Контрольная работа по "Педагогике и психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:03, контрольная работа

Описание работы

Вопросы:
Сформулируйте определение основных понятий (категорий) педагогики.
Заполнить таблицу “Развитие педагогической науки в России”.
Каково содержание понятия гуманизм?
Какие формы и приемы убеждения вы знаете?
Что такое «проблемная ситуация»?
Понятия «система образования» и «педагогическая система».

Работа содержит 1 файл

Педагогика и Психология.doc

— 135.00 Кб (Скачать)
 
 

10. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. 

С чего начать или зачем  учителю личностно-ориентированное  воспитание?

   Скорее всего, с того, что тревожит в современной школе. Сегодня существует скрытое и достаточно жесткое противостояние учителя и класса. Иногда это связано с обычной неопытностью, иногда с низким уровнем профессионализма. Но конфликт гораздо глубже. Здесь две позиции: одна - рациональная (учителя) и другая - эмоциональная (ребенка), которая гораздо активнее, утонченнее, чем представляется взрослым. Более того, она требует постоянной работы - а это эмоциональные реакции, переживания, настроения, чувства. Пока же в школе «празднуют» свой успех стандарты и тесты.

   Это одна сторона детского сознания, а есть еще и другая — эмоциональный мир ребенка. Символы, знаки, цвет, свет, музыка, игра - все это средства, которые при правильном их применении способны открыть «уничтожаемый рационализмом» детский мир и вместо мучающего ребенка лицемерия помогают взойти к тожеству себя единичного, жизненного и себя, по особому ощущающего человечество, то есть имеющего связь со своей Родиной.

   Ученики смотрят с надеждой на окружающие лица, радуются малейшему проявлению учительского творчества, самым слабым попыткам увидеть школьников, как представителей поколения со своим, в корне отличающимся отношением к жизни, где земля и небеса не существуют друг без друга, и ребенок еще жаждет великого и святого. Но в школе царит скука, здесь никто никому не нужен. Если я, учитель, ощущаю себя человеком мира и могу держать свою Родину на ладонях, обогревая ее своим дыханием, есть ли здесь хотя бы на намек на скуку, на бессмысленность бытия? Почему же я не могу передать это ощущение своим ученикам?

Чтобы хоть как-то изменить отношение учеников к знаниям, приблизить их к пониманию  себя как неотъемлемой части истории, культуры, мы должны попытаться изменить, прежде всего, условия приобретения этих знаний. Сначала мы использовали хорошо известные средства: походы на природу, выезды в город, экскурсии в музеи.

   У детей появлялось заинтересованность, их поражали новые возможности: почувствовать, увидеть, прикоснуться к тому, что было известно только из учебников. Но для возникновения интереса, для установления связи между собой, природой, культурой и историей нужен был более основательный мотив. Нужны были основания для возникновения более глубоких, личных переживаний.

   Так возникает театр, который создают сами ученики с учителями, без всякой поддержки. Но все это были только внешние предпосылки для создания технологии, которая изменила бы привычный ход урока. Недоставало внутренних оснований, научно определяющих структуру и содержание урока. Не смотря на то, что понятия «личностно-ориентированное образование», «личностно-ориентированный урок», «личностно-ориентированная парадигма» сегодня не только на слуху у всех, но и является составной частью планов методической работы, многие учителя, да и руководители плохо представляют себе: что же такое личностно-ориентированный урок, технология, зачастую подменяя их, например, индивидуальным подходом. Понимание различий дала теория личностного ориентированного образования культурологического типа академика Е.В. Бондаревский.

  Как изменить отношение учителя к ребенку как субъекту жизни, чтобы он стал способен к культурному саморазвитию и самоизменению? Как должен вести себя педагог, чтобы стать посредником между ребенком и культурой, за счет чего вводить ученика в мир культуры, оказывать помощь и поддержку каждой детской личности в ее индивидуальной самоопределении в мире культурных ценностей? Поиск личных смыслов общечеловеческой и национальной культуры через образование, диалог и сотрудничество участников этого процесса в достижении целей культурного саморазвития, превращение школы в целостное культурно - образовательное пространство, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитания человека культуры - то, что предлагалось теоретически, требовало практического воплощения.

