Конструирование из природного материала как художественный вид деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 07:35, контрольная работа

Описание работы

В дошкольном учреждение дети конструируют из: строительного материала и деталей конструкторов; крупногабаритных модулей; бумаги и картона; природного материала; из разных материалов на участке детского сада. Вид материала определяет и вид конструирования.
Конструирование из строительных материалов. Для этого вида используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал; конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей. Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.

Содержание

Понятие, виды, детского конструирования.
Виды природного материала, требования к отбору.
Тематика конструирования из природного материала.
Методика обучения детей конструированию из природного материала.
Практическая часть (конспекты занятий).

Работа содержит 1 файл

Конструирование..doc

— 102.00 Кб (Скачать)

    В свободное от занятий время с  детьми можно делать коллективные поделки.

    В работе с детьми шестого и седьмого года жизни используется более разнообразный природный материал: сучки деревьев, кукурузные початки, плоды каштана, береста, кора деревьев, косточки фруктов, солома.

    Необходимо, чтобы в уголке ручного труда  были альбомы с изображением художественных и детских поделок. Можно провести беседу о том, что подсказало художнику тему изображения, сто он хотел выразить, как он это сделал. Нужно также вызвать желание у детей пофантазировать над тем, что еще можно сделать из такого же материала.

    Педагогами  была разработана поэтапная развивающая система обучения детей 5-7 лет конструированию из природного материала.

    Первый  этап обучения. Основными задачами этого этапа обучения являются:

  1. формирование умения анализировать природный материал как основу будущей поделки;
  2. формирование трех основных приемов построения образов способом «опредмечивания»: а) достраивание; б) убирание лишнего; в) изменение пространственного расположения.5

    Этому должно быть посвящено не менее шести  занятий и двух экскурсий в  парк, в лесопарк или лес. На двух занятиях дети рассматривают природный материал и пытаются увидеть в нем всевозможные образы. С этой целью воспитатель заранее готовит средней величины корни, ветки, сучки разной конфигурации, похожие на что-то конкретное. Рассматривание проводится по подгруппам и занимает 5-7 минут. Организовать его можно в игровой форме.

    После рассматривания природного материала  детей можно собрать вместе и  предложить им практически создать  увиденный в материале образ. Для этого ребятам необходимы разнообразный мелкий материал, пластилин для склеивания деталей и укрепления фигурки на подставке. Во время работы воспитатель может в краткой беседе побуждать детей к обдумыванию замысла.

    В результате практической деятельности дети в основном создают разные образы: фигурки людей и животных, корабль и многое другое.

    При этом практическая «доводка» образов  у детей в основном сводится к  укреплению своих фигурок на подставках и определению их пространственного  положения.

    После изготовления поделок необходимо обсудить с детьми полученный образ, вызвать эмоциональный отклик.

    На  следующем занятии воспитатель  предлагает детям новые корни, ветки  и сучки, отличающиеся от предыдущих тем, что их конфигурации могут вызывать у детей разные ассоциации, что  позволит построить не один, а два-три образа. Организуя их рассматривание, воспитатель, с помощью вопросов и изменения пространственного положения материала, помогает детям увидеть разное в одном и том же.

    Создавая  поделки на втором занятии, большинство  детей предпочитают прием достраивания, и только незначительная часть детей пытается использовать прим убирания лишнего. В этом случае воспитатель по просьбе детей отламывает или срезает лишние части фигуры. В результате дети могут сконструировать до двадцати разных поделок.6

    На  третьем и четвертом занятиях детям предлагают задачи проблемного характера: создание поделок с опорой на заданную основу. Воспитатель раздает новый материал: куски древесной коры разных размеров и конфигураций и сухие древесные грибы. Дети внимательно рассматривают их, говорят, на что это похоже, и приступают к выполнению замысла.

    На  третьем занятии дети делают индивидуальные поделки. Большинство уже могут  построить на основе нового для них  материала достаточно оригинальные образы. Хотя преобладающим приемом их деятельности является достраивание, некоторые дети используют и убирание лишнего.

