Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:54, контрольная работа
История педагогической мысли Беларуси - это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Развитие материальной и духовной культуры во многом обязано народной педагогике, которая обеспечивала преемственную связь поколений, передачу исторического и социального опыта последующим поколениям. Народная педагогика является ценнейшим наследием общей культуры белорусского народа. С появлением письменности народная педагогика стала неисчерпаемым источником для официальной педагогики, произведений художественной литературы, в которых затрагивались вопросы воспитания. Педагогические рассуждения имели место в агиографической литературе и, в частности, в "Житии Ефросиньи Полоцкой", учебно-дидактический характер носили произведения К.Туровского.
Первые письменные педагогические источники на Беларуси (XII-XIII вв.) и дальнейшее развитие педагогической мысли в XIV-XVII вв…..3
Педагогическая мысль в Беларуси в XVIII-XIX вв. Вклад в развитие педагогических идей ученых-методистов и деятелей белорусской культуры (К.И. Тихомиров, Ф.А. Кудринский Д.А. Сцепуро, А.Е. Богданович, Тётка, Я. Колас)…………………………………………….8
Белорусские педагоги XX в. и их исследования в области обучения и воспитания………………………………………………………………...13
Список использованной литературы……………………………………18
В XVIII в. педагогическая мысль Беларуси развивалась на фоне взаимодействия славянских культур - русской, украинской, белорусской и польской. С 1773 г. в Беларуси начала работать Эдукационная комиссия, которая попыталась внестинекоторые преобразования в просвещении, разработала социальные и педагогические проекты просветительского характера. Центром науки и культуры края стала Виленская академия, позже реорганизованная в Виленский университет (1803). В конце XVIII в. (1772-1795) Беларусь вошла в состав России, что создавало более благоприятные условия для проникновения достижений прогрессивной русской культуры. Идеи виднейших русских педагогов становятся широко известными благодаря тому, что в школах Беларуси начинают работать выпускники учебных заведений России, используются русские учебные книги. Положительную роль в распространении просвещения в Беларуси и активизации педагогической мысли сыграло открытие двух главных и шести малых народных училищ в Полоцке, Витебске, Могилеве и других городах.
С середины XIX в. деятели просвещения и прогрессивные педагоги выдвигают идею о создании белорусской школы, об обучении детей на родном языке. Просветительские идеи были ведущими в творчестве белорусских писателей-демократов (В.И.Дунин-Марцинкевич, Ф.Богушевич, Я.Лучина). В их произведениях особо подчеркивалось уважительное отношение к личности человека труда, необходимость просвещения народа на родном ему языке. В начале XX в. острейшие проблемы народного образования широко обсуждались на страницах белорусской педагогической печати ("Голос учителя", "Белорусский учитель", "Педагогическое дело", "Народное образование в Виленском учебном округе" и др.). В статьях рассматривались такие проблемы учебно-воспитательного процесса, как осуществление межпредметных связей, учет и оценка знаний, взаимоотношения между учителем и учащимися. Важную роль в развитии педагогической мысли сыграли ученые-педагоги, разрабатывавшие проблемы методики преподавания различных предметов. Значительный вклад в развитие школы и педагогической мысли в этот период внесли такие писатели, педагоги и общественные деятели, как К.И.Тихомиров, А.Е.Богданович, Ф.А.Кудринский, Д.А.Сцепуро, Тётка, Я.Колас и др.
Клавдий Иванович Тихомиров (1858-после 1920). Прогрессивный педагог, внесший большой вклад в подготовку учителей народных школ в Беларуси в начале XX в. Работал инспектором народных училищ, директором Свислочской, а затем Полоцкой учительских семинарий (1905-1910), директором Витебского учительского института (1910-1918). Преподавал педагогику и психологию с элементами логики. Статьи К.И.Тихомирова "Главнейшие результаты изучения памяти", "Психологические основы обучения", "Обучение грамоте" представляют определенный интерес для современного учителя и не утратили своего значения до настоящего времени. Важным условием успешного обучения К.И.Тихомиров считал интерес к учению и развитие внимания учащихся. В своих лекциях теоретические положения стремился иллюстрировать убедительными примерами из педагогической практики. Под его руководством интересно и поучительно проходили разборы пробных уроков на педагогической практике в школе и при семинарии.
