Контрольная работа по «Педагогика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:44, контрольная работа

Описание работы

Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Содержание

1.Дайте определение категории «обучение» , данные различными авторами в учебой и справочной литературе.
2.Разработавйте урок (фрагмент урока)объяснительно иллюстративного типа.
3. Проанализируйте какое-либо учебное пособие и определите , какое-либо учебное пособие и опредилите , какие элементы знаний в нем рассматриваются .Сколько новых понятий дается, сколько теорий, закономерностей и др.?
4.Формы обучения. Особенности функции и варианты классификаций.
Список литературу.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word пед.docx

— 43.07 Кб (Скачать)

В связи с увеличением  в школьных курсах материала по физике, химии, математике возрастает роль символических  изображений— различных формул, графиков, которые в динамической форме предстают перед учащимися не только в записях на классной доске, но и на киноэкране или на экране телевизора.

Наряду с этим более  широкое применение в школах должны найти также демонстрация натуральных  объектов, объемных макетов и действующих  моделей, демонстрация различных опытов. Все это позволяет в более  сжатые сроки давать учащимся в концентрированном  виде значительный объем научной  информации.

Как видно из приведенной  характеристики объяснительно-иллюстративного  метода, он предполагает использование  таких источников и средств информации, как слово (устное и печатное), натуральные  объекты, различные наглядные пособия. Этот метод вбирает в себя в  качестве средств и форм проведения работы такие традиционные методы, как устное изложение, работу с книгой, лабораторную работу, наблюдения на биологической  и географической площадке и т. д. Но при использовании всех этих разнообразных  средств деятельность учащихся остается той же — восприятие, осмысление, запоминание. Без этого метода нельзя обеспечить ни одного целенаправленного  действия ученика. Такое действие всегда опирается на какой-то минимум знаний о целях, порядке и объекте  действия.

Объяснительно-иллюстративный метод во всех формах его проявления (рассказ, чтение книги, демонстрация опыта, применение наглядности и т. д.) хорошо разработан в педагогической литературе, им больше всего пользуются в школьной практике, и задача состоит в том, чтобы им не пользовались чрезмерно  и без нужды. Другая задача дидактов и методистов состоит в разработке такой организации усвоения информации, при которой учащиеся усваивают структуру знаний, методы их получения и изложения.

Возрастные и психологические  особенности учащихся этого возраста требуют неоднократной смены  видов их деятельности для эффективной  организации восприятия и усвоения учебного материала. В старших же классах школы возможно использование  объяснительно-иллюстративного метода в течение целого урока, если урок изложения нового материала построен в форме лекции. Таким образом, объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод обучения является одним из самых распространенных методов  обучения. В последние годы, в  связи с изменениями целей  и задач обучения (приоритет отдается задачам воспитания и развития учащихся через приобретаемые знания и  умения), методисты рекомендуют такую  организацию усвоения информации, при  которой учащиеся усваивают не только сами знания, но и их структуру, методы их получения. Большую роль при этом приобретает изложение вопросов методологии и истории познания в физике.

Дадим краткую характеристику некоторым из перечисленных методов.

Рассказ – это словесный  метод обучения, который:

- предполагает устное  повествовательное, целеустремленное  изложение учебного материала;

- применяется при изложении  учебного материала, носящего  ознакомительный характер;

- не прерывается вопросами  учащихся;

- позволяет при минимальных  затратах времени сообщить максимум  сведений;

- предполагает использование  таких методических приемов, как  изложение информации, активизация  внимания, ускорение запоминания,  а также логических приемов  сравнения, сопоставления, выделения  главного, резюмирования;

- характеризуется недостаточной  долей самостоятельного познания  учащихся, ограниченностью элементов  поисковой деятельности;

- затрудняет обратную  связь, учитель не получает  достаточной информации о качестве  усвоения знаний, не может учесть  индивидуальные особенности всех  учащихся.

 Существует несколько  видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Условия эффективного применения  рассказа: тщательная продуманность  плана, выбор наиболее рациональной  последовательности раскрытия темы, удачный подбор примеров и  иллюстраций, поддержание должного  эмоционального тона изложения.  Продолжительность рассказа при  хорошем понимании учащихся 8-9 классов  не более 15-20 минут. 