    Создаваемые детьми образы отличаются от заданной основы. У некоторых первоначальный замысел в процессе работы может меняться. Однако большинство детей на этом этапе придерживаются замысла. Есть дети, которые, почти ничего не меняя в заданной основе, «опредмечивают» ее словом и таким образом создают образ.

    Высказывания  детей по поводу сконструированных  поделок становятся более развернутыми и эмоциональными, носят в основном описательный характер.

    На  четвертом занятии дети получают возможность объединять сделанные  поделки в композиции. Они сами делятся на подгруппы и решают, какие поделки будут использовать и для какой композиции. Часто дети выбирают свои любимые поделки, а потом, когда с опорой на них придумывают сюжет, либо берут другие поделки, либо изменяют уже отобранные в соответствии с общим сюжетом.

    Составление композиций побуждает детей придумывать  короткие рассказы – каждая группа сочиняет историю по своей композиции, один ребенок рассказывает ее другим детям.

    На  двух последних занятиях дети конструируют по замыслу. Они сами отбирают природный  материал, анализируют его, берут  в руки, переворачивают, меняют пространственное положение. После определения замысла  останавливаются на выбранном крупном материале как основе поделки, а мелкий, используемый для деталей, часто меняется в процессе работы. Задача воспитателя – отметить отдельные оригинальные решения и обсудить их со всеми детьми.

    Практически все дети строят образы на основе анализа материала, его конфигурации и размере. Из-за того, что они используют другой природный материал, образу меняются. В конструировании дети используют приемы – достраивание и убирание лишнего, хотя последнее наблюдается реже.

    Таким образом, на первом этапе дети учатся анализировать природный материал как основу получения образов способом «опредмечивания». При этом они осваивают такие приемы конструирования, как изменение пространственного положения, достраивание и убирание лишнего.7

    Второй  и третий этапы обучения проводятся с детьми седьмого года жизни.

    Основной  задачей второго этапа обучения является формирование у детей умения строить образ способом «включения». Для этого важно научить их анализировать природный материал не только как основу будущей поделки, но и как деталь, значимую для построения целостного образа путем ее включения в эту целостность. Т.е. один и тот же материал может быть и основой поделки, и ее деталью.

    Этому необходимо посвятить не менее трех занятий. Но прежде чем приступить к  занятиям, нужно организовать поход в близлежащий лес или парк, чтобы собрать материал.

    На  первом занятии дети конструируют по собственному замыслу из материала, который они собрали на экскурсии. Но сначала необходимо, чтобы каждый из детей рассказал о будущей  поделке. Основным способом конструирования остается пока «опредмечивание», реализуемое тремя приемами (достраивание, убирание лишнего, изменение пространственного положения).

    В создаваемых детьми образах начинает появляться много деталей, подчеркивающих их характерные особенности. Некоторые дети могут выполнить не одну, а две-три поделки. У одних они взаимосвязаны, у других – разные, не имеющие отношение друг к другу.

    Важно в конце занятия предложить детям рассказать о своих поделках.

    На  втором занятии детям задают определенные условия, которым должна соответствовать поделка. У них возникают собственные замыслы в процессе решения поставленной перед ними задачи. Важно, что бы дети создавали свои поделки с опорой на материал как часть чего-то целого и использовали один и тот же материал многофункционально.

    У большинства детей эти задания  вначале вызывают некоторые затруднения: они переспрашивают, долго перебирают весь материал. У детей идет активный поиск образа и средств его  выражения. За редким исключением почти все дети справляются с этим заданием: большинство из них использует заданный природный материал как деталь или часть целостного образа, придуманного ими самими.

    У многих детей процесс создания поделки  сопровождается речью. Большинство, рассказывая  о своих поделках, включают их в сюжеты знакомых сказок.

    На  следующем занятии ребятам предлагают задачу на достраивание фигуры. Все получают одинаковые фигурки, с опорой на которые они должны будут придумать что-то свое и сконструировать. Например, крестообразные фигурки, составленных из двух палочек одинакового размера, скрепленных между собой посередине.

    Это задание вызывает у детей определенные затруднения. Затруднения связаны  с тем, что у детей сложилась  установка на создание фигурок людей, животных и им трудно включить крестообразную фигурку в новый тип конструкции. После достаточно долгого рассматривания материала одни дети сразу отбирают тот материал, который им нужен, и уверенно конструируют задуманное. Другие достаточно долго подбирают материал, меняют его.

