Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:21, контрольная работа
1. Общественное мнение коллектива группы и его роль в воспитании.
2. Методика организации деятельности в коллективе.
3. План-проспект мероприятия для подросткового возраста.
Кроме того, люди, школьники, конечно, могут полноценно развиваться и вне коллективистских отношений, вне воспитательных классных коллективов, как это было до появления практики и теории коллективного воспитания в 20 веке. Уточним, что необходимо отличать некорректное употребление понятия «коллектив» в значении социальная группа, часть социального пространства, социальной среды, в которой происходит адаптация, формирование людей, членов общества, от понятия «коллектив», школьный класс, спортивную команду, отряд в лагере как педагогическое явление, как средство воспитания. Неслучайно специалисты по педагогике, теории воспитания, рассматривают воспитание в классном коллективе в рамках воспитания в широкой социальной среде, наряду с воспитанием в семье, в детских организациях и внешкольных учреждениях, в неформальных группах. Любые социальные связи оказывают формирующее, воспитательное воздействие. Это известно с древности, о чем знает и чем занимается не только педагогика, но в первую очередь философия и социология. Проблема в том, насколько педагогически эффективен и при каких условиях работает воспитательный коллектив, оказывает ли он во всех случаях положительное влияние на воспитание личности, нет ли опасности торможения развития личности, ограничения свободы, насилия над школьником.
Опыт показывает, что имеется формальное создание классных коллективов, абсолютизация этого подхода в воспитании («только так, и нельзя иначе»), догматизация положений теории коллектива. Всё это является основанием для научного анализа, исследования проблемы. Необходимость анализа проблемы объясняется ещё и тем, что в отечественной и мировой педагогике принята парадигма гуманистического воспитания, главное требование которого состоит в том, чтобы предоставить личности как можно больше свободы в выборе и ценностей, взглядов, мировоззрения, и в определении содержания образования, а также методов и форм обучения, общения, саморазвития. Возникает вопрос: совместимо ли коллективистское воспитание с концепцией личностно ориентированного образования? Многие специалисты уже сегодня отвечают на этот вопрос отрицательно, говоря, что личностно ориентированная педагогика, признавая «внутреннюю сложность и автономию человеческой личности, противостоит коллективизму…».
Итак, в проблеме коллективного воспитания виден вечный и сегодня особенно острый педагогический вопрос: автономная свободная личность или коллективист, ориентация на индивидуальность или направленность на общество, ценности иного, не узко личностного порядка? Коллектив происходит от латинского collektivus – собирательный и определяется как организованная группа людей, объединенных общими целями, интересами, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью. Соответственно, для нормального функционирования коллектива следует опираться на методики организации деятельности в коллективе.
3. План-проспект мероприятия для подросткового возраста.
Тема: «Наркотики и наркомания».
Цель: воспитание ответственного отношения к своему здоровью, нравственного поведения, негативного отношения к употреблению наркотиков.
Задачи:
Форма мероприятия: классный час.
План мероприятия:
Xод мероприятия:
Устно: Издавна предпринимались попытки понять, почему люди приводят себя в состояние одурманивания и опьянения, что заставляет их добровольно отдаваться неконтролируемой стихии безумия. Это безумие, ставшее искушением, занимает людей с тех пор, как в отличие от санкционированного обществом сакрального, ритуального, коллективного и лечебного употребления, отдельные индивиды начали принимать наркотики по собственному разумению. Наркотики давали возможность погрузиться в совершенно иной опыт, освободиться от привычных связей, от повседневной упорядоченности форм, открывали неисчерпаемость значений и образов. Побуждения к побегу, стремление превзойти монотонность своей жизни всегда являлись основными потребностями души. Даже опасность редко останавливала человека на этом пути.
Современные ученые достаточно подробно разрабатывают объяснения возникновения наркотической зависимости и выделяют 3 основных направления, 3 группы факторов наркотизации: социологические, включающие влияние общества и семьи, биологические, объясняющие склонности к злоупотреблению особенностями организма и особой предрасположенностью, и психологические (или психические), рассматривающие особенности и отклонения в психике. Также будет уместно добавить культурологические аспекты наркотизма, т.к. влияние определенной культурной традиции употребления наркотиков позволяет объяснить мотивы, неподдающиеся объяснению тремя перечисленными факторами. В рамках культурологического аспекта можно рассмотреть ритуальное употребление наркотиков в традиционных культурах и современной психоделической культуре. Сюда же примыкает на редкость живучий миф о связи наркотиков и творчества, побуждающий все новые поколения художников обращаться к наркотическим препаратам. Эта мотивировка также вытекает из области культурного мифа.
Социальные факторы: общественные неурядицы, распространенность наркомании в регионе, профессии, связанные с легким доступом к наркотикам.
Семья: отсутствие гармонии в полной семье также является фактором риска. Не стоит строго оценивать непослушание, плохую успеваемость, отчуждение ребенка в семье, где не могут избежать конфликтов, где притесняют, подавляют одного из членов семьи, где у родителей постоянные «секреты» и недоверие по отношению друг к другу и к детям, где ребенок изолирован от окружающих, от сверстников, где низкий материальный и культурный уровень, избиение и психологическое насилие детей, насилие между родителями
Сверстники и мода: для приобщения подростков к наркотикам самое большое значение имеет пример сверстников. В профилактической литературе стало общим местом описание так называемых «асоциальных», «уличных» детей, которым не чем заняться, и они собираются в группы (гнездящиеся, как правило, на чердаках и в подворотнях) и там пробуют наркотики, после чего делаются неуправляемыми и враждебными взрослому миру.
Психологические факторы: благоприятным поводом попробовать наркотики становятся эмоциональные расстройства, депрессии, потребность выровнять настроение. Способность седативных (успокоительных) и психоделических наркотиков снимать тревогу, подавленность, напряжение, раздражительность побуждает их использовать как средство от депрессии.
