Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:12, курсовая работа
Цель: исследовать конфликтные ситуации в школьном коллективе и способы их разрешения и предупреждения.
В соответствии с поставленной целью выделим следующие задачи:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- исследовать и описать сущность понятия «конфликт»;
- раскрыть сущность приемов и способов разрешения конфликтов.
Введение……………………………………………………………………..…….3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы
Конфликт: определение и роль в общении………………….………………5
Типология педагогических конфликтов …………….……………………...7
ГЛАВА 2. Практическая часть
2.1 База и используемые методы………………………………………….…….12
2.2 Определение конфликтной ситуации в школе среди старшеклассников. Результаты исследования…………………………………………………..……13
Заключение………………………………………………………………..……...16
Используемая литература……………
достоверной информацией о положении вещей в коллективе учащихся,
предвидеть возможные варианты возникновения и разрешения
конфликтов и лишь на основании данной информации выбирать те или
иные методы управления.
Использованная литература
1. Воронин Г. Л. Конфликты в школе/ Г.Л. Воронин// Социологические исследования. – 1994. – № 3
2. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: учеб./ В.И. Журавлев; Рос. пед. агентство. – М., 1995.
3. Исайчева Н.Д. Школа глазами учеников и учителей / Н.Д. Исайчева // Вопросы психологии. – 1990. - № 4
4. Рыбакова М.М Конфликт
и взаимодействие в
5. Сперанский В.И. Основные виды конфликтов: проблемы классификации / В.И. Сперанский // Социально-политический журнал. – 1995. - № 4
6. http://ru.wikipedia.org
7. http://www.pedlib.ru
Приложение №1
Анкета (для учеников)
а) высокообеспеченная
б) среднеобеспеченная
в) малообеспеченная
а) у нас дают хорошие знания,
учитываются способности
б) у нас больше внимания уделяют не учебе, а личным качествам учащихся, их отношениям с учителями.
в) у нас не дают глубоких знаний, мало сильных преподавателей, большинство уроков ведется по учебникам.
г)другое _______________________
6. Есть ли у Вас желание сменить место учебы? а) да б) нет
7. Как Вы учитесь?
а) на «5»
б) на «4» и «5»
в) на «3» и «4» (большинство 4)
г) на «3» и «4» (большинство 3)
д) бывают и двойки
8. Что Вас больше всего не удовлетворяет в школе?
а) нехватка, низкое качество учебников и учебной литературы
б) много ненужных неинтересных занятий
в) жесткий контроль и придирки учителей
г) плохая организация учебы (большая загруженность учащихся, частые пропуски занятий из-за нехватки учителей)
д) слабая связь полученных знаний с современной жизнью
е) плохая организация досуга и внешкольной работы
9. Каково, на Ваш взгляд, типичное отношение учителей к ученикам?
а) доброжелательное, дружеское
б) ровное, не выделяя кого-либо из учеников
в) требовательное, но уважительное
г) избирательное отношение к ученикам
д) готовность без обид отнестись к замечаниям учащихся
е) назидательное, стремление постоянно поучать
ж) готовность помочь, дать совет
з) грубое, неуважительное
и) панибратство, заигрывание с учащимися
к) высокомерное
м) стремление заинтересовать, развить творческую инициативу
н) стремление доказать, что учитель всегда прав
о) безразличное
10. Часто ли у вас возникают конфликты с учителями?
а) часто
б) редко
в) не бывает
11. Какие способы разрешения конфликтов чаще всего имеют место в Вашей школе?
а) учитель и ученик достигают компромисса в конфликтной ситуации
б) учитель морально подавляет ученика, заставляет его приспосабливаться к себе
в) конфликт настолько непримирим, что в его разрешение включаются родители и (или) администрация
г) никаких мер с обеих сторон не предпринимается в надежде, что конфликт сам сойдет на нет
12. Каковы, на Ваш взгляд, причины конфликтов учащихся с учителями?
а) оскорбления со стороны учителя
б) нетактичное поведение учителя
в) необъективность учителя при оценке знаний
г) завышенные требования учителя к знанию предмета
13. Допустим, Ваш конфликт с учителем привел к откровенному противостоянию (к соперничеству). Какое последствие это может вызвать?
а) перестану посещать уроки данного учителя
б) постараюсь свести к минимуму контакты с данным учителем
в) постараюсь найти компромисс, сгладить конфликт
г) постараюсь доказать свою правоту во что бы то ни стало
д) подчинюсь мнению учителя
14. Конфликты чаще всего бывают с учителями:
а) мужчинами б) женщинами