    У некоторых заданная фигура составляет основу поделок (плот, подставка). Другие используют ее как часть или деталь в общей конструкции (пропеллер  у вертолета, лопасти мельницы).

    Большинство поделок отличается от заданной фигуры. В своей деятельности дети используют как способ «опредмечивания», так и способ «включения», при этом основным приемом является достраивание основы.

    Аналогичным может быть четвертое занятие. Каждая группа детей получает одну и ту же фигурку, составленную из разного материала. Дети создают поделки с опорой на полученную фигурку, соблюдая основное требование: поделки должны быть разными в каждой группе. Они достаточно долго обдумывают свои будущие конструкции, но уже более свободно используют фигурку и делают поделки. Тематика конструирования значительно расширяется.

    На  всех занятиях технические умения отрабатываются в процессе самой деятельности. Предпочтение отдается несложным операциям (стягивание нитками, скрепление тонкой проволокой, пластилином), а более сложные  действия (работа с шилом, ножом) воспитатель выполняет сам.8

    Третий  этап обучения. Основные задачи этого  этапа следующие:

  1. расширение возможностей использования основных способов и приемов построения образца;
  2. формирование умения строить замыслы (создавать образы) с учетом двух моментов: а) общего сюжета, детализирующего и обогащающего образ; б) специфики природного материала.9

    Для решения этих задач необходимо провести не менее двух обучающих занятий, на которых дети конструируют по собственным  сюжетам. На первом занятии дети как бы продолжают деятельность такого типа: они конструируют по сюжетам придуманных ими сказок, историй. При этом они сами отбирают нужный материал и находят решения.

    Конструируя, дети широко используют и способ «опредмечивания», и способ «включения», применяя при этом приемы достраивания, изменения пространственного положения и убирания лишнего.

    Дети  используют один и тот же материал в разных вариантах для придания большей выразительности своим  героям. Разные позы, отдельные штрихи подчеркивают их особенности.

    В процессе таких занятий развивается  описательная речь детей. Рассказы насыщены образными существительными, сравнениями, прилагательными.

    Некоторое время после занятия дети находятся  под впечатлением созданного ими  сюжета, и поэтому необходимо дать им возможность высказаться. После завершения конструирования дети часто по собственной инициативе начинают драматизировать.

    При таком обучении конструированию  важно осуществлять индивидуально  – дифференцированное руководство  детской деятельностью и при  этом учитывать характер отношения к действительности, индивидуальные предпочтения в выборе средств выразительности. Необходимо также учитывать и другие особенности детей: одним достаточно мотивировать задание, другие нуждаются в постоянной поддержке. И этому способствует организация сотрудничества взрослого с детьми, которое позволяет обеспечить диалоговую форму взаимодействия. Находясь среди детей, педагог не учит, а ищет решение вместе с ними. При этом поиск осуществляется и на этапе создания замысла, и на этапе его осуществления.

    Такое сотрудничество оказывает положительное  влияние на развитие отношений между  детьми, между детьми и педагогом.

    Таким образом, такое обучение конструированию  способствует развитию у детей творческого  воображения, описательной и очень выразительной речи, формированию умения выполнять коллективно задуманную работу в общем темпе и ритме, сотрудничать и без конфликтов решать спорные вопросы.10 

     Конспект  занятия по конструированию  из природного материала  в средней группе «Кораблик».

     Цели:

     Учить детей конструировать поделку из природного материала, соединяя детали кусочками пластилина. Развивать воображение, внимание, усидчивость.

     Материал:

     Половинки скорлупы грецкого ореха; листок любого дерева, проколотый палочкой; флажок, вырезанный из бумаги; пластилин, доски, клей, образец поделки. Лягушка-квакушка (игрушка, персонаж сказки «Теремок»), напольные деревья для сказочного леса, игрушки ежа, зайца, медведя. Записи звуков леса, голосов животных (волка, медведя, лягушки).

Информация о работе Конструирование из природного материала как художественный вид деятельности