Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:03, контрольная работа
Вопросы:
Сформулируйте определение основных понятий (категорий) педагогики.
Заполнить таблицу “Развитие педагогической науки в России”.
Каково содержание понятия гуманизм?
Какие формы и приемы убеждения вы знаете?
Что такое «проблемная ситуация»?
Понятия «система образования» и «педагогическая система».
Педагогика.
В период становления
Воспитание – это целенаправленный и организационный процесс формирования личности. В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организационное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Передача исторического и культурного
опыта от поколения к поколению.
При этом воспитатель:
В свою очередь воспитанник:
В результате
воспитанник изменяет свое понимания
мира, отношение к людям и самому
себе.
Обучение - это специальное организационный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Его цель - усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения; развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования. Основу обучения составляют знания, умения, навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников - в качестве продуктов усвоения.
При этом учитель:
В свою очередь ученик:
Образование - результат обучения. В буквальном
смысле оно означает формирование образа
хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного
человека.
Образование - система накопленных
в процессе обучения знаний, умений, навыков,
способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Именно система, а
не объем (набор) разрозненных сведений.
Получение образования свидетельствует
об овладении заданным объемом систематизированных
знаний, умений в определенной области
и достижении необходимого для выполнения
профессиональных действий уровня самостоятельного
мышления.
Основные понятия
педагогики:
Знания - отражение познаваемого мира
в смысле человека, совокупность идей,
в которых выражается теоретическое овладение
определенным предметом. Умение
- овладение способами (приемами, действиями)
применения усвоенных знаний на практике.
Навыки - умения, доведенные до автоматизма,
высокой степени совершенства. Цель
(учебная, образовательная) - то, к чему
стремится обучение, будущее, на которое
направлены его усилия. Содержание
(обучения, образования) - система научных
знаний, практических умений и навыков,
способов деятельности и мышления, которыми
учащимися необходимо овладеть в процессе
обучения. Организация
- упорядочивание дидактического процесса
по определенным критериям, придание ему
необходимой формы с целью наилучшей реализации
поставленной цели. Форма
- способ существования учебного процесса,
оболочка для его внутренней сущности,
логики и содержания. Выбор формы обучения
связан с количеством обучаемых, временем
и местом обучения, порядком его существования
и т.п. Метод - путь достижения (реализации)
цели и задач обучения. Средство
- предметная поддержка учебного процесса.
Средствами являются голос (речь) педагога,
его мастерство в широком смысле, учебники,
классное оборудование и т.д. Результаты
(продукты обучения) - то, чего достигает
обучение, конечные следствия учебного
процесса, степень реализации намеченной
цели.
2. Заполнить таблицу “Развитие педагогической науки в России”.
Персоналии | Эпохи, даты | Основные идеи, работы. |
Демокрит | 460-370 гг. до н.э. | “Природа и воспитание подобны. А именно – воспитание перестраивает человека и преобразуя, создает природу”. |
Сократ
Платон Аристотель |
469-399гг.
427-347гг. 384-322гг. |
Идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности, которые выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. |
Марк Квинтилиан | 35-96гг. | “Образование оратора”. |
Тертуллиан
Августин Аквинат |
160-222гг.
354-430гг. 1125-1274 |
Обширные педагогические тракты. |
Эразм
Роттердамский
Витторино де Фельтрэ Мишель Понтель |
1466-1536гг.
1378-1446гг. 1494-1553гг. 1553-1592гг. |
Педагоги-гуманисты
“Я – человек, и ничто человеческое мне не нужно”. |
Ян Амосса Коменский | 1592-1670гг. | “Великая дидактика”
“В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах” |
Джон Локк | 1632-1704гг. | “Мысли о воспитании” |
Ж.Ж.Руссо | 1712-1778гг. | “Я никогда не перестану повторять, что мы придаем слишком много значения словам: с нашим болтливым воспитанием мы делаем только болтунов” |
И.Г. Песталоцци | 1746-1827гг. | “О любимый народ! Я вижу, как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!” |
И.Ф.Гербарт | 1776-1841гг. | Работы, ставшие
теоретической базой для |
А. Дистервег | 1790-1886гг. | “Ничего не постоянно кроме перемены” |
В.Г.Белинский
А.И.Герцен Н.А.Добролюбов Н.Г.Чернышевский |
1811-1848гг.
