Конфликты в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать конфликтные ситуации в школьном коллективе и способы их разрешения и предупреждения.
В соответствии с поставленной целью выделим следующие задачи:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- исследовать и описать сущность понятия «конфликт»;
- раскрыть сущность приемов и способов разрешения конфликтов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы
Конфликт: определение и роль в общении………………….………………5
Типология педагогических конфликтов …………….……………………...7
ГЛАВА 2. Практическая часть
2.1 База и используемые методы………………………………………….…….12
2.2 Определение конфликтной ситуации в школе среди старшеклассников. Результаты исследования…………………………………………………..……13
Заключение………………………………………………………………..……...16
Используемая литература……………

Работа содержит 1 файл

Исследовательская по педагогике.docx

— 47.16 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3

ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы

    1. Конфликт: определение и роль в общении………………….………………5
    2. Типология педагогических конфликтов …………….……………………...7

ГЛАВА 2. Практическая часть

2.1 База и используемые  методы………………………………………….…….12

2.2 Определение конфликтной  ситуации в школе среди старшеклассников. Результаты исследования…………………………………………………..……13

Заключение………………………………………………………………..……...16

Используемая литература…………………………………………………...…..17

Приложения………………………………………………………………..…….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Школа – важнейшая ступень  эволюции человека  в обществе. Именно здесь ребенок начинает проявлять  самостоятельность относительно своих  желаний, способностей и наклонностей. Мы знаем, что каждый человек уникален, у каждого свои интересы и особенности. Когда же сталкиваются противоположности, возникает конфликт. Не будет преувеличением сказать, что конфликты разной природы и интенсивности характерны для большинства российских школ. Так было и в советское время, так есть и сейчас. Именно поэтому тема о конфликтах в школе не теряет своей актуальности.

Общение с другими людьми – неотъемлемая часть, необходимое  условие полноценной жизни каждого  человека, а особенно ребенка. Самое хорошее в нашей жизни связано с общением. А самое неприятное? Тоже с общением, со взаимоотношениями дома и  в общественных местах. Размышляя о том, что мешает нормальному общению, взаимодействию, мы чаще всего вспоминаем о конфликтах и о том, что с ними связано: отсутствие взаимопонимания, угрозы, враждебность, обиды, попытки (порой безнадежные) доказать свою правоту... Мы привыкли относиться к конфликтам как к явлению только негативному. Нам хочется их избежать. Но можно ли прожить без конфликтов? Чтобы ответить на этот вопрос, надо прежде всего определить, что такое конфликт, прийти к согласию относительно значения этого слова.

Существуют различные  определения конфликта, и все  они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или  явными, но в основе их всегда лежит  отсутствие согласия между двумя  или более сторонами – лицами или группами.

Отсутствие согласия обусловлено  наличием различных мнений, взглядов, идей, точек зрения и т. д. Тем не менее, оно не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди, чтобы преодолеть разногласия, вступают в открытое конфликтное взаимодействие, в процессе которого они получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения – именно в этом и заключается важный позитивный смысл конфликта. С конфликтами, как явлением неизбежным, не надо бороться. Ими надо управлять. Правильно организованное конфликтное взаимодействие – это верный, хотя и не легкий, путь к согласию.

Особо важно знание конфликтов и методов их устранения для педагогов. Великий педагог современности  А. С. Макаренко вполне серьезно утверждал  в одном из своих выступлений, что педагогическая работа – одна из самых легких. Но при этом подчеркивал, что легка она для тех, кто  вполне овладел своим ремеслом, то есть стал мастером своего дела. В чем  же проявляется мастерство педагога? Во многом. Но, прежде всего в умении правильно строить свои отношения  с воспитанниками, с их родителями, с коллегами.

Объект исследования –  межличностные отношения в рамках школьного коллектива.

Предмет исследования – конфликтные ситуации.

Цель: исследовать конфликтные  ситуации в школьном коллективе и  способы их разрешения и предупреждения.

В соответствии с поставленной целью выделим следующие задачи:

- провести анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме исследования;

- исследовать и описать  сущность понятия «конфликт»;

- раскрыть сущность приемов  и способов разрешения конфликтов.

Предполагаем, что большинство конфликтов в рамках школьного коллектива имеет в своей основе психологические причины (несоответствия). Исследование проводилось следующими методами:

- изучение и анализ  научно-методической литературы;

- наблюдение

- тестирование.

