Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:36, контрольная работа
Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству. Для этого педагогу надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы.
1.Введение
2. Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания
3. Конфликты в условиях учебной деятельности
4. Приемы урегулирования педагогических конфликтов
5. Заключение
6. Список литературы
1.Введение
2. Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания
3. Конфликты в условиях учебной деятельности
4. Приемы урегулирования педагогических конфликтов
5. Заключение
6. Список литературы
Введение.
Сейчас,
как никогда, важно с детских
лет воспитывать у детей
Для
этого педагогу надо хорошо овладеть
умениями и навыками предупреждения
и разрешения конфликтных ситуаций,
так как проблема взаимодействия
участников педагогического процесса
приобретает все большую
В
многочисленных публикациях о проблемах
современной школы часто
Для
того чтобы умело использовать конфликт
в педагогическом процессе, необходимо,
естественно, иметь теоретическую базу:
хорошо знать динамику его и все ее составляющие.
Бесполезно рассказывать о технологии
использования конфликта, человеку, который
имеет лишь житейское представление о
конфликтном процессе.
Определение
конфликта, содержание,
типы и способы
протекания.
Конфликт - форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом, группой, самим собой - в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.
Говоря иначе, конфликт - ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.
Типологическое подразделение конфликтов:
Подлинный конфликт - когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо легко изменяющегося фактора;
Случайный или условный конфликт - когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив;
Смещенный конфликт - когда воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связанны с объективными причинами, лежащими в его основе. Такой конфликт может быть выражением истинных конфликтных отношений, но в какой-либо символической форме;
Неверно приписанный - когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо преднамеренно с целью спровоцировать столкновение в группе противника, "затушевывая" тем самым конфликт между его истинными участниками, либо непреднамеренно, в силу отсутствия действительно истинной информации о существующем конфликте;
Скрытый конфликт - когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются;
Ложный - конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений.
Следует различать понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация", разница между ними очень существенна.
Конфликтная ситуация - такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта - возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.
То есть в процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.
Выделяют четыре вида конфликтов.
Внутри личностный конфликт, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;
Межличностный конфликт, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;
Межгрупповой конфликт, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;
Личностно-групповой конфликт - возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.
Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.
Существуют сигналы, предупреждающие конфликт. Среди них:
· кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности - в своем воображении, иногда на самом деле);
· недоразумение (
· инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);
· напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и поступков его действий, чувства изменяются к худшему, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);
· дискомфорт (интуитивное ощущение волнения, страха, которые трудно выразить словами).
Педагогически важно отслеживать сигналы, свидетельствующие о зарождении конфликта.
В практике социального педагога больше интересует не столько устранение инцидента, сколько анализ конфликтной ситуации. Ведь инцидент можно заглушить путем “нажима”, тогда как конфликтная ситуация сохраняется, принимая затяжную форму и отрицательно влияя на жизнедеятельность коллектива.
На конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития.
Считая
конфликт эффективным средством
воспитательного воздействия
Большинство ученых считает, что конфликт - это острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности с общепринятыми нормами. Другие определяют конфликт как ситуацию взаимодействия людей, либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели.
На
основании изложенного можно
сделать вывод, что в течение
длительного времени
Установлено,
что противоречия, возникающие среди
подростков, не всегда приводит к конфликту.
От умелого и чуткого
Различают два подхода в подготовке к разрешению конфликтов:
- изучение имеющегося передового педагогического опыта;
- второй - овладение знанием закономерностей развития конфликтов и способами их предупреждения и преодоления; (путь более трудоемкий, но более эффективный, так как дать “рецепты” на всевозможные типы конфликтов невозможно).
В. М. Афонькова утверждает, что успешность педагогического вмешательства в конфликты учащихся зависит от позиции педагога. Таких позиций может быть, как минимум, четыре:
· позиция авторитарного вмешательства в конфликт - педагог, не будучи убежден, что конфликт - это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его;
· позиция нейтралитета - педагог старается не замечать и не вмешиваться в столкновения, возникающие среди воспитанников;
· позиция избегания конфликта - педагог убежден, что конфликт - показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации;
· позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела.
Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролировать и управлять конфликтом.
Однако педагогу достаточно часто не хватает культуры и техники взаимодействия с воспитанниками, что приводит к взаимному отчуждению. Человек с высокой техникой общения характеризуется стремлением не только верно разрешать конфликт, но и понять его причины. Для разрешения конфликтов среди подростков весьма уместен метод убеждения как путь примирения сторон. Он помогает показать подросткам нецелесообразность некоторых форм, которые они используют для разрешения конфликта (драки, присвоение кличек, запугивание и т.п.). В то же время педагоги, используя этот метод, допускают типичную ошибку, ориентируясь только на логику своих доказательств, не учитывая взглядов и мнений самого подростка. Ни логика, ни эмоции не достигают цели, если педагог игнорирует взгляды и опыт воспитанника.
Теоретический анализ психолого - педагогической конфликтологии приводит к следующим предварительным выводам:
В основе конфликта часто лежит объяснимое противоречие, а сам конфликт может носить конструктивный и деструктивный характер;
У большинства педагогов сохраняется настороженное отношение к конфликтам среди учащихся;
Конфликтов не следует «бояться», поскольку они закономерны;
Конфликты среди подростков в силу их возрастных особенностей - явление распространенное и обычное;
К конфликту часто приводит высокий эмоциональный “накал” в общении;
Причиной конфликта может служить утверждение своего “Я”;
Внутриличностный конфликт может стать причиной межличностного конфликта;
Вмешиваться педагогам в конфликт целесообразно не столько для того, чтобы устранить его, сколько для оказания помощи подростку в познании самого себя, своего товарища, своего учебного коллектива;
Прежде чем вмешиваться в конфликт, необходимо знать причины его возникновения, иначе вмешательство может приобрести педагогически негативный характер;
Конфликтная ситуация и конфликт при умелом использовании механизмов управления могут стать эффективными средствами воспитательного воздействия;
Социальному педагогу необходимы глубокие специальные знания для успешного управления конфликтами среди подростков.
Информация о работе Конфликты как педагогическая проблема педагога