Конфликты как педагогическая проблема педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству. Для этого педагогу надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы.

Содержание

1.Введение

2. Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания

3. Конфликты в условиях учебной деятельности

4. Приемы урегулирования педагогических конфликтов

5. Заключение

6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

основы пед мастерства.docx

— 52.91 Кб (Скачать)

    Объективными  причинами возникновения конфликтов на уроке могут быть:

    а) утомление учащихся;

    б) конфликты на предыдущем уроке;

    в) ответственная контрольная работа;

    г) ссора на перемене, настроение учителя;

    д) его умение или неумение организовать работу на уроке;

    е) состояние здоровья и личностные качества.

    Конфликт  часто вырастает из стремления учителя  утвердить свою педагогическую позицию, а также от протеста ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Правильно реагируя на поведение  подростка, педагог берет ситуацию под свой контроль и тем самым  восстанавливает порядок. Поспешность  в оценках происходящего нередко  к ошибкам, вызывает возмущение у  учеников несправедливостью, вызывает к жизни конфликт.

    Конфликтные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах, большинством признаются типичными, закономерными. Для их разрешения учителю  надо уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся подросткового  возраста, усиливая деловую взаимосвязь  между ними; дело доходит до конфликта, как правило, с учеником, плохо успевающим, «трудным» по поведению. Нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету - это ведет к затяжному личностному конфликту с учителем. Для того, чтобы конфликтная ситуация была успешно преодолена, она должна быть подвергнута психологическому анализу. Его основной целью является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения в условиях возникшей ситуации. Торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену «словесными ударами», и ситуация становится конфликтной.

    Психологический анализ также используется для переключения внимания с возмущения поступком  ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках, отношениях.

    Существенную  помощь социальному педагогу может  оказать прогнозирование ответных реакций и действий учеников в  конфликтных ситуациях. На это указывали  многие педагоги-исследователи (Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, Н.Н.Лобанова, М.И.Поташник, М.М.Рыбакова, Л.Ф.Спирин и др.). Так, М.М.Поташник рекомендует либо вынужденно примеряться, приспосабливаться к ситуации, либо сознательно и целенаправленно влиять на нее, т.е. творить новое.

    М.М.Рыбакова предлагает учитывать ответные реакции  учащихся в конфликтных ситуаций следующим образом:

    - описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, причина и место возникновения, деятельность участников и т.д.);

    - возрастные и индивидуальные особенности участников конфликтной ситуации;

    - ситуация глазами ученика и учителя;

    - личностная позиция учителя в возникшей ситуации, реальные цели учителя при взаимодействии с учеником;

    - новая информация об учениках, оказавшихся в ситуации;

    - варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения учащихся;

    - выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.

    Из  литературы известно, что разрешение конфликтной ситуации целесообразно  осуществлять по следующему алгоритму:

    - анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение действий;

    - определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий воспитатель - ученик, семья - ученик, ученик - коллектив класса;

    - планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других участников ситуации;

    - анализ результатов;

    - корректировка  результатов педагогического воздействия;

    - самооценка  классного руководителя, мобилизация  им своих духовных и умственных  сил.

    Основным  условием разрешения конструктивного  конфликта психологи считают  открытое и эффективное общение  конфликтующих сторон, которое может  принимать различные формы:

    - высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;

    - открытые и личностно - окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;

    - информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;

    - демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков.

    Действия  педагога по изменению хода конфликта  можно отнести к действиям, предупреждающим  его. Тогда конфликто - терпимыми действиями можно будет назвать неконструктивные действия (отложить решение конфликтной ситуации, пристыдить, пригрозить и т.д.) и компромиссные действия, а конфликто - генными - репрессивные действия (обратиться в администрацию, написать докладную и др.) и агрессивные действия (разорвать работу ученика, высмеять и др.). Как видим, выбор действий по изменению хода конфликтной ситуации имеет приоритетное значение.

    В разрешении конфликта многое зависит  от самого педагога. Иногда следует  прибегнуть к самоанализу для  того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым проведя границу  между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к  себе.

    Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим  образом:

    1) воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;

    2) не делать поспешных выводов;

    3) при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;

    4) научиться ставить себя на место другой стороны;

    5) не давать конфликту разрастись;

    6) проблемы должны решаться теми, кто их создал;

    7) уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;

    8) всегда искать компромисс;

    9) преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.

    Основные  формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу. Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе.

    Затухание конфликта - это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из «явной» формы в «скрытую». Затухание конфликта обычно происходит в результате:

    - истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;

    - потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;

    - переориентации мотивации оппонентов (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте). Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).

    Устранение  конфликта возможно с помощью  следующих способов:

    - изъятие из конфликта одного из участников;

    - исключение взаимодействия участников на длительное время;

    - устранение объекта конфликта.

    Перерастание  в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта. Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть:

    - устранение одной или обеих сторон;

    - приостановка конфликта с возможностью его возобновления;

    - победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);

    - деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);

    - согласие о правилах совместного использования объекта;

    - равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;

    - отказ обеих сторон от посягательств на данный объект.

    Прекращение конфликтного взаимодействия - первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции участника с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.

    Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах участников является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента. При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об участнике и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение.

    Важно понять, что проблему, из-за которой  возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной  позиции и действий. Выявление  и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться  понять интересы другого. Понять - не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях участника. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта. 

Заключение. 

    Образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Педагогическая действительность, однако, порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций, выход из которых требует специальной подготовки социальных педагогов.

    Установлено, что поскольку в основе конфликта  часто лежит противоречие, подчиненное  определенным закономерностям, социальные педагоги не должны «бояться» конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.

    Понимание причин возникновения конфликтов и  успешное использование механизмов управления ими возможны только при  наличии у будущих социальных педагогов знаний и умений соответствующих  личностных качеств, знаний и умений.

    Констатировано, что практическая готовность социального  педагога к разрешению конфликтов среди  учеников представляет собой интегральное личностное образование, структура  которого включает в себя мотивационно - ценностный, когнитивный и операционно-исполнительский компоненты. В качестве критериев этой готовности выступают мера, целостность и мера сформированности ее основных составляющих. 

Список  литературы 

    1. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., Просвещение, 1995. – 203 с.

    2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. - СПб., 1992 – 146 с.

Информация о работе Конфликты как педагогическая проблема педагога