Контроль знаний учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:56, контрольная работа

Описание работы

Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ.
Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится к естественным нормам, учитывая то, что результаты каждого учащегося должны быть как минимум средними. Другими словами, выставленная преподавателем оценка почти всегда показывает "нормально", что, очевидно, ограничивает ее ценность.

Содержание

1.Виды контроля. Цели и формы их проведения.
2.Категории и виды тестовых заданий. Качественная и количественная оценка тестовых заданий. Матрица покрытия измерительной области.
3.Накопительная оценка (портфолио). Функции, виды, содержание.
4.Разработать инструментарий и продумать рейтинговую систему оценивания на уроке технологии или в контексте изучаемой дисциплины.

Работа содержит 1 файл

Готовая работа - новая.docx

— 60.66 Кб (Скачать)

 

Для измерения  покрытия требований, необходимо проанализировать требования к продукту и разбить  их на пункты. Опционально каждый пункт  связывается с тест кейсами, проверяющими его. Совокупность этих связей - и является матрицей трассировки. Проследив связи, можно понять какие именно требования проверяет тестовый случай.

 

Тесты не связанные  с требованиями не имеют смысла. Требования, не связанные с тестами - это "белые пятна", т.е. выполнив все созданные тест кейсы, нельзя дать ответ реализовано данное требование в продукте или нет.

 

Для оптимизации  тестового покрытия при тестировании на основании требований, наилучшим  способом будет использование стандартных  техник тест дизайна. Пример разработки тестовых случаев по имеющимся требованиям рассмотрен в разделе: "Практическое применение техник тест дизайна при разработке тест кейсов"

 

Покрытие кода (Code Coverage)

Расчет тестового  покрытия относительно исполняемого кода программного обеспечения проводится по формуле:

 

Tcov = (Ltc/Lcode) * 100%

где:

Tcov - тестовое покрытие

Ltc - кол-ва строк кода, покрытых тестами

Lcode - общее кол-во строк кода.

 

В настоящее время  существует инструментарий (например: Clover), позволяющий проанализировать в какие строки были вхождения во время проведения тестирования, благодаря чему можно значительно увеличить покрытие, добавив новые тесты для конкретных случаев, а также избавиться от дублирующих тестов. Проведение такого анализа кода и последующая оптимизация покрытия достаточно легко реализуется в рамках тестирования белого ящика (white-box testing) при модульном, интеграционном и системном тестировании; при тестировании же черного ящика (black-box testing) задача становится довольно дорогостоящей, так как требует много времени и ресурсов на установку, конфигурацию и анализ результатов работы, как со стороны тестировщиков, так и разработчиков.

 

  1. Накопительные оценки (портфолио). Функция, виды, содержание.

Одним из средств  индивидуальной накопительной оценки знаний учащегося является портфолио  достижений ученика. Портфолио в  переводе с итальянского означает «папка с документами». Благодаря ему можно судить об учебных, творческих, коммуникативных способностях школьника.

Портфолио является способом фиксирования, накопления и  оценки индивидуальных достижений школьника  в определенный период его обучения. Оно выступает важным элементом  практико-ориентированного подхода  к образованию. Это своеобразный отчет по процессу обучения учащегося, позволяющий увидеть картину  конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального  прогресса в широком образовательном  контексте, продемонстрировать его  способности практически применять  приобретенные знания и умения.

 

В зарубежной образовательной  практике портфолио активно применяется  уже достаточно долгое время.

Портфолио предназначено  для того, чтобы систематизировать  накапливаемый опыт, знания, четче  определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование – со стороны преподавателей или  более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать  более объективной оценку своего уровня (учебного или профессионального). Оно может собираться с различными целями, поэтому единого определения  данной технологии не существует.

1.2. Определения  портфолио (по материалам американских  исследований).

1. Коллекция работ  учащегося, которая демонстрирует  усилия, прогресс и достижения  в определенной области.

2. Антология работ  учащегося, предполагающая его  непосредственное участие в выборе  работ, представляемых на оценку, а также их самооценку и  самоанализ.

3. Форма целенаправленной, систематической и непрерывной  оценки и самооценки учебных  результатов учащегося.

4. Выставка учебных  достижений учащегося по данному  предмету за данный период  обучения.

5. Систематический  и специально организованный  сбор доказательств, используемый  учителем и учащимися для мониторинга  знаний, навыков и отношений обучаемых.

Функции портфолио.

·     Диагностическая  – фиксирует изменения и рост за определенный период времени.

·     Целеполагания  – поддерживает учебные цели.

·     Мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей.

·     Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ.

·     Развивающая  – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.

·     Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

Философия учебного портфолио предполагает:

-        смещение акцента с того, что  учащийся не знает и не умеет,  на то, что он знает и умеет  по данной теме и данному  предмету;

-         интеграцию количественной и  качественной оценок;

-         перенос педагогического ударения  с оценки педагога на самооценку  школьника [3].

 

       Основной смысл портфолио - дать  возможность каждому школьнику  показать все, на что он способен, создать для ученика стимул  роста. Достоинства портфолио  несомненны. Это прекрасное средство  углубления и оформления познавательных  интересов, развития интеллектуальных  рефлексивных способностей учащихся, комплексной проверки уровня  усвоения учебного материала,  индивидуализации и дифференциации обучения, формирования мотивации достижения, а, следовательно, и создания ситуации успеха. Цель портфолио для предпрофильной подготовки - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и наряду с результатами экзаменов определять рейтинг выпускников основной школы.

В зависимости  от целей создания портфолио бывают разных типов.

Первый тип  портфолио - это «папка достижений», направленная на повышение собственной  значимости ученика, и отражающая его  успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и  т. п.).

