Конфликты в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать конфликтные ситуации в школьном коллективе и способы их разрешения и предупреждения.
В соответствии с поставленной целью выделим следующие задачи:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- исследовать и описать сущность понятия «конфликт»;
- раскрыть сущность приемов и способов разрешения конфликтов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы
Конфликт: определение и роль в общении………………….………………5
Типология педагогических конфликтов …………….……………………...7
ГЛАВА 2. Практическая часть
2.1 База и используемые методы………………………………………….…….12
2.2 Определение конфликтной ситуации в школе среди старшеклассников. Результаты исследования…………………………………………………..……13
Заключение………………………………………………………………..……...16
Используемая литература……………

Работа содержит 1 файл

Исследовательская по педагогике.docx

— 47.16 Кб (Скачать)

Социологи Нижегородского государственного университета изучали конфликты между родителями и детьми. Анкетированием было охвачено 850 учащихся 6-10 классов общеобразовательных школ города. Опрос показал, что конфликты между родителями и детьми обусловлены полом ребенка. Девочки и мальчики выбирали одинаковые варианты ответов с разной процентной характеристикой. Главными же причинами ссор, споров и конфликтов детей с родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать по своему разумению, что родители расценивают как непослушание [1].

Конфликты в учительской  среде: «учитель – учитель», «учитель - администратор», «администратор - администратор» (под этим подразумевается конфликт как внутри школы, так и между  школьной администрацией и представителями  вышестоящих образовательных ведомств). По мнению педагогов, они чаще всего  возникают из-за: 1) нетактичного отношения  друг к другу, 2) неудобного расписания занятий, 3) непродуманных нововведений в школе, 4) перекладывание чужих  обязанностей на учителя, 5) неравномерного распределения педагогической нагрузки. Помимо перечисленных, можно выделить административные и финансовые злоупотребления.

Американские социологи, на основании исследований, проведенных  среди учителей, выделили факторы, способствующие удовлетворенности педагогическим трудом, а значит, и снижающие  уровень конфликтности в общеобразовательных  школах [1].

Во-первых, состояние межличностных  отношений. Большинство педагогических коллективов – женские с небольшим  процентом мужчин. «Директора школ, завучи – одним словом руководители – это тоже женщины, которые в  большинстве случаев выдвинулись  благодаря тому, что обладают умением  «навести порядок», «организовать мероприятие», «добиться исполнения»», что крайне осложняет отношения в звене  «учитель - администратор». Во-вторых, автономия школьного преподавателя.    В-третьих, «стиль работы школьной администрации, в первую очередь директора – ведь именно он задает тон в школе и является в ней ключевой лидерской фигурой».

Последняя конфликтующая  пара «учитель - родители». Причиной их противостояния является ребенок. В  этом конфликте, как правило, дело не обходится без администратора. Родители считают, что к их сыну (дочери) учитель  относится необъективно, нередко  его обвиняют в некомпетентности. Учителя в свою очередь обвиняют семью, родителей в самоустранении от процесса обучения, воспитания детей. За этой перепалкой взрослые не замечают, что у ребенка вырабатывается стойкое отвращение к школе и  учебе.

Результаты исследования показывают, что в школе трудно и учителям, и ученикам. Ученикам труднее, потому что они неопытнее, ершистее, бесправнее, точнее – чем  бесправнее, тем ершистее. В представлении  детей переустройство школьной жизни  – это, прежде всего, уважение к личности ученика, представление ему права самому выбирать, какие предметы изучать, какие клубы и вечера посещать, у какого учителя учиться. Для многих программа слишком сложна, порождает комплекс неполноценности. Принуждение к учебе, отсутствие возможности выбора в соответствии со своими желаниями и возможностями – главная причина негативного отношения учащихся к школе. Принципы педагогики сотрудничества могут способствовать улучшению положения дел в школе, если они будут распространяться не только на внеклассную работу, а прежде всего на учебный процесс [2].

Такое явление нашей действительности, как конфликты в средней школе  нельзя рассматривать в отрыве от происходящих в обществе социальных процессов. Надо помнить, что на ухудшение  отношений внутри этого социального  института влияют противоречия в звене «общество - школа».

