Конструирование с помощью лего

Автор: t********@list.ru, 26 Ноября 2011 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Цель эксперимента – выявить эффективность использования ЛЕГО-конструктора в конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Объект эксперимента – навыки конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет эксперимента – особенности формирования навыков конструирования у детей с помощью конструктора ЛЕГО.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 49.03 Кб (Скачать)

    Введение. 

    В последнее время применяются  разнообразные игровые и конструктивные технологии, в том числе и инновационные, которые не имеют должного методического  оснащения, поэтому не могут полноценно использоваться в образовательном  процессе.  
         Одним из таких инновационных средств является обучающий конструктор ЛЕГО. Он широко внедряется в зарубежные и отечественные образовательные учреждения.

       Перспективность применения лего-технологии  обуславливается ее высоким образовательными возможностями, которые предъявляются к указанным средствам на современном этапе: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах. Анализ немногочисленных публикаций отечественных и зарубежных авторов показывает, что изучены только некоторые векторы применения ЛЕГО . В рекомендациях по использованию ЛЕГО  представлены направления применения конструктора для решения дидактических и развивающих задач, но не дано  подробной методики по использованию данного средства .

       Проблема настоящего исследования  определяется: с одной стороны  – не изученность особенностей  конструктивной деятельности с ЛЕГО и возможностями использования данной технологии в организованном обучении и в свободной деятельности.

        В рамках указанной проблемы  выбрана тема работы: «Обучение детей старшего дошкольного возраста конструированию с помощью ЛЕГО-конструктора.»

        Цель эксперимента – выявить эффективность использования ЛЕГО-конструктора в конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

        Объект эксперимента – навыки конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

        Предмет эксперимента – особенности формирования навыков конструирования у детей с помощью конструктора ЛЕГО.

    Гипотеза эксперимента  заключается в том, что многофункциональная педагогическая технология ЛЕГО позволит сформировать навыки конструктивной деятельность у детей старшего дошкольного возраста. 
     
     
     
     
     

    1. ЛЕГО - в детском саду. 

    Конструктор — «ЛЕГО» появился в 50-х годах прошлого века, он произвел революцию и положил начало бурному развитию конструкторов. В отличие от предыдущих строительных наборов, «ЛЕГО» предложил детали, которые скреплялись между собой. В результате полученные постройки были прочными и устойчивыми, что по достоинству оценили дети всего мира.

    Конструкторы  ЛЕГО сегодня активно применяются  в большинстве детских образовательных  учреждений, во многих из них имеются  целые ЛЕГО – кабинеты. Освоение ЛЕГО конструктора и его использование  должно быть процессом направляемым, а не спонтанным. Для этих целей обязательным элементом процесса обучения является наличие у педагога четкой стратегии использования конструктора в образовательной и воспитательной сферах. Это предполагает и доступность необходимой научной и методической литературы, посвященной данной проблеме.

    Для эффективной организации занятий  по ЛЕГО – конструированию необходимо обустроить среду где будут проводиться  занятия с детьми. Во многих дошкольных образовательных учреждениях сегодня существует специальные кабинеты ЛЕГО.

    Одной из главных целей дошкольной педагогики во все времена являлось формирование гармонично развитой во всех отношениях личности. Детское конструирование из – за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определенной организации может носить подлинно творческий характер. 

    Дети  начинают заниматься ЛЕГО – конструированием, как правило, со средней группы. Включение  детей в систематическую конструкторскую  деятельность на данном этапе можно  считать одним из важных условий  формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и  размерные отношения).

    В старшей  группе перед детьми открываются  широкие возможности для конструкторской  деятельности. Этому способствует прочное  освоение разнообразных технических  способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа  крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел  будущей постройки. Для работы уже  можно использовать графические  модели. У детей появляется самостоятельность  при решении творческих задач, развивается  гибкость мышления. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования  деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями.

    Подготовительная  к школе группа – завершающий  этап в работе по развитию конструкторской  деятельности. Занятия носят более  сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей  ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.

    ЛЕГО  – конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать  в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего  мира.  
    Конструкторы ЛЕГО – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.

    Несмотря  на распространенность этого вида конструктора, на широкое использование его  в образовательно – воспитательной деятельности дошкольных учреждений, теоретические аспекты работы с  ЛЕГО до сегодняшнего дня проработаны  недостаточно, хотя отдельные проблемы применения ЛЕГО в обучении конструкторской  деятельности нашли отражение в  ряде работ отечественных и зарубежных авторов.

    В связи  с этим остается неудовлетворенной  потребность многих педагогов, работающих с ЛЕГО, в научно – методической литературе, касающейся проблем ЛЕГО – конструирования в детском  саду.[ 9] 
     
     

    1.   Методические приемы конструирования с помощью ЛЕГО.
 

    Чтобы обучение конструированию с ЛЕГО было в подлинном смысле развивающим и в дальнейшем конструктором ЛЕГО можно было пользоваться на занятиях, оно должно быть построено с учетом особенностей мотивации деятельности ребенка дошкольного возраста, а также особенностей его психического развития.

    Используемые  методические приемы определяются, с  одной стороны, психическими особенностями детей, в частности, мышления. С другой стороны, приемы определяются уровнем развития речи детей. В программе детского сада с целью максимально возможного развития детей уделяется большое внимание формированию речи, как в процессе деятельности, так и на занятиях.

