Конструирование с помощью лего

Автор: t********@list.ru, 26 Ноября 2011 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Цель эксперимента – выявить эффективность использования ЛЕГО-конструктора в конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Объект эксперимента – навыки конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет эксперимента – особенности формирования навыков конструирования у детей с помощью конструктора ЛЕГО.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 49.03 Кб (Скачать)

    Вначале детям нужно создать условия  для самостоятельного ознакомления с конструктором путем практического  опробования его возможностей, убрав  при этом находящиеся в наборах  цветные приложения. В последних показаны разные способы крепления, а также изображены уже готовые конструкции разной тематики (звезды, замок, рыцарь, звери, насекомые и др.). А именно это дети должны попытаться найти сами путем практических проб.

    Как только кому-то из детей удастся  собрать объемную фигуру в форме  пирамиды или куба, воспитатель может  предложить сделать шар (многогранник) из плоских больших деталей или  из узких полос. Этого оказывается  достаточно для дальнейшего использования  полученных фигур в новых конструкциях (луноход, вертолет, ослик и т.п.).

    Среди детей обязательно будут и  такие, которые начнут сразу же сооружать  конструкции, похожие на что-то (яблоня, цветы, бабочка), не пытаясь при этом замыкать пространство, объединяя пластины. Однако деятельность других детей непременно повлияет на них, поскольку объемные формы позволяют создавать очень  интересные и необычные конструкции.[ 8]

    Детям можно предложить несколько простых  каркасов, на основе которых они  смогут создать разные конструкции (каркасное конструирование как  форма обучения).

    Только  после нескольких занятий, в результате которых дети овладеют основными  способами крепления и добьются определенных успехов в создании конструкций по собственному замыслу  и по заданному каркасу, им можно  показать приложение (иллюстрации) и  рассмотреть, что же сделали из этого  конструктора другие дети. Это, как  правило, положительно влияет на деятельность детей: расширяется тематика, усложняются  их конструкции, так как они используют отдельные конструкторские решения, увиденные на иллюстрациях. Однако, что очень важно, дети обычно уже  не пытаются точно воспроизвести  то, что они увидели. Например, одного ребенка поразила увиденная рыба, но он конструирует рыбу другой формы, других размеров и цветов. Другой ребенок тоже делает свою рыбку. А затем они вместе конструируют большой аквариум, в котором живут красивые рыбки. Если же у некоторых детей будут обнаружены попытки точного повтора, то в таком случае целесообразно дать им задания типа «Это красивая рыбка, а ты сделай свою более длинной и с маленькой головой» и т.д. Иногда при рассматривании иллюстраций можно услышать от детей: «А мой вертолет лучше, у него открываются двери, и он очень легкий и быстро может летать, а этот — тяжелый, он прямо как космический корабль...» Другие дети вступают в разговор и доказывают, что они (вертолеты) просто разные: один спортивный, другой военный и т.п.

    Такие обсуждения очень важны для обогащения конструкторского опыта и организации  дальнейшей кооперации детей в деятельности, их лучшего понимания друг друга  и взаимодействия.

    Далее детям целесообразно предъявить задачи на достраивание заданных фигур. Воспитатель заранее готовит  их из деталей нового конструктора. На их основе дети создают разные оригинальные модели, и это позволяет им уйти от тематики, заданной в иллюстрациях.

    Созданные из деталей разных наборов конструкции  дети могут применять в играх-драматизациях, зарисовывать их и рисунки использовать в качестве иллюстраций к придуманным  сказкам, которые воспитатель записывает.

    Описанную выше систему обучения конструированию  из деталей конструкторов с целью  развития у детей воображения, творчества, инициативы, самостоятельности и  т.п. можно реализовывать, используя  и другие виды конструкторов. Однако необходимо соблюдать основные принципы организации обучения: убрать из наборов  все приложения, содержащие указания, что и как делать; создать условия  для самостоятельного практического  экспериментирования с новым  для детей материалом, а затем  уже предъявлять им серию постепенно усложняющихся проблемных задач, способствующих обогащению способов построения образа и развитию воображения, творчества, инициативы; включать конструирование в другие виды детской деятельности (игры-драматизации, рисование, сочинительство сказок и т.п.).[ 2] 
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 2. Экспериментальное  исследование. 

    2.1 Констатирующий эксперимент. 

    В начале исследования я предположила, что конструирование служит эффективным средством восприятия разнообразных форм, так как обеспечивает целостность, дифференцированность, константность восприятия и способствует формированию эталонов формы, величины, объема.

    Базой экспериментального исследования служил МДОУ № 31. Экспериментальная работа проходила с 10 сентября 2011 года по 15 октября 2011 года.

    Экспериментальная работа проходила в три этапа:

    констатирующий  эксперимент, формирующий эксперимент,  контрольный эксперимент.

    Таким образом, для экспериментальной  работы были отобраны дети старшей группы в количестве 12 человек . Далее дети были разделены на две группы – 6 человек – контрольная группа, 6 человек – экспериментальная группа. Далее мною были отобраны методики для диагностики восприятия детьми дошкольного возраста форм . Методики используются в индивидуальной форме эксперимента, представляя собой различные задания, выполнение которых требует применение обследуемым определенных операций или действий. Они позволяют выявить наличие и особенности этих действий у обследуемого ребенка, свойства его личности.

    Методика  1. «Восприятие формы, величины»

    Цели  исследования. Выявить сформированность представлений о величине (размере); способность различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности.

    Процедура проведения. На таблице изображено несколько пар одних и тех же предметов, различных по величине (большая и маленькая собачка и т. д.).

