Контрольная работа по «Педагогика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:44, контрольная работа

Описание работы

Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Содержание

1.Дайте определение категории «обучение» , данные различными авторами в учебой и справочной литературе.
2.Разработавйте урок (фрагмент урока)объяснительно иллюстративного типа.
3. Проанализируйте какое-либо учебное пособие и определите , какое-либо учебное пособие и опредилите , какие элементы знаний в нем рассматриваются .Сколько новых понятий дается, сколько теорий, закономерностей и др.?
4.Формы обучения. Особенности функции и варианты классификаций.
Список литературу.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word пед.docx

— 43.07 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  и профессионального образования

Российский  государственный профессионально-педагогический университет

 

 

                                         Институт психологии

Кафедра педагогики

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «педагогика»

Вариант№1

 

              

           

 

      Исполнитель:  студент группы ЗЮ-313

Номер зачетной книжки 1007371

                                                                       Научный руководитель:

                                                                                            

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

 

 

Содержание:

1.Дайте определение категории  «обучение» , данные различными авторами в учебой и справочной литературе.

2.Разработавйте урок (фрагмент  урока)объяснительно иллюстративного типа.

3. Проанализируйте какое-либо  учебное пособие и определите , какое-либо учебное пособие и опредилите , какие элементы знаний в нем рассматриваются .Сколько новых понятий дается, сколько теорий, закономерностей и др.?

4.Формы обучения. Особенности  функции и варианты классификаций.

Список литературу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Дайте определение категории  «обучение» , данные различными авторами в учебой и справочной литературе.

Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Основанием для организации  обучения является изготовленный в  звене учения (и в звене обучения) продукт ученика, в котором отсутствуют  необходимое качество и количество содержания, представленного в учебном  материале. Если такого продукта ученика  нет, то невозможно организовать и деятельность обучения.

Деятельность обучения считается  завершенной, а цель ее достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном  продукте ученика будут соответствовать  цели обучения или составлять должный  уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения.

учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими и специальными».

«Обучение — педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими или специальными. В процессе обучения учащиеся получают определенное образование».

«Под обучением, в узком  смысле, понимается руководство учением. В широком понимании обучение — процесс двусторонний, он включает передачу и усвоение учебного материала, то есть деятельность учителя (преподавание) и учащихся (учение)».

«Обучение, как особая целенаправленная деятельность учителя по вооружению учащихся знаниями, умениями и навыками и развитию их познавательных и творческих способностей, является важнейшей составной  частью воспитания в широком смысле».

«Ведь обучение — это сознательная, целенаправленная деятельность педагогов  и учащихся».

«Процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели — вооружению обучающихся знаниями, умениями и  навыками, к их развитию и воспитанию. Обучение — двусторонний процесс».

«Оно (обучение) становится отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в относительно независимое социальное явление  — средство передачи социального  опыта… Таким образом, обучение следует рассматривать прежде всего как единство, целостную сферу человеческой деятельности».

«Понятие „обучение“ характеризует  организованный процесс, порождаемый  взаимодействием двух деятельностей, — преподавания и учения.

«Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя  и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека».

"Обучение — основной  путь получения образования, целенаправленный, планомерно и систематически  осуществляемый процесс овладения  знаниями, умениями и навыками  под руководством опытных лиц  — педагогов, мастеров, наставников  и т. д..

«Обучение — конкретный путь педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, пропагандиста  и др.) реализуются общественно  обусловленные задачи образования  личности в тесной взаимосвязи с  ее воспитанием и развитием. Обучение — процесс двусторонний».

Знания — это отражение  человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий  и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной  действительности.

Умения — это готовность сознательно и самостоятельно выполнять  практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при  выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного  упражнения.

В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем.

Признаки процесса обучения

Процесс обучения — это  социальный процесс, который возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с его развитием.

