Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 12:08, контрольная работа
Воспитание детей раннего возраста в основу ставит уравновешенное состояние и хорошее настроение. Для этого нужно правильно организовать жизнь чада. Точные задачи и методики разностороннего воспитания детей были выделены в педагогике раннего развития детей, которая была разработана Н.М. Щеловановым и Н.М. Аксариной.
Введение
1. Особенности развития детей раннего возраста.
2. Особенности воспитания детей раннего возраста в трудах Н. М . Щелованова и Н.М. Аксариной.
3. Заключение.
4. Список литературы.
Содержание.
Введение
Введение.
Воспитание детей - это отдача особых
сил, сил духовных. Человека мы создаем
любовью - любовью отца к матери и
матери к отцу, любовью отца и
матери к людям, глубокой верой в
достоинство и красоту
Гармоничное воспитание личности возможно только при том условии, когда к потребностям - первому, элементарному и даже в какой - то мере примитивному побудителю человеческих поступков, человеческого поведения - присоединяется более сильный, более тонкий, более мудрый побудитель - долг. Собственно, человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага.
Жизнь ребенка
начинается задолго до его появления
на свет. В зависимости от условий
внутриутробного развития организм
новорожденного характеризуется широко
варьированными физиологическими особенностями.
Физиологический принцип
Физиологическая незрелость младенца
характеризуется не только отставанием
в развитии физиологических функций, возникших
у него уже во внутриутробный период, но
и более поздним ослаблением их интенсивности
по сравнению с физиологически зрелым
новорожденным.
Сразу же после рождения младенец подвергается
резкому холодовому воздействию со значительным
перепадом температур. Любопытно, что
при этом у новорожденного теплоотдача
не только не снижается, но и существенно
повышается. Это проявляется расширением
сосудов кожи (вазодиляптацией) и тем самым
увеличением кровотока в ней. На сниженную
температуру среды новорожденный реагирует
потоотделением, которое является средством
повышения теплоотдачи. После рождения
ребенок приобретает специфическую позу.
Она выражается согнутым положением головки
по отношению к туловищу, сложенными в
локтях ручками, сжатыми в кулачки пальцами
(большой палец внутри), согнутыми в коленях
ножками, согнутыми к подошве пальчиками
стопы. Все эти явления свидетельствуют
о сгибательной гипертонии, которая способствует
повышению уровня теплопродукции и уменьшению
общей поверхности теплоотдачи.
За первые 7 лет жизни ребенок проходит
гигантский путь развития, определяющими
факторами которого являются окружающая
среда и воспитание. Всякий воспитательный
процесс начинается с уважения к ребенку
как индивиду. Следует отметить, что человеческая
индивидуальность не только формируется
в детстве, но уже существует в этом возрасте.
Многие основы индивидуальности определяются
особенностями нервной системы, врожденными
и унаследованными, возрастными и приобретенными.
Установлено, что огромную роль в развитии
ребенка играют свойства нервной системы.
Возрастная эволюция мозга ребенка —
сложный и многосторонний процесс.
Понимание механизмов созревающей нервной
системы дает возможность понять механизмы
нервной деятельности. Согласно Л.О.Бадаляну,
он заключается в приеме раздражений из
внешней и внутренней среды; в переработке
их в нервные импульсы; передаче импульсов
в центры головного мозга, где они анализируются;
в выработке ответной реакции, которая
осуществляется при помощи рабочих органов.
В этом состоит принцип рефлекса как основной
формы нервной деятельности. Рефлексы
варьируются от простого сокращения мышцы
до появления комплекса общего оживления
у грудного ребенка при виде лица матери.
Анализируя принципиальную схему рефлекса,
можно проследить индивидуальные особенности
нервной системы, так как один и тот же
раздражитель разные дети воспринимают
неодинаково.
Особенности нервной системы отражаются
на процессе развития. Совокупность индивидуальных
особенностей ребенка составляет «биологический
каркас личности», который не только обрастает
в процессе воспитания социальными навыками,
но и подвергается изменениям.
