Контрольная работа по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:30, контрольная работа

Описание работы

Индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Суть этого подхода составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. Его следует отличать от личностного подхода, который предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к сознательному ответственному субъекту собственного развития и воспитания. Реализуя этот подход, педагог оказывает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждения.

Содержание

1. Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании
детей дошкольного возраста

2. Дифференцированный подход к физическому воспитанию девочек и мальчиков

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (23).doc

— 68.00 Кб (Скачать)

1 Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей дошкольного возраста

         

      На современном этапе развития педагогической науки реализация индивидуально-дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе и формирования физической готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Для определения  сущности понятия "индивидуально-дифференцированный подход" необходимо рассмотреть  отличительные особенности индивидуального, личностного и дифференцированного подходов. Обратимся к мнению О.С.Гребенюка и М.И.Рожкова.

         Индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Суть этого подхода составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. Его следует отличать от личностного подхода, который предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к сознательному ответственному субъекту собственного развития и воспитания. Реализуя этот подход, педагог оказывает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждения.

          В существующих условиях (большое  число детей в группах, нехватка  квалифицированных кадров и др.) реализация индивидуального подхода  сильно затруднена. Осуществлять  педагогический процесс с учетом  индивидуальных особенностей детей возможно, только группируя детей по каким-либо из этих особенностей. Такой подход часто называют индивидуально-дифференцированным, хотя по своей сущности он соответствует дифференцированному.

          Обратимся к сущности данного  понятия: дифференцированный подход – это целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам учащихся.

         Такой подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности, а для определенных категорий учащихся. Рассмотрим ряд исследователей, выделяющих различные категории и критерии к их отбору:

            В.Н.Шебеко, В.А.Шишкина, Н.Н.Ермак считают, что в физическом воспитании дошкольников критериями создания групп могут выступать следующие показатели: состояние здоровья, уровень физической подготовленности, характер двигательной активности.

           С.О.Филиппова выделяет в качестве критериев еще и тип нервной системы, половые особенности детей.

          М.А.Рунова в основу деления  детей на подгруппы положила  уровень их двигательной активности.

         Также необходимо обратится к  условиям и особенностям применения  и разработки индивидуально-дифференцированного подхода в дошкольных образовательных учреждениях:

           М.М.Безруких предлагает разрабатывать  для детей индивидуальные адаптивные программы подготовки к школе. Главными условиями эффективности программы являются индивидуализация, систематичность, постепенность и повторяемость. В составлении такой программы автор выделяет четыре этапа: диагностика функционального развития и выделение факторов риска; четкое определение целей и задач индивидуальной программы; составление индивидуального плана работы; разработка планов каждого занятия, выбор адекватных форм и методов работы с учетом особенностей ребенка.

          М.Д.Маханева представила образец  реализации индивидуально-дифференцированного  подхода на примере физкультурно-оздоровительной работы. Основой данной работы так же является диагностика. На каждого ребенка составляется индивидуальная карта, в которую заносятся результаты диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности. В соответствии с индивидуальными картами по каждой возрастной группе составляется сводная схема-анализ. Она позволяет своевременно выявлять причину заболеваемости и устранять ее, планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья, дифференцируя степень нагрузок. Эта схема служит основанием для рекомендаций педагогам по следующим направлениям: составление ″гибких″ режимов дня в соответствии со здоровьем детей; назначение закаливающих процедур; участие каждого ребенка в разных видах физической активности (утренней гимнастике, физкультурных занятиях, плавании и т.д.); проведение разнообразных физиопроцедур и корригирующей гимнастики на тренажерах; использование массажа и лечебной сауны; работа с родителями по данному вопросу.

            Таким образом, медико-педагогическая диагностика выступает как основа разработки индивидуальной программы здоровья для каждого ребенка.

            С.П.Громова изучала индивидуально-дифференцированный режим как основу укрепления здоровья детей. Такой режим должен строиться с учетом особенностей биоритмологического профиля, здоровья, возрастных различий, эмоционального состояния и других факторов, оказывающих воздействие на организм ребенка. Автором разработаны примерные гибкие оздоровительные режимы в зависимости от биоритмологического профиля детей; погоды; сезона; желания детей заниматься учебной деятельностью; на время каникул; свободное посещение; время карантина; период адаптации; для спецгрупп по предупреждению плоскостопия и нарушений осанки.

          Необходимым условием физического воспитания в детском саду является построение физкультурных занятий с применением индивидуально-дифференцированного подхода. Именно он определяет нагрузку и виды упражнений для детей разных возрастных групп.

          Данный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста может идти по трем направлениям:

    1.По  гендерному признаку: учет половых  особенностей дошкольников в  процессе занятий физическими  упражнениями может вестись по  нескольким направлениям: подбор упражнений, нормирование физической нагрузки, методика обучения сложным двигательным действиям, педагогическое руководство двигательной деятельностью детей, участие в играх и соревнованиях, двигательные предпочтения детей в процессе выполнения физических упражнений, системы поощрений и наказаний, требования заданий, инвентарь и оборудование, расстановка и уборка снарядов, диагностика физического состояния.