Экологические факторы: различные люди по-разному реагируют на токсические и биологические воздействия. Наркотическая зависимость развивается далеко не у всех. Пробуют наркотики гораздо больше людей, чем заболевают наркоманией. Однако, особо предрасположенные к тому или иному веществу заболевают наркоманией с первого раза.
Культурологический аспект (ритуальное употребление): ритуальное употребление наркотиков имеет особые мотивы, совершенно отличные от «бытового» европейского злоупотребления. Оно является неотъемлемой частью религиозной жизни, а не светским развлечением. Ритуальное употребление наркотиков отличается строгой упорядоченностью употребления. Каждая культура употребляет, как правило, одно или несколько, но всегда одних и тех же веществ, при чем в строго определенное время ритуала, установленное традицией.
Отношение к наркотикам в нашем
обществе совсем иное, чем к алкоголю.
Уже то, что за изготовление, хранение,
транспортировку наркотиков и т.п.
предусмотрено уголовное
Тем не менее, широкое распространение в последнее время наркомании (особенно среди молодежи и несовершеннолетних) дает основание полагать, что социальные отличия алкоголизма и наркомании для молодежи подростков незначительны.
Термин «наркомания» происходит от греческих слов narke - оцепенение, онемение и mania - безумие, страсть, влечение и означает болезненное влечение, пристрастие к употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям физических и психических функций.
Несмотря на то, что механизм действия всех наркотиков на психику человека одинаков конкретные проявления, влияния того или иного вещества на организм человека имеют свои особенности, которые определяются видом наркотика.
Виды наркотиков:
После приема наркотиков группы опия у человека возникает ощущение тепла во всем геле, легкий зуд чувство расслабленности, психического комфорта, исчезают неприятные мысли, человек переживает состояние необычайного благополучия, удовлетворенности собой, возрастает сознание своей значимости, неограниченных возможностей, наблюдается общий эмоциональный подъем. После приема наркотиков этой группы человек стремится к уединению, одиночеству, уходу от всего, что может раздражать или беспокоить.
Несколько иначе действуют на нервную систему барбитураты. Эти лекарственные вещества, применяемые в медицине в качестве снотворного, оказались не менее опасными наркотиками, чем опий. При употреблении барбитуратов, после кратковременного (1-2 минуты) состояния расслабления, приятной истомы наступает фаза возбуждения, которая характеризуется резким снижением самоконтроля и двигательной расторможенностью. Человек как бы теряет ориентацию, начинает хаотически двигаться, стремится к действию, хотя сам не понимает к какому. Внимание не устойчиво, легко отвлекаемо. Настроение также непредсказуемо.
Аналогично действуют и психостимуляторы - кокаин, фенамин, эфедрин, кофеин, фенциклидин. Их употребление вызывает глубокие расстройства координации движений, развитие психотического состояния (бред, галлюцинации, аффективные нарушения). Под воздействием психостимуляторов человек совершает бессмысленные акты насилия, проявляет необъяснимую злобу, стремление причинить боль другому, поиздеваться над ним.
Транквилизаторы и хинолитические вещества, как и другие наркотики, оказывают действие на центральную нервную систему путем нарушения механизма функционирования нейронов в процессах передачи нервного импульса.
Наиболее распространенным наркотиков среди подростков всего мира является гашиш. Курение гашиша уже через 5-15 минут дает картину наркотического опьянения. Сначала возникает ощущения, характерные для стрессового состояния: учащается пульс, появляется «горящий» румянец, головокружение, тошнота, легкая тревога, пугливость. Обычно это состояние длится 10-15 минут, а затем либо переходит во вторую фазу, собственно наркотическую, либо заканчивается, и курильщик чувствует лишь легкое головокружение, слабость, сонливость. Во второй, собственно наркотической фазе негативные эмоции и ощущения исчезают. Вместо них наступает эмоциональный подъем, человек радостно возбужден, общителен. Правда, в содержании его разговора ощущается нарушение мыслительных процессов.
Вывод: Возникновение психической, а затем и физической зависимости от наркотиков свидетельствует о заболевании наркоманией. С развитием заболевания постепенно угасает эйфория, и наркоман вынужден все время увеличивать дозы. В результате реакция организма на действие наркотика качественно меняется; если здоровый человек, принявший хотя бы терапевтическую дозу наркотика, перестает полностью владеть своими психическими функциями, то наркоман, наоборот, неспособен на это без наркотика. Поэтому, стремление человека к удовольствию может привести его к гибели.
К аудитории: Сейчас предлагаю вам пройти тест на выявление предрасположенности к наркотикам.
Тест па выявление предрасположенности к наркотикам
(С.Н. Горбушшш, 2004)
а) я считаю, что курильщики отравляют любое помещение и превращают всех окружающих в пассивных курильщиков;
б) каждый должен сам решить, где он курит,
всякие ограничения излишни;
в)курить можно везде.
а) да, я возьму таблетки, но только в том случае, если я уже совсем в «ауте»;
б) нет, мне лень думать о том, где брать эти таблетки в следующий раз, когда их не предложат;
в) нет, я не нуждаюсь в искусственном успокоении.
а) я в любом случае хоть разок попробую;
б) нет, я не стану этого делать, лучше уйду с такой вечеринки;
в) я сам не возьму сигарету, а над этими дураками вдоволь посмеюсь.
а) выпью 2-3 рюмки, чтобы «догнать» других;
б) я терпеть не могу, когда в компании хорошее настроение зависит только от выпивки. Я лучше побуду немного и уйду;
в) мне безразлично, если другие пьют, у меня самого настроение хорошее и без этого.
Информация о работе Контрольная работа по "Методике воспитания"