Коррекционная работа по преодолению нарушения синонимии и антонимии у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:39, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение коррекционной работы по преодолению синонимии и антонимии детьми 5-6 лет с общим недоразвитие речи.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и коррекционно-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Проанализировать методики по обучению грамоте детей 5-6 лет с целью определения содержания работы по формированию осознания синонимов и антонимов.
Провести практическое изучение по выявлению готовности к осознанию синонимов и антонимов детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием.
Проанализировать полученные результаты практического изучения синонимов и антонимов детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
На основе анализа результатов практического исследования разработать проект системы логопедической работы по формированию осознания синонимов и антонимов у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

Содержание

Введение ………………………………………………………………
Глава 1. Состояние вопроса о нарушении синонимии и антонимии у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи возраста………………………
1.1. Лингвистические и психолингвистические проблемы формирования синонимии и антонимии у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи………………………………………………………………
1.2. Проблемы нарушения синонимии и антонимии у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи……………………………………………………
1.3. Методические подходы и диагностика по преодолению нарушения синонимии и антонимии у детей 5 - 6 лет…………………………..….…….
Глава 2. Выявление и преодоление синонимий и антонимий у детей 5-6 лет……………………..………………………………………………………
2.1. Обоснование и описание методики выявления нарушений синонимии и антонимии у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………..
2.2. Состояние синонимии и антонимии у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи (анализ результатов констатирующего исследования)……………………………………………………………………
2.3. Обоснование и содержание коррекционной логопедической работы по преодолению нарушений синонимии и антонимии у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи…………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………
Список использованных источников.……………………………

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.docx

— 47.53 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДЕТСТВА

кафедра логопедии и детской  речи

 

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

__________

«___» _______2012г.

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЯ  СИНОНИМИИ И АНТОНИМИИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ  РЕЧИ

 

.

Специальность:    63030 Логопедия

Форма обучения: заочная

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………

Глава 1. Состояние вопроса  о нарушении синонимии и антонимии  у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи возраста………………………

1.1. Лингвистические и  психолингвистические проблемы  формирования синонимии и антонимии  у детей 5  - 6 лет с общим  недоразвитием речи………………………………………………………………

1.2. Проблемы нарушения  синонимии и антонимии у детей  5 - 6 лет с общим недоразвитием речи……………………………………………………

1.3. Методические подходы и диагностика по преодолению нарушения синонимии и антонимии у детей 5 - 6 лет…………………………..….…….

Глава 2. Выявление и преодоление  синонимий и антонимий у детей 5-6 лет……………………..………………………………………………………

2.1. Обоснование и описание  методики выявления нарушений  синонимии и антонимии у детей  5 - 6 лет с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………..

2.2. Состояние синонимии  и антонимии у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием  речи (анализ результатов констатирующего  исследования)……………………………………………………………………

2.3. Обоснование и содержание  коррекционной логопедической работы  по преодолению нарушений синонимии  и антонимии у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи…………………………………………………

Заключение ……………………………………………………………

Список использованных источников.……………………………

Приложения………………………………………………………… 
ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из проблем современной  педагогики и психологии является особенность  осознания словесного состава речи детьми старшего дошкольного возраста. Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению отношения  ребенка к речевой действительности и ее элементам, изучению осознания  словесного состава речи детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и с нормальным речевым развитием.

Для успешного обучения ребенка  в школе, для усвоения большого объема знаний, который предлагает сейчас современная школа ребенку необходимо обладать высоким уровнем готовности к оперированию языковыми единицами. Поэтому основная ответственность  по формированию данных умений ложится  на дошкольное воспитание.

Знание особенностей осознания  детьми языковой действительности, умение управлять формированием осознанного  отношения к языковой действительности (прежде всего к слову как основной единице языка и к предложению, его словесному составу) чрезвычайно  важно как в целях подготовки детей к обучению грамоте в  школе, изучению курса родного языка, так и общеречевого и умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Целью данной работы является изучение коррекционной работы по преодолению синонимии и антонимии детьми 5-6 лет с общим недоразвитие речи.

