Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 12:08, контрольная работа
Воспитание детей раннего возраста в основу ставит уравновешенное состояние и хорошее настроение. Для этого нужно правильно организовать жизнь чада. Точные задачи и методики разностороннего воспитания детей были выделены в педагогике раннего развития детей, которая была разработана Н.М. Щеловановым и Н.М. Аксариной.
Введение
1. Особенности развития детей раннего возраста.
2. Особенности воспитания детей раннего возраста в трудах Н. М . Щелованова и Н.М. Аксариной.
3. Заключение.
4. Список литературы.
До 7-8 мес. ребенка кормят на руках у взрослого. Детей, научившихся сидеть, кормят по двое за высоким комбинированным столом с выдвижными креслицами.
При укладывании детей и подъеме после сна важно соблюдать индивидуальный подход. В первую очередь укладывают легко утомляющихся детей, затем медленно засыпающих: уложив первых, можно больше внимания уделить вторым. Чтобы дети не просыпались одновременно, надо проводить укладывание на дневной сон неторопливо, не менее чем в течение 20- 30 мин. Поднимать детей после сна надо постепенно, по мере пробуждения. Нельзя допускать одновременный подъем всех. В этом случае детям придется ждать кормления. Каждого проснувшегося ребенка после необходимого туалета тут же кормят.
Приучение к опрятности следует начинать с того времени, когда ребенок научится самостоятельно сидеть, т. е. с 8-9 мес.
Темп
психического и физического развития
детей на втором году жизни менее
интенсивен, чем на первом. Поэтому
программа воспитания в детском
саду предусматривает изменение
режима дня, задач и методов воспитания
не поквартально (через каждые 3 месяца),
а по полугодиям. У детей второго года
жизни в связи с увеличением длительности
бодрствования изменяется количество
отрезков дневного сна. Дети первого полугодия
спят днем два раза: по 2-2,5 и 1-1,5 ч; после
полутора лет один раз: 2,5-3 ч.
Перевод детей на режим с однократным
дневным сном совершается постепенно,
в течение нескольких месяцев. Сначала,
в 1 год 3 мес.-1 год 5 мес., укладывание на
первый дневной сон отодвигается на более
позднее время - вместо 9 ч 30 мин на 10 ч.
Если дети, уложенные на второй дневной
сон, подолгу не засыпают, их к 1 году 5-8
мес. (в зависимости от индивидуальных
особенностей и состояния здоровья) переводят
на одноразовый, более продолжительный
дневной сон. Вначале переведенные на
этот режим дневного сна дети чувствуют
себя хорошо, но постепенно у них накапливается
утомление, вызванное увеличением отрезка
бодрствования: они плохо едят во время
обеда, иногда засыпают за столом, становятся
возбудимыми. В этом случае детей следует
временно вернуть на режим с двумя дневными
снами, а спустя примерно две недели снова
перевести на одноразовый дневной сон.
Комплектование группы детьми первого и второго полугодия позволяет разделить ее на две подгруппы: во время бодрствования одной другая подгруппа спит. Это дает возможность больше внимания уделить детям, которые еще очень нуждаются в помощи взрослых.
Все режимные процессы должны проводиться с учетом принципа постепенности. Это значит, что воспитатель или няня включает в процесс столько детей, сколько одновременно могут обслужить, а каждый ребенок должен затратить на режимный процесс столько времени, сколько требуется ему одному, а не всей группе детей. Остальное время он должен играть.
Во
время кормления, одевания, туалета
дети привлекаются к посильной самостоятельности.
К 1 году 3 мес. они начинают пользоваться
ложкой, в 1,5 года - самостоятельно едят,
по напоминанию воспитателя
К двум годам дети должны уметь самостоятельно
есть все виды пищи, знать свое место за
столом, правильно пользоваться салфеткой,
отодвигать и задвигать стул, выходя из-за
стола- Во время переодевания дети снимают
колготки, штаны, ботинки. Эти действия
они осуществляют под руководством и при
помощи взрослого.
Важную
роль в развитии движений у детей
второго года жизни играет организация
специальных условий
Ведущим видом движений в это время является самостоятельная ходьба. Ребенок испытывает в ней большую потребность, поэтому она вызывает у него положительные эмоции. Ходьба дает малышу возможность лучше ориентироваться в мире предметов, познавать их свойства, взаимосвязи и т.д.
Активная
речь ребенка будет развиваться
при условии, если у него есть потребность
в общении со взрослыми. Она возникает,
когда взрослый, часто и по разным
поводам обращаясь к ребенку,
разговаривает с ним.