На развитие ребенка и его нервных процессов
огромное влияние оказывает становление
двигательных функций. Их созревание связано
с деятельностью двигательного анализатора.
Его развитие происходит на базе дистантных
рецепторов — зрения и слуха, а также тактильно-мышечного
анализатора и играет важнейшую роль в
психофизическом развитии ребенка.
Впервые полгода жизни развитие движений
ребенка характеризуется выраженностью
безусловных рефлексов, на базе которых
затем формируются условно-рефлекторные
связи, совершенствующиеся в течение всей
жизни. Н.И.Касаткин отмечал, что это только
у цыпленка все просто: вылупился из яйца
— и побежал, тогда как путь становления
жизненно важных движений ребенка довольно
длителен. В детстве у него формируются
важнейшие способы деятельности. Физиологи
подчеркивают: чем выше в эволюционном
ряду стоит животное, тем дольше у него
продолжается период детства.1
При рождении
у человека «автоматических» действий
меньше, чем у животных, зато ему
свойственна наибольшая способность
к обучению. Специфика мозга человека
состоит в неограниченной возможности
усвоения новых знаний, наибольшей
восприимчивости не к биологической
наследственности, а к «социальному
унаследованию», т.е. к усвоению различного
рода социальных традиций.
Развитие центральной нервной системы
ребенка происходит на базе врожденных
безусловных рефлексов. У физиологически
зрелых новорожденных детей вызванные
рефлексы проявляются в ответ на раздражение
различных участков поверхности кожи.
Прежде всего это хватательный рефлекс
(так, например, новорожденного, ухватившегося
за пальцы взрослого, можно поднять, его
хватка способна выдержать массу тела).
Подошвенный рефлекс, который вызывается
штриховым раздражением поверхности кожи
внутреннего края подошвы, характеризуется
разгибанием большого пальца и сгибанием
остальных. Пяточный рефлекс, известный
как рефлекс И.Н.Аршавского, вызывается
умеренным надавливанием на пяточную
кость и выражается в обобщенной двигательной
активности, сочетаемой с гримасой плача,
криком. У новорожденного ребенка наблюдается
также шагательный, ползательный рефлексы.
Они постепенно свертываются и вновь формируются
под воздействием воспитания. Развитие
нервной системы происходит на базе и
других врожденных рефлексов: пищевого,
ориентировочного, оборонительного, защитного.
С первых недель жизни ребенка, у него
возникают условные рефлексы на самые
различные раздражители (зрительный, слуховой
и т.п.).
Длительное применение каких-либо внешних
раздражителей в определенной последовательности
способствует образованию целостной системы
ответных реакций — динамическому стереотипу.
Формирование условных рефлексов у ребенка
происходит во взаимосвязи первой и второй
сигнальных систем.
Центральная нервная система ребенка
хранит в себе следы длительной эволюции
животного мира. Так, регуляция работы
сердца, почек и других внутренних органов,
автоматические реакции на болевые, температурные
раздражители осуществляются примерно
теми же нервными центрами, что и у многих
животных. Но по сравнению даже с высшими
млекопитающими у человека чрезвычайно
развита кора больших полушарий, особенно
ее лобные отделы.
В нервной системе ребенка одни группы
центров, эволюционно более древние, исполняют
относительно примитивные функции. Эволюционно
более новые центры объединяют различные
системы организма и выполняют многоплановые
сложные действия. Так, центр спинного
мозга регулирует работу органов в пределах
отдельных участков сегментов тела. Центры
продолговатого мозга управляют дыханием
и сердечной деятельностью. Центры среднего
мозга осуществляют комплексную реакцию
всего организма в ответ на зрительные
и слуховые раздражители. В области промежуточного
мозга и в подкорковых узлах происходит
интегрирование всех сигналов из внешней
и внутренней среды. Как показывают эксперименты,
здесь формируется эмоциональное состояние
— чувство страха, напряженности, радости,
агрессивности. Физиологи доказали наличие
в подкорковых центрах участков, раздражение
которых вызывает различные эмоциональные
состояния: гнев, блаженство, страх, безразличие.
