Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:54, контрольная работа
История педагогической мысли Беларуси - это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Развитие материальной и духовной культуры во многом обязано народной педагогике, которая обеспечивала преемственную связь поколений, передачу исторического и социального опыта последующим поколениям. Народная педагогика является ценнейшим наследием общей культуры белорусского народа. С появлением письменности народная педагогика стала неисчерпаемым источником для официальной педагогики, произведений художественной литературы, в которых затрагивались вопросы воспитания. Педагогические рассуждения имели место в агиографической литературе и, в частности, в "Житии Ефросиньи Полоцкой", учебно-дидактический характер носили произведения К.Туровского.
Первые письменные педагогические источники на Беларуси (XII-XIII вв.) и дальнейшее развитие педагогической мысли в XIV-XVII вв…..3
Педагогическая мысль в Беларуси в XVIII-XIX вв. Вклад в развитие педагогических идей ученых-методистов и деятелей белорусской культуры (К.И. Тихомиров, Ф.А. Кудринский Д.А. Сцепуро, А.Е. Богданович, Тётка, Я. Колас)…………………………………………….8
Белорусские педагоги XX в. и их исследования в области обучения и воспитания………………………………………………………………...13
Список использованной литературы……………………………………18
Общей тенденцией в исследованиях 70-80-х гг. становится системный подход, предполагающий изучение педагогических процессов как совокупности структурных компонентов, находящихся в функциональных взаимосвязях, движении и развитии. В монографии И.Ф.Харламова "Теория нравственного воспитания (1972) рассмотрен генезис идей нравственного воспитания начиная с античности и кончая современностью. Данным исследованием И.Ф.Харламов внес значительный вклад в разработку методологических основ теории воспитания. Процесс нравственного воспитания, его противоречия, движущие силы и методы развития нравственной культуры личности освещен в работах Д.КВодзинского "Научные основы нравственного воспитания школьников" (1982), П.Ф.Харламова "Нравственное воспитание школьников" (1983).
Проблема системного подхода к формированию мировоззрения рассмотрена Н.Г.Огурцовым. Он является соавтором коллективной монографии под редакцией Э.И.Моносзона "Формирование научного мировоззрения" (1985). В монографии К.В.Гавриловец "Воспитание человечности" (1985) исследуется структура гуманности как личностного отношения человека к человеку, выделены ее специфические компоненты: эмоциональные состояния, потребности, интересы, ценностные ориентации. Автор раскрывает педагогические условия формирования гуманности на разных возрастных этапах личностного становления и развития. С позиций системного подхода рассматривает процесс самовоспитания А.И.Кочетов в своих работах "Как заниматься самовоспитанием" (1986), "Организация самовоспитания школьников" (1990).
Активизируются исследования по истории педагогической мысли и образования Беларуси (Е.Г.Андреева, Л.Н.Дрозд, М.С.Мятелъский, З.А.Пастухова, Г.Г.Сенъкевич, С.А.Умрейко и др.). Вслед за опубликованными работами С.А.Умрейко, И.М.Ильюшина "Народное образование в Белорусской ССР" (1981) и коллективной монографией "Нарысы гiсторыi народнай асветы i педагапчнай думкi у Беларуси под редакцией С.А.Умрейко, Г.Г.Сенькевича и др. (1968) появились учебные пособия С.В.Селiцкого "Братские школы в Белоруссии", Г.ГСенькгвич "Женские училища и гимназии в Белоруссии во второй половине XIX века", А.В.Трухан "Педагогические общества и пресса начала XX века". Под редакцией М.А.Лазарука изданы коллективные монографии "Асвета i педагагiчная думка Беларусi са старажытных часоу да 1917 года" (1985) и "Антология педагогической мысли Белорусской ССР" (1986).