движениями сверстников и пытаются подражать
друг другу. Например, если один ребенок
видит, что другой катит мяч, он стремится
проделать это сам и именно с данной игрушкой.
Для создания у малышей положительного
отношения друг к другу следует предупреждать
возникновение конфликтов. Конфликты
довольно
часто возникают между детьми потому,
что у них плохо развита речь, они не могут
объяснить свое желание, а игрушка в руках
другого ребенка всегда привлекательна.
Иногда отрицательное отношение к сверстнику
является следствием интереса к его деятельности
и вместе с тем неумения действовать вместе.
При правильной организации бодрствования
детей в группе можно избежать подобных
конфликтов. В частности, мебель должна
быть расставлена так, чтобы малыши не
собирались в одном месте. Лучше, если
дети (два-три ребенка) будут заниматься
одним видом деятельности, например нанизыванием
колец на пирамидки. Полезно специально
организовать наблюдение одних детей
за действиями других. Во избежание ссоры
детям до полутора лет следует давать
одинаковые предметы. Необходимо также,
чтобы они знали места для хранения игрушек
и в случае необходимости могли их легко
найти. Следует помнить, что привычка отнимать
у других игрушки закрепляется и переходит
в драчливость. В таком случае вместо доброжелательного
отношения друг к другу дети испытывают
озлобленность и гнев.
Воспитание общительности, взаимопонимания должно осуществляться в бытовой, предметно-игровой, речевой и других видах деятельности малыша. Надо учить их проявлению нежности, сочувствия, сострадания: погладить по головке, пожалеть ребенка, испытавшего боль при падении, предложить робкому новичку лакомство, игрушку. При таком воспитании малыши к двум годам выполняют эти действия не только по подсказке взрослого, но и самостоятельно, научившись понимать состояние другого и правильно реагировать (помочь, утешить и пр.). Детям, овладевшим речевым общением, надо предлагать словесно выражать свои чувства, симпатии: "хороший", "молодец" и т. д. В этом возрасте ребенок уже может по-своему заступиться за обиженного, оказать помощь товарищу (подуть на пальчик, помочь подняться после падения и др.).
Игра таит в себе большие возможности для развития у детей коллективизма. В процессе игры они общаются, следуя чувствам симпатии друг к другу. Например, ребенок складывает в машину кубики, а другой, потянув за бечевку, пытается перевезти груз. Правда, при этом могут возникнуть ссоры, потому что, включаясь в игру соседа, ребенок пытается иногда навязать свои требования, способы действия. В подобных ситуациях воспитатели должны разрешить детские споры, обратив внимание одного из них на новые игрушки, занятия.
Развитие детей на третьем году жизни определяется тем, что они приобрели ранее, а также новыми задачами и условиями воспитания.
Этот возраст является как бы переходным от раннего к дошкольному детству, и воспитатель, решая новые задачи с учетом возросших возможностей детей, вместе с тем сохраняет преемственность с работой в группах раннего возраста.
На третьем году жизни у детей продолжает организация увеличиваться длительность бодрствования. Днем дети спят один раз, примерно 2-2,5 ч. Значительно увеличивается длительность прогулки, потому что дети становятся более самостоятельными. Первая прогулка продолжается около 2 ч, вторая - 1,5 ч. В отличие от предшествующих групп с детьми третьего года жизни проводят утреннюю гимнастику. В круглосуточных группах - сразу после ночного сна, в группах с дневным пребыванием - перед завтраком. Продолжительность - 4-5 мин. Комплексы утренней гимнастики состоят из 3-4 упражнений игрового характера.
При
проведении режимных процессов, как
и раньше, обязательно соблюдается
принцип постепенности. Это значит,
что каждый ребенок на кормление,
одевание, умывание тратит столько
времени, сколько требуется ему
одному, но не всей группе. Дети не должны
ждать. Например, няня принесла в группу
из кухни завтрак. Воспитатель, обращаясь
к каждому ребенку по имени, предлагает
трем-четырем менее занятым
руки. Няня наблюдает за ними. Вымыв руки,
малыши садятся за стол и получают завтрак.
В это время в умывальню приглашается
еще несколько детей и т. д. Тот, кто позавтракал,
благодарит, задвигает стул и идет играть.
При нарушении принципа постепенности
эти режимные моменты выглядели бы иначе:
если все дети находятся в умывальной,
то часть из них вынуждена ждать, и нередко
они шалят; если на умывание одному ребенку
требуется 2-3 мин, то при такой организации
он затратит 15 мин и т. д.