Объектом исследования является синонимии и антонимии у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: особенности осознания синонимии и антонимии речи детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования состоит в следующем: развитие антонимии и синонимии у детей с общим недоразвитием речи значительно затруднено вследствие несформированности процессов выбора слов. Использование дифференцированной методической системы, направленной на адекватное понимание и употребление антонимов и синонимов в самостоятельных высказываниях будет способствовать формированию данной лексической категории, совершенствованию коммуникативных умений и навыков, развитию когнитивных процессов.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и коррекционно-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Проанализировать методики по обучению грамоте детей 5-6 лет с целью определения содержания работы по формированию осознания синонимов и антонимов.
  3. Провести практическое изучение по выявлению готовности к осознанию синонимов и антонимов детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием.
  4. Проанализировать полученные результаты практического изучения синонимов и антонимов детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
  5. На основе анализа результатов практического исследования разработать проект системы логопедической работы по формированию осознания синонимов и антонимов у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

Для решения исследовательских задач  были использованы следующие методы:

  • Теоретический.
  • Эмпирический.
  • Исследовательский.
  • Математико-статистический.

Теоретической основой данного исследования является:

  • теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, в которой он рассматривает психические процессы как конечные формы конкретной предметной деятельности человека;
  • основные положения теории Л.С.Выготского о развитии понятий ребенка в результате взаимодействия сознания ребенка с сознанием взрослого, о речи как средстве общения, о практическом овладении ребенком речью без ясного осознания ее общих закономерностей, о своих операций с речью;
  • положения теории А.Н.Леонтьева о речевой деятельности, которая всегда является осмысленной и определяет психическое развитие ребенка в целом, о характерности для каждой стадии психического развития ребенка ведущей деятельности;
  • положения А.Р.Лурия о психологических особенностях отношения ребенка-дошкольника к речи.

Практическая значимость состоит в том, что предлагаемая система методических приёмов может быть рекомендована к применению в логопедической практике на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения антонимии и синонимии. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке специалистов в вузах в ходе лекционных, семинарских и лабораторных занятий, на курсах повышения квалификации учителей-логопедов, а также при консультировании детей с речевыми нарушениями.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложений.

База  исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.Новосибирска «Детский сад компенсирующего вида №282» в группе для детей 5-6 лет с общими нарушениями речи в период с сентябрь 2011 по декабрь 2011 гг.

Глава 1. Состояние вопроса о нарушении  синонимии и антонимии у детей 5-6 лет с общим недоразвитием  речи возраста.

    1. Лингвистические и психолингвистические проблемы формирования синонимии и антонимии у детей 5  - 6 лет с общим недоразвитием речи.

Синонимы (от греческого synonymos - одноименный) - это слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской: здесь - тут, жена - супруга, смотреть - глядеть; родина - отечество, отчизна; храбрый - смелый, отважный, бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой.

Группа слов, состоящая из нескольких синонимов, называется синонимическим рядом (или гнездом). Синонимические ряды могут состоять как из разнокорневых, так и из однокорневых синонимов: лицо - лик, обогнать - перегнать; рыбак - рыболов, рыбарь. На первое место в синонимическом ряду обычно ставится определяющее по значению и стилистически нейтральное слово - доминанта ( от латинского – dominans - господствующий), (его еще называют стержневым, основным, опорным словом). Другие члены ряда уточняют, расширяют его семантическую структуру, дополняют ее оценочными значениями. Так, в последнем примере доминантой ряда является слово храбрый, оно наиболее емко передает значение, объединяющее все синонимы,- «не испытывающий страха» и свободно от экспрессивно-стилистических оттенков. Остальные синонимы выделяются в семантико-стилистическом отношении и особенностями употребления в речи. Например: неустрашимый - книжное слово, толкуется как «очень храбрый»; удалой - народнопоэтическое, означает «полный удали»; лихой - разговорное - 'смелый, идущий на риск'. Синонимы: храбрый, отважный, безбоязненный, бесстрашный отличаются не только смысловыми нюансами, но и возможностями лексической сочетаемости (они сочетаются лишь с существительными, называющими людей; нельзя сказать «храбрый проект», «безбоязненное решение»и так далее.).

