Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:12, курсовая работа
Цель: исследовать конфликтные ситуации в школьном коллективе и способы их разрешения и предупреждения.
В соответствии с поставленной целью выделим следующие задачи:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- исследовать и описать сущность понятия «конфликт»;
- раскрыть сущность приемов и способов разрешения конфликтов.
Введение……………………………………………………………………..…….3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы
Конфликт: определение и роль в общении………………….………………5
Типология педагогических конфликтов …………….……………………...7
ГЛАВА 2. Практическая часть
2.1 База и используемые методы………………………………………….…….12
2.2 Определение конфликтной ситуации в школе среди старшеклассников. Результаты исследования…………………………………………………..……13
Заключение………………………………………………………………..……...16
Используемая литература……………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы
ГЛАВА 2. Практическая часть
2.1 База и используемые методы………………………………………….…….12
2.2 Определение конфликтной
ситуации в школе среди
Заключение……………………………………………………
Используемая литература…………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Школа – важнейшая ступень эволюции человека в обществе. Именно здесь ребенок начинает проявлять самостоятельность относительно своих желаний, способностей и наклонностей. Мы знаем, что каждый человек уникален, у каждого свои интересы и особенности. Когда же сталкиваются противоположности, возникает конфликт. Не будет преувеличением сказать, что конфликты разной природы и интенсивности характерны для большинства российских школ. Так было и в советское время, так есть и сейчас. Именно поэтому тема о конфликтах в школе не теряет своей актуальности.
Общение с другими людьми
– неотъемлемая часть, необходимое
условие полноценной жизни
Существуют различные
определения конфликта, и все
они подчеркивают наличие противоречия,
которое принимает форму
Отсутствие согласия обусловлено наличием различных мнений, взглядов, идей, точек зрения и т. д. Тем не менее, оно не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди, чтобы преодолеть разногласия, вступают в открытое конфликтное взаимодействие, в процессе которого они получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения – именно в этом и заключается важный позитивный смысл конфликта. С конфликтами, как явлением неизбежным, не надо бороться. Ими надо управлять. Правильно организованное конфликтное взаимодействие – это верный, хотя и не легкий, путь к согласию.
Особо важно знание конфликтов и методов их устранения для педагогов. Великий педагог современности А. С. Макаренко вполне серьезно утверждал в одном из своих выступлений, что педагогическая работа – одна из самых легких. Но при этом подчеркивал, что легка она для тех, кто вполне овладел своим ремеслом, то есть стал мастером своего дела. В чем же проявляется мастерство педагога? Во многом. Но, прежде всего в умении правильно строить свои отношения с воспитанниками, с их родителями, с коллегами.
Объект исследования –
межличностные отношения в
Предмет исследования – конфликтные ситуации.
Цель: исследовать конфликтные ситуации в школьном коллективе и способы их разрешения и предупреждения.
В соответствии с поставленной
целью выделим следующие
- провести анализ психолого-
- исследовать и описать сущность понятия «конфликт»;
- раскрыть сущность приемов и способов разрешения конфликтов.
Предполагаем, что большинство конфликтов в рамках школьного коллектива имеет в своей основе психологические причины (несоответствия). Исследование проводилось следующими методами:
- изучение и анализ научно-методической литературы;
- наблюдение
- тестирование.
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы
1.1 Конфликт: определение и роль в общении
Каждому из нас, так или иначе, приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях меду людьми. Ничего страшного в этом нет. Как образно заметил американский социальный психолог Б. Вул: «Жизнь - процесс решения бесконечно количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим». Поэтому педагогу необходимо иметь представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства педагогов характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, его участники начинают испытывать напряжение, которое может привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым немалый ущерб их здоровью. Совместная деятельность учащихся становится возможной только благодаря общению друг с другом. В самом процессе общения имеет место формирование определенных образцов и моделей поведения человека. Постепенно они становятся неотъемлемой частью характера индивида. В ходе процесса общения люди формируют образ своего внутреннего «Я». Общение - это всегда диалог одного человека с другими или самого с собой. Диалогические связи осуществляются на двух различных уровнях: на уровне внешней коммуникации при присутствии других, а также в субъективном внутреннем мире человека - в его мыслях, образах, воспоминаниях. Эти две системы коммуникации - внешняя и внутренняя - тесно связаны между собой, они взаимно пересекаются и дополняют друг друга. [3]
Жизненная практика показывает, что межличностные отношения протекают зачастую в условиях конфликтов, которые являются неотъемлемой частью человеческих отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Однако общепринятой теории конфликтов, объясняющей природу их возникновения, функционирования и способов управления ими, влияние на развитие коллективов, общества, нет. Однако имеются многочисленные исследования в этой области.
В психологии конфликт определяется
как столкновение противоположно-направленных,
несовместимых друг с другом тенденций
в сознании отдельно взятого индивида,
в межличностных
Учитывая эти факторы,
можно считать совместимыми учеников,
которые ситуативно неделимы в смысле
внутреннего единства и самоуправления.