Сложной системой глубинных центров управляет
кора больших полушарий. С одной стороны,
она без этих структур не может функционировать,
а с другой — сопоставляет полученные
от них сигналы с индивидуальным опытом
и руководит активизацией или торможением
отдельных нервных центров.
Таким образом, функции коры головного
мозга — это способность тонко анализировать
обстановку, приобретать и, в случае необходимости,
использовать индивидуальный опыт. Одни
реакции жестко запрограммированы в нервной
системе и запускаются как автоматическая
последовательность действий, другие
— непостоянны и видоизменяются в процессе
своей реализации.
При правильном воспитании у ребенка можно
выработать множество стереотипов. Это
в значительной мере облегчает реагирование
на окружающие внешние условия, повышает
работоспособность нервных клеток. Например,
выполнение утренней гимнастики, ежедневных
физических упражнений после дневного
сна, организация самостоятельной двигательной
деятельности формируют стереотип и потребность
в выполнении этих упражнений в одно и
то же время. У ребенка складываются определенные
двигательные паттерны — последовательность
выработанных действий, которые отражаются
на поведении. Становление и изменение
паттернов происходит в зависимости от
возраста, окружающей среды, особенностей
его развития. Тренировку нервной системы
младенца необходимо осуществлять с учетом
выработанных стереотипов, развивая у
него потребность, сознательно реагировать
на окружающее.
По мере развития нервной системы у ребенка
появляются статические и динамические
функции равновесия. Возникновение и упрочение
этих функций зависит и определяется как
внешними, так и внутренними факторами.
По утверждению И.М.Сеченова, все произвольные
движения у ребенка формируются под влиянием
социальных условий. Как дитя природы
ребенок не нуждается даже в прямо хождении.
Лишь как социальное существо он начинает
выполнять жизненно важные движения, которые
совершенствуются в процессе воспитания
и обучения.
На становление навыков движения огромное
влияние оказывает состояние органов
чувств, с помощью которых воспринимается
окружающая среда. Следует отметить, что
к моменту рождения органы чувств ребенка
развиты больше, чем движения.
В исследованиях М.Ю.Кистяковской выявилась
определенная последовательность образования
связей между двигательным и другими анализаторами.
Длительное развитие двигательного анализатора
у ребенка влияет на становление двигательных
функций, которые развиваются на базе
дистантных рецепторов, способных воспринимать
раздражители на расстоянии. Это прежде
всего системы зрения, слуха и другие анализаторные
системы.
Уже на втором месяце жизни устанавливается
связь между кинетическим и вестибулярным
аппаратом. Это проявляется в поднимании
и удерживании головы при разных положениях
ребенка: на животе, на спине, в вертикальном
положении. В этом же возрасте возможно
образование связи между кинестетическим
анализатором и слизистой оболочкой губ,
ротовой полостью, кожей рук. Это проявляется
в сосании пальцев, направлении рук ко
рту. Позже устанавливаются связи между
двигательным анализатором, что выражается
у младенца в поднимании руки над лицом
и ее рассматривании. В возрасте 3,5 — 5
месяцев у малыша появляются более сложные
зрительно-кинетические связи: он направляет
руки к подвешенному над кроваткой предмету
(погремушке) и захватывает ее.
Образование межрецепторных связей способствует
образованию сложных функциональных систем,
формированию своеобразной иерархии нервных
центров с очень сложными отношениями
Co-подчиненности. Многие двигательные
акты дублируются на разных уровнях. Это
создает высокую надежность осуществления
навыков движения и в то же время способность
видоизменять способ действия при внезапно
меняющихся условиях.
Л.О.Бадалян, Н.Миронов, изучая физиологию
двигательного акта, установили, что самым
низким уровнем регуляции движений обладает
сегментный аппарат спинного мозга. Клетки
каждого сегмента связаны со строго определенной
группой мышц и регулируют их деятельность.
Двигательные нервные клетки постоянно
получают информацию от мышечных клеток
рецепторов и сухожилий. Сегментные аппараты
находятся под контролем целой системы
двигательных центров головного мозга.
