Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 19:53, контрольная работа
Охарактеризуйте основные виды контроля знаний, умений и навыков студентов. Внешний контроль. Содержание контроля. Оценка и отметка знаний учащихся. Взаимный контроль. Самоконтроль.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН
ЮФ НУБиПУ «КАТУ»
Экономический
факультет
Работа по дисциплине :
«МЕТОДИКА
ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ
ДИСЦИПЛИН»
Симферополь, 2010
Охарактеризуйте основные виды контроля знаний, умений и навыков студентов.
В зависимости от того,
кто осуществляет контроль за результатами
деятельности учащихся, выделяют следующие
три типа контроля:
Внешний (осуществляется
преподавателем над деятельностью учащегося)
Взаимный (осуществляется
учащимся над деятельностью товарища)
Самоконтроль (осуществляется
учащимся над собственной деятельностью)
Внешний
контроль
В процессе контроля
преподавателем знаний и умений учащихся
выделяют следующие компоненты:
Уточнение целей изучения
данного отрезка учебного материала
и установление конкретного содержания
контроля.
Оценка результатов
учебной деятельности учащихся.
Выбор видов, форм, способов
и средств контроля, соответствующих
поставленным целям.
Содержание
контроля
Установление содержания
контроля зависит от целей изучения
данного отрезка учебного материала.
Существуют различные подходы к
описанию целей и содержанию, чтобы
они служили основой для
Рассмотрим два
из них:
Первый подход связан
с указанием тех качеств, которые
должны быть присущи сформированным
в результате обучения знаниям и
умениям учащихся: полноте, глубине,
обобщенности, осознанности.
Второй подход связан
с указанием уровней усвоения
знаний и соответствующим им видам
деятельности.
Выделяют следующие
уровни усвоения материала: узнавание,
запоминание, воспроизведение.
Оценка
и отметка знаний
учащихся
Процесс контроля знаний
и умений учащихся связан с оценкой
и отметкой. Следует различать
эти понятия.
Оценка – это
процесс, действие (деятельность) оценивания,
которое осуществляется человеком.
Отметка выступает
как результат этого процесса
(результат действия), как его
условно формальное выражение.
Для преподавателя
оценка является результатом обработки
той информации, которая поступает
к нему в ходе обратной связи в
системе преподаватель –
Оценка имеет большое
образовательное и
Взаимный
контроль
Роль взаимного
контроля качества и эффективности
учебной деятельности студентов
трудно переоценить.
Он содействует
выработке таких качеств
Взаимопроверка знаний
значительно активизирует деятельность
учащихся, повышает интерес к знаниям
и даже нравится им. В ходе взаимного
контроля раскрываются индивидуальные
особенности студентов, их взаимоотношение
с товарищами. [8]
Самоконтроль
На хорошем уроке
всегда есть своя сверхзадача, которая
сводится к формированию этих навыков
и меняется в зависимости от темы
урока. В одном случае она состоит
в обучении приемам анализа, умению
видеть закономерности, ставить вопросы,
делать выводы.
В другом – в формировании
критического отношения учащихся к результатам
своей работы, требовательности к себе.
Постоянного внимания преподавателя требует
и проблема воспитания у учащихся веры
в свои способности. Известно, что многие
учащиеся боятся приступать к решению
проблемных вопросов, процесс решения
которых им неизвестен. Иногда проявляется
страх перед трудностями, неумение преодолевать
их самостоятельно. Выход здесь только
один – прививать учащимся умения и навыки
самоконтроля. Это важно с воспитательной,
психолого-педагогической точки зрения.
Ведь при этом учащиеся фактически участвуют
в управлении своей собственной учебной
деятельностью. Это порождает у них у них
удовлетворенность своими занятиями,
своей работой, позволяет им поверить
в себя, в свои познавательные способности,
открывает простор для творческой инициативы
и самостоятельности. [ 4 ]
Формы
контроля
Учебные планы и
программы средних специальных
учебных заведений
Проверка осуществляется
в различных формах итогового
контроля, во многом определяется характер
контрольных заданий и
Задание всегда должно
отражать цели изучения того или иного
предмета при подготовке специалиста,
соответствовать требованиям
В учебных заведения
используют следующие виды контрольных
работ: теоретические, позволяющие
проверить усвоение учащимися основных
теоретических понятий, закономерностей,
умение выделять характерные признаки,
особенности процессов и
Зачет как итоговая
форма контроля применяется главным
образом в период производственной
практики. По результатам учебной, производственной
технологической и
Зачет служит также
одной из форм контроля за выполнение
лабораторных и практических работ,
предусмотренных учебным планом
и программами.
Квалификационные
испытания предусматриваются
Курсовое и дипломное
проектирование наряду с обучающей
функцией выполняет в учебном
процессе и функцию контроля, является
важнейшей формой проверки овладения
учащимися теоретическими знаниями,
практическими умениями и навыками.
Дипломное проектирование,
являясь завершающим этапом обучения
и заключительной формой контроля,
обеспечивает наиболее глубокую и системную
проверку подготовленности учащихся к
профессиональной деятельности.
Семестровые экзамены
являются ведущими, наиболее значительными
формами контроля. В ходе их проводится
итоговая проверка результатов учебной
деятельности учащихся по изучению конкретной
дисциплины, выявляется уровень сформированности
знаний и умений.
Государственные экзамены
– заключительная форма контроля,
направленная на комплексную проверку
подготовки будущего специалиста к
работе, на определение степени овладения
знаниями, умениями и навыками в
соответствии с характером профессиональной
деятельности. [ 5]
Виды
контроля
Различают следующие
виды контроля: предварительный, текущий,
рубежный, (периодический) и итоговый.
Основанием для
выделения этих видов контроля является
специфика дидактических задач
на разных этапах обучения: текущий
контроль проводят в процессе усвоения
нового учебного материала, рубежный применяют
для проверки усвоения значительного
объема изученного материала (темы, раздела);
с помощью итогового контроля
выявляют степень овладения учебным
материалом по предмету, ряду дисциплин
(на экзаменах, приеме курсового проекта,
защите дипломного проекта ). Таким образом,
все эти виды в какой-то степени повторяют
логику учебного процесса.
Предварительный
контроль служит необходимой предпосылкой
для успешного планирования и руководства
учебный процессом. Он позволяет определить
наличный (исходный) уровень знаний и умений
учащихся, чтобы использовать его как
фундамент, ориентироваться на допустимую
сложность учебного материала. На основании
данных предварительного контроля, проводимого
в начале года, преподаватель вносит коррективы
в календарно-тематический план, определяет,
каким разделам учебной программы следует
уделить больше внимания на занятиях с
конкретной группой, намечает пути устранения
выявленных проблем в знаниях учащихся.
Текущий
контроль является одним из основных
видов проверки знаний, умений и навыков
учащихся. Ведущая задача текущего контроля
– регулярное управление учебной деятельностью
учащихся и ее корректировка. Он позволяет
получить непрерывную информацию о ходе
и качестве усвоения учебного материала
и на основе этого оперативно вносить
изменения в учебный процесс. Другими
важными задачами текущего контроля является
стимуляция регулярной, напряженной деятельности;
определение уровня овладения учащимися
умениями самостоятельной работы, создание
условий для их формирования.
Проведение текущего
контроля – это продолжение обучающей
деятельности преподавателя. Текущий
контроль является органической частью
всего учебного процесса, он тесно
связан с изложением, закреплением,
повторением и применением
При организации текущего
контроля необходимо добиться сознательного,
а не формального, механического
усвоения учащимися учебного материала.
Текущий контроль должен
занимать небольшую часть учебного
занятия, чтобы не приводить к
спешке при изложении нового материала
и закреплении полученной информации.
Нельзя допускать
больших интервалов в контроле каждого
учащегося. В этом случае учащиеся перестают
регулярно готовится к
Периодический (рубежный)
контроль позволяет определить качество
изучения учащимися учебного материала
по разделам, темам предмета. Такой контроль
проводят обычно несколько раз в семестр.
Примером рубежного контроля могут служить
контрольные работы, контрольно-учетные
и учетно-обобщающие уроки, зачеты по лабораторным
работам.
Периодический контроль
позволяет проверить прочность
усвоения полученных знаний и приобретенных
умений, так как он проводится через
продолжительный период времени
и не по отдельным дозам учебного
материала. Как уже было сказано,
при этом виде контроля охватываются
значительные по объему разделы курса
и от учащихся требуется большая
самостоятельная конструктивная деятельность.
С помощью периодического (рубежного)
контроля обобщается и усваивается
целый раздел (тема), выявляются логические
взаимосвязи с другими
Рубежный контроль
охватывает учащихся всей группы и
проводится в виде устного опроса,
небольших письменных, графических,
практических работ. Проведение его
обычно предусматривается в
Итоговый
контроль направлен на проверку конкретных
результатов обучения, выявление степени
овладения учащимися системой знаний,
умений и навыков, полученных в процессе
изучения отдельного предмета или ряда
дисциплин.
Информация о работе Контрольная работа по "Методике преподавания учетно-финансовых дисциплин"