Контрольная работа по «Методике воспитательной работы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 11:44, контрольная работа

Описание работы

Тема 1: Теоретические основы воспитания в педагогическом процессе профессиональных учебных заведений.
Тема 2: Педагог профессионального обучения в воспитательной системе образовательных учреждений.
Тема 3: Педагогический инструментарий в воспитательной работе педагога ПО.

Работа содержит 1 файл

контрольная по методике воспит работы.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

 Цели  воспитательной деятельности куратора исходят из общих ориентиров воспитания подрастающего поколения. Они могут конкретизироваться в следующих направлениях:

  1. формирование у студентов основ научного мировоззрения;
  2. формирование системы ценностных ориентиров и нравственных убеждений студентов;
  3. формирование социально-активной личности будущего профессионала, готового к решению современных задач воспитания;
  4. становление гражданской позиции будущего профессионала, направленной на позитивное взаимодействие с окружающими людьми в общественной жизни и учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения;

  5.создание условий для ориентации студентов в социальной, политической и культурной жизни общества через формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок, определение интересов и склонностей к конкретным видам деятельности.  

  Цель  определяет круг конкретных задач взаимодействия куратора со студентами. Выделяют четыре группы таких задач.

  1. Социальные задачи: оказание помощи студенту, создание условий для включения его в систему социальных связей, оптимизация средств, методов и форм воспитания, направленных на развитие личности и ее индивидуальности.

  1. Диагностическо-этические задачи: выявление особенностей личности, ее потребностей, интересов, проявлений.
  2. Нравственные задачи: реализация в процессе организации воспитательных мероприятий ситуаций нравственного выбора, 
    формирование системы ценностей личности, формирование основ моральной и этикетной культуры, а также культуры взаимоотношений между людьми.
  3. Индивидуально-практические: развитие у студентов навыков социальной рефлексии, коммуникативных умений и т.д.

  Кроме перечисленных выше групп задач они могут быть разделены на стратегические и тактические. Например, стратегические задачи:

  1) организация интеллектуально-познавательной  деятельности учащихся: формирование  эмоционально-положительного отношения  к учебе, знаниям, науке, людям  интеллектуального труда; ознакомление с конкретными методами и приемами научной организации интеллектуального труда;

  1. стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной программы оздоровления;
  2. приобщение студентов к культуре, науке, различным сферам искусства; художественной и публицистической литературе, 
    музыке, живописи, архитектуре, дизайну в быту, национальным традициям и обычаям, культуре поведения;
  3. помощь студентам в профессиональной ориентации и самоопределении в процессе самоподготовки к избранной профессии.

  Обозначенные  выше стратегические задачи реализуются  в практической работе со студентами путем решения тактических задач. Эта группа задач должна быть более конкретно и детально проработана куратором с учетом специфики студенческой группы и воспитательных традиций образовательного учреждения. Чаще всего тактические задачи позволяют куратору ответить на вопросы: что воспитывать? В какой форме? Какими средствами? Как организовать? Например, как приобщать студентов к культурным традициям региона, создавать условия для развития студенческого коллектива, стимулировать проявление общественной активности студентов, воспитывать культуру диалогового общения, посещения театров, музеев, выставок, организации конкурсов, тематических вечеров, встреч, участия в общественно-педагогических акциях и т.д.

     Функции деятельности куратора вытекают из особенностей работы образовательного учреждения и его воспитательной системы; обусловлены возрастными особенностями студентов, уровнем их воспитанности, организованности, обученности, состояния здоровья и физического развития; следуют из подготовленности педагогов к организации внеучебной воспитательной работы. Функции куратора отражают все виды его профессионально педагогической деятельности, но центральными среди них становятся развивающая, организаторская и воспитывающая функция. Развивающая функция требует от куратора создания условий для развития познавательных интересов и способностей студентов, их профессиональной ориентации, для формирования жизненных планов с учетом индивидуально-психологических особенностей личности студента. Организаторская функция предполагает, что куратор будет проявлять заботу об охране здоровья учащихся; организовывать разнообразные виды помощи студентам; направлять работу студенческого самоуправления; организовывать участие коллектива академической группы в общественно полезных и общественно-культурных мероприятиях колледжа, города, района; поддерживать постоянную связь с родителями студентов; добиваться единства требований со стороны всех преподавателей, работающих в его учебной группе; предоставлять руководству колледжа документацию, отражающую сведения об успеваемости, посещаемости студентами учебных занятий, а также позволяющую проследить системность и планомерность воспитательной деятельности куратора со студентами учебной группы. Воспитывающая функция заставляет куратора строить воспитательный процесс в учебной группе с учетом современной социокультурной ситуации; через систему воспитательных средств способствовать формированию у студентов ценностных ориентиров; содействовать гражданскому, патриотическому, эстетическому становлению личности студента.

  Дополнительные  функции – как социальная и культурологическая – введение студента в контекст современной культуры, поднятие значимости каждой отдельной личности, формируется индивидуальность воспитанника под влиянием общеколледжной воспитательной системы. Кроме названных функций деятельность куратора сопровождают и такие функции, как аналитико-обобщающая, стимулирующе-тормозящая, импровизационно-творческая. 
 