Членами синонимического ряда могут  быть не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания (фразеологизмы), а также предложно-падежные формы: много - через край, без счета, куры не клюют. Все они, как правило, выполняют в предложении одну и ту же синтаксическую функцию.

Синонимы всегда принадлежат к  одной и той же части речи. Однако в системе словообразования каждый из них имеет родственные слова, относящиеся к другим частям речи и вступающие между собой в  такие же синонимические отношения: красивый - обаятельный, очаровательный, неотразимый; красота - обаяние, очарование, неотразимость; мыслить - думать, размышлять, раздумывать, помышлять; мысли - думы, размышления, раздумья, помыслы. Подобная синонимия устойчиво сохраняется между производными словами: гармония - благозвучие; гармоничный - благозвучный; гармоничность - благозвучность; гармонично - благозвучно. Эта закономерность наглядно демонстрирует системные связи лексических единиц.

Русский язык богат синонимами, редкие синонимические ряды насчитывают два-три  члена, чаще их гораздо больше. Однако составители словарей синонимов  используют различные критерии их выделения. Это приводит к тому, что синонимические ряды разных лексикографов часто  не совпадают. Причина таких разночтений  кроется в неодинаковом понимании  сущности лексической синонимии.

Одни ученые считают обязательным признаком синонимичных отношений  слов обозначение ими одного и  того же понятия. Другие берут за основу выделения синонимов их взаимозаменяемость. Третья точка зрения сводится к тому, что решающим условием синонимичности признается близость лексических значений слов. При этом в качестве критерия выдвигается:

  • близость или тождественность лексических значений;
  • только тождественность лексических значений;
  • близость, но не тождественность лексических значений.

Важнейшее условие синонимических слов - их семантическая близость, а в особых случаях - тождество. В зависимости от степени семантической близости синонимия может проявляться в большей или меньшей мере. Например, синонимичность у глаголов: спешить – торопиться, выражается яснее, чем, например, у смеяться, хохотать, заливаться, закатываться, покатываться, хихикать, фыркать, прыскать - имеющих значительные смысловые и стилистические отличия. Наиболее полно синонимия выражается при смысловом тождестве слов: здесь - тут, языкознание - лингвистика. Однако слов, абсолютно тождественных, в языке немного; как правило, у них развиваются семантические оттенки, стилистические черты, которые определяют их своеобразие в лексике. Например, в последней паре синонимов уже наметились различия в лексической сочетаемости; например: отечественное языкознание, но структурная лингвистика.

Полными (абсолютными) синонимами чаще всего бывают параллельные научные термины:орфография - правописание, номинативная - назывная, фрикативный - щелевой, а также однокорневые слова, образованные с помощью синонимических аффиксов: убогость - убожество, сторожить - стеречь.

Синонимы, как правило, обозначают одно и то же явление объективной  действительности. Номинативная функция  и позволяет объединить их в незамкнутые  ряды, которые пополняются с развитием  языка, с возникновением у слов новых  значений. С другой стороны, синонимические отношения могут распадаться, и  тогда отдельные слова исключаются  из синонимического ряда, приобретают  другие семантические связи.

Поскольку синонимам, как и большинству  слов, свойственна многозначность, они включаются в сложные синонимические отношения с другими многозначными  словами, образуя разветвленную  иерархию синонимических рядов. С иными словами синонимы связаны отношениями противоположности, образуя с ними антонимические пары.

Антонимы (с греческого аnti – против + оnyma – имя) – это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда-ложь, добрый – злой, говорить – молчать. Антонимы, как правило, относится к одной части речи.

Информация о работе Коррекционная работа по преодолению нарушения синонимии и антонимии у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи