Контрольная работа по "Методике преподавания учетно-финансовых дисциплин"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Охарактеризуйте основные виды контроля знаний, умений и навыков студентов. Внешний контроль. Содержание контроля. Оценка и отметка знаний учащихся. Взаимный контроль. Самоконтроль.

Содержание

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Работа содержит 1 файл

Додонова.docx

— 34.61 Кб (Скачать)

Наряду с аудиторными  письменными работами используют и  домашние контрольные работы, над  которыми учащиеся работают несколько  дней (10-15), так как по содержанию они обычно охватывают большой раздел учебной программы. Выполнение их требует  серьезной самостоятельной работы с книгой и другими материалами. 

Практическая проверка занимает особое место в системе  контроля. Основные цели обучения учащихся в средних специальных учебных  заведениях – не только усвоение ими  определенной системы знаний, но главным  образом формирование профессиональной готовности решать практические производственные задачи. Такая готовность определяется степенью сформированности системы умений и прежде всего профессиональных. Практическая проверка позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике, на сколько они овладели необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. В процессе выполнения профессиональных заданий учащийся обосновывает принятое решение, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений, т.е. одновременно с проверкой осуществляется проверка знаний.  

Этот метод используют при изучении общеобразовательных  и общетехнических предметов, но наиболее широко – специальных дисциплин, на лабораторных и практических занятиях, при выполнении курсовых и дипломных  проектов, при прохождении производственной практики. 

Для практической проверки предлагаются самые разнообразные  задания: провести различные измерения, осуществить сборку, разборку, наладку  машин и механизмов, определить причины  не исправности, настроить прибор, разработать  техническую документацию, изготовить конкретное изделие, выполнить практическую работу, проанализировать производственную ситуацию, поставить эксперимент  и т.д. 

Например, на лабораторных и практических работах преподаватель  имеет возможность проверить  не только знание теоретических положений, необходимых для выполнения заданий. В процессе наблюдения за ходом таких  работ – последовательностью, самостоятельностью, уверенностью в действиях – выявляется сформированность умений обращаться с приборами, производить измерения, выполнять расчеты, анализировать полученные результаты, делать выводы, оформлять отчет о проделанном. 

Широкое применение для  контроля находят профессиональные задачи (технологические, диагностические, экономические, педагогические и др.), деловые игры, подобранные в соответствии с требованиями квалификационной характеристики специалиста. Они позволяют наиболее объективно определить уровень готовности учащегося к практической деятельности, сформированность таких важнейших интеллектуальных умений, как анализ и синтез, обобщение, сравнение, перенос знаний, использование знаний в нестандартных ситуациях. 

Практическая проверка – это ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения учащимися  конкретной производственной деятельности, так и по её результатам. Основные критерии, по которым оценивается  деятельность учащихся, следующие: правильность применения приемов работы, рациональная организация труда и рабочего места, выполнение установленных норм и требований к конкретному виду работы (рациональное использование  оборудование и инструмента, соблюдение правил техники безопасности, степень  самостоятельности при выполнении задания). 

За последние годы значительно активизировалась работа по совершенствованию методов и  средств контроля. Поиски нового привели  к применению во многих учебных заведениях тестового контроля усвоения, а также  опроса с помощью контролирующих устройств и комплексов, позволяющих  иметь регулярную «обратную связь» от обучаемых к обучающему. 

Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей – задания и эталона. Задание  выдается учащимся для выполнения, эталон представляет собой образец  правильного и последовательного  выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом учащегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала. 

В педагогической практике тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов учащихся на различные  вопросы, записанные на специальных  карточках-заданиях. Правильность ответа можно проверить двумя способами: с помощью машинного и безмашинного контроля. 

При машинном контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующее устройство, где они сравниваются с эталонами, и машина на основе заданного  критерия выдаёт оценку. 

При безмашинном контроле ответы учащихся на вопросы заданий тоже кодируются, но проверяет ответы преподаватель при помощи различных приспособлений – шаблонов. 

Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить  всех учащихся. Основной недостаток этого  контроля - –ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность учащихся (знакомство с учебным материалом и его воспроизведение), поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля. 

Несмотря на большое  разнообразие характера заданий, применяемых  при стандартизированном контроле, с точки зрения структуры их можно  свести к двум основным типам вопросов: к избирательным, основанным на таких  видах деятельности учащегося, как узнавание, припоминание, и конструируемым, основанным на припоминании и дополнении. 

Наибольшее применение в связи с простатой анализа  и легкостью технической реализации ввода ответов в контролирующие устройства получили избирательные  задания. К каждому вопросу подобного  задания предлагается несколько  ответов на выбор, учащийся должен найти  среди них правильный. Среди избирательных  заданий можно выделить альтернативные, множественного и перекрестного выбора.  

Альтернативные задания  применяю в тех случаях, когда  на предложенный вопрос учащийся должен ответить «да» или «нет». В связи  с большой вероятностью угадывания ответа альтернативные задания используют реже других избирательных заданий. 

Задания множественного выбора предполагают выбор одного ответа из нескольких (пяти-шести). Среди них могут быть и такие: «не знаю», «нет правильного ответа». Эти задания широко применяют в связи с тем, что ответы на них могут быть введены в современные технические средства обратной связи. Большинство контролирующих устройств, применяемых в средних специальных учебных заведениях, рассчитаны на задания именно такого типа.  

Задания перекрестного  выбора, или задания на сопоставления, состоят в установлении соответствия между несколькими вопросами  и несколькими ответами, записанными  в произвольном порядке. 

Задания с конструируемыми  ответами выполняется путем внесения дополнений, формул, определений и  т.п. В тексте заданий имеются  соответствующие пропуски, куда учащиеся записывают ответы в словесной формальной, числовой форме. Тестовый контроль в  силу своей ограниченности не позволяет  проверить развернутый смысловой  ответ, характеризующий продуктивную творческую деятельность учащегося, уровень  его развития, логику профессионального  мышления. Поэтому применять этот метод следует в органическом единстве с устной, письменной и  практической проверкой знаний, умений и навыков.

Совокупность названных  методов контроля позволяет получить достаточно точную и объективную  картину состояния обучения учащихся.

Информация о работе Контрольная работа по "Методике преподавания учетно-финансовых дисциплин"