Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 22:38, практическая работа
Современная молодёжь Украины - это «новое поколение», которое на себе испытывает реформы последних десятилетий, получив образование, ищет возможность самореализации, принимает решение о создании семьи в новой социально – экономической ситуации. Успехи молодёжи способствуют успехам реформ и наоборот. Молодёжь реализует в первую очередь представленные ей возможности, проявляя инициативу, находчивость и гибкость.
Технология адаптированной системы воспитания (обеспечивает значительное повышение активности каждого ребёнка, возможность высказывать свои мысли и своё эмоциональное и общее понимание жизни).
Технология педагогики соуправления (помогает сделать воспитательный процесс творчески насыщенным и интересным).
Технология развивающего воспитания (способствует формированию умений и навыков).
Нетрадиционные
формы проведения мероприятий (способствуют
развитию оригинального и творческого
мышления).
Если в воспитательном процессе отказаться от роли жестокого наставника - создать доброжелательную атмосферу «веры в одного и всех в одного» - будет заложен фундамент для развития креативного мышления детей.
Стимулирование творческой самостоятельности в условиях нетрадиционного воспитания является предпосылкой и условием того, что поведение детей перестаёт быть шаблонным. Они проявляют позитивное отношение к общению, их знания отличаются глубиной, адекватно воспринимают аудиторию, относительно легко устанавливают контакты.
Важным способом формирования коммуникативных умений и привлечения детей к самостоятельной работе являются нетрадиционные формы проведения мероприятий.
Детям только тогда интересно, когда они сами творцы мероприятий.
Организация детского соуправления, реализация воспитательных проектов, походы, интервью, конференции, встречи с известными людьми, конкурсные программы, работа детских массмедиа, пресс-службы, радиогазеты, детского TV привлекает тем, что дети сами становятся участниками творческого процесса, учатся выполнять ту или другую социальную роль, находить общий язык с окружающими.
Каждый хочет быть увиденным и стать участником происходящего. Главным действующим лицом в такой организации воспитательного процесса является ребёнок, а воспитатель – то консультант, то наставник, то советник, то помощник. Именно во время такой работы создаётся ситуация совместного творчества и доверия между ребёнком и воспитателем.
Без наставника-педагога этот процесс не может развиваться достаточно, поэтому в процессе воспитания роль воспитателя выражается в педагогической поддержке и психологической ориентации детей на позитивный результат.
Воспитательная работа проводится параллельно с работой учебно-консультационного пункта.
В комплексе создаётся
Коллектив комплекса заботится о здоровье и безопасности отдыхающих, предлагает различное санаторно-оздоровительное лечение (работают фитобар (проводится фитотерапия и приём кислородных коктейлей), комната ароматерапии, ингаляторий, соляная комната, комната физиотерапии и бальнеотерапии, массажный кабинет, комната лечебной физкультуры, комната психологической разгрузки), проводит работу по формированию навыков здорового образа жизни.
Комплекс тесно сотрудничает с родителями. Проводятся родительские дни.
Комплекс
поддерживает отношения Донецкой областной
госадминистрацией, с Донецким облсоветом,
с исполкомом Донецкого горсовета, с депутатами
Донецкого облсовета, с управлением по
делам семьи и молодежи при Донецкой областной
госадминистрации, с Донецким областным
советом професоюзов, с национальным природным
парком «Святые горы», с известными спортсменами
и деятелями культуры, областными и местными
общественными организациями. Постоянно
проходят встречи подростков с ведущими
специалистами различных структур по
вопросам формирования здорового образа
жизни.
Вожатый – не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель – не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания – не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а в общем вместе с детьми улучшении мира.
Гуманно-личностная
педагогика основана
на классической формуле:
ребёнок не только готовится
к жизни, он уже живёт
…
Живёт не в мире детства, а в мире взрослых. Мире, в котором он не успевает сориентироваться в потоке информации, получает искажённое представление об общечеловеческих ценностях и моральных качествах и при этом испытывает недостаток во внимании.
Отсюда и принцип, который является стержнем Программы «Я открываю Мир»: развивать и воспитывать в ребёнке жизненные компетенции с помощью самой жизни…
Наш комплекс – мир детства, в котором мы помогаем ребёнку почувствовать себя сильнее, увереннее, значимее, испытать «настоящие» общечеловеческие ценности и унести их в «большую жизнь».
Что же такое детство и как строить отношения с детьми? Над этими вопросами человечество думает давно. Великие философы всех времён отмечали, как непрост этот участок жизненного пути, в то же время как много можно успеть сделать именно в детстве. Испокон веков детство считается лучшим периодом для освоения наук, развития физических и художественных навыков.
Детство – это отрезок большого пути, по которому дети идут за руку с взрослыми. И как важно вымостить его кирпичиками счастья.
