Контрольная работа по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:29, контрольная работа

Описание работы

1.Особенности пространственной ориентировки у дошкольников.
2. Анализ содержания программы по формированию пространственных представлений у дошкольников.
3.Ознакомление с пространственными отношениями в разных возрастных группах.
4. Методы и приемы формирования пространственных представлений у дошкольников.

Работа содержит 1 файл

Особенности пространственной ориентировки у дошкольников.doc

— 88.50 Кб (Скачать)
    1. Особенности пространственной ориентировки у дошкольников.
 

      Изучение  пространственных представлений и  особенностей их формирования у детей  чрезвычайно актуально, так как  это одно из важных сторон умственного  развития детей дошкольного возраста. Ведь именно с пространственным гнозисом связаны многие ошибки младших школьников, рассеянность и школьная дезадаптация в целом.

      При передвижении пространственная ориентация необходима. Только при этом условии  человек может успешно осуществить  передвижение из одного пункта местности в другой. Ориентировка эта требует всегда решения трех задач: постановки цели и выбора маршрута движения (выбор направления); сохранения направления в движении и достижения цели.

      «Ориентировка в пространстве» - один из разделов «Программы» по развитию у детей элементарных математических представлений. Но это не означает, что тема «пространственные представления, навыки ориентации» только математическая. В исследованиях ученых – психологов и педагогов есть сквозная мысль: овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности – продуктивно-творческий, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Ведь не секрет, что качество рисунка в значительной степени определяется композиционным построением, эстетическая выразительность – симметрией, ритмичностью чередования элементов, овладение пространственной координацией улучшает качество выполнения упражнений – музыкально-ритмических, физкультурных.

      Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. Также освоение правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве. Ориентировка в пространстве совершается на основе использования человеком какой-либо системы отсчета. Их много, и все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений, обобщают опыт ориентации людей в предметно-пространственном окружении.

      Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое, высшее проявления аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов, ни одному из которых не присуща монопольная роль в анализе пространственных факторов среды.

      Особую роль в пространственной ориентировке ребенка-дошкольника выполняет двигательный анализатор, с помощью которого устанавливается взаимодействие между различными анализаторами. К специальным механизмам пространственной ориентировки относятся нервные связи между обоими полушариями в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное осязание, дириническое обоняние и т.д. Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрия, которая характерна для многих детей дошкольного возраста. Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенном отношении ведущей, доминирующей. Было доказано, что отношения между сторонами анализатора в смысле их доминирования динамичны и неоднозначны. Так, глаз, доминирующий по остроте зрения, может быть не ведущим по величине поля зрения и т.д.

      Таким образом, «пространственные представления  актуализируются благодаря тесному  межполушарному взаимодействию», в  котором происходит активное участие обоих полушарий мозга. Это доказано многими научными исследованиями, которые также подчеркивают тесное взаимодействие пространственных представлений с речевым опосредованием. Пространственные представления – это сложная многофакторная структура психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам деятельности человека. Именно поэтому их относят к базису, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов – письмо, счет, чтение, мышление и т.п.

      Своевременное формирование пространственных представлений позволяет предупредить многие трудности школьного обучения, облегчить вхождение ребенка в обычную социальную среду. Ведь повышение уровня пространственных представлений способствует эффективному усвоению разнообразной информации: ребенок сможет уверенно ориентироваться во времени, в схеме географической карты, плане квартиры, пересчете точек, делении линии, рисунке, копировании, ориентировке на местности и т.д.

      Базовой и наиболее естественной, онтогенетически  более ранней и закрепленной всем опытом человека, системой ориентации является схема тела. Поэтому первым этапом работы в этом направлении является усвоение схему ела, связанная с ориентацией в его правой и левой сторонах, верхней и нижней его частях. Свободная ориентировка в схеме тела дает основу для усвоения закономерностей внешнего пространства. Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ребенку овладеть в дальнейшем ориентировкой не только «от себя», но и от любых других объектов, от другого человека. Эти знания и умения необходимы для распознавания пространственных отношений между предметами, о которых мы судим на основе их соотнесенности к сторонам – передним (лицевым), боковым, верхним и т.д. 
 
 
 

2. Анализ содержания программы по формированию пространственных                       представлений у дошкольников. 

      Первоначальной  задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного  расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении «от себя». Дети овладевают ориентировкой «на себе» в младшем возрасте, она включает знание частей своего тела и лица, правая или левая рука, нога и т.д.

      Умение ориентироваться «на себе» - предпосылка, необходимая для перехода к следующей программной задаче – учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы воспитатель фиксирует их внимание на характерных деталях. Например, рассматривается машина: спереди – кабина, кузов – сзади, внизу – колеса, передние и задние.

      В младшей дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. Связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа «Куда показывает флажок?». Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства. Ориентировка от себя предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка от объекта требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов. Для этого необходимо уметь вычленить различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю.

