Контрольная работа по «Методике воспитательной работы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 11:44, контрольная работа

Описание работы

Тема 1: Теоретические основы воспитания в педагогическом процессе профессиональных учебных заведений.
Тема 2: Педагог профессионального обучения в воспитательной системе образовательных учреждений.
Тема 3: Педагогический инструментарий в воспитательной работе педагога ПО.

Работа содержит 1 файл

контрольная по методике воспит работы.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
 

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра профессиональной педагогики, психологии и управления 
 

Контрольная работа

По дисциплине «Методика воспитательной работы» 
 
 

Выполнила:

студентка факультета 

Проверил:

преподаватель 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011

Контрольная работа № 1

Тема 1: Теоретические основы воспитания в педагогическом процессе профессиональных учебных заведений.

1. Профессиональное воспитание- формирование профессиональных и личностных качеств, навыков, способов и стратегий профессиональной культуры человека - основы для решения актуальных социально-профессиональных задач.

Профессиональное  развитие- профессия или профессиональная деятельность в контексте жизненного развития.

Профессиональное  становление- «формообразование» личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности.

Профессиональное самовоспитание- процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

2. В настоящее время в отечественной теории воспитания достаточно определенно оформились такие подходы: формирующий, культурологический, синергетический, социализирующий, герменевтический, аксиологический, антропологический, психотерапевтический.

Аксиологический подход позволяет изучать педагогические явления с точки зрения общечеловеческих ценностей. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания, обучения и образования в целом.

Средовой  подход представляет собой систему  действий субъекта управления со средой, обеспечивающих диагностику, проектирование и продуцирование воспитательного результата. Средовой подход в практике воспитания не является безусловно оригинальной идеей. Ранее он существовал в виде средоведения, педагогики среды, ныне - в форме тех или иных направлений социальной работы с детьми.

Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его  мотивы, цели, его неповторимый психологический  склад, т.е. ученик, студент как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель (преподаватель) определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Соответственно, цель каждого урока, занятия при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом. Например, цель занятия может быть поставлена так: «сегодня каждый из вас научится решать определенный класс задач». Такая формулировка означает, что обучающийся должен отрефлексировать наличный, исходный, актуальный уровень знания и затем оценить свои успехи, свой личностный рост. Другими словами, обучающийся в конце урока, занятия должен ответить себе, чему он сегодня научился, чего он не знал или не мог делать еще вчера. Личностный компонент личностно-деятельностного подхода предполагает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально учитываются национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности обучающегося.

3. Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры;

- это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Компоненты  воспитательного процесса:

1. Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей воспитания. Определение этих целей возможно с одной стороны на основе более полного учета интересов ребенка, с другой с учетом тенденций общественного развития и требований, которые предъявляет общество к образовательным учреждениям.

2. Содержательный компонент включает в себя основные направления воспитания учащихся, реализуемые целостно. Содержание воспитание отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений. Оно ориентировано на развитие личности предполагает формирование тех качеств в человеке, которые составляют основу его взаимоотношений с людьми, обществом, государством и миром в целом.

3.Операционно - деятельностный компонент определяет комплекс педагогических средств реализуемых педагогом и, по сути, представляет воспитательную работу по реализации задач воспитания учащихся на основе поставленных целей. Процесс, как известно, характеризуется движением, изменением и т.д. Воспитательный процесс в этой связи рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания. Отсюда процессуальными компонентами являются не сами педагоги и воспитуемые, не условия воспитания (это компоненты системы, в которой протекает процесс), а цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые результаты. Это универсальные характеристики любой деятельности и воздействия, которые полностью присущи и воспитательному процессу.

4. Аналитико-результативный компонент предполагает отслеживание эффективности воспитательного процесса, которое характеризуется изменениями в уровне воспитанности учащихся. Воспитанность учащихся - это степень (мера) соответствия его развития требованиям, предъявляемым обществом. О воспитанности можно судить как по внешним признакам (поведение ребенка), так и по косвенным признакам (самооценка, тестирование и т.п.). Аналитико-результативный компонент предполагает определение особо важных причин недостатков и успехов, что позволяет затем более удачно проектировать новые этапы совершенствования воспитательного процесса. Так, знание причин недостатков в воспитательной работе классного коллектива позволяет правильно наметить учебу актива, улучшить работу классного руководителя с учителями предметниками, с родителями. Выделение основных причин помогает выбрать главное звено в деятельности.

