Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:21, контрольная работа
1. Общественное мнение коллектива группы и его роль в воспитании.
2. Методика организации деятельности в коллективе.
3. План-проспект мероприятия для подросткового возраста.
Контрольная работа
1. Общественное мнение
2. Методика организации
3. План-проспект мероприятия для подросткового возраста.
1. Общественное мнение
Социальная психология изучает проявление психической деятельности в условиях групп, коллективов. На первый взгляд кажется, что сознание во всех его свойствах и особенностях индивидуально.
Это верно, но верно также и другое - одновременное проявление одной из сторон сознания множества людей это так называемые массовидные психические явления, к которым относятся общественное мнение, коллективное переживание, соревнование, подражание. В. И. Ленин, разрабатывая стратегию и тактику партии коммунистов, много внимания уделял психологии масс. Массовидные психические явления, преломляясь через ближайшую социальную среду - коллектив, группу, - оказывают влияние на личности, их общение и взаимоотношения. Рассмотрим некоторые проявления общественной психологии больших групп и их преломление в общении.
Общественное мнение. Общественное мнение - единые по содержанию суждения о фактах социальной жизни, коллективной деятельности, деятельности отдельных личностей. Оно приобретает функцию оценки и формируется либо стихийно, либо сознательно. Стихийное мнение опирается на информацию, передаваемую "из уст в уста" (слухи). Общественное мнение, отражающее господствующую идеологию, социально-экономический вклад общества, государства, вырастает на данных массовой информации: прессы, радио, кино, телевидения, собраний, митингов и т.д. Общественное мнение порой имеет широкие масштабы: страну, континент, весь мир. О таких проблемах международной жизни, как война и мир, экономические вопросы, складывается определенное общественное мнение у многих миллионов людей. Но общественное мнение может охватывать и небольшой круг людей - коллектив группы, предприятия, население района, города, села. В этом случае содержанием общественного мнения могут стать дела группы, отдельных личностей. Общественное мнение отражается на жизни коллектива, группы, личности, на общении и межличностных отношениях. В школе, например в коллективе учителей, учащихся, создается общественное мнение о том или ином ученике. Если в нем правильно отражены факты о делах и поведении, это благотворно влияет на школьника, на психологический климат класса, в котором он учится. Если же мнение основывается на ложной информации и таким образом оказывается неверным, оно может глубоко ранить школьника, изменить к худшему его общение и взаимоотношения со сверстниками, учителями. Под влиянием общественного мнения порой сильно меняются привязанности ученика, сфера его общения.
Коллективное переживание. Тождество эмоционального состояния людей, входящих в социальную общность, представляет собой коллективное переживание. Оно может захватить большие массы людей. Вспомним день первого полета человека в космос. Радовались не только граждане Советского Союза, но и все прогрессивное человечество. Праздники вызывают у людей приподнятое настроение. Стихийные бедствия - печаль многих тысяч людей. Таким образом, коллективные переживания могут быть положительными и отрицательными по содержанию. Глубоко отрицательным переживанием большой силы является паника. Иногда она захватывает множество людей, дезорганизует, нарушает ритм жизни и работы, ломает устоявшиеся отношения.
А. С. Макаренко считал, что для здорового, дееспособного коллектива характерно чувство бодрости, задора, делового энтузиазма, но, как показывает Практика воспитательной работы, эмоциональный подъем сменяется периодами спада, а порой и периодами минорного настроения. Горе одного члена коллектива отзывается в сердцах других. Потеря товарища ложится тяжким грузом на весь коллектив.
Каково значение коллективных переживаний в жизни группы, коллектива? Как они влияют на общение и межличностные отношения? Эмоциональный настрой коллектива создает определенную атмосферу для решения коллективных задач. Там, где господствует жизнерадостный тон, где открыто и без ограничений выявляются чувства солидарности и участия, коллективизма и товарищества, легче выполняется трудная работа, менее утомительными становятся дела. И напротив, уныние и грусть, чувство одиночества, изолированности деморализуют личность и коллектив.
