Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:29, контрольная работа
1.Особенности пространственной ориентировки у дошкольников.
2. Анализ содержания программы по формированию пространственных представлений у дошкольников.
3.Ознакомление с пространственными отношениями в разных возрастных группах.
4. Методы и приемы формирования пространственных представлений у дошкольников.
Ориентировка на плоскости. В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т.е. двумерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.
Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний правый и левый углы листа. Данной работе посвящают основную часть 3-4 занятий. На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия, педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.
Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).
Большое значение в работе по ознакомлению детей с пространственными отношениями имеет деятельность детей на занятиях математике, по ознакомлению с окружающим, по физической культуре, по музыке. Поэтому эта важнейшая сторона умственного развития обычно раскрывается многими специалистами, и понятно, что их деятельность в этом направлении должна быть согласована.
Немаловажную роль в этом отношении может иметь формирование пространственных представлений на специально организованных занятиях. Такие занятия включают в себя помимо ознакомления с пространственными отношениями, также программы освоения телесного пространства, освоение внешнего пространства, формирование квазипространственных отношений. Конечно, данную работу может проводить воспитатель, занимающийся с детьми старшего дошкольного возраста. Эту работу следует проводить именно с детьми дошкольного возраста, так как это облегчит их контакты с массой нарастающей информации.
Одно из главных мест в обучении дошкольников математике занимает работа по формированию пространственных представлений, которую можно в полном объеме развернуть в старшем дошкольном возрасте. Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.
Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека с характерной для него системой координат. Сам человек при этом занимает определенное место в пространстве и обладает известными пространственными признаками – величиной, формой, тремя измерениями тела, направлениями движений в пространстве.
К
сожалению, в традиционных программах
дошкольного воспитания и обучения
нет отдельного курса ознакомления
с пространственными
Поэтому педагогами могут быть поставлены следующие задачи по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пространственными отношениями:
Рекомендуется
также дать детям некоторые представления
о масштабе и сторонах света. Это
поможет почувствовать и
Для формирования ориентировки в окружающем пространстве обратить внимание на: определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку; определение пространственного соотношения между несколькими предметами.
В дальнейшем можно расширить многие представления по ориентировке в пространстве, то есть научить детей ориентироваться, выходя за рамки непосредственно знакомого пространственного окружения. Поскольку сам пространственный опыт детей ограничен в силу их возраста, дальнейшее обучение в этом направлении можно проводить вне непосредственных практических действий детей. Практика показала, что именно такой тип обучения дает наибольший эффект в плане умственного развития.
Так,
дети учатся с помощью карт и схем
ориентироваться в городе, котором
они живут, узнают о расположении
улиц, площадей, основных строений города.
В дальнейшем, опираясь на умение пользоваться
картами и схемами, дети не будут испытывать
затруднений в ознакомлении с природными
зонами, в работе с географическими картами,
построении различных схем и чертежей,
смысловым запоминанием текста, так пространственные
представления активизируют работу памяти
и мышление. Ориентировка в пределах даже
весьма ограниченного пространства (групповая
комната или часть помещения, площадь
стола, лист бумаги и др.) предполагает
знание основных направлений. Это новая
программная задача. С полным основанием
ее можно назвать центральной в содержании
всей работы.
4.
Методы и приемы
формирования пространственных
представлений у
дошкольников.
На занятиях по математике воспитатели используют различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры и др.). На занятиях по математике широко используется разнообразный наглядный материал: раздаточный и демонстрационный.
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводится большая роль. Методы и приемы обучения применяются, как правило, в различных сочетаниях. На занятиях по математике необходимо использовать многообразные методы и приемы обучения, умело их сочетать, тогда занятия будут интересными, полезными для детей. Нельзя забывать о том, что длительная статичная поза утомительна для ребенка. Воспитатель должен давать детям возможность изменять ее.
На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространстве.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. те качества которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры математического характера позволяет не только расширять, но и расширять знания детей о пространстве. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
В
формировании у детей математических
представлений широко используются
занимательные по форме и содержанию
разнообразные дидактические
Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Оно необходимо, так как это создает благоприятные условия для успехов в других областях.
Первым шагом может быть применение маскировки левой руки ребенка с помощью цветной тряпочки, часов, браслета, резинки и т.п. Таким образом, взрослые дают опору ребенку для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь представление о нем абстрактные пространственные представления. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно. Хорошо воспринимается детьми игра «Путаница». Взрослый намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребенок должен исправить ошибки взрослого. Затем можно поменяться местами так, что инструкцию дает ребенок, а взрослый выполняет, ребенок контролирует его исполнение.
В целом, развитие пространственных схем начинается с формирования ориентировки на местности, затем на листе бумаги и графического воспроизведения направлений. При необходимости нужно провести сопоставление листа бумаги с высоким домом, у которого можно показать верх, низ, все углы. Потом нарисовать такой дом на листе бумаги, обсудить и подписать вместе с ребенком названия соответствующих направлений и углов. Затем попросить ребенка сделать то же самое по памяти, но на чистом листе бумаги. К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: «налево – направо», «вперед – назад» и т.п.
В старшей группе дети обучались умению определять положение предмета по отношению к другому предмету («Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»), а также свое положение среди окружающих предметов («Я стою за стулом, между окнами, сзади Наташи»). В подготовительной группе они должны научиться мысленно помещать себя в положение, которое занимает тот или иной предмет. С этой целью дают упражнения на определение направления положения того или иного предмета от самих себя при повороте на 90° и 180° (матрешка была впереди; повернулся ребенок, и она оказалась справа и т.д.).
Дети учатся определять, где у стоящего перед ними правая и где левая рука, определять сторону туловища куклы, мишки и т.д. Проводят игровые упражнения, аналогичные тем, которые использовались в старшей группе: «Где что находиться?», «Поручение», «Прятки» и «Что изменилось?» («Вера была впереди Лены, а теперь она сзади Лены»). Задание усложняют, увеличивая количество предметов, изменяя их расположение, расширяя площадь ориентировки. При этом повышают требования к скорости определения, вводя элементы соревнования.