный, бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой.
Группа слов, состоящая из нескольких синонимов, называется синонимическим рядом (или гнездом). Синонимические ряды могут состоять как из разнокорневых, так и из однокорневых синонимов: лицо - лик, обогнать - перегнать; рыбак - рыболов, рыбарь. На первое место в синонимическом ряду обычно ставится определяющее по значению и стилистически нейтральное слово - доминанта ( от латинского – dominans - господствующий), (его еще называют стержневым, основным, опорным словом). Другие члены ряда уточняют, расширяют его семантическую структуру, дополняют ее оценочными значениями. Так, в последнем примере доминантой ряда является слово храбрый, оно наиболее емко передает значение, объединяющее все синонимы,- «не испытывающий страха» и свободно от экспрессивно-стилистических оттенков. Остальные синонимы выделяются в семантико-стилистическом отношении и особенностями употребления в речи. Например: неустрашимый - книжное слово, толкуется как «очень храбрый»; удалой - народнопоэтическое, означает «полный удали»; лихой - разговорное - 'смелый, идущий на риск'. Синонимы: храбрый, отважный, безбоязненный, бесстрашный отличаются не только смысловыми нюансами, но и возможностями лексической сочетаемости (они сочетаются лишь с существительными, называющими людей; нельзя сказать «храбрый проект», «безбоязненное решение»и так далее.).
Членами синонимического ряда могут быть не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания (фразеологизмы), а также предложно-падежные формы: много - через край, без счета, куры не клюют. Все они, как правило, выполняют в предложении одну и ту же синтаксическую функцию.
Синонимы всегда принадлежат к одной и той же части речи. Однако в системе словообразования каждый из них имеет родственные слова, относящиеся к другим частям речи и вступающие между собой в такие же синонимические отношения: красивый - обаятельный, очаровательный, неотразимый; красота - обаяние, очарование, неотразимость; мыслить - думать, размышлять, раздумывать, помышлять; мысли - думы, размышления, раздумья, помыслы. Подобная синонимия устойчиво сохраняется между производными словами: гармония - благозвучие; гармоничный - благозвучный; гармоничность - благозвучность; гармонично - благозвучно. Эта закономерность наглядно демонстрирует системные связи лексических единиц.
Русский язык богат синонимами, редкие синонимические ряды насчитывают два-три члена, чаще их гораздо больше. Однако составители словарей синонимов используют различные критерии их выделения. Это приводит к тому, что синонимические ряды разных лексикографов часто не совпадают. Причина таких разночтений кроется в неодинаковом понимании сущности лексической синонимии.
Одни ученые считают обязательным признаком синонимичных отношений слов обозначение ими одного и того же понятия. Другие берут за основу выделения синонимов их взаимозаменяемость. Третья точка зрения сводится к тому, что решающим условием синонимичности признается близость лексических значений слов. При этом в качестве критерия выдвигается:
Важнейшее условие синонимических слов - их семантическая близость, а в особых случаях - тождество. В зависимости от степени семантической близости синонимия может проявляться в большей или меньшей мере. Например, синонимичность у глаголов: спешить – торопиться, выражается яснее, чем, например, у смеяться, хохотать, заливаться, закатываться, покатываться, хихикать, фыркать, прыскать - имеющих значительные смысловые и стилистические отличия. Наиболее полно синонимия выражается при смысловом тождестве слов: здесь - тут, языкознание - лингвистика. Однако слов, абсолютно тождественных, в языке немного; как правило, у них развиваются семантические оттенки, стилистические черты, которые определяют их своеобразие в лексике. Например, в последней паре синонимов уже наметились различия в лексической сочетаемости; например: отечественное языкознание, но структурная лингвистика.
Полными (абсолютными) синонимами чаще всего бывают параллельные научные термины:орфография - правописание, номинативная - назывная, фрикативный - щелевой, а также однокорневые слова, образованные с помощью синонимических аффиксов: убогость - убожество, сторожить - стеречь.
Синонимы, как правило, обозначают
одно и то же явление объективной
действительности. Номинативная функция
и позволяет объединить их в незамкнутые
ряды, которые пополняются с
Поскольку синонимам, как и большинству
слов, свойственна многозначность,
они включаются в сложные синонимические
отношения с другими
Антонимы (с греческого аnti – против + оnyma – имя) – это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда-ложь, добрый – злой, говорить – молчать. Антонимы, как правило, относится к одной части речи.