К.И.Тихомиров стремился осуществлять всестороннее развитие учащихся. Он ввел внеклассное чтение, собеседования по прочитанным книгам, экскурсии. Выступал за расширение содержания образования и ввел предметы естественного цикла (ботаника, зоология, минералогия), древнюю, среднюю и новую историю. Исключил обязательное чтение Евангелия перед первым уроком. Природоведение и географию считал важным средством борьбы с суевериями и предрассудками. Отстаивал и популяризировал важные дидактические правила: всякое обучение начинать с изучения уже известных фактов; переходить к неизвестному только тогда, когда ученики уже хорошо разобрались в предшествующем учебном материале, поняли его и усвоили; на уроке всякое "неумеренное разнообразие и однообразие притупляют внимание, вызывают рассеянность" и поэтому учителю нужно воспитывать в себе чувство меры. Критиковал постановку изучения природы только по книгам, путем словесного обучения, решение проблемы наглядности в преподавании географии только с помощью одной карты. Чтению и письму рекомендовал обучать одновременно, долго не задерживая учеников на написании элементов букв.
Адам Егорович Богданович (1862-1940). Прогрессивный педагог, этнограф, фольклорист, лингвист, критик; отец известного белорусского поэта Максима Богдановича. К его наиболее известным педагогическим статьям относятся: "Педагогические воззрения белорусского народа" (1886) и "Школьная страда" (1894). В них он вскрыл пороки существующей школьной системы, подверг резкой критике постановку начального и среднего образования, осуждал догматизм в преподавании, отрыв учебного дела от воспитательной работы, бюрократизм иформализм во всей системе народного образования. Резко выступал против бессмысленной зубрежки и был убежден, что только сознательное усвоение знаний учащимися является условием их прочности и успешного обучения. Он считал, что каждый учебный предмет имеет не только образовательное, но и воспитательное значение, так как дает материал для формирования мировоззрения, базируется на научном освещении природы и общества.
Страстный патриот своей родины, А.Е.Богданович считал воспитание любви к Отечеству неотъемлемым качеством гармонически развитой личности. Этой цели, отмечал педагог, должны служить родной язык, произведения народного творчества, художественная и историческая литература. Большое внимание уделял А.Е.Богданович педагогическому мастерству учителя. Предъявляя к учителю высокие требования, он придерживался правила: "каков учитель, такова и школа". Он подчеркивал, что успехи учащихся зависят от преподавателей, "от степени их подготовленности к своему делу, от их талантливости как педагогов, от умения преподавать". Требовал от учителя широкой эрудиции, знаний из разных областей науки, придавал большое значение авторитету и личному примеру учителя, считал, что учитель обязан творчески относиться к педагогической деятельности.
Федот Андреевич Кудринский (Богдан Степанец - 1867-1933). Педагог-исследователь, историк, этнограф, писатель, публицист, активный участник общественно-педагогического движения в Беларуси в начале XX в. Работал в Несвижской учительской семинарии преподавателем русского языка и словесности, в Вильно работал в Центральном историческом архиве, преподавал русский язык и педагогику в Мариинском высшем женском училище. После Октябрьской революции работал в Ленинградской библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Издал учебное пособие "Курс новой литературы в органически-конспективном виде" (1913) и ряд педагогических статей: "О воспитании и обучении'1, "Педагогические разговоры"', "О практических уроках в учительских семинариях" и др.Под псевдонимом Богдан Степанец выступал с рядом критических статей по проблемам подготовки народных учителей. Писал о том, что перегруженность учебных планов, формализм в обучении и в обращении педагогов с учащимися приводят к "консервации умов". Лучшим средством воспитания считал патриотизм, в основе которого - осознание тесной связи с народом и языком. Высоко ценил воспитательное значение родного языка и называл его "сердцем народа". Поддерживал и развивал идею воспитывающего обучения, утверждал, что науки и знания имеют огромную воспитательную силу.
Ф.А.Кудринский настойчиво выступал за осуществление всеобщего начального обучения, расширение женского образования, распространение грамотности и естественнонаучных знаний в народе. Предлагал увеличение срока обучения в учительских семинариях до 4 лет, повышение общеобразовательного уровня будущих учителей, вооружение их знаниями достижений педагогики и психологии, широкое внедрение новейших методов обучения. Рассматривал педагогику как постоянно развивающуюся на основе достижений прошлого науку. Написал ряд работ, посвященных анализу педагогического наследия известных русских педагогов.