    Ребенку дают задание типа: «Покажи маленькую  собаку», «Покажи большую морковку». Затем предлагают такие, например, вопросы: «Какая это груша?», «Какая это сумка?», «Какой это гриб?», «Покажи предметы одинаковые по величине».

    Анализ  результатов.

    Высокий уровень – дети различают предметы по величине и выполняют это задание без труда.

    Средний уровень - дети испытывают трудности, нуждаются  в помощи.

    Низкий  уровень – не справляются с  заданием.

    Методика 2. «Целостное восприятие знакомых объектов»

    Цели  исследования. Выявить наглядно-образные представления детей; способность целостного восприятия знакомых объектов; зрительно-двигательную координацию; графические навыки.

    Процедура проведения. На таблицах изображены геометрические фигуры (треугольники и круги) с неполными контурами. Подчеркивается, что все треугольники одинаковы по величине, затем предлагаются задания типа: «Дополни до треугольника», «Дополни до круга».

    На  таблице изображены незаконченные  контуры двух предметных изображений (бабочки и жука). Детям дается задание дорисовать эти предметы («Дорисуй жука» и т. д.).

    В основу предлагаемых детям заданий положена методика Т. Н. Головиной.[ ]

    Анализ  результатов.

    Высокий уровень - выполняют задания таблиц без особого труда. Они понимают инструкцию и с интересом принимаются  за работу.

    Средний уровень – выполнения заданий  встречает трудности, при обучающей  помощи задание выполнятся.

    Низкий  уровень – задание не выполнено.

    Методика 3. Заполнение различными объемными геометрическими телами «Почтового ящика»

    Оборудование. «Почтовый ящик» небольшого размера (20x15 см). Это может быть деревянная или пластмассовая коробка. В крышке сделаны прорези, соответствующие по форме основаниям различных объемных геометрических тел.

    Цели  исследования. Выявляется сформированность восприятия формы, умение выделять плоскостную форму из объемной и сравнивать ее с прорезью; способность производить анализ расположения фигур в пространстве; способы выполнения задания (наугад, путем промеривания, зрительного соотнесения); умение использовать помощь (устные пояснения, показ, совместное выполнение); волевые усилия при достижении цели; наличие и стойкость интереса к заданию; ведущую руку; ловкость и точность тонких движений рук; заинтересованность в правильном выполнении задания.

    Процедура проведения. Перед ребенком ставят коробку с фигурами. Затем их вынимают. Экспериментатор берет одну из фигур, показывает ее основание, обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в нее фигуру. Жестом предлагает продолжить работу. Может быть дана и устная инструкция: «Опусти все фигуры в коробку». Начинать показ советуем с самых простых фигур (цилиндр с основанием круг, призма с основанием треугольник и т. д.).

    Анализ  результатов. Дети старше 4-х лет действуют путем примеривания, то есть прикладывают фигуру к прорези. Только некоторые дети этого возраста задерживаются на стадии проб. Это выражается в попытках протолкнуть в прорезь первую попавшуюся фигуру без учета ее формы. Дети старше 5-и лет уже пользуются зрительным соотнесением. Наряду с этим сохраняется и примеривание. Важно учесть степень улучшения работы под влиянием оказываемой помощи (совместные действия, устные разъяснения и т. д.).

    Далее мною был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было исследовать уровень развития восприятия форм предметов, объемов детьми дошкольного возраста.

    Данные, полученные в ходе экспериментальной  работы, были занесены в таблицы (приложение 1, таблица 1, 2).[ 10] 
     
     
     

    Таким образом, анализируя результаты, полученные в констатирующем эксперименте, в  контрольной и экспериментальной  группах мною были получены примерно одинаковые данные – дети дошкольного возраста  имеют в основном средний и реже высокий уровень развития восприятия форм и объемов.

    Было  выявлено, что дети экспериментальной  и контрольной групп путают названия геометрических фигур (квадрат и  треугольник), величины (большой, поменьше, самый маленький).

    Итак, в контрольной и экспериментальной  группах уровень развития восприятия примерно одинаков. Детей с низким уровнем развития восприятия зафиксировано не было.

    Таким образом, по результатам экспериментальной  работы мы сделали вывод о среднем уровне развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста. Я предположили, что уровень развития восприятия можно скорректировать при организации занятий по конструированию. Данное предположение было проверено в ходе формирующего эксперимента.   
     

    2.2. Формирующий эксперимент

    В ходе формирующего эксперимента был подобран комплекс занятий, которые способствовали расширению диапазона деятельности разных процессов и видов творческого мышления, т.е., его развитию.

    В задачи экспериментальной работы входили:

    1. Знакомить  детей дошкольного возраста в  ходе конструирования со способами  передачи основных признаков  предмета – формы, цвета, величины.

    2. Формировать  способы обследования предмета  и выделения его формы.

    3. Учить  в речи использовать слова,  описывающие форму, цвет, величину  предметов.

    4. Способствовать  целостному восприятию предмета.

    В ходе занятий по конструированию детей  учили ориентироваться в форме, величине, цвете, а также расчленении  образца на составные части.

    Данные занятия способствуют развитию целостности, дифференцированности, константности восприятия и способствуют формированию эталонов цвета, формы, величины.

    Все занятия носят игровой характер. Игра используется как механизм для  более гибкого вхождения в  суть задания. Она позволяет ребенку  воспринимать сложную и трудную  работу, как интересную и понятную. При выполнении коллективных работ  в группе царила атмосфера сотрудничества. Дети пробовали работать парами, микро  группами.

    Для проверки эффективности проведённых  занятий был проведён контрольный  эксперимент.  

Информация о работе Конструирование с помощью лего