Конструирование из природного материала как художественный вид деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 07:35, контрольная работа

Описание работы

В дошкольном учреждение дети конструируют из: строительного материала и деталей конструкторов; крупногабаритных модулей; бумаги и картона; природного материала; из разных материалов на участке детского сада. Вид материала определяет и вид конструирования.
Конструирование из строительных материалов. Для этого вида используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал; конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей. Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.

Содержание

Понятие, виды, детского конструирования.
Виды природного материала, требования к отбору.
Тематика конструирования из природного материала.
Методика обучения детей конструированию из природного материала.
Практическая часть (конспекты занятий).

Работа содержит 1 файл

Конструирование..doc

— 102.00 Кб (Скачать)

    Тема: «Конструирование из природного материала как художественный вид деятельности».

    План:

  1. Понятие, виды, детского конструирования.
  2. Виды природного материала, требования к отбору.
  3. Тематика конструирования из природного материала.
  4. Методика обучения детей конструированию из природного материала.
  5. Практическая часть (конспекты занятий).
 

     1.Термин «конструирование» означает создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта.1

     В дошкольном учреждение дети конструируют из: строительного материала и деталей конструкторов; крупногабаритных модулей; бумаги и картона; природного материала; из разных материалов на участке детского сада. Вид материала определяет и вид конструирования.

     Конструирование из строительных материалов. Для этого вида используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал; конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей. Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.

     Конструирование из бумаги и дополнительных материалов. Этот вид конструирования включает поделку игрушек из плоского материала (бумаги и картона) и поделку игрушек с использованием другим материалов и предметов (разнообразных коробочек, катушек, пробок, кусочков пенопласта, поролона и т. п.). Скрепляя клеем коробки, катушки между собой, дополняя их деталями другого материала, дети получают интересные игрушки.

     Конструирование из природного материала. Для конструирования используют плоды каштана, кору, ветки, сучки погибшего дерева, ольховую скорлупу, солому, желуди и др. Особенность изготовления игрушек из природного материала – использование его естественной формы. Этот вид конструирования ближе всего к изобразительной деятельности.

     Конструирование из крупногабаритных модулей. Крупные модули в основном делятся на два типа: объемные и плоскостные. И в соответствии с этим можно создавать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции. Для объемного конструирования можно использовать наборы крупных модулей типа «Занимательные кубики», «Модуль-игра» (автор С.Л. Новоселова), «Волшебная башня» (авторы Л.А. Парамонова, Ф.А. Юнусов, Т.В. Чернышова), «Змейка». Для плоскостного – наборы типа «Мозаика», «Сердечко» и т.п.2

     Конструирование из разных материалов на участке детского сада. Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя разный природный материал (песок, снег, шишки, коряги, бревна, пни, большие камни, трава и др.) и другие материалы (бумага, разные упаковки, палки, веревки, пенопласт, пластиковые бутылки и др.). Площадь участка и сами материалы позволяют детям создавать конструкции более масштабных размеров, при этом их работа носит в основном коллективный характер.

     Детское конструирование – важное средство всестороннего развития ребёнка – и прежде всего важное средство умственного воспитания. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Конструируя, ребёнок учится различать внешние качества предмета, образца; у него развиваются познавательные и практические действия. В процессе этого вида деятельности у детей формируются пространственные и обобщённые представления; создаются условия для развития творческих умений. На занятиях дошкольники усваивают правильные геометрические названия (куб, брусок, пластина и т. д.), узнают об особенностях геометрических тел. Конструирование способствует развитию речи детей. В процессе этой деятельности формируются моральные качества личности ребёнка, происходит совершенствование нравственных качеств, эстетических чувств. Конструирование способствует физическому совершенству ребёнка. Целенаправленное и систематическое обучение детей играет большую роль в подготовке к школе.

    2. Для изготовления поделок используются  различные виды природного материала.  Рассмотрим их.

     Шишки (кедровые, кипарисовые, еловые, сосновые, ольховые) – прекрасный материал для объёмных игрушек и занимательных поделок. Они хорошо склеиваются, разнообразны по форме, величине. По форме шишки напоминают части туловища животных, человека.

