Контрольная работа по «Методике воспитательной работы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 11:44, контрольная работа

Описание работы

Тема 1: Теоретические основы воспитания в педагогическом процессе профессиональных учебных заведений.
Тема 2: Педагог профессионального обучения в воспитательной системе образовательных учреждений.
Тема 3: Педагогический инструментарий в воспитательной работе педагога ПО.

Работа содержит 1 файл

контрольная по методике воспит работы.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

В содержании воспитания должно проектироваться  соизменение преподавателя и  студента как воспитателя и воспитанника. Феномен совместности, диалогичности, взаимодействия на основе ценностно-смыслового равенства преподавателя и студента — неотъемлемые характеристики гуманитарно-ориентированного воспитания.При проектировании воспитания также следует учитывать все три его аспекта: социокультурный (нормативный), индивидуальный (самотворения) и коммуникативный (многоаспектного взаимодействия). 

Тема 2: Педагог профессионального  обучения в воспитательной системе образовательных  учреждений.

  1. Воспитательная деятельность особый вид педагогической деятельности. Это сотрудничество педагога и воспитанника в деятельности, ориентированной на получение предметного результата и параллельно обладающей воспитательной функцией.

      Воспитательная  деятельность раскрывается через единство её характеристик: объекта, структуры, цели, мотивов, действий (операций), результата.

Содержанием данной деятельности становится совокупность воспитательных мероприятий (дел) в разных видах деятельности, организуемых преподавателем. Можно выделить такие ее виды: 1) познавательная, 2) коммуникативная, 3) художественная, 4) трудовая, 5) профессиональная, 6) общественно-политическая, 7) спортивно-оздоровительная.

Преподаватель организует познавательно-развивающую деятельность, используя для этого викторины, аукционы, КВНы, различные конкурсы (проектов, эрудитов, мастерства), деловые игры, научные конференции, турниры ораторов, читательские конференции, акции милосердия, краеведческую работу.

Важной  является и коммуникативная деятельность. Воспитание культуры общения предполагает проведение круглых столов, диспутов, дискуссий, устных журналов, вечеров вопросов и ответов, бесед по темам «Культура общения», «Единство гражданских прав и обязанностей», телемостов, виртуальных путешествий по стране и зарубежью, разнообразных тренингов.

Художественная  деятельность направлена на создание условий для творческой самореализации личности посредством различных видов искусств. Этому способствуют различные культурно-массовые мероприятия типа конкурса художественной самодеятельности, концерты, музыкально-литературные композиции, капустники и т.д.

Трудовая  деятельность приучает студентов к ответственности, формирует коллективистические навыки работы, поэтому немаловажную роль играют организация дежурства и участие студентов в субботниках по благоустройству территории, шефская деятельность по уборке помещений в домах престарелых, в детских домах, уборка улиц родного города.

Профессиональная  деятельность осуществляется посредством формирования у студентов системы нравственных качеств, нужных для профессии, профессиональной ориентации. Для этого организуются различные конкурсы педагогического мастерства, педагогические классные часы, экскурсии в образовательные учреждения, посещение образовательных выставок, музейных экспозиций и т.д.

Общественно-политическая деятельность строится на системе групповых и общеколледжных традиций; активной социальной позиции; формировании у студентов таких нравственных качеств личности, как эмпатийность, толерантность, добросердечность, милосердие; на организации корпоративной деятельности как деятельности по созданию высокоорганизованного коллектива единомышленников. Этому способствуют воспитательные мероприятия «Празднование дня рождения образовательного учреждения», участие студентов в различных молодежных общественных движениях, студенческом самоуправлении и т.д.

Спортивно-оздоровительная  деятельность представляет собой организацию спортивной деятельности студентов, освоение принципов здорового образа жизни посредством их участия в разнообразных спортивных мероприятиях: спартакиадах, олимпиадах, акциях, пропагандирующих здоровый образ жизни и т.д.

2. Объекты воспитательной деятельности:

1) воспитательная  среда представлена двумя составляющими:

•              предметная среда — мир вещей;

•              социальная среда — мир людей.

 
На всех этапах развития личности ребенка  доминирует социальная среда.
Активность воспитательной среды определяется ее динамичностью. По мнению Л. С. Выготского, роль воспитателя сводится к организации и регулированию среды, а воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой.

  2) деятельность воспитанников это уникальное и в тоже время

естественное  социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни.

     3) воспитательный коллектив - это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

Роль  коллектива в развитии личности состоит в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через активное участие в самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

      4) индивидуальные особенности воспитанников 

    3. Система деятельности педагога-воспитателя представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности.

Целеполагающая  деятельность это определение близких и далеких целей воспитания, развития коллектива и личности. Развитие личности как ведущая цель воспитания предполагает органичное единство бытия, сознания и самосознания человека, его ценностной и эмоционально-потребностной сферы. Общая цель, связанная с формированием сознания и самосознания, чувств, воли и поведения учащихся, нуждается в конкретизации с учетом как современных социальных условий в стране, так и типа школы, класса, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, возможностей и профессионализма педагога. При постановке целей воспитательной работы с детским коллективом педагог прогнозирует изменения, которые должны произойти в отношениях между детьми, в ценностной ориентации коллектива и личности.