Собирая информацию от органов чувств
всего тела, они решают сложные двигательные
задачи, требующие участия многих мышечных
групп. Одной из таких систем является
экстрапирамидная система. В ней хранится
набор сложнейших двигательных реакций,
обеспечивающих регуляцию позы, осуществление
важных двигательных актов. Хотя у человека
экстрапирамидная система редко проявляет
себя в «чистом виде», однако она играет
существенную роль в общей организации
моторики. Такие характеристики движений,
как плавность, грациозность, ловкость,
эмоциональная выразительность во многом
зависят от особенностей экстрапирамидной
системы. Функции ее отчетливо выражаются
в детском возрасте, когда высшие корковые
моторные центры еще не окончательно сформированы.
По мнению Л.О.Бадаляна и Н.Миронова, именно
любовь большинства детей к шумным подвижным
играм объясняется особенностью развития
экстрапирамидной системы. Дети любят
убегать, догонять, прятаться, увертываться;
выполнять ритмические движения, подпрыгивать,
прихлопывать, раскачиваться, кружиться.
Чем меньше
ребенок, тем слабее у него организована
произвольная моторика. Мысль и ее
двигательное воплощение недостаточно
связаны. В процессе моторного развития
ребенка многие двигательные навыки настолько
автоматизируются, что нет необходимости
вспоминать каждый раз о способах того
или иного действия. Способность к автоматизму
движений дает множество преимуществ:
сознание разгружается от излишней работы,
целенаправленная деятельность становится
более рациональной и имеет большие возможности
для скорейшего достижения результатов.
Готовые формулы движения, запас их фиксируются
в основном в теменных долях коры больших
полушарий головного мозга. Способность
запоминать движение в целом и использовать
его в случае необходимости получила название
праксиса. Центр праксиса в теменной доле
тесно связан с корковым отделом пирамидной
системы, а также с ядрами пирамидной системы.
Важнейшим участком двигательной регуляции
является мозжечок. Он, как и вестибулярный
аппарат, тесно связан с экстрапирамидной
и пирамидной системами и обеспечивает
координацию движений и поддержание равновесия
тела. От мозжечка зависят такие характеристики
движения, как точность, соразмерность
мышечного усилия двигательной задаче,
твердость походки способность быстро
перераспределять напряженность отдельных
мышц. Мозжечок обеспечивает координацию
как автоматических, так и произвольных
движений. За период детства происходит
сложнейший процесс формирования нервной
системы. Он многогранен и характеризуется
преобладанием процесса возбуждения над
торможением.
Начиная с первого года жизни ребенка
необходимо создавать условия для формирования
у него произвольных движении, двигательных
функций, как при организации занятий,
так и в свободной двигательной деятельности.
Под воздействием физических упражнений
и подвижных игр происходит становление
и тренировка центральной нервной системы,
психическое и моторное развитие ребенка.
Именно на первом году появляются первые
основные жизненно важные движения: развитие
кисти руки и, как следствие, функций схватывания,
бросания, захватывания; к 6 месяцам ребенок
начинает ползать.
На втором году жизни ребенок овладевает
ходьбой, а к концу его начинает бегать.
На втором и третьем году под воздействием
воспитания и обучения у ребенка качественно
совершенствуются навыки бросания, ловли,
ползания, лазания.
На третьем году жизни появляются подготовительные
к прыжкам движения, к концу этого возраста
ребенок овладевает прыжками с движением
вперед. К трем годам он не только овладевает
почти всеми основными движениями, но
и начинает применять их в повседневной
жизни.2
2. Особенности воспитания детей раннего возраста в трудах Н. М . Щелованова и Н.М. Аксариной.
Различные функции
и системы детского организма
отличаются разной степенью зрелости
и формируются в разные сроки.
Соответственно, отличаются и задачи
развития и воспитания малыша. Они
определяются его физическими, психическими,
а также возрастными и
Для первого
года жизни — это зрительные
и слуховые ориентировочные
Для детей второго года жизни — сенсорное развитие, общие движения, понимание речи взрослого, активная речь, игра, умения и навыки в режимных процессах;
Для детей третьего года жизни — те же показатели, включая конструирование и изобразительную деятельность.3
Воспитание детей раннего возраста в основу ставит уравновешенное состояние и хорошее настроение. Для этого нужно правильно организовать жизнь чада. Точные задачи и методики разностороннего воспитания детей были выделены в педагогике раннего развития детей, которая была разработана Н.М. Щеловановым и Н.М. Аксариной.