Режимные
процессы занимают довольно много времени,
поэтому их следует максимально
использовать для развития детей: формирования
речи, движений, обучения навыкам посильной
самостоятельности, правилам поведения.
Дети знают названия многих предметов,
с которыми встречаются в быту, с помощью
воспитателя устанавливают простейшие
взаимозависимости: "Руки моют мылом,
чтобы они были чистыми", "Сапожки
надевают потому, что прошел дождь"
и т. д.
В работе
с детьми третьего года жизни надо
стараться избегать употребления стереотипных
фраз. Иногда воспитатели, желая, чтобы
ребенок поблагодарил, обращаются к
нему с неизменной фразой: "А что
надо сказать?"-вместо того чтобы
предложить ему: "Поблагодари" или
просто: "Скажи "спасибо". Часто
во время кормления воспитатели
многократно повторяют:
"Кушайте аккуратно", - вместо того
чтобы смысл этой фразы передать разными
словами. Речь воспитателя должна служить
образцом для подражания детей.
В режимных процессах совершенствуются навыки и умения, приобретенные детьми ранее. Ребенок должен есть самостоятельно, аккуратно, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, благодарить. К трем годам он с небольшой помощью взрослого одевается и раздевается: развязывает шнурки, расстегивает спереди пуговицы, знает порядок в одевании и раздевании. Одежда должна быть удобной, такой, чтобы ребенок мог легко действовать сам. Проявлению самостоятельности способствуют: подбор мебели, расположение оборудования групповой комнаты, умывальни, раздевальни: низкие вешалки для полотенец, низко расположенные раковины, удобные шкафчики для верхней одежды и т. п.
Весьма важны для развития движений общеукрепляющие упражнения, которые дети выполняют на физкультурных занятиях в положениях стоя, сидя, лежа.
В игровой комнате должно быть достаточно места, чтобы дети могли свободно бегать, играть в мяч и другие подвижные игры. В их пользовании должны быть игрушки, способствующие развитию движений: мячи различных размеров, трехколесные велосипеды, всевозможные тележки, автомобили. На участке следует иметь специальные пособия - шестигранник, доски необходимой ширины.
Программа воспитания в детском саду определяет следующие ведущие линии в развитии детей третьего года жизни:
- Активная направленность на выполнение действия без помощи взрослого, простейшие формы выражения самостоятельности;
-Дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления и появление элементарных видов речевых суждений об окружающем;
-Образование новых форм отношений между детьми, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.
В хорошо организованной группе малыши делятся своими игрушками, обращаются друг к другу с просьбой, радуются, когда после длительного отсутствия в группу возвращаются дети.
Однако
без направляющего руководства
воспитателя среди детей
На третьем году жизни наряду с теми видами
организациями деятельности, которые
отмечались ранее, появляются новые. Дети
любят рассматривать книжки, картинки,
при этом говорят, спрашивают, с интересом
и вниманием слушают, что им рассказывают
взрослые. Малыши начинают рисовать, лепить
(правда, пока еще на занятиях, организованных
воспитателем).
Каждый вид игрушек следует хранить в определенном месте. Это приучает детей к организованности и порядку.
Дети
третьего года жизни легче находят
себе занятия, когда игрушки находятся
у них на виду, поэтому основная
часть игрушек должна быть в их
распоряжении. Новые или еще недостаточно
освоенные пособия и
В групповой
комнате надо создать удобные
места для разных видов деятельности.
Например, полочка с книжками должна
быть в хорошо освещенном месте, здесь
же должен стоять стол, за которым дети
рассматривают иллюстрации.
Малыши должны хорошо знать, что разборными
игрушками, средним строительным материалом,
а также настольно-печатными играми можно
пользоваться только за столом. Для построек
из крупного строительного материала
следует выделить место на полу.
Игра для детей - радостная и активная деятельность, поэтому руководить ею надо так, чтобы не подавлять их инициативы, интереса и самостоятельности. Руководя детской игрой, воспитатель стремится формировать у детей устойчивую деятельность: вовремя предлагает необходимую для продолжения игры игрушку или атрибут, используя прямой или косвенный подсказ действия: "Твоя дочка не замерзнет на прогулке? На улице холодно"; показывает действия с игрушками в играх-инсценировках ("Машенька проснулась", "Стирка кукольного белья" и др.). Важно, чтобы и на занятиях, и в повседневной жизни воспитатель обращался с куклой как с живым существом, называл ее по имени, успокаивал и жалел.5