Автор: t********@list.ru, 26 Ноября 2011 в 19:14, контрольная работа
Цель эксперимента – выявить эффективность использования ЛЕГО-конструктора в конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Объект эксперимента – навыки конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет эксперимента – особенности формирования навыков конструирования у детей с помощью конструктора ЛЕГО.
Введение.
В
последнее время применяются
разнообразные игровые и
Одним из таких инновационных
средств является обучающий конструктор
ЛЕГО. Он широко внедряется в зарубежные
и отечественные образовательные учреждения.
Перспективность применения
Проблема настоящего
В рамках указанной проблемы выбрана тема работы: «Обучение детей старшего дошкольного возраста конструированию с помощью ЛЕГО-конструктора.»
Цель эксперимента – выявить эффективность использования ЛЕГО-конструктора в конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Объект эксперимента – навыки конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет эксперимента –
Гипотеза
эксперимента заключается в том, что
многофункциональная педагогическая
технология ЛЕГО позволит сформировать
навыки конструктивной деятельность
у детей старшего дошкольного возраста.
1.
ЛЕГО - в детском саду.
Конструктор — «ЛЕГО» появился в 50-х годах прошлого века, он произвел революцию и положил начало бурному развитию конструкторов. В отличие от предыдущих строительных наборов, «ЛЕГО» предложил детали, которые скреплялись между собой. В результате полученные постройки были прочными и устойчивыми, что по достоинству оценили дети всего мира.
Конструкторы
ЛЕГО сегодня активно применяются
в большинстве детских
Для
эффективной организации
Одной из главных целей дошкольной педагогики во все времена являлось формирование гармонично развитой во всех отношениях личности. Детское конструирование из – за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определенной организации может носить подлинно творческий характер.
Дети
начинают заниматься ЛЕГО – конструированием,
как правило, со средней группы. Включение
детей в систематическую
В старшей
группе перед детьми открываются
широкие возможности для
Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.
ЛЕГО
– конструкторы современными педагогами
причисляются к ряду игрушек, направленных
на формирование умений успешно функционировать
в социуме, способствующих освоению
культурного богатства
Конструкторы ЛЕГО – это занимательный
материал, стимулирующий детскую фантазию,
воображение, формирующий моторные навыки.
Несмотря
на распространенность этого вида конструктора,
на широкое использование его
в образовательно – воспитательной
деятельности дошкольных учреждений,
теоретические аспекты работы с
ЛЕГО до сегодняшнего дня проработаны
недостаточно, хотя отдельные проблемы
применения ЛЕГО в обучении конструкторской
деятельности нашли отражение в
ряде работ отечественных и
В связи
с этим остается неудовлетворенной
потребность многих педагогов, работающих
с ЛЕГО, в научно – методической
литературе, касающейся проблем ЛЕГО
– конструирования в детском
саду.[ 9]
Чтобы обучение конструированию с ЛЕГО было в подлинном смысле развивающим и в дальнейшем конструктором ЛЕГО можно было пользоваться на занятиях, оно должно быть построено с учетом особенностей мотивации деятельности ребенка дошкольного возраста, а также особенностей его психического развития.
Используемые методические приемы определяются, с одной стороны, психическими особенностями детей, в частности, мышления. С другой стороны, приемы определяются уровнем развития речи детей. В программе детского сада с целью максимально возможного развития детей уделяется большое внимание формированию речи, как в процессе деятельности, так и на занятиях.
Таким образом, необходимы следующие действия:
– обследование ЛЕГО-элементов, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных, тактильных); знакомство с формой, отдельными частями ЛЕГО-элементов (кнопки-скрепления); определение пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа); восприятие целостной постройки из ЛЕГО-элементов;
– показ некоторых действий и комментирование действий с ЛЕГО-элементами. Для того чтобы задать направление деятельности, педагог может показать один вариант действия, с тем чтобы дети, в дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли другие. Например, педагог показывает, как скрепляются два кирпичика, и просит детей найти другие способы;
– выполнение словесных инструкций. Словесные инструкции в процессе занятий сначала формулируются педагогом, а потом – детьми;
– использование словесного объяснения, просьбы, поручения; показ картинок с изображением ЛЕГО-элементов и предметов окружающего мира, проведение бесед, оценки работ.