Дмитрий Антонович Сцепуро (1871 - г. смерти неизв.). Педагог, просветитель, представитель либерального направления в педагогике. Работал учителем Виленского приходского училища (1897-1898), учителем подготовительного класса Несвижской учительской семинарии (1898-1900), инспектором народных училищ Ковенской губернии (1900-1906), директором Рогачевской учительской семинарии (1909-1914), был первым директором Минского учительского института, открытого 21 ноября 1914 г. Впоследствии преподавал в этом институте логику, психологию и педагогику. Написал статьи "Экспериментальная теория обучения правописания в начальной школе", "Педагогическая журналистика", "На каком языке учить е школах Беларуси", "О воспитании ", "Новые веяния в современном воспитании " и др.. Будучи высокообразованным человеком своего времени, талантливым преподавателем и чутким воспитателем, Д.А.Сцепуро придавал большое значение подготовке народных учителей и считал этот вопрос важнейшим в развитии народного просвещения. В Рогачевской учительской семинарии он организовал краткосрочные педагогические курсы учителей начальных школ, воскресную школу по обучению грамоте взрослых. В 1909 г. создал в ней педагогический музей, который сыграл определенную роль в повышении квалификации народных учителей Рогачевского уезда. В семинарии проводились литературно-вокальные вечера, благотворительные спектакли в пользу нуждающихся учащихся. В статье "О воспитании" Д.А. Сцепуро излагает свои взгляды на профессионализм учителя: "Владеть знаниями для преподавания даже при обыкновенных способностях - дело нехитрое.., не так головоломна pi методическая сторона... А вот то драгоценно, но далеко не всегда в наличности: биение особого, учительского пульса, звучание сердечной струны, мерцание педагогического огонька, привязанность к делу, живая связь с питомцами, неотделимость от школы и преданность ей, вдохновенность, педагогический дар, педагогическое призвание...".
Тётка (Алоиза Степановна Пашкевич -1876-1916). Поэтесса, просветительница, проводившая огромную практическую работу среди народных масс, инициатор открытия белорусских школ. Считая первостепенной задачей получение образования народом, Тётка боролась за то, чтобы народные школы были бесплатными. Она понимала, что это откроет белорусскому народу путь к образованию, к культуре. Большое значение для достижения этой цели имели ее статьи в защиту народной школы ("Как нам учиться", "Берегите родное слово", "К школьной молодежи"), а также издание молодежного журнала "Лучынка". По инициативе Тётки в первые годы мировой войны началась работа по открытию народных школ, где преподавание велось на родном, белорусском языке. Она искала учителей, собирала детей, сама руководила школьной работой, преподавала на учительских курсах.
Открытие белорусских школ требовало издания книг и учебных пособий на родном языке. Многие учебники, существующие в то время, не соответствовали развитию детей, часто носили схоластический характер. Понимая это, Тётка взялась за создание учебных книг для детей, а в 1906 г. она подготовила и издала книжку на белорусском языке "Гостинец для маленьких детей". Ее следующая книга "Первое чтение для деток белорусов" состояла из оригинальных белорусских текстов для чтения, большинство из которых она написала для этой книги сама. Книга состояла из двух частей. Первая часть была набрана крупными буквами, над каждым словом стояло ударение, чтобы дети учились правильно произносить слова. В ней были помещены небольшие рассказы, басни, сказки, песни, стихи о быте крестьянской семьи, об окружающих предметах и природных явлениях. Во второй части - более сложные рассказы-описания пронизано национальным колоритом, знанием быта и жизни белорусской деревни. Большое внимание уделено трудовому воспитанию, уважению к родителям, воспитанию чувства справедливости.
Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич - 1882-1956). Писатель, поэт, общественный деятель, ученый-педагог, талантливый учитель. Закончил Несвижскую учительскую семинарию. Педагогическую деятельность начал в качестве народного учителя на Полесье. В своей дореволюционной деятельности боролся за демократизацию школы, за расширение прав учителя. За участие в подготовке и проведении нелегального ВЦ съезда учителей Минской губернии (1906) Я. Колас был задержан полицией и отстранен от учительской работы. Находясь под следствием (1906-1908), большую часть времени жил в лесничестве у своего старшего брата, где открыл нелегальную белорусскую школу. В это время написал ряд статей по вопросам педагогики ("Белорусский язык в казенной школе", "О народном учителе", "Уважайте и любите свой родной язык"). Важнейшим трудом Я.Коласа этого периода был его учебник на белорусском языке "Второе чтение для детей белорусов". Создавая книгу, Я.Колас использовал опыт и традиции К.Д.Ушинского в написании аналогичных книг, а также собственный учительский опыт. Он стремился сделать свой учебник доступным и занимательным. Материал учебника, считал Я.Колас, призван не только давать знания, но и воспитывать такие качества, как смелость, правдивость, честность, скромность, мужество, трудолюбие. В 1926 г. вышла книга Я.Коласа "Методика родного языка" - первое методическое пособие в Белоруссии. В этой работе нашли свое отражение как личный опыт, так и достижения педагогической и методической науки того времени, тщательно разработаны основы методики обучения чтению и письму, развития устной и письменной речи.В художественных произведениях, стихах, статьях, речах и письмах Я.Коласа содержится много ценных мыслей и суждений по вопросам формирования научного мировоззрения, трудового, нравственного и эстетического воспитания детей. Он приветствовал учителей, которые в работе с детьми выходили за рамки школьной программы, учили детей критически мыслить, обдуманно относиться к своим поступкам. Большое значение Я.Колас придавал патриотическому воспитанию. Воспитание патриотизма, подчеркивал он, осуществляется не на абстрактных понятиях и теориях, а на конкретных фактах. Оно начинается со знакомства с окружающей действительностью, природой, родной местностью и людьми.