   В личностно-ориентированном воспитании содержание должно включать все, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности. Для того чтобы содержание знаний стало ценным для ребенка, личностно-ориентированное образование предлагает представить его в виде условных частей, каждая из которых обращена к чему-то личному. Вот эти компоненты содержания: Аксиологической - введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе ценностных ориентации, личностных смыслов. Когнитивный - обеспечивает научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития. Деятельностно творческий - способствует формированию и развитию у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной, художественной и других видах деятельности. Личностный - обеспечивает познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами 
саморегуляции, самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, формирует личностную позицию; является системообразующим, существенно отличается от традиционного содержания, системообразующим компонентом которого признается когнитивный.

   К сознанию - через знаки, символы и образы. Сознание ученика, как главный двигатель развития личности, с давних пор привлекало внимания всех, кто средствами образования пытался управлять людьми. Одни (материалисты) понимали его как некий орган, который только и занят отражением происходящего, помогая человеку «делать это правильно». Отсюда и главная догма: бытие определяет сознание. Вроде бы все правильно, - какова жизнь, таков и человек. И очень простой вывод: хочешь жить хорошо, - измени окружающий мир. Прогони хозяина, отбери добро, раздели с другими, такими же, как ты - и жизнь начнется настоящая! И не нужно копаться в себе, там все зависит от того, что происходит снаружи.   Отбрось всякие там размышления, сомнения, переживания: 
сознание будет меняться само собой. Ты станешь культурным, образованным и умным.

   Другие (гуманисты) тоже понимали сознание как внутренний орган, только значение и роль ему отводились совершенно иные. Сознание, утверждали они, это, прежде всего, нравственный орган, сосуд, уже содержавший в себе ценности, управляющие человеческим поведением. Если же это принимается, продолжали это идеалисты, то не может бытие определять сознание. Все наоборот! Чтобы стать человеком, надо обратиться к внутренне присущим каждому индивиду ценностям: совести, смысла, переживаний, субъективности, стыда, гордости, достоинства, свободы, любви, творчества, выбора. Эти ценности - личностные, они принадлежат индивиду, который, проявляя их в своей деятельности, таким образом, становится личностью. Задачи образования расширяются и ведущее место, отведенное материалистами обучению, занимает воспитание. Воспитание не вытесняет обучение, не подменяет его, - оно сливается с ним.

   Воспитание, пронизывающее обучение, помогает ученику извлекать ценности, «спящие» в его сознании, приводит их в действие. В гуманистическом образовании обучение поддерживает ученика в поиске смысла изучаемых знаний, в поиске смысла их ценностей. Таким образом, смысл не передается, а рождается. Рожденный в сознании личности смысл и определяет происходящее снаружи: чтобы разобраться с тем, сто там происходит, понять, принять или изменить мир, следует в первую очередь разобраться с тем. Что происходит внутри самого себя. Тогда ты, твое сознание, твоя личность станут определять бытие, ты будешь хозяином своей жизни, ты будешь диктовать ей условия.

   Средством воспитания, благодаря которому становится возможным самодвижение, саморазвитие личности, является мир культуры с его особым символическим языком. Язык культуры, то есть система знаков и символов как запечатленных следов откровений субъектов культуры и есть основа «ступеней» духовности, по которым личность восходит к идентификации себя с культурой. Символ в культуре понимается как образ, выражающий идею или отличительные черты какого-либо события или явления с максимальной степенью обобщенности и экспрессии. Символ - это инобытие духовности, это язык культуры и, конечно, язык человека, которого мы воспитываем в условиях личностного ориентированного образования. Этому языку он должен научиться. Человек культуры не изобретает культуру, а «открывает ее в себе», так как она соотносится с его жизнью.