Все
перечисленные приемы направлены на
развитие дифференцированного
Интерес
к занятиям поддерживается за счет
введения в них мотивов, активизирующих
деятельность детей и направленных
на формирование познавательной активности.
Это может быть задание, сформулированное
от лица игрушки и т. д. (игровые приемы),
а также за счет активизации имеющихся
знаний, когда педагог объясняет детям,
что они уже узнали о ЛЕГО и что еще им
предстоит узнать.[ 5]
Поначалу лучше использовать уже знакомые детям конструкторы, и прежде всего базовые наборы, а тематические — только как дополнительный материал.
Качественные изменения, происходящие в деятельности пятилетних детей, позволяют в дальнейшем ставить перед ними проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества. Для занятий детей целесообразно делить на подгруппы (по 5–6 детей в каждой).
Так,
на первом занятии этого этапа обучения
каждому ребенку дают Г-образную фигуру,
сделанную из деталей конструктора, и
говорят: «Это — недостроенная конструкция
чего-то. Я начала строить, а вы отгадайте,
что я хотела сделать, и достройте. Но прежде
чем начать конструировать, скажите мне
на ушко, что вы будете делать». Дети вначале
рассматривают фигуру, переворачивают
ее, иногда по несколько раз; некоторые
из них берут другие более мелкие детали
и приставляют к ней
и т.д. И только после такого «практического»
обдумывания (а воспитателю важно не торопить
детей с ответом) называют то, что, по их
мнению, начал делать воспитатель. И далее,
путем достраивания заданной основы, дети
создают разные, как правило, структурно
простые конструкции: самолет, скамейку,
домик и т.п. Воспитатель одобряет детские
решения, а потом говорит, что она начала
делать и не самолет, и не скамейку, а что-то
другое. Это вызывает у детей удивление.
Воспитатель предлагает подумать, что
же это могло быть. Дети начинают либо
перестраивать свою модель, видоизменять
ее, либо разбирать и конструировать заново.
В результате дети на одной Г-образной
основе могут создать несколько разных
конструкций.
На
следующих занятиях в качестве основы
недостроенной конструкции
Уже
на втором занятии дети действуют
более уверенно, а некоторые из
них предлагают сразу 2–3 варианта конструкции.
При этом заданная фигура остается
основой, которую дети дополняют
для получения новой
К четвертому занятию дети начинают использовать заданную фигуру не только как основу, но и как деталь новой конструкции. Например, длинный брусок — это труба большого парохода или столб, на котором держатся карусели, и т.п. Это говорит о том, что замысел (образ) строится способом «включения» заданной фигуры не в качестве основы, как было раньше, а как элемента общей конструкции. А это — показатель более высокого уровня развития воображения, творчества (после 5 лет).
На последнем занятии из этой серии детям можно дать все уже знакомые им основы и предложить выбрать общую тему (например: зоопарк, аэродром, город и т.п.) и создать свои конструкции в соответствии с темой.
А далее детям (ближе к 6 годам) можно предлагать конструирование по условиям: построить мост для пешеходов через определенную реку; многоэтажный двух подъездный жилой дом; улицу с двусторонним движением и светофором; сделать подъемный кран с кабиной для шофера и т.п.
На следующем этапе дети могут конструировать по замыслу: они сами придумывают тему, сами отбирают материал, договариваются, кто что будет делать, и т.п.[ 8]
Для
сюжетного коллективного
Детям седьмого года жизни (и далее) можно предложить конструктор и другого типа наряду с указанными выше, например, конструктор «Тектон», состоящий из 202 деталей. Основные из них — цветные плоские пластины четырех конфигураций — узкая, треугольная, четырехугольная и пятиугольная. Крепятся они между собой цветными узлами тоже четырех видов, отличающихся друг от друга количеством защелок (с двумя, тремя, четырьмя и пятью). Кроме этого, в наборе есть стержни двух видов (длинные и короткие) и колеса (большие и маленькие). Конструктор отличается компактностью, поскольку основные детали являются плоскими. Вместе с тем соединение плоских пластин с использованием разных видов узлов позволяет получить огромное разнообразие объемных форм, которые затем дети используют либо как основу для будущих конструкций, либо как части, детали сложных и очень оригинальных конструкций. Тематика конструкций практически безгранична.