Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 19:53, контрольная работа
Охарактеризуйте основные виды контроля знаний, умений и навыков студентов. Внешний контроль. Содержание контроля. Оценка и отметка знаний учащихся. Взаимный контроль. Самоконтроль.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Итоговый контроль
– это контроль интегрирующий, именно
он позволяет судить об общих достижениях
учащихся. При подготовке к нему
происходит более углубленное обобщение
и систематизация усвоенного материала,
что позволяет знания и умения
поднять на новый уровень. При
систематизации и обобщении знаний
и умений учащихся проявляется в
большей степени и развивающий
эффект обучения, поскольку на этом
этапе особенно интенсивно формируются
интеллектуальные умения и навыки.
Итоговый контроль
осуществляется на переводных и семестровых
экзаменах, квалификационных испытаниях
(для технических и
Методы
контроля
Методы контроля –
это способы деятельности преподавателя
и учащихся, в ходе которых выявляются
усвоения учебного материала и овладения
учащимися требуемыми знаниями, умениями,
навыками.
В средних специальных
заведениях основными методами контроля
знаний, умений и навыков учащихся
являются: устный опрос, письменная и
практическая проверки, стандартизированный
контроль и др.
Общее назначение этих
методов заключается в том, чтобы
наилучшим образом обеспечить своевременную
и всестороннюю обратную связь между
учащимися и преподавателем, на основании
которой устанавливается, как учащиеся
воспринимают и усваивают учебный
материал. Цели контроля определяют выбор
методов, при этом следует учитывать,
что названные методы могут применяться
во всех видах контроля. Необходимо
помнить, что только комплексное
их применение позволяет регулярно
и объективно выявлять динамику формирования
системы знаний и умений учащихся.
Каждый метод контроля имеет свои
достоинства и недостатки, область
применения, ни один из них не может
быть признан единственным, способным
диагностировать все аспекты
процесса обучения. Только правильное
и педагогически целесообразное
сочетание всех методов способствует
повышению качества учебно-воспитательного
процесса.
Устный
опрос – наиболее распространенный
метод контроля знаний учащихся. При устном
опросе устанавливается непосредственный
контакт между преподавателем и учащимся,
в процессе которого преподаватель получает
широкие возможности для изучения индивидуальных
особенностей усвоения учащимися учебного
материала.
Устный опрос требует
от преподавателя большой
Различают фронтальный,
индивидуальный и комбинированный
опрос. Фронтальный опрос проводится
в форме беседы преподавателя
с группой. Он органически сочетается
с повторением пройденного, являясь средством
для закрепления знаний и умений. Его достоинство
в том, что в активную умственную работу
можно вовлечь всех учащихся группы. Для
этого вопросы должны допускать краткую
форму ответа, быть лаконичными, логически
увязанными друг с другом, даны в такой
последовательности, чтобы ответы учащихся
в совокупности могли раскрыть содержание
раздела, темы. С помощью фронтального
опроса преподаватель имеет возможность
проверить выполнение учащимися домашнего
задания, выяснить готовность группы к
изучению нового материала, определить
сформированность основных понятий, усвоение
нового учебного материала, который только
что был разобран на занятии. Целесообразно
использовать фронтальный опрос также
перед проведением лабораторных и практических
работ, так как он позволяет проверить
подготовленность учащихся к их выполнению.
Вопросы должны иметь
преимущественно поисковый
Индивидуальный
опрос предполагает объяснение, связные
ответы учащихся на вопрос, относящийся
к изучаемому учебному материалу, поэтому
он служит важным средством развития речи,
памяти, мышления учащихся.
Чтобы сделать такую
проверку более глубокой, необходимо
ставить перед учащимися
Вопросы для индивидуального
опроса должны быть четкими, ясными, конкретными,
емкими, иметь прикладной характер,
охватывать основной, ранее пройденный
материал программы. Их содержание должно
стимулировать учащихся логически
мыслить, сравнивать, анализировать
сущность явлений, доказывать, подбирать
убедительные примеры, устанавливать
причинно-следовательнные связи, делать
обоснованные выводы и этим способствовать
объективному выявлению знаний учащихся.
Вопросы обычно задают
всей группе и после небольшой
паузы, необходимой для того, чтобы
все учащиеся поняли его и приготовились
к ответу, вызывают для ответа конкретного
учащегося.
Для того чтобы группа
слушала ответ своего товарища, опытные
преподаватели используют разные приемы.
Например, учащимся предлагается составить
план ответа, оценить (проанализировать)
ответ (полноту и глубину, последовательность,
самостоятельность, форму). Можно проводить
подобную работу в виде рецензирования
ответа товарища. Эта работа первоначально
сложна для учащихся, поэтому их следует
обучить элементарным правилам рецензирования,
например, предложить следующий план рецензии:
определить полноту ответа, его правильность,
выявит ошибки, недочеты, последовательность
(логику) изложения. Учащиеся могут предложить
свой план ответа. Для подготовки рецензии
следует рекомендовать учащимся записывать
свои замечания по ходу ответа. В таких
случаях оценить можно не только отвечающего
у доски, но и тех, кто участвовал в обсуждении.