Лекция - метод словесного изложения и объяснения готовых  знаний, который характеризуется  связанностью, полнотой, систематичностью и логической последовательностью  ее построения и относительной законченностью излагаемого вопроса или целой  темы. Активное участие в лекции требует от учащихся значительных усилий, сосредоточенного внимания и развитого  мышления. Как метод обучения школьная лекция используется обычно в старших  классах средних учебных заведений. Восприятие конспектируемой лекции значительно эффективнее, чем не конспектируемой. Поскольку конспектирование на начальном этапе дается учащимся с большим трудом, учителю нужно  этому уделять внимание (давать план лекции, вначале читать более медленно, выделять наиболее важные моменты и  т.д.). Школьные лекции по математике могут  использоваться при систематизации и обобщении различных тем, при  подготовке к экзаменам, например, по теме «Нахождение углов и расстояний в пространстве».

Объяснение – словесный  метод, который часто осуществляется в виде беседы. Беседа – разговор учителя с учащимися. С точки  зрения дидактической роли, которую  может играть метод беседы, различают  три вида его применения: вступительная  беседа; беседа, представляющая новую  информацию; закрепляющая беседа.

 Вступительная беседа  должна подготовить учащихся  к работе. С одной стороны, ее  цель заключается в актуализации  знаний, необходимых для понимания  нового материала. С другой  стороны, целью беседы является  организация класса для новой  работы, определение темы и целей  урока, постановка задач для  всего класса или групп учащихся  при групповой работе, обсуждение  метода работы и способа ее  выполнения.

 Беседа, дающая новую информацию, носит характер разговора учителя с учащимися, в котором речь идет о такой их активности, чтобы новое содержание, передаваемое им учителем или их одноклассниками, было всем понятно, связывалось с ранее изученным, усваивалось для дальнейшего применения.

 Закрепляющая беседа  основана на работе с материалом, усвоенном ранее, но требующим противопоставления и интеграции в рамках больших тем, разделов, курсов. Мышление основано здесь на переходе к более широкому обобщению через сопоставление между собой многих фактов и обобщений, на формирование структур, включающих большие разделы, в которых имеется место как для ранее приобретенных знаний, так и для только что полученных с помощью новой информации.

 Эффективность беседы  зависит от умелого подбора  вопросов, которые направляют беседу (вопросов не должно быть много,  они не должны быть слишком  просты, между вопросами следует  выдерживать паузы достаточной  длины). Полезно учебный материал  разбивать на смысловые части.

 Беседа позволяет активизировать  мыслительную деятельность учащихся, повысить их интерес, способствует  хорошему усвоению материала,  развитию мышления и способностей  учащихся. С другой стороны, она  требует большей, чем при рассказе, затраты времени. При беседе  сильно сказываются индивидуальные различия учащихся, многие из них не успевают отвечать на вопросы учителя. Активное участие в беседе часто принимают лишь отдельные ученики, другие – пассивны.

 Источником знаний  учащихся может не только живое  слово учителя, но и печатное  слово. Учебники, пособия, научно-популярная  литература и журналы являются  не только источниками новой  информации, но и дают учащимся  возможность закрепления, расширения  и углубления приобретенных на  уроках знаний. Работа с книгой  вовлекает учащихся в овладение  методами самообразования, которые  должны способствовать развитию  дарованной от природы каждому  ребёнку склонности к познанию, исследованию окружающего мира.

 Наглядные методы обучения  иногда подразделяют на метод  иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ учащимся различных иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, схем, рисунков из учебника, зарисовок и записей на доске, моделей геометрических фигур, натуральных предметов и т. д. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, показом кинофильмов, диафильмов, слайдов, использованием учебного телевидения, магнитофонных записей и т. д.

 Существует несколько  методических условий успешного  применения наглядных средств  обучения: 1) хорошее обозрение наглядного  пособия; 2) постановка учебной цели, четкое выделение главного при  демонстрации пособия; 3) умелое сочетание  слова и показа средства наглядности;  осуществление ориентации действий  учащихся на достижение учебной  цели с помощью средства наглядности; 4) привлечение учащихся к нахождению  желаемой информации (с помощью  наглядного пособия), постановка  перед ними проблемных заданий. 

Практический показ способов деятельности при обучении математике применяется, когда учитель демонстрирует  способ решения задачи, доказательства теоремы, образец выполнения какого-либо задания, например, деления многочлена на многочлен, и т.д.