На фоне коллективного переживания оформляются и существуют межличностные отношения. В коллективе с преобладанием положительного эмоционального настроя, как правило, не возникает эмоциональных конфликтов. Общение и межличностные отношения как бы входят в русло существующего эмоционального климата группы, коллектива. Равно и отрицательная атмосфера в коллективе порождает условия для натянутых межличностных отношений.
Соревнование. Взаимодействие личностей, коллективов, групп, в ходе которого возникает и реализуется стремление сторон превзойти результат друг друга, составляет соревнование. По своему характеру оно социально, т. е. его содержание связано с нуждами, запросами общества. Чем содержательней основа соревнования, тем оно ценнее: повышается качество учебы, качество и количество выпускаемой продукции, спортивных результатов и т. д. В отличие от конкуренции, соревнование не имеет антагонистических тенденций. Оно не предполагает, что перевес над другой стороной будет достигнут любой ценой. Соревнование создает эмоциональную насыщенность, оно затрагивает сферу переживаний, поскольку есть противоборство, стремление каждой стороны выйти вперед, занять более высокое место. Соревнование есть форма взаимосвязи людей. Поэтому оно определяет и выявляет межличностные отношения, характер общения внутри коллектива, группы. При наличии соревнования сложившиеся межличностные отношения в коллективе не меняются по существу, но приобретают иной оттенок. Так, в коллективе, где деловые отношения сочетаются с взаимной симпатией, правильно организованное соревнование нисколько не снижает товарищеской атмосферы (хотя оно и предусматривает стремление каждой стороны превзойти другую). Напротив, общая эмоциональная атмосфера укрепляется, поскольку соревнование не мыслится без взаимопомощи, взаимовыручки для достижения общеколлективного результата. Соревнование требует умственного, физического и эмоционального напряжения. Эмоциональный настрой колеблется в зависимости от хода соревнования. Так, эмоциональный накал усиливается, если возникает разрыв в результатах соревнующихся сторон. Напряжение борьбы увеличивается по мере сокращения срока, отведенного на соревновательную борьбу. В соревновательной борьбе особую важность приобретает спаянность, сработанность, взаимопонимание отдельных членов группы, коллектива. В этом случае единое стремление, единый порыв, единая эмоция выливаются в результат, невозможный без соревновательной борьбы. Разлад, несогласованность в действиях, взаимные упреки и разнотипные эмоции не приводят к успеху.
Подражание. Сознательное или неосознанное копирование образца называется подражанием. В общественной жизни оно занимает важное место. Так, школьник подражает полюбившемуся герою фильма, перенимает его манеру поведения, мимику, жесты. Распространение моды целиком основано на подражании. Одежда, прически, мебель в квартире, манеры общения - все это может явиться объектом для подражания. Подражание как массовое социально-психологическое явление, так или иначе, преломляется в общении. Оно позволяет выработать идентичные приемы поведения людей, составляющих группу, коллектив. Подражание образцу осуществляется либо согласно инструкции (в официальной группе), либо по договоренности лиц, либо стихийно. Например, опыт работы производственной бригады и складывающиеся в ней деловые отношения становятся объектом специального изучения и распространения. Бригады, которые перенимают этот опыт, вводят его путем подражания. Подражание манерам поведения, приемам умственной деятельности, стилю общения авторитетной личности или члену коллектива может осуществляться стихийно. Подражание может быть полностью неосознанным или не до конца осознанным. Особенно заметно это в группах детей младшего возраста. Неосознанное подражание наблюдается и при речевом общении. Человек, попавший в среду с чуждыми ему речевыми особенностями, через некоторое время, не желая этого, будет произносить слова так, как слышит их. Таким образом, подражание, наряду с другими социально психологическими явлениями, становится содержанием и формой общения и межличностных отношений в группе, коллективе.