ГЛАВА 1. Теоретический  анализ проблемы

1.1 Конфликт: определение  и роль в общении

Каждому из нас, так или  иначе, приходилось сталкиваться с  конфликтными ситуациями. Конфликты  проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях меду людьми. Ничего страшного в этом нет. Как образно  заметил американский социальный психолог Б. Вул: «Жизнь - процесс решения бесконечно количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке  решений или оставить это другим». Поэтому педагогу необходимо иметь  представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства  педагогов характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме  того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, его  участники начинают испытывать напряжение, которое может привести даже к  стрессовым ситуациям, нанося тем самым  немалый ущерб их здоровью. Совместная деятельность учащихся становится возможной  только благодаря общению друг с  другом. В самом процессе общения  имеет место формирование определенных образцов и моделей поведения  человека. Постепенно они становятся неотъемлемой частью характера индивида. В ходе процесса общения люди формируют  образ своего внутреннего «Я». Общение - это всегда диалог одного человека с другими или самого с собой. Диалогические связи осуществляются на двух различных уровнях: на уровне внешней коммуникации при присутствии других, а также в субъективном внутреннем мире человека - в его мыслях, образах, воспоминаниях. Эти две системы коммуникации - внешняя и внутренняя - тесно связаны между собой, они взаимно пересекаются и дополняют друг друга. [3]

Жизненная практика показывает, что межличностные отношения  протекают зачастую в условиях конфликтов, которые являются неотъемлемой частью человеческих отношений и поэтому  существуют столько, сколько существует человек. Однако общепринятой теории конфликтов, объясняющей природу их возникновения, функционирования и способов управления ими, влияние на развитие коллективов, общества, нет. Однако имеются многочисленные исследования в этой области.

В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно-направленных, несовместимых друг с другом тенденций  в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях  или межличностных отношениях индивидов, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Следовательно, основу конфликтных ситуаций в группе между  отдельными учащимися составляет столкновение между противоположными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

Учитывая эти факторы, можно считать совместимыми учеников, которые ситуативно неделимы в смысле внутреннего единства и самоуправления. В противоположность совместимости  конфликтность является следствием несовместимости друг с другом одновременно возникших побуждений действовать. Несовместимость побуждений возникает  тогда, когда они вступают в противоречие. Взаимоисключение является основным показателем конфликта.

Под конфликтом обычно понимают столкновение различных, как субъективных, так и объективных тенденций  в мотивах, отношениях, действиях  и поведении личностей, групп  и тому подобное. Конфликты неизбежны  и необходимы, так как могут  являться движущей силой развития личности и группы. [4]

Наверное, не стоит говорить про то, что любой из нас имеет своё неизменное мнение. Именно наличием большого количества мнений, точек зрения по определенным вопросам и обусловлено отсутствие согласия. Однако это несогласие далеко не всегда является конфликтом. Конфликт возникает только тогда, когда разногласия и противоречия мешают достижению тех или иных поставленных целей и задач. И тогда, чтобы преодолеть возникнувшие разногласия люди и вступают в конфликтное взаимодействие.

Конфликты могут быть конструктивными - если они способствуют достижению взаимопонимания и принятию решений, развивают взаимоотношения, и деструктивными - препятствующими взаимодействию и  приводящими к дальнейшему развитию непонимания между сторонами.

Больше половины всех конфликтов происходит помимо желания их участников. Тут дело в особенностях нашей  психики и в том, что некоторые  люди просто не придают значения конфликтам.

Главное в разрешении конфликта - устранить саму конфликтную ситуацию. Также нужно и исчерпать инцидент. Более важно сделать первое, хотя это и сложнее. Но обычно процесс  может ограничиться лишь утратой  инцидента, а, не устранив конфликтную  ситуацию, мы создаем условия для  углубления конфликта.

Конфликт ассоциируется  у человека, прежде всего с враждебностью, угрозами, спорами и даже агрессией. И как результат – о конфликте  сложилось мнение, что это явление  всегда не желательное и требующее  немедленного решения. Но во многих ситуациях  конфликт может показать разнообразие проблем, точек зрения по данному  вопросу, дать дополнительную необходимую  информацию, а также показать многообразие способов разрешения проблем. Также  положительная роль конфликта заключается  в росте самосознания его участников. Особенно если он преследует социально значимую цель. Конфликт может сформировать и утвердить определенные ценности, объединить единомышленников. Но, к сожалению, данная функция конфликта практически не имеет места во взаимоотношениях учеников и учителей.

