Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:30, контрольная работа
Индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Суть этого подхода составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. Его следует отличать от личностного подхода, который предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к сознательному ответственному субъекту собственного развития и воспитания. Реализуя этот подход, педагог оказывает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждения.
1. Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании
детей дошкольного возраста
2. Дифференцированный подход к физическому воспитанию девочек и мальчиков
Многолетний опыт работы с дошкольниками показал, что наиболее целесообразно, как с точки зрения учета половых особенностей развития, так и в связи с формированием их полоролевого поведения, проводить часть физкультурных занятий раздельно, а часть совместно. Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности, в процессе игр у мальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, борьба, лазанье, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и прочее), танцевальные упражнения. В то же время такие виды, как подвижные игры, эстафеты, плавание нравятся и мальчикам и девочкам, в равной степени.
Учет половых
особенностей дошкольников в процессе
занятий физическими
На занятиях используются следующие методические приемы, имеющие различия:
1. Независимо от роста детей при построениях (в шеренги, колонны) впереди стоят всегда мальчики.
2. В подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (например, мальчики работают с гантелями, а девочки с лентами).
3. В дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10).
4. По продолжительности (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5).
5. При движении в парах (в ходьбе, беге, прыжках) – мальчики всегда слева от девочки, при движении через препятствия (например, с куба на куб) первым пробует путь мальчик, он же подает руку девочке, а не наоборот и помогает перешагнуть с одного куба н6а другой, а также сойти с препятствия.
6. В обучении сложным двигательным движениям (существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности. Например, метание на дальность легче дается мальчикам, а прыжки на скакалке – девочкам. Это требует от специалиста по физическому воспитанию особых методических подходов: разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т.п.).
7. В пространственных границах ( мальчикам выделяется большая, чем девочкам, часть зала, так как для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее).
8. в распределении ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а девочки – пчелки). Если вы проводите упражнение типа «паровозик», «гусеница», «сороконожка» (когда дети должны держаться друг за друга в колонне по одному), мальчики придерживают девочек за талию, а девочки мальчиков – кладя руки им на плечи.
9. В требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков требуем большей четкости, ритмичности, затрат дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).
10. В расстановке и уборке снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).
11. В оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом: «Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление»).
12. В сопровождении чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения задания, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений; а в работе с девочками преимущественно прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.
13. В учете сензитивных этапов при формировании и совершенствовании двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений (например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики – на седьмом году жизни).
14. В использовании условных обозначений на карточках, пиктограммах для мальчиков и девочек («М», «Д»).
15. В акцентировании внимания детей – на мужских и женских видах спорта.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования полоролевого поведения ребенка. По моему мнению, занятия физкультурными упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек.
Учет половых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.
Консультации на темы:
1. Индивидуально-
детей дошкольного возраста
2. Дифференцированный подход к физическому воспитанию девочек и мальчиков