В педагогике давнюю традицию имеет исследование влияния тех или иных сторон коллектива на личность. В русле этого исследовательского направления было выдвинуто и разработано немало продуктивных идей. Анализ исследований по проблеме воспитания в коллективе показывает, что такое воспитание имеет потенциал, необходимый для освоения и построения человеком опыта созидательной жизни - совокупности разных его компонентов. В последнее десятилетие исследователи проблем воспитания старались обойти коллектив как средство и условие воспитания человека. Однако следует заметить, что независимо от социально-экономических и политических условий человеческое "Я" существует лишь в связи с другими "Я". Между личностями нельзя провести абсолютную границу. Личность формируется и осознает себя только посредством социального взаимодействия (Э. Гусинский, Н. Турчанинова), и поэтому трудно представить воспитание вне коллектива-сообщества. Понятия "коллектив" и "сообщество" не отрицают и не подменяют друг друга. "Сообщество" - более общее понятие, "коллектив" - его качественная характеристика (Р. Богданова). В практике сложилось, что "коллективом" называли любое объединение, которое по сути своей чаще всего таковым не являлось. Тем самым коллектив дискредитировали в общественном сознании. Представляется важным и правомерным восстановить коллектив в его высоком значении. В таком контексте существенной остается научная категория "жизнедеятельность воспитательного коллектива" и стоящая за ней объективная реальность, понимаемая как сложное, многогранное социальное и психолого-педагогическое явление, которое аккумулирует в себе деятельность и общение, объективные и субъективные отношения, духовно-нравственный потенциал коллектива и личности. Вместе с тем, как подчеркивает М. Казакина, жизнедеятельность коллектива предполагает широкий жизненный контекст ситуаций, обстоятельств, событий. Именно в силу такого "состава" коллективная жизнедеятельность способна выступить источником нравственного формирования личности, в том числе ее ценностных ориентаций, творческой индивидуальности. Органическими компонентами коллективной жизнедеятельности являются различные формы активности личности в коллективе: мотивы и поступки, ценностные ориентации, самооценка, жизненные цели, нравственные идеалы и реальное поведение; те или иные способы участия в деятельности, их связывание, соподчинение (личностное наполнение); основные жизненные отношения. Перечисленные формы активности, преобразуясь в процессе целостного развития коллективной жизнедеятельности, взаимодействуют с деятельностью, различными формами общения и отношений, качественно изменяют их, обеспечивая тем самым поступательное движение - развитие коллектива. При этом возникают новые ценности коллектива, личности, новообразования. К числу таких новообразований относится общественное мнение как "оценочное суждение, в котором заключен ценностный подход человека к действительности" (Б. Ерунов). В современных условиях, когда общество постепенно определяется с содержанием ценностей, служащих основой содержания воспитания, возникает необходимость их закрепления и в нормах общественного мнения. В контексте современной ситуации в обществе особо важное значение приобретают такие ценности, как свобода, права человека и ребенка, ответственность, толерантность, гражданское общество, гражданское образование. Общественное мнение - специфический продукт общения людей, определяющее уровень коллективного сознания, оно складывается на основе оценочных суждений и, в конечном счете, влияет на формирование нравственно ценных качеств человека. В формировании норм общественного мнения огромную роль играет сообщество - коллектив.
2. Методика организации
Есть ряд условий развития коллектива и методических требований, обеспечивающих его развитие. Как говорил А.С.Макаренко, это система перспективных линий: близкие, средние, дальние цели детей под руководством педагога, которые обеспечивают движение коллектива вперед. Наличие целей, планов мобилизует воспитанников, делает жизнь каждого осмысленной, содержательной, толкает к действию. Без перспективы, без движения вперед коллектив умирает. Обязательными условиями развития коллектива являются также:
- необходимая организационная структура коллектива, органы самоуправления и подлинная, а не мнимая деятельность детского самоуправления;
- разнообразие форм работы и видов деятельности воспитанников, включающих всех в активную жизнь школы, класса, ближайшего окружения;
- наличие традиций в коллективе, особых форм коллективной жизни, отражающих её эмоциональный настрой и характер;
- игровое и эстетическое оформление всей жизни группы;
- наличие единых для всех, в том числе для педагогов, норм жизни, правил, требований режима, дисциплины.
