Конфликты как педагогическая проблема педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству. Для этого педагогу надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы.

Содержание

1.Введение

2. Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания

3. Конфликты в условиях учебной деятельности

4. Приемы урегулирования педагогических конфликтов

5. Заключение

6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

основы пед мастерства.docx

— 52.91 Кб (Скачать)

    Наиболее  распространены среди учащихся конфликты  лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок  за первенство в классе. В средних классах часто, конфликтуют группа парней и группа девчонок. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса.

    Большое влияние на конфликтное поведение  школьников оказывает личность учителяЕе воздействие может проявляться в различных аспектах.

    Во-первых, стиль взаимодействия учителя с  другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают  заметное влияние на формирование межличностных  отношений учащихся с одноклассниками  и родителями. Личностный стиль общения  и педагогическая тактика «сотрудничество» обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов. Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения придерживаются одной из тактик («диктат» или «опека»), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах «авторитарных» учителей и в старшем школьном возрасте.

    Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в  конфликты учениковрегулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть - просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.

    Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:

    - деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им вне учебных заданий;

    - поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;

    - отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

    Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.

    Конфликты поступков всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

    Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).

    Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

    Особенности педагогических конфликтов.

    Среди них можно выделить следующие:

    - ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;

    - участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;

    - разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;

    - различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму;

    - присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

    - профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

    - контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;

    - не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «Я - высказывания» (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);

    - не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить);

    - стараться не выгонять ученика из класса;

    - по возможности не обращаться к администрации;

    - не отвечать на агрессию агрессией, не затрагивать его личности,

    -давать оценку только его конкретным действиям;

    - дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»;

    - независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);

    - не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения. 

Приемы урегулирования педагогических конфликтов 

    Мало  найдется проблем между людьми или  группами людей, которые можно было бы решить в один миг. Поэтому успешное разрешение конфликтов обычно включает цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. В любой конкретной ситуации следует выявить источник конфликта до того, как заняться разработкой политики по их разрешению.

    Прежде  всего, надо выяснить, что произошло. В чем проблема? На этом этапе  важно изложить факты, чтобы все  согласились с определением проблемы. Чувства и ценностные оценки должны четко отделяться от фактов. И руководитель должен представить идеальное решение  со своей стороны. Затем спросим  у всех заинтересованных лиц: какие чувства они испытывают и что бы хотели увидеть в качестве идеального решения? Возможно несколько вариантов. Когда конфликт проанализирован, можно переходить к совместному в духе сотрудничества поиску шагов, чтобы привести всех к примирению.

    Конфликты есть деструктивные и конструктивные. Деструктивный - когда он не касается важных рабочих проблем, разделяет коллектив на группы и т.д.Конструктивный конфликт - когда открывается острая проблема, приводит к столкновению с реальной проблемой и путями ее решения, помогает совершенствоваться.

    При разрешении конфликтов между учителем и учащимся необходимо помимо анализа  причин конфликта, учитывать возрастной фактор. Наряду с деловыми конфликтными ситуациями “учитель-ученик” нередки противоречия и личностного характера. Как правило, они возникают из-за возникшего у подростка чувства взрослости и стремления признать себя таковым, а с другой стороны, отсутствием у педагога оснований для признания его равным себе. И в случае неверной тактики педагога способно привести к устойчивой личной взаимной неприязни и даже вражде.

    Попадая в конфликтную ситуацию учитель может направлять свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики. В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения недомолвок, несогласованности. В прочем проблема понимания другого человека довольно сложная.

    Опытные педагоги знают, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как  сказать (эмоциональное сопровождение  разговора), когда сказать, чтобы  достигнуть цели обращенной к ребенку  речи (время и место), при ком  сказать и зачем сказать (уверенность  в результате).

    В общении педагога с учениками  большое значение имеют не только содержание речи, но и ее тон, интонация, мимика. Если при общении взрослых интонация может нести до 40% информации, то в процессе общения с ребенком воздействие интонации существенно  увеличивается. Принципиально важно  уметь слушать и слышать ученика. Это не так легко сделать по ряду причин: во-первых, трудно ждать  от ученика плавной и связной  речи, в силу чего взрослые часто  прерывают его, чем еще больше затрудняют высказывание (“Ладно, все  понятно, иди!”). Во-вторых, учителям часто  некогда выслушать ученика, хотя у того есть потребность поговорить, а когда учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к  разговору.

    Реально возникающий конфликт между педагогом  и учеником можно проанализировать на трех уровнях:

    - с точки зрения объективных особенностей организации учебно-воспитательного процесса в школе;

    - с точки зрения социально-психологических особенностей класса, педагогического коллектива, конкретных межличностных отношений учителя и ученика;

    - с точки зрения возрастных, половых, индивидуально-психологических особенностей его участников.

    Конфликт  может считаться продуктивно  разрешенным, если налицо реальные объективные  и субъективные изменения в условиях и организации всего образовательного процесса, в системе коллективных норм и правил, в позитивных установках субъектов этого процесса по отношению друг к другу, в готовности к конструктивному поведению в будущих конфликтах.

    Реальный  механизм установления нормальных отношений  видится в снижении количества и  накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию, когда  не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе, хотя такая работа связана  с определенными трудностями  для учителя.

    В социальной психологии и педагогике выделено пять типов отношений:

    - отношения диктата - строгая дисциплина, четкие требования к порядку, к знаниям при официально-деловом общении;

    - отношения нейтралитета - свободное общение с учениками на интеллектуально - познавательном уровне, увлеченность учителя своим предметом, эрудированность;

    - отношения опеки - забота до навязчивости, боязнь всякой самостоятельности, постоянный контакт с родителями;

    - отношения конфронтации - скрытая неприязнь к ученикам, постоянное недовольство работой по предмету; пренебрежительно деловой тон в общении;

    - отношения сотрудничества - соучастие во всех делах, интерес друг к другу, оптимизм и взаимное доверие в общении.

    Говорить  с ребенком намного труднее, чем  со взрослым; для этого надо уметь адекватно оценивать по внешним проявлениям его противоречивый внутренний мир, предвидеть его возможную ответную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении со взрослыми. Слово педагога обретает убедительную силу воздействия лишь в том случае, если он хорошо знает ученика, проявил к нему внимание, в чем-то помог ему, т.е. установил с ним соответствующие отношения через совместную деятельность. Между тем начинающие учителя склонны считать, что их слово само по себе должно привести ребенка к послушанию и принятию их требований и установок.

    Для принятия правильного решения педагогу часто недостает времени и  информации, он видит факт нарушения  хода урока, но ему трудно понять, чем  это вызвано, что этому предшествовало, что приводит к неправильному  толкованию поступков. Подростки, как  правило, более информированы о  причинах происходящего, обычно об этом молчат, а при попытке объяснить учителю, внести ясность, тот нередко останавливает их («Сам разберусь»). Учителю трудно принять новую информацию, противоречащую сложившимся у него стереотипам, изменить отношение к случившемуся и свою позицию.

Информация о работе Конфликты как педагогическая проблема педагога