Этапы воспитательного процесса:

  1. Проектирование
  2. Осуществление
  3. Анализ

Начальный этап процесса воспитания — осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным. Многие воспитательные системы этому этапу уделяли или уделяют мало внимания, полагая, что особенно разъяснять воспитанникам что, зачем и почему не следует: подрастут — поймут сами. Необходимо без промедления приступать к действию — формированию заданного поведения. И чем больше ошибок допускают воспитанники, тем лучше. Своевременная коррекция поведения (часто с применением телесных наказаний) быстро исправляет положение и приводит к желаемым результатам.

Знания  должны перейти в убеждения —  глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения  — это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания будет развиваться вяло, болезненно, медленно и не всегда достигнет положительного результата.

Воспитание  чувств — еще один непременный  и важный компонент воспитательного  процесса. Без эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть человеческого искания истины. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

Но, конечно, главный этап воспитательного процесса — деятельность. Обособленно он выделяется  только в теоретически очищенных моделях. В практике воспитания он всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.

4.Главные особенности воспитательного процесса в профессиональных образовательных учреждениях разного уровня (НПО, СПО, ВПО) по целям, содержанию и результатам, заключаются в том, что на разных уровнях образовательных учреждениях студенты  ведут себя по- разному.

  Воспитание  в СПО. Исходя из современной цели образования и воспитания как его составляющей содержание воспитания может быть структурировано по направлениям развития личности. Таких направлений три: социально-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

  Социально-нравственное направление заключается в усвоении воспитанниками основных понятий о социальных нормах отношений, об общечеловеческих ценностях, усвоении основных обобщенных закономерностей жизни развития общества и человека в нем, сформированности гражданско-патриотического сознания.

  Общеинтеллектуальное  направление представляет собой усвоение воспитанником основных понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задачи, к другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности, усвоение основных элементов общенаучных методов познания.

  Общекультурное  направление включает в себя усвоение воспитанниками разнообразных понятий. К их числу относятся основные общеэстетические понятия, связанные с художественно-образным способом познания, экологические понятия, отражающие непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствиями. Это понятия, позволяющие человеку управлять собой, своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием.

  Студент колледжа, так же как и ребенок  дошкольного возраста, учащийся школы, в процессе воспитания включается в разнообразную деятельность, направленную на формирование:

  • гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
  • представлений о нравственности и опыте взаимодействия со 
    сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нормами, приобщения к системе культурных ценностей;
  • трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
  • экологической культуры;
  • эстетического отношения к окружающему миру; умения видеть и понимать прекрасное; потребности и умения выражать себя 
    в различных, доступных и наиболее привлекательных для воспитанника видах творческой деятельности;
  • организационной культуры; активной жизненной позиции; 
    лидерских качеств; организационных умений и навыков; опыта 
    руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со 
    сверстниками и взрослыми; коммуникативных умений и навыков; навыков самоорганизации; проектирования собственной деятельности;

- физической культуры, навыков здорового образа жизни. 

Воспитание  в ВПО

Индивидуально-личностная ориентация педагогической деятельности предполагает соотнесение содержания воспитания с человеком, его духовным бытием, смыслом жизни, с индивидуальными  жизненными ориентирами воспитанников. Содержание воспитательного процесса как его проект уже не может быть представлено в виде обязательной программы действий. Это ориентиры для бытийного самоосуществления воспитанников, которое не может быть успешным, если ребенок не погружен в мысли и чувства о себе как о человеке. Рассматривая воспитание как деятельность, мы учитываем, что содержание деятельности есть те изменения, которые происходят в деятельности с тем, что в деятельность включено.

В качестве основного механизма становления  профессионально-педагогической позиции  выделяется профессиональное самоопределение педагога как процесс и результат выбора им собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах профессионального бытия; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы. Самоопределение в профессии — это поиск и нахождение в ней своего смысла, своей меры бытия, своего отношения к истине, которые потом воплотятся в педагогических деяниях. В таком понимании самоопределение педагога выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации.

Информация о работе Контрольная работа по «Методике воспитательной работы»