Контрольная работа по "Педагогике и психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:03, контрольная работа

Описание работы

Вопросы:
Сформулируйте определение основных понятий (категорий) педагогики.
Заполнить таблицу “Развитие педагогической науки в России”.
Каково содержание понятия гуманизм?
Какие формы и приемы убеждения вы знаете?
Что такое «проблемная ситуация»?
Понятия «система образования» и «педагогическая система».

Работа содержит 1 файл

Педагогика и Психология.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Педагогика. 

  1. Сформулируйте определение основных понятий (категорий) педагогики.
 

   В период становления педагогики  как науки были определены  три фундаментальные категории  педагогики – воспитание, обучение, образование.

   Воспитание – это целенаправленный и организационный процесс формирования личности. В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организационное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

   Передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. 

При этом воспитатель:

  1. передает опыт, накопленный человечеством.
  2. вводит в мир культуры.
  3. стимулирует к самовоспитанию.
  4. помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.
 

В свою очередь воспитанник:

  1. овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры.
  2. работает над собой.
  3. обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимания  мира, отношение к людям и самому себе. 

   Обучение - это специальное организационный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Его цель - усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения; развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования. Основу обучения составляют знания, умения, навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников - в качестве продуктов усвоения.

  

При этом учитель:

  1. преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания.
  2. руководит процессом освоения знаний освоения знаний, навыков и учений.
  3. создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).
 

В свою очередь ученик:

  1. учится – овладевает предаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно.
  2. пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать мыслить.
  3. проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительной информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.
 

   Образование - результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека. 

   Образование - система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Именно система, а не объем (набор) разрозненных сведений. Получение образования свидетельствует об овладении заданным объемом систематизированных знаний, умений в определенной области и достижении необходимого для выполнения профессиональных действий уровня самостоятельного мышления. 

  1. ценность  развивающегося человека и общества.
  2. процесс обучения и воспитания человека.
  3. как результат последнего.
  4. как система.

  

   Основные понятия педагогики: 

   Знания - отражение познаваемого мира в смысле человека, совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение определенным предметом. Умение - овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. Навыки - умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Цель (учебная, образовательная) - то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. Содержание (обучения, образования) - система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимися необходимо овладеть в процессе обучения. Организация - упорядочивание дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели. Форма - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Выбор формы обучения связан с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его существования и т.п. Метод - путь достижения (реализации) цели и задач обучения. Средство - предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.д. Результаты (продукты обучения) - то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. 
 

2. Заполнить таблицу “Развитие педагогической науки в России”.

  Персоналии     Эпохи,  даты         Основные идеи, работы.
  Демокрит 460-370 гг. до н.э. “Природа и воспитание подобны. А именно – воспитание перестраивает человека и преобразуя, создает природу”.
Сократ

Платон

Аристотель

469-399гг.

427-347гг.

384-322гг.

Идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности, которые выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки.
Марк  Квинтилиан 35-96гг. “Образование оратора”.
Тертуллиан

Августин

Аквинат

160-222гг.

354-430гг.

1125-1274

Обширные педагогические тракты.
Эразм Роттердамский

Витторино де Фельтрэ

Мишель  Понтель

1466-1536гг.

1378-1446гг.

1494-1553гг.

1553-1592гг.

Педагоги-гуманисты

“Я – человек, и ничто человеческое мне не нужно”.

Ян  Амосса Коменский 1592-1670гг. “Великая дидактика”

“В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах”

Джон  Локк 1632-1704гг. “Мысли о воспитании”
Ж.Ж.Руссо 1712-1778гг. “Я никогда не перестану повторять, что мы придаем слишком много значения словам: с нашим болтливым воспитанием мы делаем только болтунов”
И.Г. Песталоцци 1746-1827гг. “О любимый народ! Я вижу, как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!”
И.Ф.Гербарт 1776-1841гг. Работы, ставшие  теоретической базой для введения дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся.
А. Дистервег 1790-1886гг. “Ничего не постоянно кроме перемены”
В.Г.Белинский

А.И.Герцен

Н.А.Добролюбов

Н.Г.Чернышевский

1811-1848гг.

1812-1870гг.

1836-1861гг.

1828-1889гг.

Родоначальники  революционно-демократических взглядов
Л.Н.Толстой

Н.И.Пирогов

1828-1910гг.

1810-1881гг.

Большое влияние  на становление отечественной научной  педагогики.
К.Д.Ушинский 1824-1871гг. “Педагогическая антропология”
Д.Дьюи

Э.Торндайк

1859-1952гг.

1874-1949гг.

Создание действенных технологий процесса обучения.
П.П.Блонский 1884-1941гг. “Педагогика” (1992)
С.Т.Шацкий 1878-1934гг. Руководитель  Первой опытной станцией по народному  образованию
Н.К.Крупская 1869-1939гг. Проблемы формирования новой советской школы, организаций  внеклассовой воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения.
В.А. Сухомлинский 1918-1972гг. Исследовал  моральные проблемы воспитания молодежи.
 

3. Каково содержание понятия гуманизм? 

   Гуманизм - это целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т.д.).    Гуманизм - совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. 

4.Какие формы и приемы убеждения вы знаете? 

   Убеждение, когда воздействие осуществляется через рациональную сферу личности и основано на ее критическом восприятии информации и внутреннем принятии ее, согласии с ней на основе аргументации, доказательства тех или иных положений.

   Формы убеждения: урок, игра, экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия, лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены, факультативы, учебные дискуссии.

Приемы  убеждения: этическая беседа, пример, рассказ, диспут, разъяснение, внушение, обсуждение, обоснование, критика. 

5 .Что такое «проблемная ситуация»? 

   Проблемная ситуация - это начальный момент мыслительного процесса обучающихся, когда у них появляется потребность что-то понять, осмыслить. Это осознанное обучающимися затруднение, пути преодоления которого им неизвестны и необходимо самостоятельно их найти. Но проблемная ситуация возникает только тогда, когда у учащихся есть желание выйти из затруднения, нет желания — нет и проблемной ситуации. 

6.Как соотносятся между собой понятия “обучение”, ”образование”, ”воспитание”, ”развитие”. 

   Все эти понятия, единое целое педагогики, как науки. Педагогика – как наука, представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования, прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе. 

7. Понятия «система образования» и «педагогическая система». 

   Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление.

   Педагогическая система находится под постоянным «контролем» общества, то есть той социальной системы, частью которой она является. Изменения педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о материальном положении учителя и т.п.

   Любое общество вне зависимости от его государственного устройства наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития реализует и функцию образования своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, то есть комплекс институтов образования.  

8. Что понимается под образовательной программой, образовательным стандартом? 

   Образовательная программа - нормативно-управленческий документ, определяющий с одной стороны, содержание образования соответственного уровня и направленности, а с другой - характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса и управления данного учебного заведения.

   Государственный стандарт общего образования - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению). 

9. Каковы основные причины возникновения проблем в детско-родительских отношениях? 

       Причины                                    Проблемы
     семьи        школы         общества
Нравственность нет уважения в  семье мало уделяется  внимания нравственному воспитанию безнравственность
Образование и развитие нет средств  для дальнейшего обучения   не всем доступное  образование
Безработица материально неблагополучные социально неподготовленные большой процент  безработных
Наследственность плохой пример с родителей мало уделяется  внимания индивидуальным занятиям жестокое к  инвалидам и другим
Среда воспитания нездоровый  образ жизни школьный коллектив, группировки расслоение  общества

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике и психологии"