Таким образом, можно констатировать, что конфликты в общеобразовательной  школе – явление закономерное, в значительной мере вытекающее из ее неспособности реагировать на изменившиеся внешние условия. Конфликты  в школе все чаще приобретают  массовый характер. Выходом из данной ситуации может стать выработка  новой стратегии образования.

ГЛАВА 2. Практическая часть

2.1 База и используемые  методы

Объект исследования –  ученики 8 – 11 классов и учителя *** среднеобразовательной школы. Выборка составила 40 респондентов (30 учеников и 10 учителей)

Предмет исследования –  конфликты между учителями и учениками.

Цель исследования – выяснить причины и факторы конфликтов между учителями и учениками.

Достижению цели исследования будет способствовать решение в  ходе исследования следующих задач:

1.     Выяснить  предпочтения в образовании у учеников.

2.     Выяснить  степень удовлетворенности учеников учебой в школе.

3.     Выяснить  ситуацию конфликта глазами ученика.

4.     Установить  причины конфликтов.

5.     Установить  факторы, влияющие на возникновение конфликтов.

7.     Выяснить  последствия школьных конфликтов.

Было проведено пилотажное исследование, поэтому требование репрезентативности при формировании выборочной совокупности не соблюдается, но в выборку войдут представители всех основных групп, которые должны участвовать в основном исследовании. Исследование посвящено конфликтам в школе, поэтому должны быть представлены следующие социальные группы: учителя и ученики.

Методом сбора информации является опрос, инструментом которого служит анкета (См. Приложение №1). Анкеты для учеников и учителей были аналогичны, поэтому в приложении приведена анкета для учеников.

 

 

 

 

 

2.2 Результаты  исследования

В ходе исследования были получены следующие результаты:

На вопрос «Что Выдумаете  о школе, в которой учитесь?»  учащиеся ответили следующим образом:

 

Также было выявлено, что  двое из тридцати опрашиваемых желают сменить место учебы, что, видимо, связано с конфликтной ситуацией  в классе.

Большинство школьников считают, что отношение учителей к ним  требовательное, но уважительное. Учителя  готовы помочь, если это нужно, а  также стремятся заинтересовать, развить творчество детей.

Что касается конфликтных  ситуаций, то таковые возникают очень  редко, причиной являются, по мнению учеников, необъективность учителя при  оценке знаний. Вот как распределились голоса школьников по этому вопросу:

 

Учителя же считают, что в  конфликтных ситуациях виноваты, в большей степени, ученики, причем основным фактором является нарушение  дисциплины на уроке и неподготовленность учеников к урокам.

Как уже было сказано ранее, конфликтные ситуации в МОУ *** СОШ случаются редко, но если они происходят, то конфликтующие стороны (учитель и ученик) сами достигают компромисса без привлечения администрации и родителей.

На основании проведенного исследования, пришли к выводу, что:

1. Расхождения между предпочтениями учеников в сфере образования с фактическим содержанием образовательного процесса порождает неудовлетворенность учеников учебой в школе и ведет к росту конфликтов.

2. Ученики и учителя по-разному видят ситуацию конфликта. Чаще всего, ученики считают виноватым учителя, а учителя – учеников.

3. Причинами конфликтов, с точки зрения учеников, чаще  всего являются оскорбления со  стороны учителя, его нетактичное  поведение, необъективность при  оценке знаний и завышенные требования к знанию предмета.

4. Основными причинами  возникновения конфликтов, по мнению  учителей, являются нарушение дисциплины  на уроке, плохое выполнение  домашних заданий и нездоровые  отношения между учениками.

5. Чаще всего в конфликты  с учителями вступают учащиеся, родители которых имеют высокий  социальный и экономический статус.

6. Более конфликтными  являются учащиеся 10-11классов, нежели учащиеся 8-9 классов.

7. Чаще всего ученики конфликтуют с учителями – женщинами и с учителями старшего возраста.