Воспитание детей раннего возраста содержит следующие разделы:
- Точное
соблюдение режима дня,
- Режимные
процессы, такие как гигиенические
процедуры, обливания,
- Должны проводиться индивидуальные и групповые занятия, развлечения и игры;
- Нужно создавать
условия для разнообразной
От правильного,
педагогически обоснованного
Воспитание детей раннего возраста огромную роль возлагает на грамотную организацию их жизнедеятельности в период адаптации к детскому саду. Этот процесс очень тяжело проходит для неокрепшей нервной системы детей. В период адаптации к детскому саду необходимо, чтобы воспитатели и родители ребенка действовали едиными педагогическими методами.
Воспитание
детей раннего возраста, а именно
детей двух-трех лет требует придерживаться
основного правила – это
Воспитание детей раннего возраста от родителей требует помнить следующее. Если родители стремятся обучить чему-то ребенка, то главной задачей является пробуждение интереса к предмету обучения. Не нужно учить ребенка считать, будет лучше вызвать у него интерес к цифрам. Если вы хотите научить ребенка писать, то для этого нужно вызвать интерес к самому процессу письма.
Воспитание
детей раннего возраста должно учитывать,
что необходимые условия
Если у малыша не будет условия для пробуждения интереса к искусству, например, к музыке или живописи, то, скорее всего, став взрослым, он будет равнодушен к прекрасному.
Успешное
осуществление задач
Впервые
годы жизни важно обеспечить физическое,
умственное, нравственное и эстетическое
развитие детей. Но содержание, приёмы
и методы реализации этих задач иные, чем
в работе с детьми дошкольного возраста.
Они определяются возрастными особенностями
малышей'.
Большое значение в воспитании здоровых
и хорошо развитых детей имеет правильная
организация их жизни в период привыкания
(адаптации) к детскому учреждению. Процесс
привыкания к новым условиям труден для
формирующейся нервной системы ребенка.
В этот период необходимо обеспечить единство
воспитательных приемов, используемых
в семье и детском учреждении.4
Учеными
(Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина и др.)
разработаны и научно обоснованы
режимы дня для каждого возрастного
периода развития ребенка первого
года жизни: от рождения до 2,5-3 мес., с 2,5-3
до 5-6 мес., с 5-6 до 9-10 мес., с 9-10 до 1 года
2-3 мес. На первом году жизни ребенок
нуждается в индивидуальном обслуживании
и обучении, поэтому группу следует
комплектовать детьми разных возрастных
периодов, чтобы в ней было не
менее двух возрастных подгрупп, каждая
из которых бодрствует во время сна
другой. Это дает возможность уделить
большее внимание каждому ребенку.
Помещение группы детей первого года жизни
должно состоять из комнаты для бодрствования
и веранды для сна. Эти малыши не гуляют,
поэтому их сон должен быть организован
на воздухе. Веранда необходима и для соблюдения
режима дня, чтобы бодрствующие дети не
нарушали покой тех, кому в это время надо
спать. При систематическом выполнении
режима ребенок к 2-3 мес.
привыкает к нему, т. е. засыпает и пробуждается
в определенное время, с аппетитом ест,
спокойно бодрствует, глубоко спит. Кормление
детей следует проводить по мере их пробуждения.
Важно сформировать у детей положительное
отношение к кормлению. Для этого ребенка
приучают к посильной активности: с 3,5-4
мес. кладут его руки на бутылочку, приучая
ее удерживать, с 7-8 мес. ест корочку хлеба,
с 10 мес.- придерживать чашку, к году самостоятельно
пить из нее. Положительное отношение
к еде поддерживается и разговором взрослого.
Он называет пищу, просит ребенка откусить
хлеб, открыть рот и т. п.