Самоуправление школьников – это форма организации жизни и деятельности школьников, детей силами самих детей. По существу, здесь работает ещё один закон воспитания, о котором говорилось выше: воспитание успешно, если дети сознательно участвуют в деятельности, как самостоятельные её субъекты, а не марионетки в руках взрослых. К сожалению, в школах часто самоуправление сведено к формальному минимуму: заседание ученического совета, жесткая опека и регламентация самодеятельности детей со стороны взрослых. Подлинное самоуправление детей в образовательном учреждении должно возникать естественным путем, при наличии деятельности, разнообразных дел, для проведения которых нужны организаторы из учеников (не учителей!). Тогда появляются инициативные активисты, входящие затем в органы самоуправления: различные советы, комитеты, комиссии, командиры, инициативные группы, отряды и прочее. Педагоги должны стимулировать образование органов детского самоуправления.
В управленческой структуре школы органы детского самоуправления должны играть свою роль. К условиям правильной организации самоуправления относится сменяемость отдельных лиц, представителей коллектива и органов. Для этого проводятся выборы в различные советы, новые назначения, поручения.
Такова классическая теория коллектива, разработанная в отечественной педагогике.
Всегда ли приоритет коллектива? Да, вопрос о воспитании в коллективе и через коллектив был острым идеологическим и педагогическим вопросом в прошлом, является спорным в настоящее время. В официальной советской педагогике с 30-ых годов, с тех пор, как А.С. Макаренко показал в своей работе образцы коллективного воспитания, принцип воспитания не подвергался сомнению. Он означал, что воспитание, полноценное и правильное развитие личности возможно только в коллективе школьников, который выступает как средство положительного педагогического воздействия на ребенка. Эта идея воспитания детей в коллективной деятельности была частью коммунистической идеологии, которая утверждала, что социалистическое общество основано на принципе коллективизма. Следовательно, нормой жизни в стране были ответственность перед коллективом, подчинение интересов личности интересам коллектива.
На современном этапе, когда меняется идеология, направленность, ценности общества с коллективистских на индивидуалистические, как во всем мире, ситуация требует определения отношения к коллективистскому воспитанию педагогов-ученых, философов, социологов, психологов, учителей-практиков. Если раньше полемика о воспитании в коллективе шла между западной и социалистической системами, то теперь уточняются позиции отечественной педагогики, так сказать, внутри. Некоторые авторы последних учебных пособий по педагогике вообще не упоминают о воспитании в коллективе, а в периодической печати педагоги оценивают его крайне негативно, как черту авторитарной педагогики и политической системы.
Основной тезис противников коллективизма в воспитании состоит в том, что коллектив подавляет личность. Одаренная личность, индивидуальность часто испытывает давление со стороны группы, массы, подвергается осуждению, осмеянию. Характер и масштабность этого осуждения личности, одного человека толпой, массой, коллективом в широкой социальной жизни, как и в узких рамках отдельной школы, хранит недавняя история 30-50-ых годов, а также и более позднего времени. В таких условиях порождается массовый конформизм, что и подтверждалось социальными и психологическими исследованиями, зарубежными и отечественными. В школьных коллективах нередко остаются в изоляции, подвергаются травле ученики, не похожие на других, думающие не так, как все, имеющие свою позицию, взгляды на жизнь. Школьные учителя могут с помощью коллектива добиваться слепого подчинения детей, нивелирования их индивидуального развития.
Сторонники коллектива говорят, что такие явления происходят только в группах низкого уровня развития, которые нельзя считать собственно группами-коллективами. Да, у А.С. Макаренко были высокоразвитые коллективы, но и у него были случаи столкновения интересов личности и коллектива, они описаны в его работах. И он всегда в этих случаях отдавал приоритет коллективу: «Мы утверждаем, что интересы коллектива стоят выше интересов личности там, где личность выступает против коллектива».
Между тем исследования показывают, что большинство классных коллективов в прошлом и сейчас находятся на низких или в лучшем случае средних стадиях развития и не являются высокоразвитыми воспитывающими сообществами учеников. Следовательно, идеально, в теории воспитания, развитие школьника в коллективе протекает положительно, деятельность в коллективе благотворно влияет на личность. Однако на практике, в реальности, в широком опыте работы школы дело обстоит иначе: слаборазвитые группы не являются хорошей воспитывающей и развивающей средой, особенно для неординарных, выдающихся учащихся, а также для учеников, имеющих проблемы в развитии, адаптации. И это же в определенной степени касается и высокоразвитых коллективов.
Информация о работе Контрольная работа по "Методике воспитания"