8. Чем выше уровень  успеваемости ученика, тем меньше  у него происходит конфликтов  с учителями.

9. Конфликты между учителем и учеником чаще всего завершаются компромиссом между ними или открытым противостоянием, до администрации и родителей дело доходит редко.

10. Если конфликт привел к откровенному противостоянию между учителем и учеником, то ученик, обычно, перестает посещать уроки данного учителя и сводит все контакты с ним к минимуму.

На основании полученных данных можно дать рекомендации по предотвращению конфликтов и конфликтных ситуаций. Таким образом, нужно:

1. Изучать каждого ребенка, чтобы осуществить к нему индивидуальный подход.

2. Создавать оптимальные условия для развития общих, частных и специальных способностей и проявления инициативы ребенка.

3. Использовать подчеркнуто-уважительную форму общения, сочетающуюся с разумной и последовательной требовательностью.

4.  Избегать монотонности, авторитарного стиля, постоянных нравоучений в общении. Нужно быть терпеливым и тактичным при общении с каждым ребенком.

5. Учить детей самоконтролю и саморегулированию своего собственного поведения.

6. Чаще использовать методы стимулирования, особенно поощрение.

7. Чаще обращаться за консультацией к психологической службе в случае возникновения проблем.

8. Проводить уроки нравственности и разъяснять детям суть нравственных категорий.

9. Помнить, что самый лучший выход из конфликтных ситуаций – применение юмора.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        Отношения   в   педагогической   деятельности   между   учителями   и

учениками  проходят  сложные  изменения  в  каждый  возрастной  период.

Реальный  механизм  установления  нормальных  отношений  с  учащимися 

видится   в   снижении   количества   конфликтов   путем   перевода   их   в 

педагогическую ситуацию.  Поэтому   в   настоящее   время   умения   управления   конфликтами  являются  важным инструментом в работе учителя, прежде всего потому, что   осознанное   применение   соответствующих   приемов   содействуют улучшению качества коммуникации детей, помогает сохранять и развивать учебный   процесс,   а   также   формирует   общую   управленческую   и конфликтологическую компетентность современного педагога.

В  настоящее  время  основное  внимание  в  педагогике  при  разработке

проблемы  конфликтов  направлено  на  изучение  следующих  вопросов:

  1. Всестороннее     изучение     конфликтов     в     коллективах   школьников;
  2. Конфликтологической   компетентности     педагога;     
  3. Педагогического вмешательства в конфликты, путей их предупреждения и разрешения.

В   связи   с   этими   обстоятельствами   учителю   полезно   овладеть

технологией   педагогического   управления   конфликтными   ситуациями.

Однако   именно   вопросы   совершенствования   организации   управления

конфликтами  на  сегодняшний  день  недостаточно  исседованны  и  требуют 

системного   подхода   в   нахождении   эффективных   дидактических   и 

воспитательных  решений  поставленных  педагогических  и  социальных

задач.

Исходя из этого, актуальной научной задачей в современных  условиях

является  изучение  научного  статуса  теории  управления  образованием  в целом  и  теории  управления  конфликтами  на  територии  образовательного учреждения в частности.

Сущность   педагогического   управления   конфликтами   в   школьном

коллективе    заключается    в    коррекции    имеющихся    противоречий    и 

формировании  у  субъектов  конструктивных  умений  координировать  и

регулировать развитие конфликтной  ситуации. Педагогическое управление

конфликтами  предполагает  построение    процесса  в соответствии  с

определенными  тенденциями,  в  основе  которых  находится  диалектика

возможного     и     действительного.     Педагог     получает     возможность 

корректировать  и  оптимизировать     процесс разрешения  конфликтных

противоречий  на  фоне  изменения  характера  межличностного  общения.

Управление   конфликтами   заключается   не   столько   в   устранении   или согласовании  взаимных  претензий,  сколько  в  положительном  изменении межличностных отношений  и формировании  у них антиконфликтной направленности.

Выбор методов управления зависит от многих факторов. Поэтому для

того   чтобы   выбор   был   правильным,   педагог   должен   располагать

Информация о работе Конфликты в школе