Процесс обучения можно рассматривать  как процесс передачи опыта. Следовательно, и процесс обучения в средних  и высших учебных заведениях можно  назвать процессом передачи накопленного опыта обществом подрастающему  поколению. Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности, которые постоянно совершенствуются, способы применения этих знаний в практической деятельности человека. Ведь общество и познает мир для того, чтобы совершенствовать практическую деятельность, а вместе с тем и совершенствовать окружающую нас действительность. Для постоянного развития, для постоянного познания мира общество вооружает подрастающее поколение и способами добывания новых знаний, т. е. способами познания мира.

Признаки процесса обучения:

двусторонний характер;

совместная деятельность учителей и учащихся;

руководство со стороны учителя;

специальная планомерная  организация и управление;

целостность и единство;

соответствие закономерностям  возрастного развития учащихся;

управление развитием  и воспитанием учащихся.

Приемы и методы обучения, их классификация

Процесс обучения может осуществляться самыми разнообразными способами в  зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той  или иной конкретной среды, в которой  она осуществляется.

Эффективность процесса обучения прежде всего зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием «методы обучения» мы употребляем и понятие «приемы обучения».

Приемы обучения могут  определяться особенностями обучающей  системы: при проблемном обучении это  постановка проблемных ситуаций, при  объяснительно-иллюстративном — это  подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей  и т. п.

Традиционная классификация  методов обучения включает:

словесные методы обучения (или  методы устного изложения материала);

наглядные;

практические.

Словестные методы обучения:

рассказ;

лекция;

беседа;

работа с учебником (печатное слово).

Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе беседы (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы  учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

Работа с учебником, книгой, справочной литературой также может  использоваться по-разному. Это может  быть просто поиск нужной информации, или исследование,   

Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную  организацию обучения, сложившуюся  в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира

Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие:

учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет  в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

 

класс работает по единому  годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в  одно и то же время года и в  заранее определенные часы дня;

основной единицей занятий  является урок;

урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над  одним и тем же материалом;

работой учащихся на уроке  руководит учитель: он оценивает  результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.

Несомненным достоинством традиционного  обучения является возможность за короткое время передать большой объем  информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях (рис. 3). Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление (Аткинсон Р., 1980; аннотация). Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Наиболее типичными заданиями являются следующие: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому нередко его называют "школой памяти". Как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения). Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний) (см. анимацию). Необходимо отметить и некоторые особенности формирования и развития мотивации учения при таком типе обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Разработавйте урок (фрагмент  урока)объяснительно иллюстративного типа.

Сущность объяснительно-иллюстративного  метода состоит в том, что учитель  сообщает готовую информацию разными  средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.

Первый метод, основное назначение которого состоит в организации  усвоения информации учащимися, назван объяснительно-иллюстративным. Его  иначе можно назвать и информационно-рецептивным  что отражает деятельность учителя  и ученика при этом методе. Он состоит в том, что учитель  сообщает готовую информацию разными  средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т. д. и т. п.). Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний,— слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.

Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных  способов передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность  этого метода проверена многолетней  практикой, и он завоевал себе прочное  место в школах всех стран, на всех ступенях обучения.

Если на протяжении столетий для передачи знаний использовались почти исключительно живое слово  учителя, учебные книги и довольно скудный арсенал учебно-наглядных  пособий, то теперь открылась возможность  для концентрированной передачи информации современными техническими средствами. Вместе со словом учителя  в классе все чаще звучит речь выдающихся ученых и писателей, артистов и художников, конструкторов, изобретателей, воспроизводимая  с помощью магнитофона, радио  и телевидения. Наряду с обычными классными таблицами, дающими статичное  изображение изучаемых предметов  и явлений, кино и телевидение  значительно расширяют границы  чувственно воспринимаемых картин, явлений. Сидя в классе, учащиеся могут наблюдать, как прорастает семя и из него вырастает  растение, как из цветка образуется плод, как из икринки развивается  рыба, как живут животные высоко в горах и в глубинах моря, в  тропических лесах и во льдах  Арктики. Кино и телевизор позволяют  показать различные явления, происходящие в космосе и в микроорганизме, переносят мысль учащихся в далекое  прошлое и в предвидимое будущее.

Информация о работе Контрольная работа по «Педагогика»