В начале 90-х гг. в связи с образованием Республики Беларусь теоретико-методологические и научно-методические проблемы исследования были связаны с созданием национальной системы образования и воспитания. Разработанная в НИИ РБ (В.П.Пархоменко, Н.И.Латыш, В.П.Ставров) и одобренная в 1993 г. Советом Министров республики "Концепция образования и воспитания в Беларуси" содержала ряд идей (переход на 12-летнее среднее образование, 5-дневную учебную неделю, начало обучения с 6 лет и др.), которые легли в основу реформирования национальной системы образования.
Особо значимыми в 90-е гг. стали проблемы формирования профессионализма и педагогического творчества учителя. Важный вклад в их разработку внесли А.И.Жук, А.И.Кочетов, В.П.Пархоменко, А.П.Сманцер, В.П.Тарантей, Л.Н.Тихонов, И.Ф.Харламов, И.И.Цыркун и др. В монографии В.П.Пархоменко "Творческая личность как цель воспитания" (1994) представлена концепция целеполагания в образовательно-воспитательной системе, раскрыта его специфика, основные структурные компоненты и детерминанты. В работе А.А.Гримотя и Л.Н.Тихонова "На шляхах да стварэння нацыянальнай сiстэмы падрыхтоукi педагагiчных кадрау" (1993) изложены теоретико-методические основы многоуровневой национальной системы подготовки педагогических кадров.
Проблема качества педагогической деятельности широко представлена в статьях И.Ф.Харламова "О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве" (1992), "Ступенi прафесiянальнага росту настаунiка" (1993), "Педагагiчнае умельства: сутнасць i праблемы фармiравання" (1995) и др. В них дается научно обоснованная трактовка понятий "педагогическая умелость", "педагогическое мастерство", "педагогическое творчество", "педагогическое новаторство", рассматриваются условия формирования этих профессиональных образований.
Дальнейшую разработку в 90-х гг. получили вопросы гуманизации и гуманитаризации образования: воспитание национального самосознания и нравственных идеалов личности (В.Ф.Володъко, А.А.Гримоть), ценностных ориентации учащихся (И.ИПрокопьее), развитие духовных сил и способностей личности (Ф.В.Кадол), формирования гуманистической системы воспитания (В.Т.Кабуш), педагогической культуры семьи (Е.И.Сермяжко, В.В.Чечет) и др. В книге В.Т.Кабуша "Выхаванне у сучаснай школе" (1995) определяются цели, задачи и содержание воспитания, рассматриваются теоретические, методические и организационные подходы к системе воспитания на основе экспериментальных данных, положительной и негативной практики работы школ Беларуси. В пособии для педагогов Ф.В.Кадола "Воспитание чести и достоинства старшеклассников" (1998) дается историко-педагогический анализ этой проблемы, определяются понятия "честь" и "достоинство", раскрываются психолого-педагогические предпосылки и пути формирования этих качеств у старших школьников.
В эти годы интенсивно исследуется история белорусской педагогической мысли (Е.Г.Андреева, В.С.Болбас, ГА.Бутрим, Е.Л.Евдокимова, К.А.Кулинкович, С.В.Снапковская, Т.Г.Шаронова), дальнейшее развитие получает коррекционная педагогика (Т.И.Григорьева, Т.Л.Лещинская). Оформляется такая отрасль педагогической науки, как сравнительная педагогика, становление которой обеспечили исследования В.И.Андреева, В.А.Капрановой, Э.Н.Крайко и др. Начаты исследования в области стандартов образования {М.С.Крот, Г.Н.Петровский).
