Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 11:44, контрольная работа
Тема 1: Теоретические основы воспитания в педагогическом процессе профессиональных учебных заведений.
Тема 2: Педагог профессионального обучения в воспитательной системе образовательных учреждений.
Тема 3: Педагогический инструментарий в воспитательной работе педагога ПО.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра
профессиональной педагогики, психологии
и управления
Контрольная работа
По дисциплине
«Методика воспитательной работы»
Выполнила:
студентка
факультета
Проверил:
преподаватель
2011
Контрольная работа № 1
Тема 1: Теоретические основы воспитания в педагогическом процессе профессиональных учебных заведений.
1. Профессиональное воспитание- формирование профессиональных и личностных качеств, навыков, способов и стратегий профессиональной культуры человека - основы для решения актуальных социально-профессиональных задач.
Профессиональное развитие- профессия или профессиональная деятельность в контексте жизненного развития.
Профессиональное становление- «формообразование» личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности.
Профессиональное самовоспитание- процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.
2. В настоящее время в отечественной теории воспитания достаточно определенно оформились такие подходы: формирующий, культурологический, синергетический, социализирующий, герменевтический, аксиологический, антропологический, психотерапевтический.
Аксиологический
подход позволяет изучать
Средовой подход представляет собой систему действий субъекта управления со средой, обеспечивающих диагностику, проектирование и продуцирование воспитательного результата. Средовой подход в практике воспитания не является безусловно оригинальной идеей. Ранее он существовал в виде средоведения, педагогики среды, ныне - в форме тех или иных направлений социальной работы с детьми.
Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик, студент как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель (преподаватель) определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Соответственно, цель каждого урока, занятия при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом. Например, цель занятия может быть поставлена так: «сегодня каждый из вас научится решать определенный класс задач». Такая формулировка означает, что обучающийся должен отрефлексировать наличный, исходный, актуальный уровень знания и затем оценить свои успехи, свой личностный рост. Другими словами, обучающийся в конце урока, занятия должен ответить себе, чему он сегодня научился, чего он не знал или не мог делать еще вчера. Личностный компонент личностно-деятельностного подхода предполагает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально учитываются национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности обучающегося.
3. Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры;
- это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.
Компоненты воспитательного процесса:
1. Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей воспитания. Определение этих целей возможно с одной стороны на основе более полного учета интересов ребенка, с другой с учетом тенденций общественного развития и требований, которые предъявляет общество к образовательным учреждениям.
2. Содержательный компонент включает в себя основные направления воспитания учащихся, реализуемые целостно. Содержание воспитание отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений. Оно ориентировано на развитие личности предполагает формирование тех качеств в человеке, которые составляют основу его взаимоотношений с людьми, обществом, государством и миром в целом.
3.Операционно - деятельностный компонент определяет комплекс педагогических средств реализуемых педагогом и, по сути, представляет воспитательную работу по реализации задач воспитания учащихся на основе поставленных целей. Процесс, как известно, характеризуется движением, изменением и т.д. Воспитательный процесс в этой связи рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания. Отсюда процессуальными компонентами являются не сами педагоги и воспитуемые, не условия воспитания (это компоненты системы, в которой протекает процесс), а цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые результаты. Это универсальные характеристики любой деятельности и воздействия, которые полностью присущи и воспитательному процессу.
4. Аналитико-результативный компонент предполагает отслеживание эффективности воспитательного процесса, которое характеризуется изменениями в уровне воспитанности учащихся. Воспитанность учащихся - это степень (мера) соответствия его развития требованиям, предъявляемым обществом. О воспитанности можно судить как по внешним признакам (поведение ребенка), так и по косвенным признакам (самооценка, тестирование и т.п.). Аналитико-результативный компонент предполагает определение особо важных причин недостатков и успехов, что позволяет затем более удачно проектировать новые этапы совершенствования воспитательного процесса. Так, знание причин недостатков в воспитательной работе классного коллектива позволяет правильно наметить учебу актива, улучшить работу классного руководителя с учителями предметниками, с родителями. Выделение основных причин помогает выбрать главное звено в деятельности.
Этапы воспитательного процесса:
Начальный этап процесса воспитания — осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным. Многие воспитательные системы этому этапу уделяли или уделяют мало внимания, полагая, что особенно разъяснять воспитанникам что, зачем и почему не следует: подрастут — поймут сами. Необходимо без промедления приступать к действию — формированию заданного поведения. И чем больше ошибок допускают воспитанники, тем лучше. Своевременная коррекция поведения (часто с применением телесных наказаний) быстро исправляет положение и приводит к желаемым результатам.
Знания должны перейти в убеждения — глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения — это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания будет развиваться вяло, болезненно, медленно и не всегда достигнет положительного результата.
Воспитание чувств — еще один непременный и важный компонент воспитательного процесса. Без эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть человеческого искания истины. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.
Но, конечно, главный этап воспитательного процесса — деятельность. Обособленно он выделяется только в теоретически очищенных моделях. В практике воспитания он всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.
4.Главные особенности воспитательного процесса в профессиональных образовательных учреждениях разного уровня (НПО, СПО, ВПО) по целям, содержанию и результатам, заключаются в том, что на разных уровнях образовательных учреждениях студенты ведут себя по- разному.
Воспитание в СПО. Исходя из современной цели образования и воспитания как его составляющей содержание воспитания может быть структурировано по направлениям развития личности. Таких направлений три: социально-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Социально-нравственное направление заключается в усвоении воспитанниками основных понятий о социальных нормах отношений, об общечеловеческих ценностях, усвоении основных обобщенных закономерностей жизни развития общества и человека в нем, сформированности гражданско-патриотического сознания.
Общеинтеллектуальное направление представляет собой усвоение воспитанником основных понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задачи, к другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности, усвоение основных элементов общенаучных методов познания.
Общекультурное направление включает в себя усвоение воспитанниками разнообразных понятий. К их числу относятся основные общеэстетические понятия, связанные с художественно-образным способом познания, экологические понятия, отражающие непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствиями. Это понятия, позволяющие человеку управлять собой, своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием.
Студент колледжа, так же как и ребенок дошкольного возраста, учащийся школы, в процессе воспитания включается в разнообразную деятельность, направленную на формирование:
- физической
культуры, навыков здорового образа жизни.
Воспитание в ВПО
Индивидуально-личностная ориентация педагогической деятельности предполагает соотнесение содержания воспитания с человеком, его духовным бытием, смыслом жизни, с индивидуальными жизненными ориентирами воспитанников. Содержание воспитательного процесса как его проект уже не может быть представлено в виде обязательной программы действий. Это ориентиры для бытийного самоосуществления воспитанников, которое не может быть успешным, если ребенок не погружен в мысли и чувства о себе как о человеке. Рассматривая воспитание как деятельность, мы учитываем, что содержание деятельности есть те изменения, которые происходят в деятельности с тем, что в деятельность включено.
В качестве
основного механизма
Информация о работе Контрольная работа по «Методике воспитательной работы»