      5. Вся деятельность куратора фиксируется в специальной документации. Это:

  1. план воспитательной работы на учебный год;
  2. ежедневный план-дневник;
  3. папка с результатами тестирования студентов;
  4. планы-конспекты классных часов и внеклассных мероприятий;
  5. классный журнал;
  6. журнал или рабочая тетрадь куратора.
 

Тема 3: Педагогический инструментарий в воспитательной работе педагога ПО.

1. Методы воспитательной деятельности- совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.

Трудность классификации  М.в. объясняется тем, что существует множество критериев: цели воспитания, средства осуществления, последовательность применения, личностный фактор (позиции воспитателя и воспитанника).

    В педагогической практике и теории наиболее традиционными методами воспитания принято считать методы:

    • убеждения,
    • приучения,
    • поощрения,
    • воспитания на личном примере,
    • наказания и пр.

    Можно выделить три группы методов воспитания:

    1. методы изменения деятельности и общения воспитанников (введение новых видов деятельности и общения, усложнение их содержания и совершенствование их форм);
    2. методы изменения отношений в коллективе (демонстрация новых отношений, более притягательных для детей по сравнению с прежними, - стиля жизни, социально-психологического климата, "поля" коллектива и пр.);
    3. методы изменения компонентов воспитательной системы (определение новых педагогических целей, коллективных целей, представлений коллектива о себе самом, о своём месте в окружающем мире, о перспективах развития и пр.).

Все три  группы помогают создавать наилучшие  условия для развития личности каждого  воспитанника.

Приемы воспитания - отдельное действие, направленное на достижение цели (например, создание эмоционального настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками, переход на “вы” с учеником, когда ему делают замечание).

Выбор методов воспитания:

  1. Цели и задачи.
  2. Содержание воспитания.
  3. Возрастные особенности. Это и социальный уровень, и уровень развития психологических и нравственных качеств (пример: методы подходящие первому классу - не подходят десятому).
  4. Уровень сформированности коллектива.
  5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанника. Гуманный воспитатель будет стремиться применить такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, реализовать свое "Я".
  6. Средства воспитания - это весь мир. Педагогическая техника: речь, мимика, движение. Средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства. (Например: отсутствие наглядных пособий заставляет учителя корректировать методы, обходиться, чем есть).
  7. Уровень педагогической квалификации.
  8. Время воспитания. (Когда времени мало, а цели большие применяются сильнодействующие методы)
  9. Ожидаемые последствия.

Общий принцип  выбора методов- гуманный подход к ребенку.

Методы воспитания проявляют свое содержание через:

  1. Непосредственное влияние на воспитанника (пример, требование, приучение)
  2. Создание условий и ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить свое отношение, позицию.
  3. Создание общественного мнения.
  4. Общение, деятельность организованные воспитателем
  5. Процессы передачи информации в целях образования, а затем самообразования
  6. Погружение в мир искусства и творчества.

2. Формы воспитательной работы - коллективные и индивидуальные мероприятия со студентами, организуемые и проводимые кураторами учебных групп и преподавателями кафедры.

  Мероприятие – все те массовые организованные воспитателями «сверху» формы работы, которые призваны оказывать прямое воспитательное воздействие на участников. В них проявляют активность немногие, а большинству отводится роль зрителя-слушателя (лекция, митинг, концерт, линейка, собрание и др.). Если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, лишь участвуют в этом, исполняют заданные функциональные роли — это и есть мероприятие.

  Воспитательное  дело основано на общих интересах и потребностях его участников. Оно обычно направлено на решение значимой для жизни коллектива (сообщества, группы) проблемы и требует для своей организации и проведения специальной подготовки, приложения совместных усилий, а также общего подведения итогов. Смысловое понимание воспитательного дела в отечественной педагогике тесно связано с понятиями «общественная польза», «забота», «радость». «Воспитание можно осуществить успешно только в общем деле: вместе улучшая окружающую жизнь, вместе думая над тем, как это сделать».

  Событием  в воспитательном процессе может стать некая значимая, спонтанно возникшая или специально «сконструированная» ситуация, которая обеспечивает ее участникам своеобразный «психологический прорыв», выход за пределы существующего жизненного опыта. Событие становится принадлежностью субъективного мира вовлеченных в него людей. Совместное событие происходит как встреча духовных миров его участников, которая объединяет их в ценностно-смысловом и эмоциональном отношении на определенном пространстве и вовлекает в переживание включенности в целостность события.

  Ритуалы как социально-нормативная форма организации общественного поведения призваны демонстрировать должное (социально необходимое) отношение к лицу, атрибуту, событию или явлению. В силу этого они осваиваются и воспроизводятся по определенным эталонным образцам. (Хорошо известно множество ритуалов, связанных с жизнью пионерской и комсомольской организаций, с проведением государственных праздников.) Правильно выполненные ритуальные действия оказывают на человека большое эстетическое влияние.

  Праздник  как культурно-эстетическая форма организации совместных действий вытекает из динамики и ритма социального бытия. Он всегда носит коллективный характер и возникает там, где существуют духовные связи между людьми и общие идеальные устремления. Праздник включает комплекс специфических жизненных, культурных, эстетических проявлений, которые вне его пределов не существуют. Тем самым он способен на время преобразовывать течение обыденной жизни, оставляя участникам яркие впечатления и переживания.

Информация о работе Контрольная работа по «Методике воспитательной работы»