Можно использовать и
такой прием, вызывающий интерес
к проверке, как постановка вопросов
учащемуся, отвечающему у доски.
В тех случаях, когда учащийся
испытывает затруднение, преподаватель
предлагает группе задавать вопросы в
такой последовательности, чтобы ответы
на них позволили полностью и логично
раскрыть содержание полученного задания.
Для организации коллективной
работы группы во время индивидуального
опроса преподаватель может дать
и такое задание, как приведение
примеров по тому или иному положению
ответа.
Таким образом, чтобы
вызвать при проверке познавательную
активность учащихся всей группы, целесообразно
сочетать индивидуальный и фронтальный
опрос.
Важное значение имеет
умение преподавателя управлять опросом.
Оно заключается в умении слушать учащегося,
наблюдать за процессом его деятельности,
корректировать эту деятельность. Преподаватель
не должен торопить или без особой надобности
прерывать учащегося. Это допускается
только в тех случаях, когда учащийся делает
грубые ошибки, либо отвечает не по существу.
Если отвечающий не в состоянии понять
и исправить ошибку, преподаватель вызывает
другого учащегося для ее исправления.
В необходимых случаях целесообразно
наводящими вопросами помогать учащемуся,
не подсказывая ему правильного ответа.
Длительность устного
опроса зависит от учебного предмета,
вида занятий, индивидуальных особенностей
учащихся.
В процессе устного
опроса преподавателю необходимо побуждать
учащихся использовать при ответе схемы,
чертежи, действующие модели, лабораторное
и заводское оборудование.
Для углубления и расширения
знаний учащихся, можно дать индивидуальные
задания исследовательского характера,
например, подготовить сообщение
по проблемным вопросам учебного материала,
по истории вопроса.
Заключительная часть
устного опроса – подробный анализ
ответов учащихся. Преподаватель
отмечает положительные стороны, указывает
на недостатки ответов, делает вывод
о том, как изучен учебный материал.
При оценке ответа учитывает его
правильность и полноту, сознательность,
логичность изложения материала, культуру
речи, умение увязывать теоретические
положения с практикой, в том
числе и с будущей
Устный опрос как
метод контроля знаний, умений и
навыков требует больших затрат
времени, кроме того, по одному и
тому же вопросу нельзя проверять
всех учащихся. Поэтому опытные преподаватели
в целях рационального
Письменная проверка
наряду с устной является важнейшим методом
контроля знаний, умений и навыков учащегося.
Однородность работ, выполняемых учащимися,
позволяет предъявлять ко всем одинаковые
требования, повышает объективность оценки
результатов обучения. Применение этого
метода дает возможность в наиболее короткий
срок одновременно проверить усвоение
учебного материала всеми учащимися группы,
определить направление для индивидуальной
работы с каждым.
Письменная проверка
используется во всех видах контроля
и осуществляется как в аудиторной,
так и во внеаудиторной работе
( выполнение домашних заданий).
Письменные работы
по содержанию и форме в зависимости
от предмета могут быть самыми разнообразными:
диктанты ( технологические и др.), сочинения,
ответы на вопросы, решения задач и примеров,
составление тезисов, выполнение различных
чертежей и схем, подготовка различных
ответов, рефератов. По продолжительности
письменные контрольные работы могут
быть кратковременными ( 7-15 мин.), когда
проверяется усвоение небольшого объема
учебного материала, и более длительными,
но не свыше одного академического часа.
Для обеспечения большей
самостоятельности в выполнении
контрольных работ
После проверки и оценки
контрольных письменных работ проводится
анализ результатов их выполнения,
выявляются типичные ошибки и причины,
вызвавшие неудовлетворительные оценки.
При большом количестве однотипных
ошибок, свидетельствующих о
Отметим особенности
таких форм письменной проверки, как
самостоятельная работа, диктанты,
сочинения и рефераты, самоконтроль
и взаимопроверка.
Самостоятельную работу
можно проводить с целью
Диктанты (предметные
и технические) широко используются
для текущего контроля. С их помощью
можно подготовить учащихся к
усвоению и применению нового материала,
к формированию умений и навыков,
провести обобщение изученного, проверить
самостоятельность выполнения домашнего
задания. Для диктантов подбирают
вопросы, не требующие длительного
обдумывания, на которые можно очень
кратко записать ответ. Часто содержание
диктантов заранее записывается
на магнитофон иногда по вариантам. При
этом преподаватель имеет возможность
наблюдать за работой всей группы, предупреждает
списывание.
Рефераты целесообразны
для повторения и обобщения учебного
материала. Они не только позволяют
систематизировать знания учащихся,
проверить умение раскрыть тему, но
играют особую роль в формировании
мировоззрения. В процессе подготовки
реферата учащийся мобилизирует и актуализирует
имеющиеся знания, приобретает самостоятельно
новые, необходимые для раскрытия темы,
сопоставляет их со своим жизненным опытом,
четко выясняет свою жизненную позицию.
При проверке этих работ обращает внимание
на соответствие работы теме, полноту
раскрытия темы, последовательность изложения,
самостоятельность суждений.
Информация о работе Контрольная работа по "Методике преподавания учетно-финансовых дисциплин"