Второй тип - рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного  развития ученика, помогающее отследить  результативность его деятельности, как в количественном, так и  качественном плане. В эту папку  собираются все контрольные и  творческие работы ученика, которые  делались в течение определенного  срока, например, года (сочинения, изложения, эссэ, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т. д.).

Третий тип  портфолио - проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к  выступлению на конференции. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам  (варианты реферата, доклада  или статьи, список литературы для  изучения, проблемные области, план исследования, дискуссионные точки зрения, статистика, цитаты, афоризмы, интеграция с другими  предметными областями, результаты исследования, прогнозы и перспективы  и др.). Сбор и систематизация материала  в таких портфолио помогает учащимся не только достойно написать какую-либо научную работу, но и развивает их познавательные интересы.

Четвертый тип  портфолио - тематический, создаваемый  в процессе изучения какой-либо большой  темы, раздела, учебного курса. Работа над ним строится следующим образом: учитель сообщает вначале название изучаемой темы, а также форму  контроля по ней - защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над  данной темой. Учащимся в самом начале предъявляются заданий разного  уровня сложности, отражающие различные  уровни мышления и познания.

Для предпрофильной подготовки разработана другая классификация типов портфолио. Предполагается, что портфолио достижений ученика будет складываться из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».

В портфолио документов входят сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения - документы об участии в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях (грамоты, дипломы, сертификаты, свидетельства, вкладыш в аттестат и т. д.). Это  дает возможность как количественной, так и качественной оценки материалов портфолио.

Портфолио работ - это собрание творческих, исследовательских  и проектных работ ученика, описание основных форм и направлений его  учебной и творческой активности. Портфолио работ оформляется  в виде творческой книжки с приложением  самих работ (текстов, бумажных или  электронных документов, видеозаписей и т.д.). Эта часть портфолио  ученика дает качественную оценку по заданным параметрам (полнота, разнообразие, убедительность материалов, ориентированность  на выбранный профиль обучения, динамика учебной и творческой активности, направленность интересов, характер предпрофильной подготовки).

Портфолио отзывов - это характеристики отношения школьника  к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями и др., а также письменный анализ отношения самого школьника к своей деятельности и ее результатам (тексты заключений, рецензий, отзывы, резюме, рекомендательные письма и прочее). Эта часть портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

2.2. Содержание  портфолио зависит от его вида  и цели, для достижения которой  оно создается. Четкого списка  материалов (называемых артефактами), необходимых для включения в  портфолио, не существует. Каждый  из людей, использующих данную  технологию, самостоятельно отбирает  способы показа своих работ  и достижений. Если портфолио  создается всеми учащимися, то  педагогу совместно с ними  необходимо определить и зафиксировать  перечень материалов, обязательных  для представления в портфолио,  с целью получения той или  иной оценки.  Например, к артефактам  относятся копии заданий, контракты,  результаты оценки компетентности  на разных уровнях и этапах  учебы, выполненные тесты и  вопросники, примеры регулярной  работы обучающегося (рефлексивные дневники). Можно использовать электронные портфолио, разработанные по установленным критериям. При этом приветствуется любая инициатива, расширяющая данный список или предлагающая равноценную замену перечисленным материалам.

Все материалы  рекомендуется распределять по четырем  разделам: портрет, коллектор, рабочие  материалы и достижения.

  1. Разработать инструментарий и продумать рейтинговую систему оценивания на уроке технологии или в контексте изучаемой дисциплины.

Изменение образования  в соответствие с современными запросами  общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, сегодня необходимо создать благоприятные условия  для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.

     Рейтинговая  система оценки знаний может  рассматриваться как один из  возможных способов, отвечающих  поставленным задачам.

 

Данная система  позволяет получить:

возможность определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;

возможность получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;

дифференцировать  значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и др. работы);

отражение текущей  и итоговой оценкой количества вложенного учеником труда;

повышение объективности  оценки знаний. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Основные принципы системы рейтинговой оценки

 

Рассмотрим основные принципы системы рейтинговой оценки.

Относительность оценки рейтинга: общее количество баллов по теме определяется в зависимости  от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими.

Для определения  рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы: обязательными баллами оценивается  выполнение самостоятельных работ, курсовых работ, сдача зачетов, решение  задач и т.д.; дополнительные баллы  рекомендуется использовать для  поощрения обучающихся при выполнении ими творческих заданий (написании  рефератов, участии в олимпиадах, конференциях, решении задач повышенной сложности); дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное выполнение учащимися учебных и контрольных заданий, а также активное участие в практических и семинарских занятиях.

Рейтинговая система  оценки знаний особенно хорошо работает в средних и старших классах  средней школы, когда учебу школьники  начинают рассматривать как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. С помощью рейтинга всегда виден "статус-кво" данного ученика на фоне всего класса, и легко определить, как "близко" или "далеко" в данный момент времени до оценки в четверти или в году, на которую ученик рассчитывает.

     Такая  система оценки позволяет ученику  быть более активным в учебной  деятельности, уменьшает субъективизм  педагога при оценке знаний, стимулирует  соревновательность в учебном процессе, что отражает объективно существующую конкуренцию, например, на рынке труда. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

     В  отечественной педагогике этот  метод завоевывает все больше  и больше популярности и используется  не только в школе, но и  во многих вузах.

     Демократизация  и гуманитаризация современного образования требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок. Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащихся, принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы. Дополняясь принципом добровольности обучения (а значит, и контролирования), оценка может превратиться в способ рационального определения личного рейтинга - показателя значимости (веса) человека в цивилизованном обществе.

Информация о работе Контроль знаний учащихся