2. По  типу темперамента: занятие строится  с учетом темперамента  детей  и на этой основе подбирается  определенный комплекс упражнений, где будет учитываться темп деятельности каждого ребенка. Физиологическую основу темперамента, по мнению И.П. Павлова, составляют свойства нервной системы:

1) сила (способность выдерживать большие  нагрузки);

2) уравновешенность (соотношение процессов возбуждения и торможения);

3) подвижность  (способность нервных процессов  быстро сменять друг друга).

3. По  амбулаторному состоянию: детей  формируют по группам здоровья, по состоянию здоровья и по  степени заболеваемости. С учетом этого строится все занятие и к каждому ребенку проявляется нужный подход.

         Проблема гендерного воспитания  начала приобретать актуальность  в настоящее время, и все  больше педагогов и психологов  стали задумываться о необходимости  дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста.

         Э.С. Вильчковский, проследив изменение  уровней физического развития  одних и тех же детей на  протяжении времени, убедился, что  различия определяются как половыми особенностями, так и их двигательной активностью в повседневной жизни и интересом к физическим упражнениям, подвижн6ым играм. Однако он пришел к выводу о том, что эти различия до 7 лет не столь существенны, чтобы учитывать их при выборе средств физического воспитания (и т.д.).

             Необходимо способствовать благоприятному  протеканию процесса полоролевой  социализации мальчиков и девочек  старшего дошкольного возраста, формированию начала мужественности  и женственности у дошкольников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2   Дифференцированный подход к физическому воспитанию девочек и мальчиков 

        Физическое воспитание дошкольников, как и все дошкольное воспитание, чаще всего ориентируется на  «условного» ребенка, а не «мальчика»  и «девочку». В большинстве дошкольных учреждений физическое воспитание детей практически не имеет различий для мальчиков и для девочек: одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, одна и та же методика обучения. О половых различиях вспоминают лишь тогда, когда необходимо тестировать уровень физического состояния детей – нормативы для девочек, как правило несколько ниже, чем для мальчиков.

          Проблема гендерного воспитания  начала приобретать актуальность  в настоящее время, и все  больше педагогов и психологов  стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Цель программы – способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, формированию начала мужественности и женственности у дошкольников.

          С приходом в дошкольные учреждения  специалистов по физической культуре  появилась реальная возможность  не декларативно, а на деле  учитывать половые особенности  детей дошкольного возраста в процессе занятий физическими упражнениями. Вместе с тем в содержании обучения специалистов нет раздела посвященного этим вопросам, а так же практически отсутствует литература, которая могла бы предоставить информацию о том, чем же двигательная деятельность девочек отличается от двигательной деятельности мальчиков, каковы их двигательные предпочтения и в чем же должны проявляться различия методических подходов при обучении мальчиков и девочек физическим упражнениям. Недостаточная разработанность вопроса учета половых особенностей в процессе занятия физическими упражнениями предполагает, что любые исследования в этом направлении заслуживают пристального внимания и поддержки, и половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности.      

            Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка. Считают, что женщину в девочке, также мужчину в мальчике, следует формировать с дошкольного возраста, не отделяя полоролевое воспитание от общественного воспитания. Иначе при становлении личности девочки или мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников. В дальнейшем – препятствующие выполнению семейной и общественной функции.

            Пол – это комплекс репродуктивных, общечеловеческих, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивидуальность мальчика или девочки, мужчины или женщины. С самого рождения социально-психологические, культурные, бытовые условия направляют мальчика и девочку по разным дорогам воспитания к соответствующей полу роли, самосознанию себя мужчиной или женщиной. В связи с их различными ролевыми функциями всегда воспитание мальчиков и девочек было различно. Основываясь на исследованиях в областях истории дошкольной педагогики и истории физической культуры можно проследить, как в разные исторические периоды проходило воспитание мальчиков и девочек (в Первобытном обществе, в Древней Греции, в Древнем Риме, Западная Европа, на Руси).

           Анализируя системы воспитания  детей в историческом аспекте, следует отметить, что современное общество заметно проигрывает в вопросах воспитания мальчиков. Роль мужчины, отца в воспитании мальчика сегодня очень не значительна. В то время как история педагогики, начиная с первобытных племен, являет примеры требования общества к отцу как главному воспитателю сына. Вопрос, поставленный еще 1970 –х годах, о дифференцированном подходе к мальчикам и девочкам в процессе занятий физическими упражнениями, и сегодня не имеет для педагогов однообразного решения. Большинство исследователей считают, что подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек не должен быть одинаковым. Но в чем должны быть отличия – в средствах, нагрузках, требованиях, распределении ролей, организации занятия и т.п. – до кон6ца не определено.

              В.С. Вильчковский, проследив изменение уровней физического развития одних и тех же детей на протяжении времени, убедился, что различия определяются как половыми особенностями, так и их двигательной активностью в повседневной жизни и интересом к физическим упражнениям, подвижн6ым играм. Однако он пришел к выводу о том, что эти различия до 7 лет не столь существенны, чтобы учитывать их при выборе средств физического воспитания (и т.д.).

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"