Переживая знаки менталитета культуры, ребенок  восходит к своему индивидуальному  образу, переживая духовную символику, он восходит к образу личности. Итак, новый ребенок - индивид-личность, содержание его образования знаково-символично...

   Мотивация. Главный элемент технологии - создания мотива урока, заинтересованности в нем, желания активно работать. Центр - интрига. Интригой может быть:

-одно  или несколько предложений, содержащих  в себе основную проблему урока,  но не раскрывающих ее;

-вопросы,  ответы на некоторые учащиеся  должны найти сами. 

   Структурная единица урока - воспоминания. Воспоминание - это чрезвычайно важная стадия восстановления в памяти учащихся знаний, уже у него имеющихся. С научной точки зрения, памятью называют способность человека к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Обращение к памяти дает ряд неоспоримых преимуществ.

   Во-первых, новое знание гораздо эффективнее усваивается на основе ранее изученных сведений и только в этом случае может стать достоянием долговременной памяти. Во-вторых, если обращаться к памяти постоянно, в результате ученик выстраивает определенную систему знаний, когда они как бы наслаиваются друг на друга, и каждое новое знание служит звеном цепочки, крепко соединяющим его с прошлым опытом и являющимся прочной основой для будущего. Длина этой цепочки - сама жизнь. Наконец, есть третье немаловажное преимущество, которое состоит в заинтересованности самого ученика «покопаться» в огромном темном мешке памяти и вдруг вытащить из него на свет божий некоторые вещи, о которых он, оказывается, уже давно знал.

   Интрига и воспоминание в первую очередь направлены на реализацию главного компонента - мотивации, основной задачей которого является создание на уроке таких условий, когда учащийся оказался бы втянутым, как в воронку, в самую гущу событий и испытал бы настоящий азарт в стремлении докопаться до самой их сути. Главное - это перевести актуальные впечатления ребенка на уровень урока истории, что означает на самом деле притягивание, осязание, ощущение пульса истории через собственную жизнь, становление истории близкой, доступной, понятной...

   При анализе личностно-ориентированного урока особое внимание необходимо уделить следующим моментам:

  • личностное развитие учащихся,
  • исходящая диагностика личностного развития, обученности, воспитанности 
    учащихся;
  • проектирование индивидуальной работы с учащимися на отдельных этапах урока;
  • мотивация предстоящей учащимися деятельности;
  • решение познавательных и личностных задач на каждом этапе урока; организация рефлексии учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке;
  • ценности положения в основу содержания обучения на данном уроке и ставшие предметом обсуждения с учащимися;
  • решение глобальных и более частных проблем развития человечества и человека в ходе урока;
  • возможность сравнить и оценить различные подходы к объяснению или проектированию развития изучаемых явлений, процессов;
  • создание ситуации выбора (теории, системы, определения, способа решения задачи, пробоем для обсуждения и т.д.) и роль учащихся в этом выборе;
  • учащиеся и творческий поиск: в чем он состоял, каковы элементы, результаты творческой деятельности («произведения» созданные учащимися, «открытия», поставленные проблемы и т.д.);
  • способы личностного развития, «строительства» собственной личности, которыми овладели учащиеся: умениями ставить перед собой задачи и добиваться их осуществления; умением общения, коммуникабельности; умением сотрудничества и взаимопомощи; умением саморегуляции, самодисциплины, умением самопознания, рефлексии и др.;
 
    • интеграция  содержания;
  • диалогический характер обучения;
  • развитие гуманитарного мышления учащихся;
  • использование современных технологий обучения и их эффект;
  • настроение урока;
  • творческие педагогические находки урока.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Психология. 

1. Иногда предмет психологии определяют как область душевных явлений. Психика человека и его душа - это одно и то же? 

   Психология в переводе с греческого - учение, знание о душе («псюхе»- душа, «логос»- учение, знание).

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике и психологии"