3 .Белорусские педагоги XX в. и их исследования в области обучения и воспитания
В конце 20-х тт. XX в. в Белоруссии назрела необходимость создания специального учреждения, которое бы обеспечивало решение научно-педагогических проблем народного образования. В 1929 г. в Минске открывается НИИ педагогики и педологии. В дальнейшем он неоднократно переименовывался: НИИ коммунистического воспитания (1931-1934), НИИ школьной педагогики (1934-1939), НИИ школ (1940-1951), НИИ педагогики (1951-1990), БелНИИ образования (1990-1993), Национальный институт образования (1993). Организатором создания НИИ и первым его директором стал П.Я Ланкееич (1895-1938). В 1929 г. он первым из белорусов получил степень доктора педагогических наук, а в 1931 г. был избран первым в области педагогики действительным членом АН Беларуси. П.Я. Панкевичу принадлежат такие труды, как "Основные вопросы фабзавуча" (1926); "Политехническая школа в связи с развитием современной крупной индустрии" (1928); "Гiсторыя педагогiкi: кароткi нарыс" (1928) и др.
Основными направлениями исследований в белорусской педагогике 30-х гг. стали вопросы организации учебного процесса по классно-урочной системе, соединения обучения с производительным трудом и общественно полезной работой, изучения и обобщения накопленного учителями опыта. Проблемы дидактики в эти годы разрабатывали А.И,Кравцов, М.Ф.Лозбенъ, КН.Марголин, С.К.Павлович, С.Я.Раскин, И.В.Страхов, А.В.Текучев, Л.В.Шаков и др.
Качественно новый этап в развитии педагогической науки Беларуси начинается в 50-60-е гг. Предметом исследования становятся проблемы повышения эффективности учебно-воспитательной работы, формирования внутренней активности растущего человека, направленной на развитие его умственных и нравственных сил. Они нашли отражение в монографиях И. Ф.Харламова "Основные вопросы организации воспитательной работы в школе" (1967), "Активизация учения школьников" (1969), Я.И.Колбаско "Подготовка старшеклассников к самообразованию"(1968), коллективном исследовании под ред. Н.Г.Огурцова и ВЛ.Александровского "Воспитание общественной активности учащихся" (1969).
В 60-70-е гг. активно разрабатываются педагогические основы политехнического обучения, его связи с производительным трудом и профориентацией учащихся, нашедшие отражение в работах М. У.Пискунова "Политехническое обучение во внеклассной работе" (1962) и "Обучение и труд" (1975), А.Х.Рычагова "Организация общественно полезного труда школьников" (1972), Л.Н.Дрозда "Взаимосвязь и соотношение производительного обучения с общим политехническим образованием" (1975), М.А.Дмитриева "Поиски путей совершенствования трудового воспитания учащихся" (1976), И.Д.Чернышевского "Общественно полезный труд школьников" (1976).В эти годы развитию теории воспитания содействовали углубленные исследования проблем обеспечения эмоционального благополучия позиции ребенка в коллективе (КМ.Аргеткина, Н.А.Бергзовин, К.В.Гавриловец), педагогических основ воспитания в детских и юношеских организациях (Ж.Е.Завадская, В.Т.Кабуш, Р.С Лионова, Т.Г.Шаронова). Вопросы теории и практики эстетического воспитания разрабатывались А.А.Гримотем, И.И.Казимирской, И.КРыдановой. В книге Н.И.Щирякова "Эстетическое воспитание учащихся" (1970) раскрыта роль эстетического воспитания в формировании мировоззрения человека, его социально-эстетического опыта и системы жизненных ценностей.