      Ориентировки  «на себе», «от себя», применение их на различных предметах позволяют  ребенку уяснить значение таких  пространственных предлогов, как в, под, на, за. Предлог «на» обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог «под» - с нижней стороной; предлог «в» воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта.

      Освоение  системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.

      Направление «вверх – вниз» («вверху – внизу») позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как «над» и «под», «посередине» и «между» при расположении группы предметов по вертикальной линии. Направление «направо – налево» («справа – слева») помогает лучше понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю. Направление «вперед - назад» («впереди - сзади») способствует уяснению таких пространственных отношений, как «впереди», «перед», «напротив», «за», «позади», «посередине» и «между» при расположении предметов по фронтальной линии от исходной точки отсчета.

      Таким образом, несмотря на большое многообразие существующих в нашей речи характеристик  пространственного окружения, все  они основаны на освоении ориентировки «на себе» и на внешних объектах. 
 
 
 
 

    1. Ознакомление  с пространственными отношениями в разных возрастных группах.
 

      Программа младшей группы предлагает учить  детей различать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо). Основой различения пространственных направлений служит четкое различение детьми частей своего тела и определение сторон на самом себе. Так, понятие «впереди» у детей связывается с их лицом, а «позади» (сзади) – со спиной. Учитывая это, в начале учебного года важно проверить, умеют ли малыши ориентироваться на себя, знают ли названия частей тела и лица.

      В средней группе ребенок должен научиться  определять, где расположен тот или  иной предмет по отношению к нему вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. Основой различения пространственных направлений служит различие частей тела, определение сторон на самом себе. Большое внимание уделяют упражнениям в различении левой и правой руки, так как ориентировка в левом и правом дается детям данного возраста с известным трудом; закрепляют умение показывать рукой (флажком, палочкой) вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо.

      Определение пространственного расположения предметов  относительно себя. Научив детей ориентироваться  на себе, указывать направления вперед, назад и т.д., можно перейти  к упражнениям в определении расположения предметов от себя (впереди, перед, за, сзади, слева, справа, вверху, внизу).

      В средней группе большое внимание на занятиях по математике уделяют  развитию у детей ориентировки на листе бумаги, на плоскости стола. С первых занятий им предлагают найти верхнюю и нижнюю полоски счетной карточки, разложить определенное количество предметов вверху и внизу или слева и справа.

      Проводятся  специальные упражнения с целью  научить детей определять и обозначать пространственное расположение геометрических фигур на таблице, воссоздать расположение. Рассматривают образец в определенном порядке. Сначала дети называют фигуру, расположенную в центре (посередине), а затем вверху и внизу или слева и справа от нее; в соответствующем порядке они воспроизводят узор. Используют таблицы, на которых изображено от 3 до 5 геометрических фигур. Упражнения проводятся как фронтально, так и с подгруппами детей.

      У детей 5-6 лет закрепляют умение различать  левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к себе: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. С этой целью используют игровые упражнения, рекомендованные для детей средней группы: «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик» и т.п. Их можно проводить как занятия по математике, так и в играх.

      Умение  ориентироваться от другого предмета основывается на умении ориентироваться  на самом себе. Дети должны научиться  мысленно представить себя в положении  предмета. В связи с этим сначала  их упражняют в определении направления положения предметов от самого себя (при повороте на 90 и 180°: стол был спереди, повернулся ребенок – и стол оказался справа). Далее детей учат определять стороны тела друг друга, например, где у них правая и левая рука, затем стороны туловищ куклы, мишки ит.д. (Учитывают, что ребенку значительно легче представить себя в положении любого одушевленного предмета, чем неодушевленного).

      Решению данной задачи посвящают часть занятий 4-5 по математике и родному языку. Занятия строят так: сначала воспитатель показывает на игрушках или вещах определенные пространственные отношения (впереди, перед, сзади, за, слева, справа; в, на, над, под, из-за; рядом, напротив, навстречу, между) и обозначают их точными словами, затем меняет местоположение предметов или заменяет тот или иной предмет, а дети каждый раз обозначают их положение по отношению друг к другу. Наконец, дети, выполняя указания педагога, сами создают соответствующие ситуации, а также ищут их в окружающей обстановке. Предлагают игры «Где что стоит?», «Поручения», «Прятки», «Что изменилось?». («Лена была впереди Нины, а теперь она сзади Нины»). Воспитатель (а позднее кто-либо из детей) прячет, меняет местами игрушки, вещи. Водящий ребенок рассказывает, где и что стоит, что изменилось, как расставлены игрушки, где спрятались дети и т.п. Можно провести упражнения-инсценировки настольного театра. Персонажи театра (котята, щенята и др.) прячутся за предметами, меняются местами, а дети описывают, где находится каждый из них.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"