 Иногда подразделяют  методы обучения на «новые»  и «старые», традиционные. При этом  проводится мысль, что традиционные  методы якобы изжили себя, а  «новые» методы активно рекламируются.  Под «старыми» понимаются объяснительно-иллюстративные  методы. Традиционные методы обучения  разрабатывались в свое время  наиболее опытными педагогами, формировались  в результате длительной практики  обучения. Учитывая все большее  сокращение времени на обучение  математике в школе, необходимо  максимально использовать этот  бесценный опыт. Опираясь на психологические  закономерности и используя ряд  приемов обучения, можно добиться  того, чтобы при использовании  объяснительно-иллюстративных методов  максимально активизировалась мыслительная  деятельность учащихся.

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Проанализируйте  какое-либо учебное пособие и  определите , какое-либо учебное пособие и опредилите , какие элементы знаний в нем рассматриваются .Сколько новых понятий дается, сколько теорий, закономерностей и др.?

Проанализирую учебное пособие  по английскому языку для среднего уровня знаний.оно состоит из содержания, глав , каждая из которых содержит название темы , текст , раскрывающий проблемы темы, задания по тексту, правила грамматики и задания для домашнего выполнения. В конце пособия список новых слов с русским переводом . Все пособие на английском языке. Тема каждой главы не относится к грамматике , а вводится для изучения новых слов и правил , которые после текста объединяются . На мой взгляд программа составлена очень грамотно.

Структура учебника свидетельствует  о высокой степени охвата всех видов речевой деятельности в  связи с высоким уровнем вариативности  заданий. Учебник состоит из двадцати трёх уроков, а также грамматического  справочника, англо-русского словаря  и таблицы неправильных глаголов. Каждый урок состоит из шести частей: Let Us Review, Let Us Learn, Let Us Read And Learn, Let Us Read, Let Us Talk и Let Us Write.

Такая структура обеспечивает максимальный охват всех видов речевой  деятельности, способствует использованию  учащимися ресурсов как активного, так и пассивного словарного запаса и придаёт динамичность учебному процессу.

Упражнения раздела Let Us Review предназначены для повторения и закрепления пройденного материала и могут выполняться как в устной, так и в письменной форме (по усмотрению учителя).

В разделе Let Us Learn подаётся новый грамматический материал, лексический минимум к уроку и соответствующие упражнения на закрепление нового материала, которые также могут быть выполнены как в устной, так и в письменной форме.

В разделе Let Us Read And Learn предлагаются стихотворения и песенки, предназначенные для заучивания наизусть. Запись этих материалов в исполнении профессиональных дикторов имеется на кассетах звукового пособия и может быть использована как для постановки произношения и интонации, так и для аудирования.

Материалы раздела Let Us Read (тексты и задания к ним) идеально соответствуют требованиям по достижению всех четырёх целей учебного процесса: практической (формирование и развитие лексических, грамматических и фонетических навыков по теме урока, развитие умений читать, говорить, писать и воспринимать на слух - в процессе выполнения заданий этого раздела могут быть задействованы все четыре вида речевой деятельности), развивающей (развитие произвольной и непроизвольной памяти - при пересказе текста; мышления - при выполнении заданий, предусматривающих обсуждение прочитанного; внимания - при ответах на вопросы; воображения - если требуется придумать продолжение истории; умения логически оформлять мысли на иностранном языке - при выполнении всех вышеперечисленных заданий; а также имитации, интонационного слуха, фонетических и фонематических навыков, усидчивости и сообразительности), воспитательная (в зависимости от тематики текста), образовательная (например, обучение работе со словарём, получение новых общих знаний в процессе осмысления и усвоения содержания текста).

 

В разделе Let Us Talk предлагаются упражнения на развитие навыков говорения и умения логически оформлять мысли на иностранном языке. Задания этого раздела идеально подходят для достижения воспитательной цели учебного процесса (ставятся проблемные вопросы, затрагиваются спорные темы, происходит обмен мнениями и делаются выводы на основе аргументированности суждений участников дискуссии), а также для развития и совершенствования орфоэпических навыков; активизируются ресурсы пассивного лексического запаса, применяются на практике грамматические знания.

Раздел Let Us Write полностью посвящён развитию орфографических навыков и письменной речи. Здесь предлагаются упражнения на закрепление грамматического и лексического материала, которые также способствуют развитию умения осуществлять самоконтроль в процессе самодиктанта (внутреннего проговаривания фиксируемого на бумаге), а также тренируют зрительную и моторную память. Кроме того, представляется, что многократное «прописывание» новых лексических единиц пятиклассниками существенно способствует эффективному их закреплению и включению в активный словарь учащихся.

Информация о работе Контрольная работа по «Педагогика»