     Собирать  шишки лучше нераскрывшимися, но при необходимости, их можно раскрыть, положив на несколько часов в тёплую духовку. После сбора их нужно отсортировать по виду, форме и величине и разложить в отдельные коробки.

     Орехи (грецкие, лесные, кедровые, земляные) – используются для изготовления фигурок игрушечных человечков, животных, лапок зверьков; для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков. Лесные орехи следует собирать зрелыми, сушат их на дощечках, хранят в коробочках. Грецкие орехи хорошо склеиваются, протыкаются шилом. Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа, постукивая по нему молотком. Эту работу делает только воспитатель. Хранить орехи нужно в сухом помещении.

     Хвоя – иголки подойдут для поделки ежа, лапок паука, коготков кошки, усиков бабочки, юбочки для куклы. Их можно собирать в любое время года, хранить в коробочках. В работе лучше использовать зелёную хвою.

     Желуди (плоды дуба) – удобны для изготовления фигурок человечков, животных, различных деталей к игрушкам из другого природного материала. Желуди бывают разной формы и величины. Они созревают осенью, собирают желуди, когда они созрели и подают с дерева (не следует собирать прелые и загнившие плоды). Одновременно с желудями собирают и их чашечки, которые могут быть использованы для различных поделок. Для изготовления поделок желательно использовать свежие желуди. Хранят их в прохладном и влажном месте.

     Каштан  – плоды являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек, целые плоды можно использовать для изготовления головы и туловища кукол. Плоды каштана имеют красивую блестящую поверхность и ярко-коричневую окраску. Оболочка свежего каштана тонкая, легко прокалывается шилом. Хранить каштаны желательно в прохладном месте.

     Кора  (сосновая, дубовая, березовая)хорошо режется, прокалывается, склеивается. Собирать её можно только с засохших деревьев. Из толстой сосновой коры можно вырезать лодочки, сделать подставки для поделок, некоторые детали и фигурки. Подставки и игрушки из коры можно покрыть лаком – цвет коры приобретёт красивый оттенок.

     Берёзовая кора – береста – один из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек. Из бересты можно вырезать крылья птиц, кисти рук, лапы птиц, морские волны. Одно из свойств бересты – при высыхании она скручивается в трубочку, которая иногда нужна в работе. Когда же нужна ровная береста, её можно распарить в горячей воде и положить под доску с грузом. По высыхании она готова к работе. Ровную бересту можно легко снова скрутить, если подержать в кипятке несколько минут.  Хранится береста в сухом и прохладном месте.

     Ветки – используются при изготовлении некоторых частей поделки (конечностей человека, животных, птиц), а так же определённых композиций («Колобок в лесу», Ворона на дереве»). С этой целью лучше использовать ветки ели, берёзы, сирени, сосны. Собирать ветки можно только со спиленных деревьев.

     Корни – также могут быть использованы для поделок. Своими причудливыми формами, они напоминают различных животных или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которое необходимо развивать у детей. Собранные корни нужно вымыть и хранить в помещении с умеренной влажностью.

     Листья – могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Из них можно сделать парус для яхты, плота, парохода; крылья бабочки, плавники рыбки. Собирать листья лучше осенью. Собранные листья кладут между бумажными листами и проглаживают тёплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой и положить сверху груз.

     Семена (деревьев, цветов, овощей) – могут быть ценным дополнением к игрушкам из природного материала. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыбки, лапы животных, глазки. Собирать семена лучше осенью.

     Кукурузные  початки – то же используют для изготовления игрушек. Их следует использовать без зёрен, мягкую оболочку с листьями. Этот материал хорошо приклеивается, режется ножницами, прокалывается шилом. Из початков можно сделать различные фигурки: птички, лошадки и др. Из мягких листьев можно сделать платья, платки, крылья птицам, пояски, закладки для книг.

     Солома – для поделок используют солому пшеницы, овса, риса. Стебельки соломы должны быть неизмятыми. Сортировать солому лучше по длине, ширине и так хранить до следующего летнего сезона. Перед работой солому вымачивают в кипятке и оставляют в воде  на сутки. Из неё получаются оригинальные и привлекательные игрушки: куклы, звери, персонажи сказок и др.

