Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:29, контрольная работа
1.Особенности пространственной ориентировки у дошкольников.
2. Анализ содержания программы по формированию пространственных представлений у дошкольников.
3.Ознакомление с пространственными отношениями в разных возрастных группах.
4. Методы и приемы формирования пространственных представлений у дошкольников.
Для развития умения ориентироваться в ближайшем к детскому саду окружении проводятся специальные упражнения: «Как пройти в магазин (в булочную и пр.)», «Дорога на почту (в аптеку)», «Дорога в школу». Они позволяют развивать у детей пространственное воображение, умение представлять «картину пути». Ребенок рассказывает, например, где помещается почта, по какой улице и в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т.д. Воспитатель вместе с детьми оценивает правильность сказанного. Детям можно давать поручения отвести кого-либо или всю группу в указанное место. Полезно использовать задачи на смекалку, например: «Шел человек в город, а навстречу ему шли 4 знакомых. Сколько человек шли в город?» Большое внимание на занятиях по математике уделяют упражнениям в ориентировке по плоскости листа, т.е. в двумерном пространстве. Закрепляют умение находить середину, центр, верхнюю и нижнюю части листа, правы и левый, верхний и нижний углы, правую и левую сторону листа бумаги. Дают, например, такие задания: «Отсчитайте 5 красных кружков и положите в правый верхний угол, а 3 синих – в нижний левый угол». Важно, чтобы, выполнив задание, дети рассказывали как о количестве, так и о месте расположения тех или иных предметов.
«Поставь
фигуру в угол». Предложить ребенку
поместить в комнате или
«Покажи направление». Научить ребенка показывать направление рукой (потом поворотом головы, взглядом), в воздухе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем по диагональным направлениям (направо вверх, налево вверх и т.д.).
«Куда указывают стрелки?» Предложить ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех называемых направлениях, и назвать их. Аналогично – нарисовать стрелки на листе бумаги.
«Проведи линию». По инструкции взрослого ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т.д.) в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги. Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем – прямую линию в левый нижний угол» и т.д.
На следующем этапе проводится работа в тетради а клеточку – «Графические диктанты». Для всех заданий исходные точки в начале освоения заранее отмечаются взрослыми.
«Проставь знаки». Инструкции: «Обозначь на строке черные точки. Поставь знак «плюс» от первой точки снизу, от второй – сверху, от третьей - справа, от четвертой - слева». Аналогично – с двумя разными знаками. Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаика и т.п.
Большую пользу приносят зрительные диктанты. Дети раскладывают геометрические фигуры (палочки, игрушки) на листе бумаги в соответствии с образцом в определенном положении. Задания постепенно усложняют: увеличивают количество фигур, изменяют характер их расположения. Вначале дети рассматривают, описывают и воспроизводят образец, позже создают узор под диктовку и, наконец, самостоятельно создают узор и описывают его. Используют игры «Кто запомнит», «Городки», «У кого что получится?», «Парные палочки». Важно, чтобы дети не только называли, но и объясняли пространственное размещение предметов, устанавливали причинные, следственные связи, скрывающиеся за пространственными отношениями между предметами. При определении местоположения предметов, при рассматривании картин, иллюстраций дети должны осознать, что скрывается за данными отношениями. Например, на картинках нарисованы дети, стоящие в кругу, парами, друг против друга и т.п. Надо догадаться, что они собираются делать или что делают. «Кого рассматривает мальчик? Как вы догадались? Да, мальчик смотрит наверх».
Для обучения детей умению пользоваться в речи терминами, обозначающими пространственные отношения, рекомендуются словесные игры «Наоборот», «Дополни предложение». Например, воспитатель начинает предложение: «Сережа подбросил мяч… (вверх); Оля поставила цилиндр… (справа), а Ира поставила куб…(слева); Наш зал помещается… (наверху), а кухня…(внизу)». Отвечает тот ребенок, кому бросили платок. В процессе рассматривания картин, рисования, конструирования, изготовления предметов, при передвижении в помещении и на улице воспитатель побуждает ребят употреблять слова, отражающие пространственные отношения. В результате представления детей о пространственных отношениях принимают обобщающий характер.