«Детство подобно расплавленному металлу, который, будучи влит в форму, получает от неё свои очертания. Но лишь детство пройдёт,- человеческий материал делается твёрдым, и его нельзя уже после плавить, а можно только слегка подскоблить», эти слова Ж. Рамбоссона помогают лучше понять всю важность периода детства в жизни человека, почувствовать груз ответственности, который лежит на плечах взрослых.
Детство – это время формирования личности ребёнка, время включения его в активную деятельность, пора развития и социализации.
В период, когда привычный способ жизни уходит на второй план, перед педагогическим коллективом комплекса стоит ряд задач:
- создать психолого-педагогические условия для личностного развития;
- найти разнообразные формы организации деятельности и общения;
- разработать комплексные программы, целью которых является стимулирование внутреннего роста, раскрытие потенциальных возможностей, развитие самосознания, навыков саморегуляции;
- открытие
новых эффективных форм
Поэтому педагогический коллектив комплекса
работает над реализацией Программы «Я
открываю мир», которая на сегодняшний
день является основой воспитательной
работы комплекса. Перед педагогическим
коллективом стоит главная цель - организовать
работу по формированию целостного мировоззрения
ребёнка, создать условия для формирования
социальных навыков ребенка, обогащения
его социального опыта.
Задачи:
- Создание
условий для формирования
- Систематический мониторинг психолого-педагогического статуса ребёнка в ходе реализации Программы;
- Повышение
психолого-педагогической компетенции
педагогов, развитие навыков рефлексии.
В течение дня каждый ребёнок открывает для себя множество «миров», свой Мир, где он учится общаться, взаимодействовать, быть активным, социально значимым и т.д.
Именно в процессе взаимодействия с миром у ребёнка формируется отношение к себе, своим поступкам, друзьям, здоровью, взрослым и т.д. поэтому важно отследить эффективность данной Программы.
Для этого в рамках
Программы «Я открываю Мир», существуют
игровые блоки – «Миры». Проходя
через них, ребёнок самостоятельно
или с помощью взрослого
Отслеживанием результативности Программы « Я открываю Мир» занимаются психологи, которые проводят первичный и дальнейший мониторинг деятельности педагогического коллектива.
Оценка эффективности
помогает оглянуться назад, осмыслить
проделанную работу, чтобы в дальнейшем
организовать свою деятельность наиболее
продуктивно с минимальными затратами.
Оцениваются изменения в
Используются
Для прослеживания динамики изменений один и тот же тест проводится перед началом и по окончанию смены: подсчитывается количество правильных ответов на каждый вопрос в пре-тесте и пост-тесте; вычисляется процент правильных ответов в каждом из них по отдельности и сравнивается картина. Тесты в большей степени рассчитаны на оценку изменений в знаниях.
Анкетирование и итервьюирование по сути раскрывают отношение человека к поставленной проблеме на основе полученных знаний, навыков. Анкетирование может быть анонимным и именным; индивидуальным и групповым.
Также
как и анкетирование, метод используется
для определения личного
Эта методика предлагает оценку личностных качеств, осознание своего места в системе социальных связей и направлена на отслеживание изменений внутреннего характера. Полярные ступеньки выбираются произвольно, в зависимости от цели исследования.
Данную
методику целесообразно использовать
в системе после каждого
Использование графических методик («Стена откровений», «Дерево желаний», «Цвет настроения») позволяет узнать о внутреннем настроении ребёнка, его взглядах, отношениях наиболее глубоко и объективно, т.к. ребёнок просто рисует или выполняет определённое задание и не подозревает, что является объектом исследования. Он не подыгрывает, не пытается показать себя с лучшей стороны.
В результате путешествия по Мирам на Прощальном огоньке ребёнок получает «Билет в Огромный Взрослый Мир». В «Билете» отмечается, в чём ребёнок был наиболее успешен, где добился высоких результатов, побед.
Добрые пожелания и напутствия воспитателей для ребят станут залогом Успеха в Огромном Взрослом Мире.
Во время проведения Прощального огонька на новом качественном уровне отмечается каждый ребёнок: значимыми становятся его умения, знания, способности, организаторские качества, идейная убеждённость, всё то, что сыграло важную роль в обеспечении общего успеха.
На прощальном огоньке повышается статус тех, кто действует в интересах коллектива, вкладывает в общий успех свои организаторские, творческие, интеллектуальные способности. Спасибо говорят тем, чьё дружелюбие, весёлый нрав, хорошее настроение помогло прожить все трудности смены. Очень важно показать ребёнку ценность коллектива, вызвать чувство гордости, уважение к нему. Это вызывает у ребят желание соответствовать тем нравственным ценностям, идеалам, которыми ребята жили в течение смены.