       Разнообразные и интересные игрушки можно изготовить из плодов шиповника и ягод рябины, декоративной тыквы, ракушек. В качестве дополнения к поделке можно использовать различные травы, мох, птичьи перья.

     Важно объяснить детям, как надо собирать природный материал. Приучать собирать так, чтобы не нанести природе ущерб: береста снимается с поваленных деревьев, веточки подбираются сухие, листья, семена опавшие.

     Нельзя  использовать материал, который может  нанести ребенку травму, угрожать его здоровью (репейник, колосья, ядовитые растения, скорлупа сырых яиц).

     3.Тематика занятий по конструированию из природного материала очень разнообразна.

     Начиная со средней группы надо приобщать  детей к изготовлению простых  поделок. Например, предложить ребятам сделать грибочки (внутренняя часть скорлупы намазывается клеем и надевается на тупую часть шишки), бусы (проколотые шилом желуди нанизываются на нитку), дерево (веточка, по форме схожая с деревом, закрепляется на подставке из глины). Затем можно научить делать лесовичка (туловище – шишка, голова – скорлупа грецкого ореха, борода – мох, посох – веточка), птичку (туловище – шишка, голова – половинка скорлупы грецкого ореха, хвостик – перышко; усаживается на древесный гриб или кусочек коры), лодочку (лодочка – половинка скорлупы грецкого ореха, мачта – веточка, парус – кусочек бересты), зимний букетик из засушенных растений (засушенные растения закрепляются в ореховой скорлупке, наполненной глиной).

     В старшей и подготовительной к школе группах тематика поделок значительно расширяется.

     Сначала детей можно научить делать птицу. На следующем занятии предлагается тема «Домашние птицы», детям предлагается сделать любую домашнюю птицу. Затем детские работы объединяются общим сюжетом «Птичий двор». Потом можно провести коллективную работу. Из желудей  и веточек создается композиция на тему «Заяц – хваста». На следующем занятии детям предлагается сделать декоративное панно из различных материалов: чешуек, шишек, семян, косточек.

     Так же темами занятий могут быть: «Новоселье у воробьев», «Лесная школа», «Цветочная поляна», «Ёж», «Лодочка плывет», «Красивые цветы», «Уточка», «Бабочки», «Стрекозы».

     Очень интересные получаются композиции из крупного материала – веток с  шишками, спила дерева, сучьев, кусков коры – на темы: «Лесная скульптура», «Декоративное украшение», «Декоративные табуретки» (мебель в кукольный уголок) и т.д.

     В детских поделках могут отражаться как сказочные, так и жизненные  образы: Красная шапочка, Старичок –  лесовичок, балерина, матрешка, Буратино и др. Можно подсказать детям, как объединить отдельные фигурки в несложные сюжет: Красная Шапочка встретилась с серым волком, Машенька с медведем; колобок с лисой и т.д.

     Работу  с природным материалом начинают с выбора темы, которую вначале  подсказывает воспитатель. Надо, чтобы дети научились понимать, что в каждой поделке должно быть определенное содержание, и искали убедительную форму воплощения этого содержания в поделке.

    4. Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам продуктивной деятельности.

    Задача  педагогов – научить детей  чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру  его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные  художественные образы.3

    Умения  детей пятого года жизни в использовании природного материала для поделок незначительны. У детей следует вызвать интерес к таким поделкам, показать особенности материала.

    Во  время прогулок в парк, в лес  внимание детей привлекают к интересным кусочкам дерева, сухим веточкам, различным плодам и семенам, которые на что-то похожи. Такие сравнения забавляют детей. Важно пофантазировать вместе с детьми о том, что можно сделать из находки.4

    На  первом занятии воспитатель напоминает об особенностях природного материала  и показывает, какие и как можно сделать из него игрушки. На этом же занятии дети делают игрушки по показу воспитателем готового образца или способа действия.

Информация о работе Конструирование из природного материала как художественный вид деятельности