    Таким образом, необходимы следующие действия:

    – обследование ЛЕГО-элементов, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных, тактильных); знакомство с формой, отдельными частями ЛЕГО-элементов (кнопки-скрепления); определение пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа); восприятие целостной постройки из ЛЕГО-элементов;

    – показ некоторых действий и комментирование действий с ЛЕГО-элементами. Для того чтобы задать направление деятельности, педагог может показать один вариант действия, с тем чтобы дети, в дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли другие. Например, педагог показывает, как скрепляются два кирпичика, и просит детей найти другие способы;

    – выполнение словесных инструкций. Словесные инструкции в процессе занятий сначала формулируются педагогом, а потом – детьми;

    – использование словесного объяснения, просьбы, поручения; показ картинок с изображением ЛЕГО-элементов и предметов окружающего мира, проведение бесед, оценки работ.

    Все перечисленные приемы направлены на развитие дифференцированного восприятия, зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи педагога, развития познавательной активности и перцептивных процессов. А для развития мышления дошкольников, необходимо организовать обучение таким образом, чтобы дети самостоятельно подбирали различные  способы выполнения задания.

    Интерес к занятиям поддерживается за счет введения в них мотивов, активизирующих деятельность детей и направленных на формирование познавательной активности. Это может быть задание, сформулированное от лица игрушки и т. д. (игровые приемы), а также за счет активизации имеющихся знаний, когда педагог объясняет детям, что они уже узнали о ЛЕГО и что еще им предстоит узнать.[ 5] 
     

    1. Методика  организации занятий  с детьми старшего дошкольного  возраста.
 

    Поначалу  лучше использовать уже знакомые детям конструкторы, и прежде всего  базовые наборы, а тематические —  только как дополнительный материал.

    Качественные  изменения, происходящие в деятельности пятилетних детей, позволяют в дальнейшем ставить перед ними проблемные задачи, направленные на развитие воображения  и творчества. Для занятий детей  целесообразно делить на подгруппы (по 5–6 детей в каждой).

    Так, на первом занятии этого этапа обучения каждому ребенку дают Г-образную фигуру, сделанную из деталей конструктора, и говорят: «Это — недостроенная конструкция чего-то. Я начала строить, а вы отгадайте, что я хотела сделать, и достройте. Но прежде чем начать конструировать, скажите мне на ушко, что вы будете делать». Дети вначале рассматривают фигуру, переворачивают ее, иногда по несколько раз; некоторые из них берут другие более мелкие детали и приставляют к ней  
    и т.д. И только после такого «практического» обдумывания (а воспитателю важно не торопить детей с ответом) называют то, что, по их мнению, начал делать воспитатель. И далее, путем достраивания заданной основы, дети создают разные, как правило, структурно простые конструкции: самолет, скамейку, домик и т.п. Воспитатель одобряет детские решения, а потом говорит, что она начала делать и не самолет, и не скамейку, а что-то другое. Это вызывает у детей удивление. Воспитатель предлагает подумать, что же это могло быть. Дети начинают либо перестраивать свою модель, видоизменять ее, либо разбирать и конструировать заново. В результате дети на одной Г-образной основе могут создать несколько разных конструкций.

    На  следующих занятиях в качестве основы недостроенной конструкции можно  давать другие фигуры: Т- и П-образные, а также длинный тонкий и короткий толстый бруски, составленные из нескольких деталей конструктора. Задачи повторяются.

    Уже на втором занятии дети действуют  более уверенно, а некоторые из них предлагают сразу 2–3 варианта конструкции. При этом заданная фигура остается основой, которую дети дополняют  для получения новой конструкции. Иначе говоря, дети осваивают способ «опредмечивания» основы как способ построения образа будущей конструкции.

    К четвертому занятию дети начинают использовать заданную фигуру не только как основу, но и как деталь новой конструкции. Например, длинный брусок — это  труба большого парохода или столб, на котором держатся карусели, и  т.п. Это говорит о том, что замысел (образ) строится способом «включения»  заданной фигуры не в качестве основы, как было раньше, а как элемента общей конструкции. А это —  показатель более высокого уровня развития воображения, творчества (после 5 лет).

    На  последнем занятии из этой серии  детям можно дать все уже знакомые им основы и предложить выбрать общую  тему (например: зоопарк, аэродром, город  и т.п.) и создать свои конструкции  в соответствии с темой.

    А далее  детям (ближе к 6 годам) можно предлагать конструирование по условиям: построить мост для пешеходов через определенную реку; многоэтажный двух подъездный жилой дом; улицу с двусторонним движением и светофором; сделать подъемный кран с кабиной для шофера и т.п.

    На  следующем этапе дети могут конструировать по замыслу: они сами придумывают  тему, сами отбирают материал, договариваются, кто что будет делать, и т.п.[ 8]

    Для сюжетного коллективного конструирования  важно создавать необходимые  условия: выбрать вместе с детьми место (ковер, несколько составленных столов и т.п.), обеспечить большими пластинами-подставками и дополнительными  тематическими наборами «LEGO DACTA»  типа «Городской транспорт», «Люди  мира», «Домашние животные» и  др.

    Детям седьмого года жизни (и далее) можно предложить конструктор и другого типа наряду с указанными выше, например, конструктор «Тектон», состоящий из 202 деталей. Основные из них — цветные плоские пластины четырех конфигураций — узкая, треугольная, четырехугольная и пятиугольная. Крепятся они между собой цветными узлами тоже четырех видов, отличающихся друг от друга количеством защелок (с двумя, тремя, четырьмя и пятью). Кроме этого, в наборе есть стержни двух видов (длинные и короткие) и колеса (большие и маленькие). Конструктор отличается компактностью, поскольку основные детали являются плоскими. Вместе с тем соединение плоских пластин с использованием разных видов узлов позволяет получить огромное разнообразие объемных форм, которые затем дети используют либо как основу для будущих конструкций, либо как части, детали сложных и очень оригинальных конструкций. Тематика конструкций практически безгранична.

Информация о работе Конструирование с помощью лего