С середины 90-х гг. активизируются исследования в области высшего педагогического образования, которые набирают силу и в начале 2000-х гг. дают существенные результаты. К этим исследованиям относятся: разработка концепции непрерывного педагогического образования и концепции высшего педагогического образования по многоуровневой системе (А.И.Жук, Р.С.Пионова, А.П.Сманцер, В.И.Стражев); создание нормативного курса педагогики высшей школы (Р.С.Пионова); изучение вопросов преемственности в обучении школьников и студентов (С.А.Пуйман, А.П.Сманцер); развитие научных основ педагогической практики студентов (И.Ф.Харламов, В.П.Горленко, Т.К.Каленникова, С.С.Кашлев). В монографической работе Р.С.Пионовой "Педагогика высшей школы" (2001) дается анализ современной системы подготовки педагогических кадров в Республике Беларусь, раскрываются теоретико-концептуальные и методические основы обучения и воспитания студентов. В монографии В.П.Горленко "Педагогическая практика студентов: развитие научных основ" (2002) анализируется генезис и эволюция педагогической практики в системе подготовки будущих учителей, раскрываются теоретико-методические основы и инновационные подходы к ее дальнейшему совершенствованию с учетом научных основ ее организации.
Важным направлением в развитии педагогической науки в Беларуси конца 90-х - начала 2000-х гг. явилось создание учебников и учебных пособий по педагогике. Начал эту работу И.Ф.Харламов. Первое его учебное пособие "Педагогика: Курс лекций" вышло в 1979 г., второе - "Педагогика: Учеб. пособие" было издано в 1990 г. В 1996 г. на белорусском языке выпущена книга "Педагогiка: Падручнiк для пед. ВНУ". В 1998 г. учебник педагогики был издан на русском языке, который затем переиздавался в 2000 и 2002 гг. И.Ф.Харламов является также автором компактного (краткого) курса педагогики. Такое учебное пособие выходило в 2001, 2003 и 2004 годах. Традицию создания учебных пособий но педагогике продолжили: Н.К.Степаненков (Педагогика: Учеб. пособие, 1998, 2000), М.С.Ковалевич (Педагогiка: Вучэб. дапам., 2000), И.П.Прокопьев (Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика, 2002), О.Л.Жук (Педагогика: Учеб. метод, комплекс для студ. пед. специальностей, 2003), В.Т.Чепиков (Педагогика: Краткий учебный курс, 2003).
Иван Федорович Харламов (30.06.20-12.04.03, д. Шарпиловка Гомельского района, 11 Гомельской обл.). Окончил Речицкое педагогигiческое училище (1938), Рогачевский учительский институт (1940), литературный факультет Гомельского педагогического института (1952), аспирантуру (1955). Учитель, директор Карповской, Хоминской, Крупейской, Шарпиловской школ Лоевского района Гомельской области, заведующий Лоевским районом 1939- 1952). Старший преподаватель, доцент, про- ректор по учебной и научной работе, заведующий кафедрой педагогики и психологии педагогического института им. В.П.Чкалова (1955-1969). С 1969 по 2003 гг. заведующий кафедрой педагогики Гомельского государственного университета. Доктор педагогических наук (1973), профессор (1974), член-корреспондент АПН СССР (1974-1990), действительный член АПН СССР (1990), академик НАН РБ (1995), зарубежный член Российской академии образования (1999). Заслуженный деятель науки БССР (1980). Награжден орденами "Трудового Красного Знамени" (1978), "Отечественной войны II степени" (1985), медалями, Почетными Грамотами Верховного Совета БССР (1975, 1978), серебряной медалью ВДНХ за разработку пособий по нравственному воспитанию учащихся (1991). Почетный профессор Гомельского государственного университета (1999). Присуждена Государственная премия Республики Беларусь за учебник "Педагогика" на белорусском языке (2001).
За время педагогической деятельности И.Ф.Харламовым издано 33 книги, 18 брошюр и более 300 научно-методических статей. Важнейшие из них: "Основные вопросы организации воспитательной работы в школе" (1967), "Активизация учения школьников" (1970), "Теория нравственного воспитания" (1972), "Нравственное воспитание школьников" (1983), серийное издание книг "Этические беседы с учащимися" (1977, 1982, 1983, 1984, 1985, 1987, 1992, 1994). И.Ф.Харламов является автором многократно переиздававшихся учебных пособий и учебников по педагогике для студентов педагогических институтов и университетов.
Список использованных источников