Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:44, контрольная работа
Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.
1.Дайте определение категории «обучение» , данные различными авторами в учебой и справочной литературе.
2.Разработавйте урок (фрагмент урока)объяснительно иллюстративного типа.
3. Проанализируйте какое-либо учебное пособие и определите , какое-либо учебное пособие и опредилите , какие элементы знаний в нем рассматриваются .Сколько новых понятий дается, сколько теорий, закономерностей и др.?
4.Формы обучения. Особенности функции и варианты классификаций.
Список литературу.
В связи с увеличением в школьных курсах материала по физике, химии, математике возрастает роль символических изображений— различных формул, графиков, которые в динамической форме предстают перед учащимися не только в записях на классной доске, но и на киноэкране или на экране телевизора.
Наряду с этим более широкое применение в школах должны найти также демонстрация натуральных объектов, объемных макетов и действующих моделей, демонстрация различных опытов. Все это позволяет в более сжатые сроки давать учащимся в концентрированном виде значительный объем научной информации.
Как видно из приведенной характеристики объяснительно-иллюстративного метода, он предполагает использование таких источников и средств информации, как слово (устное и печатное), натуральные объекты, различные наглядные пособия. Этот метод вбирает в себя в качестве средств и форм проведения работы такие традиционные методы, как устное изложение, работу с книгой, лабораторную работу, наблюдения на биологической и географической площадке и т. д. Но при использовании всех этих разнообразных средств деятельность учащихся остается той же — восприятие, осмысление, запоминание. Без этого метода нельзя обеспечить ни одного целенаправленного действия ученика. Такое действие всегда опирается на какой-то минимум знаний о целях, порядке и объекте действия.
Объяснительно-иллюстративный метод во всех формах его проявления (рассказ, чтение книги, демонстрация опыта, применение наглядности и т. д.) хорошо разработан в педагогической литературе, им больше всего пользуются в школьной практике, и задача состоит в том, чтобы им не пользовались чрезмерно и без нужды. Другая задача дидактов и методистов состоит в разработке такой организации усвоения информации, при которой учащиеся усваивают структуру знаний, методы их получения и изложения.
Возрастные и психологические
особенности учащихся этого возраста
требуют неоднократной смены
видов их деятельности для эффективной
организации восприятия и усвоения
учебного материала. В старших же
классах школы возможно использование
объяснительно-иллюстративного
Дадим краткую характеристику некоторым из перечисленных методов.
Рассказ – это словесный метод обучения, который:
- предполагает устное
повествовательное,
- применяется при изложении учебного материала, носящего ознакомительный характер;
- не прерывается вопросами учащихся;
- позволяет при минимальных
затратах времени сообщить
- предполагает использование
таких методических приемов,
- характеризуется недостаточной
долей самостоятельного
- затрудняет обратную
связь, учитель не получает
достаточной информации о
Существует несколько
видов рассказа: рассказ-вступление,
рассказ-изложение, рассказ-
Лекция - метод словесного
изложения и объяснения готовых
знаний, который характеризуется
связанностью, полнотой, систематичностью
и логической последовательностью
ее построения и относительной законченностью
излагаемого вопроса или целой
темы. Активное участие в лекции
требует от учащихся значительных усилий,
сосредоточенного внимания и развитого
мышления. Как метод обучения школьная
лекция используется обычно в старших
классах средних учебных
Объяснение – словесный метод, который часто осуществляется в виде беседы. Беседа – разговор учителя с учащимися. С точки зрения дидактической роли, которую может играть метод беседы, различают три вида его применения: вступительная беседа; беседа, представляющая новую информацию; закрепляющая беседа.
Вступительная беседа
должна подготовить учащихся
к работе. С одной стороны, ее
цель заключается в
Беседа, дающая новую информацию, носит характер разговора учителя с учащимися, в котором речь идет о такой их активности, чтобы новое содержание, передаваемое им учителем или их одноклассниками, было всем понятно, связывалось с ранее изученным, усваивалось для дальнейшего применения.
