Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 11:44, контрольная работа
Тема 1: Теоретические основы воспитания в педагогическом процессе профессиональных учебных заведений.
Тема 2: Педагог профессионального обучения в воспитательной системе образовательных учреждений.
Тема 3: Педагогический инструментарий в воспитательной работе педагога ПО.
Цели воспитательной деятельности куратора исходят из общих ориентиров воспитания подрастающего поколения. Они могут конкретизироваться в следующих направлениях:
5.создание
условий для ориентации студентов в социальной,
политической и культурной жизни общества
через формирование убеждений, мировоззрения,
системы социальных установок, определение
интересов и склонностей к конкретным
видам деятельности.
Цель определяет круг конкретных задач взаимодействия куратора со студентами. Выделяют четыре группы таких задач.
1. Социальные задачи: оказание помощи студенту, создание условий для включения его в систему социальных связей, оптимизация средств, методов и форм воспитания, направленных на развитие личности и ее индивидуальности.
Кроме перечисленных выше групп задач они могут быть разделены на стратегические и тактические. Например, стратегические задачи:
1)
организация интеллектуально-
Обозначенные выше стратегические задачи реализуются в практической работе со студентами путем решения тактических задач. Эта группа задач должна быть более конкретно и детально проработана куратором с учетом специфики студенческой группы и воспитательных традиций образовательного учреждения. Чаще всего тактические задачи позволяют куратору ответить на вопросы: что воспитывать? В какой форме? Какими средствами? Как организовать? Например, как приобщать студентов к культурным традициям региона, создавать условия для развития студенческого коллектива, стимулировать проявление общественной активности студентов, воспитывать культуру диалогового общения, посещения театров, музеев, выставок, организации конкурсов, тематических вечеров, встреч, участия в общественно-педагогических акциях и т.д.
Функции деятельности куратора вытекают из особенностей работы образовательного учреждения и его воспитательной системы; обусловлены возрастными особенностями студентов, уровнем их воспитанности, организованности, обученности, состояния здоровья и физического развития; следуют из подготовленности педагогов к организации внеучебной воспитательной работы. Функции куратора отражают все виды его профессионально педагогической деятельности, но центральными среди них становятся развивающая, организаторская и воспитывающая функция. Развивающая функция требует от куратора создания условий для развития познавательных интересов и способностей студентов, их профессиональной ориентации, для формирования жизненных планов с учетом индивидуально-психологических особенностей личности студента. Организаторская функция предполагает, что куратор будет проявлять заботу об охране здоровья учащихся; организовывать разнообразные виды помощи студентам; направлять работу студенческого самоуправления; организовывать участие коллектива академической группы в общественно полезных и общественно-культурных мероприятиях колледжа, города, района; поддерживать постоянную связь с родителями студентов; добиваться единства требований со стороны всех преподавателей, работающих в его учебной группе; предоставлять руководству колледжа документацию, отражающую сведения об успеваемости, посещаемости студентами учебных занятий, а также позволяющую проследить системность и планомерность воспитательной деятельности куратора со студентами учебной группы. Воспитывающая функция заставляет куратора строить воспитательный процесс в учебной группе с учетом современной социокультурной ситуации; через систему воспитательных средств способствовать формированию у студентов ценностных ориентиров; содействовать гражданскому, патриотическому, эстетическому становлению личности студента.
Дополнительные
функции – как социальная
и культурологическая
– введение студента в контекст современной
культуры, поднятие значимости каждой
отдельной личности, формируется индивидуальность
воспитанника под влиянием общеколледжной
воспитательной системы. Кроме названных
функций деятельность куратора сопровождают
и такие функции, как аналитико-обобщающая,
стимулирующе-тормозящая, импровизационно-творческая.
5. Вся деятельность куратора фиксируется в специальной документации. Это:
Тема 3: Педагогический инструментарий в воспитательной работе педагога ПО.
1. Методы воспитательной деятельности- совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.
Трудность классификации М.в. объясняется тем, что существует множество критериев: цели воспитания, средства осуществления, последовательность применения, личностный фактор (позиции воспитателя и воспитанника).
В педагогической практике и теории наиболее традиционными методами воспитания принято считать методы:
Можно выделить три группы методов воспитания:
Все три группы помогают создавать наилучшие условия для развития личности каждого воспитанника.
Приемы воспитания - отдельное действие, направленное на достижение цели (например, создание эмоционального настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками, переход на “вы” с учеником, когда ему делают замечание).
Выбор методов воспитания:
Общий принцип выбора методов- гуманный подход к ребенку.
Методы воспитания проявляют свое содержание через:
2. Формы воспитательной работы - коллективные и индивидуальные мероприятия со студентами, организуемые и проводимые кураторами учебных групп и преподавателями кафедры.
Мероприятие – все те массовые организованные воспитателями «сверху» формы работы, которые призваны оказывать прямое воспитательное воздействие на участников. В них проявляют активность немногие, а большинству отводится роль зрителя-слушателя (лекция, митинг, концерт, линейка, собрание и др.). Если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, лишь участвуют в этом, исполняют заданные функциональные роли — это и есть мероприятие.
Воспитательное дело основано на общих интересах и потребностях его участников. Оно обычно направлено на решение значимой для жизни коллектива (сообщества, группы) проблемы и требует для своей организации и проведения специальной подготовки, приложения совместных усилий, а также общего подведения итогов. Смысловое понимание воспитательного дела в отечественной педагогике тесно связано с понятиями «общественная польза», «забота», «радость». «Воспитание можно осуществить успешно только в общем деле: вместе улучшая окружающую жизнь, вместе думая над тем, как это сделать».
Событием в воспитательном процессе может стать некая значимая, спонтанно возникшая или специально «сконструированная» ситуация, которая обеспечивает ее участникам своеобразный «психологический прорыв», выход за пределы существующего жизненного опыта. Событие становится принадлежностью субъективного мира вовлеченных в него людей. Совместное событие происходит как встреча духовных миров его участников, которая объединяет их в ценностно-смысловом и эмоциональном отношении на определенном пространстве и вовлекает в переживание включенности в целостность события.
Ритуалы как социально-нормативная форма организации общественного поведения призваны демонстрировать должное (социально необходимое) отношение к лицу, атрибуту, событию или явлению. В силу этого они осваиваются и воспроизводятся по определенным эталонным образцам. (Хорошо известно множество ритуалов, связанных с жизнью пионерской и комсомольской организаций, с проведением государственных праздников.) Правильно выполненные ритуальные действия оказывают на человека большое эстетическое влияние.
Праздник как культурно-эстетическая форма организации совместных действий вытекает из динамики и ритма социального бытия. Он всегда носит коллективный характер и возникает там, где существуют духовные связи между людьми и общие идеальные устремления. Праздник включает комплекс специфических жизненных, культурных, эстетических проявлений, которые вне его пределов не существуют. Тем самым он способен на время преобразовывать течение обыденной жизни, оставляя участникам яркие впечатления и переживания.
Информация о работе Контрольная работа по «Методике воспитательной работы»