Контрольная работа по "Педагогике и психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:03, контрольная работа

Описание работы

Вопросы:
Сформулируйте определение основных понятий (категорий) педагогики.
Заполнить таблицу “Развитие педагогической науки в России”.
Каково содержание понятия гуманизм?
Какие формы и приемы убеждения вы знаете?
Что такое «проблемная ситуация»?
Понятия «система образования» и «педагогическая система».

Работа содержит 1 файл

Педагогика и Психология.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

   Предметом психологии человека являются закономерности возникновения, формирование, развитие, функционирования проявлений индивидуальной и групповой психики, отдельных психических феноменов и механизмов в различных условиях и на разных этапах жизни деятельности людей.

   Психика - это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки, оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности и т.п.

   В течение многих тысячелетий мало понятные психические явления люди обозначали общим понятием - душа.

   Душа бесплотна, нематериальна, и понималась как независимое от тела явление, способное управлять телом.

   Материальной основой психики выступает головной мозг.

   Душа и психика, по моему мнению, это не одно и то же. 

2. Назовите (перечислите) основные значительные школы (направления) психологической науки в XX веке. 

   Основные направления в психологии XX в.:

  • психология сознания. Оформление психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с именем В. Бунда. Единственным прямым методом психологии Бунд считал самонаблюдение, поскольку предмет психологии - непосредственный опыт, как он дан самому человеку. Бунд определил основные задачи психологии:

а) анализ процесса сознания методом интроспекции (самонаблюдения);

б) выявления  элементов сознания;

в) установление закономерностей их соединения.

  • бихевиоризм. В качестве предмета психологии выступает поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Основатель направления - Дж. Уотсон. Вклад этого направления заключается в резком расширении изучаемой психологией области. Она отныне включала доступные  внешнему объективному наблюдению, независимые от 
    сознания стимул - реактивные отношения. Бихевиоризм ввел в научный аппарат психологии категорию действия в качестве не только внутренней духовной (как в прежние времена), но и внешней, телесной реальности.
  • психоанализ. Предметы психологии является бессознательное. Основатель направления - 3. Фрейд. Человеческая психика стала истолковываться как обусловленная бессознательными, иррациональными силами - впечатлениями, инстинктами, подавленными желаниями, вымесными из сознания. Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения («либидо»). Испытывая различные трансформации, она подавляется, вытесняется и, тем не менее, прорывается сквозь «цензуру» сознания по обходным путям, разряжаясь в различных симптомах, в том числе патологических (расстройства движений, восприятие, памяти и т.д.).
  • гештальтпсихология. Сторонники гештальтпсихологии считают, что при восприятии целое может отличаться от суммы его составляющих. Восприятие бывает всегда чем-то большим, чем ощущение. Принципы гештальтпсихологии предполагают, что мозг человека не просто регистрирует информацию, поступающую к нему от окружающей среды. Человек, воспринимающий сенсорные сигналы, организует их в «гештальт», сто по-немецки означает «форма» или «целое». Гештальтпсихология дала описание   многочисленных   примеров   такой   способности   человека.    Представители гештальтпсихологии являются М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин.
  • когнитивная психология. Сторонники этого подхода утверждают, что человек - это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события внешнего мира, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. Личность понимается как организационная система как более или менее важных конструктов, которые человек использует, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события. Представители - У. Найссер, Дж. Келли, Г. Саймон.
  • гуманистическая психология. Одна из основ гуманистической психологии - ориентация на проблемы и трудности личностного выбора и ответственности в определении смысла существования. Предметом исследования здесь выступает уникальная и неповторимая личность. Гуманистическая психология изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Представители - Г. Олпорт, Г.А. Мюррей, К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франки.
 

3. а) У большинства до рождения. Органы чувств илианализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разных видов энергии в форме стимулов – раздражителей (физических, химических, механических и др.)

   Эти стимулы, будучи связаны  с различными видами энергии,  вызывают ощущения разного качества: зрительные, слуховые (ребенок слышит), кожные (ощущения прикосновения, боли, тепла, холода и др.).

   Информацию о состоянии мышц  нам предоставляют – проприоцептивные  ощущения. Они, обычно, не осознаются.

   Сигналы из внутренних органов, за исключением болевых, также не осознаются, но воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. 

4. г) Свойства восприятия: исследователи выделяют пять основных свойств восприятия.

     Константность – устойчивость, постоянство образов восприятия. Это во многом проявление влияния нашего прошлого опыта. Закон: человек рассматривает окружающие его знакомые предметы, как неизменные.

   Целостность – всякий объект  и ситуация воспринимаются как  устойчивое системное целое, даже  когда части целого не могут быть наблюдаемы. Образ, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью, то есть содержит информацию не только о себе, но и о других компонентах, а также образа в целом (голову видим, туловище достраиваем).

   Осмысленность – как правило,  человек воспринимает лишь то, что понимает.

   Избирательность – преимущественное  выделение одних объектов по  сравнению с другими.

   Апперцепция – это зависимость  восприятия от прошлой практики  человека, от психического состояния, от его индивидуальных способностей.

   Когда наблюдается зависимость  восприятия от устойчивых особенностей  личности (убеждений, мировоззрений  и т.п.), такую апперцепцию называют  устойчивой. Также, есть временная  апперцепция, в которой оказываются ситуативно возникающие психические состояния личности (сильные эмоции).

 

5. Воздействие на объект имеет тем больше шансов привлечь внимание, чем оно связанно с нашими потребностями. 

 

6. г) В головном мозгу действует фильтр. Который способен улавливать сигналы, приходящие из разных источников.

   Прием сигнала происходит на 2-х  уровнях:

-  

В понимании интеллекта современной наукой основной упор делается на том, что 
он
в основном приобретается. 

Как правило, творческие люди характеризуются ясными четкими 
представлениями об окружающем мире. 

0знакомтесь  с пониманием структуры  личности 3. Фрейдом.  С чем вы можете 
согласиться и что вызывает возражение в этом учении?
 

Личность  человека по Фрейду состоит из трех структур: «ОНО», «Я», «СВЕРХ -Я».

Я согласна с 3. Фрейдом, что в некоторых жизненных ситуациях нужно применять средства психологической защиты и что все люди в какой-то степени используют защитные механизмы.

Склонна думать, как и Фрейд, что «переживания раннего детства играют критическую  роль в формировании и жизнедеятельности взрослой жизни».

Возражение  в учение Фрейда у меня возникло в отношении инстинкта смерти, что людям неосознанно присуще стремление к смерти. Мне это кажется спорным.

Охарактеризуйте собственные способности, используя одну из возможных классификаций способностей.

Существует  ли взаимосвязь между  характером и темпераментом? Если да. то какая?

Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующее динамические особенности  психической деятельности, функционирования психических процессов человека, их силу, скорость возникновения и перестройки.

Характер  - система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, ее психический склад, который определяет линию поведения человека и выражается в его отношениях к окружающему миру, деятельности, другим людям и самому себе.

Взаимосвязь между темпераментом и характером не существует, так как темперамент зависит от высшей нервной деятельности, от соотношения характеристик

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике и психологии"