 

1.2 Типология конфликтов

В сфере народного образования  принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор (руководители различных уровней). Классифицируем конфликты по такому основанию, как субъект конфликта, и проанализируем причины, их вызывающие.

Можно выделить десять видов  противостояний: 1) ученик- ученик; 2) ученик – учитель; 3) ученик – родители; 4) ученик – администратор; 5) учитель  –учитель; 6) учитель – родители; 7) учитель – администратор; 8) родители – родители; 9) родители – администратор; 10) администратор – администратор [1].

Конфликт в общеобразовательной  школе нельзя оценивать лишь с  точки зрения его положительного или отрицательного воздействия. Необходимо уяснить, закономерное это явление  или случайное, долгосрочное или  временное, массовое или единичное, каковы его причинно-следственные связи, как оно влияет на поведение участников образовательного процесса.

Конфликты среди учеников происходят довольно часто, что и, по мнению учителей, «являются обычным  делом для школы». Основные поводы для конфликтов между учениками  – грубость, хамство, жестокость, озлобленность. Конфликты в подростковой среде  характерны для всех времен и народов. Детская жестокость – явление  общеизвестное. Один из парадоксов мировой  педагогики заключается в том, что  ребенок гораздо больше взрослого  «подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли…» [4].

Можно ли изжить конфликты  между учениками? Вряд ли. В школе  происходит формирование личности ребенка, и в зависимости от того, сколь  успешно осуществляется этот процесс, в первую очередь усвоение духовных нравственных ценностей снижается (возрастает) количество конфликтов между  школьниками. Большую роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина – умение обеспечить ребенку необходимую  для его полноценного развития свободу  в рамках разумного подчинения установленному порядку [4].

Второй центральный конфликт «ученик - учитель». Причинами такого противостояния, с точки зрения учеников, являются: 1) оскорбления со стороны учителя; 2) нетактичное поведение; 3) необъективность при оценке знаний; 4) завышенные требования. Наиболее распространены следующие формы поведения старшеклассников в конфликтных ситуациях с учителем: 1) сотрудничество, 2) компромисс, 3) соперничество, 4) уклонение от контактов, 5) приспособление. Причем формы поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек существенно различаются. Девушки, прежде всего, стремятся к сотрудничеству, затем выбирают компромисс, приспособление, уклоняются от встреч и лишь в крайнем случае идут на соперничество. Среди юношей наиболее предпочтительной формой поведения является соперничество, далее компромисс, сотрудничество, сведение контактов к минимуму, приспособление. Таким образом, в случае возникновения конфликтных ситуаций с учителем старшеклассники выбирают продуктивные формы поведения, хотя юноши более конфликтны, чем девушки.

Другая точка зрения –  это мнение учителей. В ходе социологического исследования основными причинами  возникновения конфликтов с учениками  были названы: нарушение дисциплины на уроке (51,9%), плохое выполнение домашних заданий (35,5%), нездоровые отношения  между учениками (22,6%). На основании  ряда публикаций в «Учительской газете»  можно добавить еще две причины: крайняя загруженность учителя  и его невыдержанность [2].

Вот типичные формы урегулирования конфликтов с учащимися:

- внешнее пресечение конфликтных  действий путем наложения различных  санкций самостоятельно, либо с  помощью родителей, администрации  – 66,7% ответов;

- проведение индивидуальной  работы с учащимися на уроке  или вне урока (беседа - дискуссия)  – 32% [1];

- профилактика возникновения  конфликтов, разрешение проблем  с учетом индивидуальных и  возрастных особенностей учащихся  – 19,4%;

- отсутствие внешней реакции  на конфликтную ситуацию –  11,1% [1].

Самым важным фактором социализации ребенка была и остается семья. Конфликт «ученик - родители» вписывается  в вечную тему «отцы и дети». Практика показывает, что «союз взрослых –  педагога и родителей - почти всегда направлен на устрашение, подавление ребенка, на войну с ним».

Информация о работе Конфликты в школе