  Цель  воспитания конкретизируется путем  постановки воспитательных задач, например какое мировоззрение, способности, качества будут развиты, какими умениями, навыками и знаниями (теориями, фактами, понятиями, лексическими единицами, системами, структурами, правилами, нормами) овладеет учащийся. Формулировка воспитательных задач педагогом должна быть четкой и ясной, так как ею обусловливается отбор содержания и соответствующих видов и форм деятельности учащихся.

  Диагностическая деятельность это оценочная практика, направленная на изучение коллектива и личности с целью определения уровня воспитанности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

  Прогностическая деятельность связана с прогнозированием целей, содержания, методов и результатов воспитательной работы. Прогнозирование осуществляется через диагностично сформулированные цели, позволяющие увидеть, каким будет детский коллектив и личность. Исходя из уровня актуального развития школьника, его возрастных, индивидуально-психологических особенностей, уровня развития коллектива педагог определяет возможные достижения в ходе развития и саморазвития детей в конкретный временной период. Перспективы развития личности или детского коллектива отражаются в своеобразной «модели», или «видении», «образе» личности школьника или ученического коллектива. Модель личности ученика представляет отражающую результаты воспитательной работы качественную характеристику взаимосвязанных знаний, умений, способностей, качеств творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации.

  Проектировочная деятельность направлена на создание концепций и программы развития системы воспитательной работы, это процесс прогнозирования дальнейшего развития ребенка, детского коллектива и определения стратегии воспитательной работы с ними.

  Конструктивная  деятельность предусматривает отбор оптимальных видов и содержания воспитывающей деятельности, ее форм и их последовательности, вариативных технологий воспитательного процесса, эффективных методов педагогического взаимодействия и воздействия, определяет основные направления планирования воспитательной работы.

  Коррекционная деятельность, как правило, связана с внесением корректив в воспитательную работу и закреплением ценностной ориентации, позитивных качеств личности и коллектива, преодолением негативных явлений. Конкретные результаты развития и саморазвития коллектива и личности представляются как определенные новообразования в ученическом коллективе и отражают сформированность качеств личности, ее способностей, потребностей, мотивов, убеждений, чувств, овладение определенными знаниями, умениями, навыками и др.

  Коммуникативная деятельность способствует формированию демократического стиля общения, гуманистических отношений, созданию ситуации успеха, положительной мотивации. Она пронизывает все структурные компоненты деятельности.

  Организаторская деятельность это организация совместной деятельности педагога и учеников, направленная на реализацию воспитательных целей. Чем разнообразнее воспитывающая деятельность, тем больше возможностей создается для развития личности, ее интересов и способностей. Чтобы виды деятельности стали своеобразными ступеньками в развитии учащихся, необходимо создание условий взаимообогащающего общения, что возможно только в среде с благоприятным морально-психологическим климатом. Такой средой может стать, в частности, коллектив класса. В коллективной взаимообогащающей деятельности происходит становление индивидуальности каждого ученика. Образуется триада деятельность —коллектив—личность, которую можно трактовать следующим образом: через воспитывающую деятельность развивать коллектив и личность, способную в разнообразных видах деятельности реализовать все богатство своей индивидуальности.

  Рефлексивная  деятельность это аналитическая деятельность, направленная на анализ собственных действий и состояний. Саморефлексия помогает осознать свои успехи и недостатки, стимулирует совершенствование деятельности. 

  4. Куратор (от лат. curatorпопечитель, опекун) — лицо, которому поручено наблюдение за ходом определенной работы или цикла работ.

  Куратор - сотрудник образовательного учреждения, которому поручено курировать (контролировать) либо какой-то вид деятельности студентов, либо общие вопросы учебы и быта студенческой группы.

  Кураторпедагог, занимающейся организацией, координацией и проведением внеаудиторной (внеурочной) воспитательной работы, осуществляет воспитательный процесс в первичном учебном коллективе. На учебных занятиях процессом воспитания занимается преподаватель-предметник, а на факультативных занятиях, в разнообразных кружках, объединениях, творческих коллективах воспитывающую функцию выполняет руководитель данного объединения.

  Должностные обязанности куратора учебной группы определены в тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, а также отражены в Уставе и/или Программе развития образовательного учреждения, реализуя перечисленные выше функции куратора.

Так, в  его должностные обязанности  входит:

  1. создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации студентов;
  2. охрана жизни и здоровья студентов;
  3. проведение работы по профилактике отклонений в поведении и вредных привычек студентов;
  4. проведение культурно-массовых воспитательных мероприятий;
  5. вовлечение студентов в художественное, научное творчество, секции, кружки по интересам с учетом потребностей студентов, их возрастных особенностей;
  6. оказание помощи в организации студентами самоуправленческих начал в деятельности коллектива студенческой группы;
  7. организация работы актива студенческой группы;
  8. изучение индивидуальных способностей, интересов, склонностей студентов, их семейных и жилищно-бытовых условий;
  9. планирование, обеспечение внеклассной и внешкольной воспитательной работы;
  10. использование возможностей микрорайона, города, общественных организаций для развития разносторонней общественно полезной деятельности воспитанников;
  11. взаимодействие с родителями студентов и лицами, их заменяющими;
  12. участие в распространении передового педагогического опыта колледжа по воспитанию студентов, представление собственного опыта воспитательной работы.

Информация о работе Контрольная работа по «Методике воспитательной работы»