1812-1870гг. 1836-1861гг. 1828-1889гг. |
Родоначальники революционно-демократических взглядов |
Л.Н.Толстой
Н.И.Пирогов |
1828-1910гг.
1810-1881гг. |
Большое влияние
на становление отечественной |
К.Д.Ушинский | 1824-1871гг. | “Педагогическая антропология” |
Д.Дьюи
Э.Торндайк |
1859-1952гг.
1874-1949гг. |
Создание действенных технологий процесса обучения. |
П.П.Блонский | 1884-1941гг. | “Педагогика” (1992) |
С.Т.Шацкий | 1878-1934гг. | Руководитель Первой опытной станцией по народному образованию |
Н.К.Крупская | 1869-1939гг. | Проблемы формирования новой советской школы, организаций внеклассовой воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. |
В.А. Сухомлинский | 1918-1972гг. | Исследовал моральные проблемы воспитания молодежи. |
3. Каково
содержание понятия
гуманизм?
Гуманизм - это целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т.д.). Гуманизм - совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.
4.Какие
формы и приемы убеждения
вы знаете?
Убеждение, когда воздействие осуществляется через рациональную сферу личности и основано на ее критическом восприятии информации и внутреннем принятии ее, согласии с ней на основе аргументации, доказательства тех или иных положений.
Формы убеждения: урок, игра, экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия, лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены, факультативы, учебные дискуссии.
Приемы
убеждения: этическая беседа, пример,
рассказ, диспут, разъяснение, внушение,
обсуждение, обоснование, критика.
5
.Что
такое «проблемная ситуация»?
Проблемная ситуация - это начальный момент
мыслительного процесса обучающихся,
когда у них появляется потребность что-то
понять, осмыслить. Это осознанное обучающимися
затруднение, пути преодоления которого
им неизвестны и необходимо самостоятельно
их найти. Но проблемная ситуация возникает
только тогда, когда у учащихся есть желание
выйти из затруднения, нет желания — нет
и проблемной ситуации.
6.Как
соотносятся между собой
понятия “обучение”,
”образование”, ”воспитание”,
”развитие”.
Все эти понятия, единое целое педагогики,
как науки. Педагогика – как наука, представляет
собой совокупность знаний, которые лежат
в основе описания, анализа, организации,
проектирования, прогнозирования путей
совершенствования педагогического процесса,
а также поиска эффективных педагогических
систем для развития и подготовки человека
к жизни в обществе.
7. Понятия
«система образования»
и «педагогическая система».
Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление.
Педагогическая система находится под постоянным «контролем» общества, то есть той социальной системы, частью которой она является. Изменения педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о материальном положении учителя и т.п.
Любое общество вне зависимости от его
государственного устройства наряду
с функциями производства и воспроизводства
для обеспечения прогрессивного развития
реализует и функцию образования своих
членов. С этой целью оно создает образовательную
систему, то есть комплекс институтов
образования.
8. Что
понимается под образовательной
программой, образовательным
стандартом?
Образовательная программа - нормативно-управленческий документ, определяющий с одной стороны, содержание образования соответственного уровня и направленности, а с другой - характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса и управления данного учебного заведения.
Государственный стандарт
общего образования
- нормы и требования, определяющие обязательный
минимум содержания основных образовательных
программ общего образования, максимальный
объем учебной нагрузки обучающихся, уровень
подготовки выпускников образовательных
учреждений, а также основные требования
к обеспечению образовательного процесса
(в том числе к его материально-техническому,
учебно-лабораторному, информационно-методическому,
кадровому обеспечению).
9. Каковы
основные причины возникновения
проблем в детско-родительских
отношениях?
Причины | | ||
семьи | школы | общества | |
Нравственность | нет уважения в семье | мало уделяется внимания нравственному воспитанию | безнравственность |
Образование и развитие | нет средств для дальнейшего обучения | не всем доступное образование | |
Безработица | материально неблагополучные | социально неподготовленные | большой процент безработных |
Наследственность | плохой пример с родителей | мало уделяется внимания индивидуальным занятиям | жестокое к инвалидам и другим |
Среда воспитания | нездоровый образ жизни | школьный коллектив, группировки | расслоение общества |
Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике и психологии"