В противоположность
Под конфликтом обычно понимают столкновение различных, как субъективных, так и объективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп и тому подобное. Конфликты неизбежны и необходимы, так как могут являться движущей силой развития личности и группы. [4]
Наверное, не стоит говорить про то, что любой из нас имеет своё неизменное мнение. Именно наличием большого количества мнений, точек зрения по определенным вопросам и обусловлено отсутствие согласия. Однако это несогласие далеко не всегда является конфликтом. Конфликт возникает только тогда, когда разногласия и противоречия мешают достижению тех или иных поставленных целей и задач. И тогда, чтобы преодолеть возникнувшие разногласия люди и вступают в конфликтное взаимодействие.
Конфликты могут быть конструктивными
- если они способствуют достижению
взаимопонимания и принятию решений,
развивают взаимоотношения, и деструктивными
- препятствующими взаимодействию и
приводящими к дальнейшему
Больше половины всех конфликтов происходит помимо желания их участников. Тут дело в особенностях нашей психики и в том, что некоторые люди просто не придают значения конфликтам.
Главное в разрешении конфликта
- устранить саму конфликтную ситуацию.
Также нужно и исчерпать
Конфликт ассоциируется у человека, прежде всего с враждебностью, угрозами, спорами и даже агрессией. И как результат – о конфликте сложилось мнение, что это явление всегда не желательное и требующее немедленного решения. Но во многих ситуациях конфликт может показать разнообразие проблем, точек зрения по данному вопросу, дать дополнительную необходимую информацию, а также показать многообразие способов разрешения проблем. Также положительная роль конфликта заключается в росте самосознания его участников. Особенно если он преследует социально значимую цель. Конфликт может сформировать и утвердить определенные ценности, объединить единомышленников. Но, к сожалению, данная функция конфликта практически не имеет места во взаимоотношениях учеников и учителей.
1.2 Типология конфликтов
В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор (руководители различных уровней). Классифицируем конфликты по такому основанию, как субъект конфликта, и проанализируем причины, их вызывающие.
Можно выделить десять видов противостояний: 1) ученик- ученик; 2) ученик – учитель; 3) ученик – родители; 4) ученик – администратор; 5) учитель –учитель; 6) учитель – родители; 7) учитель – администратор; 8) родители – родители; 9) родители – администратор; 10) администратор – администратор [1].
Конфликт в
Конфликты среди учеников происходят довольно часто, что и, по мнению учителей, «являются обычным делом для школы». Основные поводы для конфликтов между учениками – грубость, хамство, жестокость, озлобленность. Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов. Детская жестокость – явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого «подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли…» [4].
Можно ли изжить конфликты между учениками? Вряд ли. В школе происходит формирование личности ребенка, и в зависимости от того, сколь успешно осуществляется этот процесс, в первую очередь усвоение духовных нравственных ценностей снижается (возрастает) количество конфликтов между школьниками. Большую роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина – умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения установленному порядку [4].
Второй центральный конфликт «ученик - учитель». Причинами такого противостояния, с точки зрения учеников, являются: 1) оскорбления со стороны учителя; 2) нетактичное поведение; 3) необъективность при оценке знаний; 4) завышенные требования. Наиболее распространены следующие формы поведения старшеклассников в конфликтных ситуациях с учителем: 1) сотрудничество, 2) компромисс, 3) соперничество, 4) уклонение от контактов, 5) приспособление. Причем формы поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек существенно различаются. Девушки, прежде всего, стремятся к сотрудничеству, затем выбирают компромисс, приспособление, уклоняются от встреч и лишь в крайнем случае идут на соперничество. Среди юношей наиболее предпочтительной формой поведения является соперничество, далее компромисс, сотрудничество, сведение контактов к минимуму, приспособление. Таким образом, в случае возникновения конфликтных ситуаций с учителем старшеклассники выбирают продуктивные формы поведения, хотя юноши более конфликтны, чем девушки.
Другая точка зрения – это мнение учителей. В ходе социологического исследования основными причинами возникновения конфликтов с учениками были названы: нарушение дисциплины на уроке (51,9%), плохое выполнение домашних заданий (35,5%), нездоровые отношения между учениками (22,6%). На основании ряда публикаций в «Учительской газете» можно добавить еще две причины: крайняя загруженность учителя и его невыдержанность [2].
Вот типичные формы урегулирования конфликтов с учащимися:
- внешнее пресечение
- проведение индивидуальной работы с учащимися на уроке или вне урока (беседа - дискуссия) – 32% [1];
- профилактика возникновения
конфликтов, разрешение проблем
с учетом индивидуальных и
возрастных особенностей
- отсутствие внешней реакции на конфликтную ситуацию – 11,1% [1].
Самым важным фактором социализации ребенка была и остается семья. Конфликт «ученик - родители» вписывается в вечную тему «отцы и дети». Практика показывает, что «союз взрослых – педагога и родителей - почти всегда направлен на устрашение, подавление ребенка, на войну с ним».