Закрепляющая беседа
основана на работе с
Эффективность беседы
зависит от умелого подбора
вопросов, которые направляют беседу
(вопросов не должно быть
Беседа позволяет
Источником знаний
учащихся может не только
Наглядные методы обучения
иногда подразделяют на метод
иллюстраций и метод
Существует несколько
методических условий
Практический показ способов деятельности при обучении математике применяется, когда учитель демонстрирует способ решения задачи, доказательства теоремы, образец выполнения какого-либо задания, например, деления многочлена на многочлен, и т.д.
Иногда подразделяют
методы обучения на «новые»
и «старые», традиционные. При этом
проводится мысль, что
Задание 3. Проанализируйте какое-либо учебное пособие и определите , какое-либо учебное пособие и опредилите , какие элементы знаний в нем рассматриваются .Сколько новых понятий дается, сколько теорий, закономерностей и др.?
Проанализирую учебное пособие по английскому языку для среднего уровня знаний.оно состоит из содержания, глав , каждая из которых содержит название темы , текст , раскрывающий проблемы темы, задания по тексту, правила грамматики и задания для домашнего выполнения. В конце пособия список новых слов с русским переводом . Все пособие на английском языке. Тема каждой главы не относится к грамматике , а вводится для изучения новых слов и правил , которые после текста объединяются . На мой взгляд программа составлена очень грамотно.
Структура учебника свидетельствует
о высокой степени охвата всех
видов речевой деятельности в
связи с высоким уровнем
Такая структура обеспечивает максимальный охват всех видов речевой деятельности, способствует использованию учащимися ресурсов как активного, так и пассивного словарного запаса и придаёт динамичность учебному процессу.
Упражнения раздела Let Us Review предназначены для повторения и закрепления пройденного материала и могут выполняться как в устной, так и в письменной форме (по усмотрению учителя).
В разделе Let Us Learn подаётся новый грамматический материал, лексический минимум к уроку и соответствующие упражнения на закрепление нового материала, которые также могут быть выполнены как в устной, так и в письменной форме.
В разделе Let Us Read And Learn предлагаются стихотворения и песенки, предназначенные для заучивания наизусть. Запись этих материалов в исполнении профессиональных дикторов имеется на кассетах звукового пособия и может быть использована как для постановки произношения и интонации, так и для аудирования.
Материалы раздела Let Us Read (тексты и задания к ним) идеально соответствуют требованиям по достижению всех четырёх целей учебного процесса: практической (формирование и развитие лексических, грамматических и фонетических навыков по теме урока, развитие умений читать, говорить, писать и воспринимать на слух - в процессе выполнения заданий этого раздела могут быть задействованы все четыре вида речевой деятельности), развивающей (развитие произвольной и непроизвольной памяти - при пересказе текста; мышления - при выполнении заданий, предусматривающих обсуждение прочитанного; внимания - при ответах на вопросы; воображения - если требуется придумать продолжение истории; умения логически оформлять мысли на иностранном языке - при выполнении всех вышеперечисленных заданий; а также имитации, интонационного слуха, фонетических и фонематических навыков, усидчивости и сообразительности), воспитательная (в зависимости от тематики текста), образовательная (например, обучение работе со словарём, получение новых общих знаний в процессе осмысления и усвоения содержания текста).
В разделе Let Us Talk предлагаются упражнения на развитие навыков говорения и умения логически оформлять мысли на иностранном языке. Задания этого раздела идеально подходят для достижения воспитательной цели учебного процесса (ставятся проблемные вопросы, затрагиваются спорные темы, происходит обмен мнениями и делаются выводы на основе аргументированности суждений участников дискуссии), а также для развития и совершенствования орфоэпических навыков; активизируются ресурсы пассивного лексического запаса, применяются на практике грамматические знания.
Раздел Let Us Write полностью посвящён развитию орфографических навыков и письменной речи. Здесь предлагаются упражнения на закрепление грамматического и лексического материала, которые также способствуют развитию умения осуществлять самоконтроль в процессе самодиктанта (внутреннего проговаривания фиксируемого на бумаге), а также тренируют зрительную и моторную память. Кроме того, представляется, что многократное «прописывание» новых лексических единиц пятиклассниками существенно способствует эффективному их закреплению и включению в активный словарь учащихся.